Научная статья на тему '"ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА" В ВОСПОМИНАНИЯХ РОССИЙСКИХ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ'

"ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА" В ВОСПОМИНАНИЯХ РОССИЙСКИХ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ ИСТОРИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ / ВЕТЕРАНЫ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ / ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ / НАРРАТИВЫ / ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ / ORAL HISTORY / MEMORY STUDIES / VETERANS OF LOCAL CONFLICTS / INTERNALIZATION OF DISCIPLINE / NARRATIVES / EVERYDAY PRACTICES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаи Ф. В., Балдуева Ж. Д.

В статье рассматривается сложная взаимосвязь социально-политических установок и тактик субъективации советских солдат и офицеров во время войны в Афганистане. На материале полуформализованных интервью исследуется восприятие воспитательной работы разными группами военных: срочниками, прапорщиками и лейтенантами, старшими офицерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Николаи Ф. В., Балдуева Ж. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"TRAINING AND IDEOLOGY" IN THE MEMORIES OF RUSSIAN VETERANS OF AFGHANISTAN WAR

The article is devoted to the complex relationship between political frameworks and tactics of subjectivation of Soviet soldiers and officers during the war in Afghanistan. The analysis of semiformalized interviews allows to differentiate the connections of training and ideology for different military groups: conscripts, warrant officers and lieutenants, and senior officers.

Текст научной работы на тему «"ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА" В ВОСПОМИНАНИЯХ РОССИЙСКИХ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ»

УДК 355.292(470+571):355,48(581):930

«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА» В ВОСПОМИНАНИЯХ РОССИЙСКИХ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ

Ф.В. Николаи

НГПУ им. К. Минина кафедра всеобщей истории, классических дисциплин и права email: [email protected]

Ж.Д. Балдуева

НГПУ им. К. Минина кафедра всеобщей истории, классических дисциплин и права email: [email protected]

В статье рассматривается сложная взаимосвязь социально-политических установок и тактик субъективации советских солдат и офицеров во время войны в Афганистане. На материале полуформализованных интервью исследуется восприятие воспитательной работы разными группами военных: срочниками, прапорщиками и лейтенантами, старшими офицерами.

Ключевые слова: устная история, исследования памяти, ветераны локальных конфликтов, интернализация дисциплины, нарративы, повседневные практики.

«TRAINING AND IDEOLOGY» IN THE MEMORIES OF RUSSIAN VETERANS OF AFGHANISTAN WAR

F.V. Nikolai

(Nizhny Novgorod, Russia) email: [email protected] Z.D. Baldueva

(Nizhny Novgorod, Russia) email: [email protected]

The article is devoted to the complex relationship between political frameworks and tactics of subjectivation of Soviet soldiers and officers during the war in Afghanistan. The analysis of semi-formalized interviews allows to differentiate the connections of training and ideology for different military groups: conscripts, warrant officers and lieutenants, and senior officers.

Keywords: oral history, memory studies, veterans of local conflicts, internalization of discipline, narratives, everyday practices.

В феврале 2019 г. исполнилось 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Хотя большая часть официальных источников по-прежнему хранится под грифом «секретно», войне 1979-1989 гг. посвящено достаточно много исследований, среди которых широко известны работы Е.С. Сенявской, В.С. Христо-форова, Н.С. Авдониной, Т.В. Рабуш и других1. В англоамериканской историографии эта проблематика также вызывает пристальное внимание в связи с военными действиями 2000-хгг. и анализом истоков формирования движения «Талибан»2. Но посвящены все эти исследования в основном социально-политическим вопросам, проблемам дипломатических отношений между лидерами Афганистана и руководством СССР / США, а также дискуссиям о нюансах военной стратегии. Феноменология фронтового опыта за редким исключением3остается в этих работах на заднем плане. Цель данной статьи - не перевернуть или оспорить подобную оптику, но показать важность обеих составляющих военной машины, продемонстрировать сложную взаимосвязь социально-политических установок и тактик субъек-тивации советских солдат и офицеров.

В этом контексте особый интерес представляет вопрос об организации воспитательной работы и ее восприятии разными группами военных: срочниками, прапорщиками и лейтенантами, старшими офицерами. Чаще всего в воспоминаниях последних ее цели описываются функциональным языком поддержания дисциплины: «<...> защита войск от информационно-психологического воздействия противника; изучение и доведение

1 Христофоров В.С. Афганистан. Правящая партия и армия (1978 — 1989). М., 2009; Рабуш Т.В. Противостояние США и Советского Союза в Афганистане: 1978-1985 гг. Дисс. ... к.и.н. СПб., 2011; Рабуш Т.В. История противостояния США и Советского Союза в Афганистане (1978-1984 гг.) СПб., 2012; Авдонина Н.С. Метаморфозы исторической памяти о войне в Афганистане (1979-1989) // Диалог со временем. 2013. № 43. С. 338-346; идр.

2 Goodson L. Afghanistan's Endless War: State Failure, Regional Politics, and the Rise of the Taliban. Washington, 2011; Johnson R. The Afghan Way of War: How and Why They Fight. Oxford, N.Y., 2011; Riedel B. What We Won: America's Secret War in Afghanistan, 1979-1989. Washington, 2014; etc.

3 Сенявская Е.С. Противники России в войнах ХХ века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М., 2006; Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ в.: исторический опыт России. М., 1999; Гладышев А.В. Антропологический поворот в военной истории // Диалог со временем. 2017. № 59. С. 136-150.

до войск военно-политической и морально-психологической обстановки в районе боевых действий; разъяснение личному составу боевых задач, обеспечение безусловного выполнения боевого приказа; непрерывное укрепление боевого духа войск; сохранение морально-психологической устойчивости и боевой активности личного состава; выявление и перекрытие каналов информационно-психологического воздействия противника и т.д.»4 Насколько это соответствовало действительности и влияло на восприятие войны рядовыми солдатами?

Источниками нашего дальнейшего анализа станут около 40 полуформализованных интервью ветеранов Афганистана, собранных авторами статьи в 2013 — 2019 гг. и включавших вопрос об организации воспитательной работы. Ответы респондентов, безусловно, в чем-то пересекаются, но имеются и существенные отличия, зависящие от возраста, должности и рода войск. Замполиты описывают воспитательную работу как систему, функционирование которой включает несколько уровней. Прежде всего, это занятия, политинформации и специально организованные мероприятия, использующие риторику «интернационализма», «верности военной присяге» и «патриотического духа». В формальной отчетности именно эта составляющая в 1979-1989 гг. играла ключевую роль. Но в рассказах старших офицеров (особенно боевых частей) идеологически окрашенная риторика постепенно отходит на второй план и вытесняется дискурсом эффективности и профессионализма. С этой точки зрения, воспитательная работа выступает дисциплинарным сопровождением боевой подготовки и предполагает доведение до личного состава общих сведений о ситуации в Афганистане, оперативной информации, предостережение от контактов с местным населением или попадания в плен. В ее основе оказывается прагматика выживания. Особенно часто подобный функционализм оказывается востребован в погранвойсках, ВДВ, подразделениях разведки и среди советников афганской армии. Николай (подполковник, 1986-1988): «Если я не буду знать моральную обстановку, то меня поймают ночью, завяжут в мешок и утащат к духам».

Кроме того, важную роль в рассказах старших офицеров играет «личный пример». Леонид Н. (майор, 1979-1980): «Нас обстреливать с минометов начали, и все афганцы пулей побежали в

4 Ляховский А. Трагедия и доблесть Афгана. М., 1995. С. 176.

62

арык прятаться. А мне тоже страшно, но я себя заставил не бежать, а шагом дойти. Думаю: если побегу как все, они потом уважать перестанут. Я должен показать выдержку, показать пример». С одной стороны, демонстрация своего опыта и «выдержки» позволяет рассказчику претендовать на высокий статус в армейской иерархии. С другой, она становится проявлением популярного нарратива продвижения по службе за счет своих (профессиональных) заслуг.

В тоже время (особенно в интервью замполитов) между этими уровнями макро-идеологической риторики и «личным примером» появляются дополнительные линии взаимосвязи: работа с неформальными солдатскими лидерами, контроль за перепиской с родными, работа с военными корреспондентами и даже обеспечение своевременного снабжения продовольствием и боеприпа-сами5. Эти аспекты воспитательной работы свидетельствуют о важности не просто дисциплинарного контроля «сверху», но о формировании более сложной схемы субъективации или интерпелляции (в терминологии Л. Альтюссера) - двусторонней взаимосвязи интернализации дискурса безопасности и экстернализа-ции опыта выживания6.

Следует отметить также, что за рамками таких воспоминаний оказывается целый набор сюжетов и тем, о которых «не принято рассказывать»: скучная бюрократическая рутина, трудные моменты, не вписывающиеся в общую риторику«патриотизма и высокого морального духа», и т.д. Особенно это касается подвижности границ между «своими» и «чужими», в частности таких сложных вопросов, как употребление наркотиков, случаи мародерства, дедовщина ииспользование физических наказаний для поддержания дисциплины7. Подобные сюжеты в рассказах старших

5 Дмитрий И. (рядовой, 1984-1986): «Замполит у меня был очень хороший - Рябоконь, - никогда нас голодными не оставлял. Когда Рябоконь ушёл, нам прислали молодого лейтенанта после училища. Такой козёл был: попрекал товарища, что расскажет маме его, где он на самом деле служит. Его аж убить хотелось».

6 Воробьева О.В., Николаи Ф.В. «Страх был, но ко всему привыкаешь»: ин-тернализация дисциплины и экстернализация страха в воспоминаниях российских ветеранов локальных войн // Электронный научно-образовательный журнал История. 2018. № 8(72). С. 15.

7 Подробнее см.: Кобълин И.И., Николаи Ф.В. «Восточная экзотика» и солдатская прагматика: воспоминания воинов-интернационалистов о войне

63

офицеров появляются (как нечто экстраординарное) в тех случаях, когда сбой работы советской военной машины представляется почти неизбежным, - например, при описании афганской армии, состоящей из «других». Николай (подполковник, 1986-1988): «Приходилось принимать запрещённые решения. Например, при наступлении организовывать заградотряды, для того чтобы держать полк на позиции».

Гораздо чаще такие пограничные ситуации проявляются в воспоминаниях рядовых. Однако и для них в центре воспитательной работы оказывается скорее дисциплинарная прагматика. Алексей Ж. (рядовой, 1986-1988): «Суть воспитательной работы сводилась в основном к тому, чтобы не погибнуть по глупости». С этой точки зрения, не риторика интернационального долга определяла мотивацию военнослужащих, а прагматика исполнения приказов. Особенно важна подобная функциональность была в подразделениях, активно участвующих в боевых действиях. Леонид М. (сержант, 1985-1987): «Она [воспитательная работа] присутствовала только в учебке, в боевом подразделении было не до этого. Все уже было понятно, на этом никто ни зацикливался, на нее не тратили время. Но в зависимости от поставленной задачи и конкретной местности доводили оперативную информацию. Подразумевается, что погранвойска КГБ - это титульные войска, и разведывательная работа шла на соответствующем уровне. Сегодня мы в зоне термезского погранотряда, но завтра мы, условно говоря, вылетим сюда. И через 2-3 часа мы окажемся в другой местности, где могут быть таджики или хазарейцы. И нам дают раскладку: чем эта местность отличается от той в которой мы были: может быть, слова какие-то особенные, народ другой. И это очень помогало. Давали расклад, что мы будем работать в такой-то обстановке: численность населения такова, расклад политических сил следующий, столько-то за этих, столько-то за этих, какие органы власти, - вот что нам рассказывали». Сама же идеологическая риторика вспоминается при этом как обязательный, но бессмысленный ритуал. Александр С. (сержант, 1985-1987): «Надо было отвечать про братскую помощь афганскому народу, защиту южных рубежей нашей Родины. Потом, когда я в разведвзвод по-

в Афганистане» // Вестник Пермского университета. История. 2018. № 4. С. 50-58.

пал, у нас вообще этой ерунды не было, мы же все время на выездах были».

В мотострелковых частях информация о местном населении и оперативной обстановке не была столь функционально значима, и потому редко запоминалась. Служившие в них комбатанты чаще упоминают специальные брошюры («Памятки»), в которых описывались обычаи и правила взаимодействия с местным населением. Идеологическая риторика на этом фоне воспринималась гораздо более критически. Иван Ф. (рядовой, 1979-1982): «Политической работы вроде и не было никакой. Сказали, вашей задачей будет разведка троп и караванных путей, биться будете с теми. Никто и понять-то не мог кто свой, кто чужой. Боялись всех. У кого был автомат из местных, боялись вдвойне. Был паренек один, скулил по ночам. Ночью его старшие отмудохали, чтобы не ныл. Вот вам вся воспитательная и политическая работа».

Отдельную группу составляют воспоминания прапорщиков и лейтенантов, для которых в центре воспитательной работы оказывается неформальные дисциплинарные практики - поддержание дисциплины и борьба с дедовщиной. Анатолий (прапор-щик,1980-1981): «Мы, прапорщики и офицеры, каждый вечер беседовали с солдатами. Днём постоянно наблюдали: кто чем занимается. Запоминали в первую очередь то, чем занимались старослужащие. Допустим, наблюдали за их поведением, и если кто-то начинал себя не так вести - грубить молодым, гонять их и т д., - то фиксировали это в блокнотах. Потом, когда каждый вечер садились все прапорщики в одну палатку и каждые 3-4 случая, которые увидели за день, выносили на обсуждение. Рота большая была, 250 с лишним человек. Поэтому, случаев таких было достаточно. И вот каждый вечер собирались и вызывали к себе провинившихся. Молодежь мы не трогали никогда, только старослужащих. Сначала словесно беседовали с ними, а когда слова не действовали, то и до рукоприкладства доходило, хоть и было это под запретом. Но все это было, конечно, только в воспитательных целях. Замполит на нас, конечно, постоянно кричал за то, что мы их так иногда воспитывали. Объясняли, что они за дело получают». Здесь «воспитание» связывается не с идеологической риторикой или боевой функциональностью, но с поддержанием справедливости и солидарности в солдатском коллективе. И хотя такое понимание «воспитательной работы» явно входит в противоречие с официальной дисциплинарной риторикой замполитов (многие

из которых не пользовались популярностью8), оно оказывается тоже связано с функциональностью: речь идет не просто о борьбе с «дедовщиной», но о «правильном» распределение обязанностей - «молодые» выполняют большую часть хозработ и поддерживают порядок в расположении части, более опытные солдаты несут основные тяготы боевых действий. Нарушение этого хрупкого баланса, включая издевательства над «молодыми», ведет к ослаблению коллектива в целом.

Таким образом, отмеченные различия в понимании «воспитательной работы» в Афганистане оказываются связаны с функционированием военной машины, которая ставит перед разными категориями военнослужащих разные задачи. Война в Афганистане привела к перераспределению функций внутри армейского сообщества: идеологическая дисциплинарная риторика в значительной степени потеряла свою актуальность. А после 1985 г. в условиях перестройки она еще активнее стала вытесняться неформальными практиками, ориентированными на прагматику выживания. Возможно, эти практики стали более востребованными и в связи с изменением характера боевых действий: использованием небольших групп (от разведвзвода до батальона). Тактика оказывалась более востребованной в условиях неудачи общей (политической) стратегии. В этих обстоятельствах сержанты, прапорщики и лейтенанты должны были руководить коллективом, используя иные тактики и слова, не связанные с прежней идеологической риторикой. Однако последняя все еще оставалась востребованной на уровне официальных церемоний в расположении части, где боевые соединения редко преобладали по численности. То есть, соотношение официальной советской риторики «воспитательной работы» и неформальных практик накладывалось на разделение «военного» и «армейского» времени / функционала. Именно в этом контексте практики интернализа-ции дисциплины и экстернализации опыта выходят на передний план и оказываются важнее устаревающего идеологического советского языка. С этой точки зрения, индивидуальные различия в

8 Анатолий (прапорщик, 1980-1981): «Своих политработники наградили всех. Когда читали наградные листы, то было неприятно и противно это читать. Мы знали, что некоторые из этого списка никогда и никуда не ходили, а к награде приставлены. А честных ребят, которые не выпячивались, не награждали. Награды дают не только ведь за подвиги, но и когда просто служишь хорошо».

воспоминаниях рядовых, прапорщиков и лейтенантов, старших офицеров зависят не столько от конкретной ситуации и личных качеств ее действующих лиц, но подчиняются более общей закономерности - функциональности или прагматике коллективного выживания, которая определяет различия индивидуальных воспоминаний - их зависимость от возраста, времени призыва и воинского звания.

Безусловно, эти выводы носят предварительный характер и нуждаются в уточнении на материалах дневников, воспоминаний и официальных документов (после того, как последние станут открытыми в военных архивах). История войны в Афганистане будет написана еще не скоро. Но материалы военно-исторической антропологии уже сегодня позволяют определить ключевые гипотезы, фиксирующие взаимосвязь субъективного фронтового опыта и коллективных практик выживания на войне, оказавшихся востребованными не только в армии, но и во многом определивших постсоветскую повседневность в 1990-е гг. в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.