ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ ЖЕНСКОГО ПОЛА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (НА ПРИМЕРЕ УФСИН РОССИИ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ)
EDUCATIONAL WORK WITH FEMALE CONVICTS IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY (BY USING THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE UDMURT REPUBLIC AS AN EXAMPLE)
УДК 343.811-055.2
А.О. ЕЛЬЦОВА, ALJONA O. ELTSOVA,
адъюнкт Postgraduate
(Академия ФСИН России, (The Academy of the FPS of Russia,
Россия, Рязань) Ryazan, Russia)
Аннотация: в настоящей статье автором рассматривается воспитательная работа в местах лишения свободы применительно к осужденным в общем и к осужденным женского пола в частности, особое внимание уделяется поддержанию и укреплению социально полезных связей. На примере УФСИН России по Удмуртской Республике анализируется проводимая воспитательная работа, выделяются ее этапы, приводятся статистические данные и выявляется ряд проблемных вопросов.
Цель: анализ действующего законодательства, касающегося воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, а также его реализация на примере женской исправительной колонии № 12 (далее - ИК-12) УФСИН России по Удмуртской Республике для выявления положительного опыта и возникающих в процессе реализации трудностей.
Методы: при написании научной статьи использовались такие методы, как теоретическое исследование, анализ литературы, метод сравнения, классифицирования, изучения и обобщения сведений.
Результаты: в статье отражены и проанализированы актуальные статистические данные, предоставленные Судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Федерации за 2022 г., проведено исследование о состоянии социально полезных связей осужденных ИК-12 УФСИН России по Удмуртской Республике, представлены этапы организации воспитательной работы с осужденными, а также возможные воспитательные мероприятия для организации профилактики преступлений.
Ключевые слова: воспитательная работа, осужденные к лишению свободы, женщины.
Для цитирования: Ельцова А.О. Воспитательная работа с осужденными женского пола в местах лишения свободы (на примере УФСИН России по Удмуртской Республике) // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 2. - С. 75-81.
Abstract: in this article the author examines educational work in places of deprivation of liberty applicable to convicts in general and to female convicts in particular, special attention is paid to maintaining and strengthening socially useful ties. Using the example of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Udmurt Republic, the ongoing educational work is analyzed, its stages are highlighted, statistical data are provided and a number of problematic issues are identified.
Objective: to analyze the current legislation concerning educational work with persons sentenced to imprisonment, as well as its implementation on the example of the women's correctional colony (hereinafter referred to as IC) No. 12 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Udmurt Republic to identify positive experiences and difficulties arising in the implementation process.
Methods: when writing a scientific article, such methods as theoretical research, literature analysis, method of comparison, classification, study and generalization of information were used.
Results: the article reflects and analyzes current statistical data provided by the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation for 2022, conducted a study on the state of socially useful relations of convicts of the IK-12 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Udmurt Republic, presents the stages of organizing educational work with convicts, as well as possible educational measures for the organization of crime prevention.
Keywords: educational work, sentenced to imprisonment, women.
For citation: Eltsova A.O. Educational work with female convicts in places of deprivation of liberty (by using the federal penitentiary service of Russia in the Udmurt Republic as an example) // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 2. - P. 75-81.
Воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных. Важность воспитательной работы с осужденными к лишению свободы обусловлена множеством факторов:
1. Несмотря на смягчение уголовной политики государства, лишение свободы является наиболее часто назначаемым наказанием. Так, за 2022 год к лишению свободы осуждено 167 165 человек (153 745 - лишение свободы условно, 86 311 - обязательные работы, 73 491 - штраф, 48 566 - исправительные работы, 21 574 - ограничение свободы, 3 139 - принудительные работы, 253 - ограничение по военной службе, 111 - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 81 - содержание в дисциплинарной воинской части, 1 - арест)1.
2. Преимущественно в исправительных учреждениях отбывают наказание лица, совершившие тяжкие преступления (тяжкие - 51 829, небольшой тяжести - 49 117, средней тяжести - 35 333, особо тяжкие - 30 886)2;
3. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы, часто совершают преступления вновь - существует проблема рецидивной преступности - около 44% совершают преступления после освобождения из исправительных учреждений3.
4. С 1 января 2024 года вступает в силу закон «О пробации в Российской Федерации», который предусматривает организацию и проведение воспитательной работы с осужденными, а также их социализацию и ресоциализа-цию после отбывания наказания.
Кроме того, одним из приоритетных направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года является усиление психолого-педагогических методов работы с осужденными4. В Концепции воспитательной рабо-
1 Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://cdep.ru/ (дата обращения 21.10.2023).
2 Там же.
3 Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения 25.09.2023).
4 Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции
ты с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы под ней понимают систему педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопо-слушному поведению и социальной адаптации после освобождения5. В соответствии со ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) воспитательная работа с осужденными ориентирована на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям. Ст. 109 УИК РФ указывает на то, что воспитательная работа в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, проводится дифференцированно, с учетом личных характеристик осужденного, совершенного преступления, поведения в местах лишения свободы6.
Воспитательная работа осуществляется по основным направлениям: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание - предполагая индивидуальные, групповые и массовые формы (ст. 110 УИК РФ).
Воспитательная работа в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством является частью воспитательного воздействия, в которое также входит стимулирование правопослушного поведения при помощи мер поощрения и взыскания, получение общего образования (гл. 15 УИК РФ). Законодатель устанавливает формы и направления воспитательной работы, однако не приводит четкий перечень воспитательных мероприятий, предлагая творческую деятельность субъектам воздействия.
Осуществляемая в исправительном учреждении воспитательная работа предполагает разделение на категории в зависимости от
развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г.» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.11.2023).
5 Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации 20.04.2000 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.11.2023).
6 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.11.2023).
вида исправительного учреждения. При этом осужденные женщины занимают особое место, поскольку проводимая воспитательная работа с ними должна учитывать их физиологические и психические особенности. Согласно исследованию И.И. Кутлубаева данных по рецидиву преступлений среди лиц женского пола, установлено, что маргинальный образ жизни будет продолжать вести каждая четвертая (24,3%) из числа освобожденных [1, с. 121].
Воспитательной работе уделяют недостаточное внимание, поскольку в основном средством исправления является установленный режим, а воспитательная работа отходит на второй план, проводится формально, выражаясь в соблюдении правил внутреннего распорядка, что не всегда свидетельствует об исправлении осужденной. Частично это связано с тем, что администрация исправительного учреждения (далее - ИУ) при проведении воспитательной работы сталкивается с рядом законодательных пробелов и, как уже упоминалось, методы организации воспитательной работы с осужденными-женщинами законодательно не урегулированы, методические материалы отсутствуют [2, с. 15].
В рамках проведенного исследования нами рассмотрена осуществляемая воспитательная работа в ИК-12 УФСИН России по Удмуртской Республике для осужденных женщин, выявлен положительный опыт и имеющиеся проблемы.
По состоянию на 01.09.2023 в исправительном учреждении содержится 340 осужденных (лимит наполнения - 821), из них: 206 - повторно отбывающие наказание, 114 - впервые отбывающие наказание, 20 - осужденные, отбывающие наказание в участке колонии-поселении при ИУ.
Проанализировав осуществляемую воспитательную работу, мы сделали вывод о том, что условно ее можно разделить на следующие основные этапы:
1. Период нахождения в карантинном отделении (до 15 суток).
На данном этапе изучается личное дело осужденной, с ней проводятся беседы, ознакомление с распорядком дня, сотрудники определяют планы на отбывание наказания, доводят информацию об ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка, о возможности освобождения условно-досрочно, о стремлении к правопослушному поведению и так далее. Данный этап наиболее важен, поскольку осужденная только прибыла в исправительное учреждение, находится в эмоционально нестабильном состоянии, не знает, какую модель поведения избрать. Е.Е. Но-
виков справедливо отмечает, что успешная организация деятельности первоначальной адаптации осужденных в ИУ начинается в карантинных отделениях с одновременным осуществлением профилактических, психолого-педагогических, режимных, организационно-технических мероприятий [3, с. 62].
На данном этапе осужденная ставится на профилактический учет по материалам личного дела (также осужденная может быть поставлена на профилактический учет в процессе всего периода отбывания наказания по мотивированному рапорту любого сотрудника администрации ИУ).
В соответствии с Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации, на отделы воспитательной работы ИУ возлагаются такие обязанности, как выявление осужденных, склонных к противоправным действиям, проведение комплекса воспитательных мероприятий с этой категорией лиц, подготовка материалов к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения по вопросам постановки осужденных на профилактический учет, разработка и реализация профилактических мероприятий с лицами, поставленными на профилактический учет, отражение результатов работы в характеризующих данных, выявление возникающих конфликтных ситуаций между лицами, поставленными на профилактический учет, принятие мер к их разрешению и урегулированию и другое7.
Так, в ИК-12 на профилактическом учете состоят 75 осужденных, из них:
- 26 как лица, склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;
- 34 как лица, склонные к совершению суицида и членовредительству;
- 7 как лица, склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;
- 7 как лица, склонные к совершению поджогов;
- 2 как лица, склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность;
- 6 как лица, склонные к совершению побега;
- 1 как лицо, отбывающее наказание за дез-
7 Приказ Министерства Юстиции от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.11.2023).
организацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;
- 1 как лицо, признанное судом нуждающимся в лечении от наркомании и алкоголизма;
- 6 как лица, склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;
- 9 как лица, склонные к совершению преступлений с использованием технических средств связи;
- 1 как лицо, склонное к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
Абсолютно верно, на наш взгляд, А.А. Самойлова целью профилактического учета определяет усиление контроля за отдельными категориями осужденных, недопущение противоправных намерений, привитие им законопослушного образа жизни как в стенах исправительного учреждения, так и после освобождения. Мероприятия по реализации данной цели должны включать совместное проведение целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей личности, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, а также других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия [4, с. 317].
2. Адаптационный период (до 3 месяцев).
В этот период происходит распределение в отряд, анализируется жизненная позиция женщины, ее положительная или отрицательная направленность по соблюдению требований режима содержания в ИУ, составляется план индивидуальной воспитательной работы, оказывается помощь в адаптации, трудоустройстве, обучении.
3. Период основного отбывания наказания.
В течение этого периода осуществляется основная воспитательная работа. На основании полученных результатов прошедших этапов определяется алгоритм работы с конкретной личностью, изучается ее динамика (положительная либо отрицательная). Администрация учреждения в лице служб и отделов проводит воспитательную работу с осужденной, привлекает ее к участию в воспитательных, культурно-массовых, спортивных мероприятиях. На этом этапе существует конкретная возможность проанализировать и оценить степень исправления осужденной.
В ИК-12 в третьем квартале 2023 года проводились следующие культурно-массовые и спортивные мероприятия:
- тематический час на тему «Международный день невинных детей-жертв агрессии»;
- конкурс открыток с прикладным творчеством «День семьи, любви и верности», «День солидарности в борьбе с терроризмом»;
- турнир шашек, шахмат, домино;
- конкурс на лучшее благоустройство и эстетическое оформление прилегающей территории ИУ;
- спортивные игры «Снайпер», «Городки», спартакиада, армрестлинг;
- викторина на тему «День Российского кино», читательская конференция «Российский флаг и герб» и др.
Особое внимание уделяется участию женщин в общественной жизни: осужденная зачисляется в кружок, где с ней проводится групповая работа. В ИК-12 действуют 8 кружков, в которых состоит около 99% всех осужденных, такие как студия кабельного телевидения, кружок ландшафтного дизайна, кулинарный кружок, кружок декоративно-прикладного творчества, литературный кружок, кружок художественной самодеятельности, изобразительного искусства, физкультурный кружок. Осужденная может состоять в нескольких кружках, выбрав те, которые ей интересны. При правильной и целенаправленной организации социальной работы у осужденной женщины развивается чувство сопричастности к коллективу, формируются гармоничные отношения с сотрудниками.
4. Этап подготовки к освобождению.
Как правило, он начинается за 6 месяцев до освобождения (либо раньше, если срок отбывания наказания составляет менее полугода). Осужденную зачисляют в Школу подготовки к освобождению, где регулярно проводятся занятия, беседы. При этом отправляются запросы по прежнему месту проживания с целью изучения места жительства после отбытия наказания, трудоустройства после освобождения. По состоянию на 01.09.2023 в Школе подготовки к освобождению состоят 96 осужденных. Работа на данном этапе по большей части направлена на ресоциализацию освобожденной, восстановление социально полезных связей.
Социально полезные связи особенно важны для осужденной женщины, поскольку семья для нее играет роль сдерживающего от правонарушений фактора, в то время как семейные конфликты несут в себе криминогенное значение. Это характерно в особенности для тех осужденных женщин, социальные роли которых непосредственно связаны с жизнью семьи и воспитанием детей. Они более остро переживают утрату свободы, чем те, у которых нет семьи и детей. При этом, как отмечают Ю.М. Антонян
и В.Е. Эминов, у женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, гораздо чаще, в сравнении с мужчинами, распадается и быстро создается новая семья [5, с. 171].
С помощью проведенного исследования выявлено, что в исправительном учреждении ИК-12 замужем - 54 осужденные (15,9%), не замужем - 250 (73,5%), состоят в гражданском браке - 36 (10,5%) (см. рис. 1).
При этом не имеют детей 148 человек (43,5%), имеют детей - 192 человека (56,4%), из них у 56 человек (16,4%) есть дети до 16 лет.
Это свидетельствует о целом ряде проблем. Так, в первую очередь это подтверждает, что большинство осужденных женщин не имеют крепких семейных социально полезных связей. Более трети осужденных женщин, несмотря на возраст (до 25 лет - 26 человек, от 25 до 40 лет - 122 человека, от 40 до 55 лет - 168 человек, от 55 до 60 лет - 12 человек, старше 60 лет - 12 человек), не создали крепкой ячейки общества - семьи, не состоят в браке, при этом более половины имеют детей, а следовательно, являются матерями-одиночками. Встает следующий вопрос: где и с кем находятся дети, кто занимается их воспитанием? Чаще всего они живут у родственников, в детских домах, которые, в свою очередь, сталкиваются с определенными сложностями при создании благоприятных материально-бытовых условий для проживания, ребенок не получает должного семейного воспитания, позитивного примера построения семьи. В сознании ребенка не усваиваются традиционные ценности и правильная картина взаимодействия мужчины и женщины, что приводит к его неразвитости в этой сфере, к возможному травмирующему опыту, большой вероятности его асоциали-зации, возникновению трудностей при взрослении. В этот момент осужденная женщина осознает свою ответственность и возможные последствия, испытывает бессилие, ее эмоци-
ональное состояние нестабильно, что может приводить к созданию конфликтных ситуаций в исправительном учреждении, отказу от пра-вопослушного поведения, нарушению правил внутреннего распорядка, невыполнению законных требований администрации исправительного учреждения, нарушению распорядка дня и т.д.
Также в связи с данными внутренними переживаниями и осознанием трудностей жизни на свободе, которые испытывает женщина, воспитывающая ребенка одна, у осужденной возможна потеря мотивации для условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, поскольку на фоне тревожных мыслей и осознания ответственности ей проще и комфортнее оставаться в местах лишения свободы, где все равны в условиях изоляции от общества, не чувствуя при этом своего неравенства.
Кроме того, можно сделать вывод о том, что в случае отсутствия семьи, поддержки и опоры в лице мужа данная ситуация может являться детерминантой совершения преступления на свободе в связи с финансовыми трудностями, отсутствием работы.
Руководством Федеральной службы исполнения наказаний на Всероссийском совещании начальников Домов ребенка, созданных при женских ИУ ФСИН России, было подчеркнуто, что задача уголовно-исполнительной системы заключается в получении детьми необходимой помощи для развития, воспитания и становления полноценными гражданами без ущемления при этом их прав [6, с. 30].
На основании этого считаем, что одной из наиболее важных задач, стоящих перед администрацией ИУ в сфере воспитательной работы с осужденными женщинами, является организация работы в сфере поддержания и укрепления семейных социально полезных связей.
Этого можно достичь путем организации воспитательных мероприятий,лекций,бесед,привлечения совместных усилий общественных и религиозных организаций, психологических лабораторий для усвоения важности создания семьи, традиционных ценностей, правильного воспитания ребенка, создания комфортных условий после освобождения. Данное направление воспитательной работы может не только развить мотивацию к правопослушному поведению и досрочному освобождению, но и к отказу от совершения преступлений после отбытия наказания.
Так, в ИК-12 регулярно проводятся дни открытых дверей (раз в квартал): по согласованию с руководством к осужденным женщинам приезжают родственники, которые могут оценить их быт, условия жизни, провести с ними беседы. Осужденные, в свою очередь, понимают, что их ждут дома, и готовятся к тому, чтобы порадовать своих близких. Согласимся с Е.В. Храбровой, которая считает, что воспитательная работа должна быть системной, включая организацию и проведение педагогического просвещения матерей, анализ причин необходимости восстановления детско-роди-тельских отношений, проведение ролевых игр с целью формирования навыков воспитания детей, рассмотрение вопросов роли матери в воспитании детей на заседаниях совета воспитателей отряда, собраниях осужденных, проведение конкурсов социальной рекламы, участие в благотворительных акциях [7, с. 42].
Также целесообразно приглашать детских психологов для демонстрации примера позитивного воспитания детей, организовывать курсы материнства, занятий по этикету и женственности, умению вести себя в социуме, необходимо устраивать просмотр тематических фильмов и видеороликов, чтение лекций, про-
водить беседы. В ИК-12 ежедневно вечером транслируются тематические видеоролики по 30 минут в зависимости от дня недели.
Также в ИК-12 организовано религиозное воспитание. Из 340 находящихся в учреждении осужденных 317 являются верующими. Священнослужители регулярно проводят службы, беседы, принимают по личным вопросам. Кроме того, исправительное учреждение систематически посещают прокурор и общественные наблюдательные комиссии.
Администрация учреждения приглашает бывших осужденных исправительного учреждения на встречи для того, чтобы они, используя свой положительный опыт, рассказывали о жизни на свободе, мотивировали к законопослушному поведению, анализируя ошибки и возникающие проблемы.
Таким образом, воспитательное воздействие в исправительных колониях для осужденных женского пола имеет свою специфику, которая, по нашему мнению, должна быть отражена на законодательном уровне, что в настоящий момент не сделано. Важнейшим направлением воспитательного процесса с осужденными женщинами должна стать работа по укреплению, поддержанию и восстановлению семейных социально полезных связей. Такая работа может быть организована только комплексным и планомерным воздействием всех служб и отделов исправительного учреждения, их усилия должны быть направлены на восстановление детско-родительских взаимоотношений, грамотное воспитание, укрепление традиционных ценностей семьи. Меры по поддержке института брака, действенная помощь семьям, имеющим детей, может снизить уровень правонарушений среди осужденных женщин и достичь при этом главной цели - предотвращения совершения новых преступлений.
Литература
1. Кутлубаев И.И. Личность осужденных женщин // Молодой ученый. - 2020. - № 11 (301). - С. 120-122.
2. Онищенко И.С. Применение средств исправления в отношении женщин, лишенных свободы и имеющих малолетних детей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2021. - № 8. - С. 12-19.
3. Новиков Е.Е. Первоначальная адаптация осужденных в карантинном отделении исправительных учреждений // Ведомости Кузбасского института. - 2015. - № 4 (25). - С. 62-66.
4. Самойлова А.А. Особенности работы с осужденными женщинами, состоящими на профилактическом учете / III Международный пенитенциарный форум «ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НАКАЗАНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): сборник тезисов выступлений и докладов участников конференции. В 8 т. (т. 7). - Москва, 2017. С. 315-318.
5. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Портреты преступников: криминолого-психологический анализ: монография. - Москва: НОРМА, 2014. - 240 с.
6. Материнство и детство в приоритете // Преступление и наказание. - 2018. - № 7. - С. 30.
7. Храброва Е.В. Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по поддержанию социально полезных связей с их детьми, воспитывающимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей // Вестник института: преступление, наказание, исправление. -2018. - № 4 (44). - С. 36-42.
8. Горкина С.А., Бевз Л.В. Воспитательное воздействие на осужденных: проблемы и перспективы (на примере УФСИН России по Томской области) // Аграрное и земельное право. - 2020. - № 11 (191). - С. 137-141.
9. Захарова И.В. Общая характеристика воспитательных воздействий // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психология и медицина. - 2008. - № 11. - С. 91-94.
10. Пиюкова С.С. Пути повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных / Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы научно-практической конференции. - Москва, 2018. С. 223-224.
References
1. Kutlubaev I.I. Lichnost' osuzhdennykh zhenshchin // Molodoi uchenyi. - 2020. - № 11 (301). - S. 120-122.
2. Onishchenko I.S. Primenenie sredstv ispravleniya v otnoshenii zhenshchin, lishennykh svobody i imeyushchikh maloletnikh detei // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy. - 2021. - № 8. - S. 12-19.
3. Novikov E.E. Pervonachal'naya adaptatsiya osuzhdennykh v karantinnom otdelenii ispravitel'nykh uchrezhdenii // Vedomosti Kuzbasskogo instituta. - 2015. - № 4 (25). - S. 62-66.
4. Samoilova A.A. Osobennosti raboty s osuzhdennymi zhenshchinami, sostoyashchimi na profilakticheskom uchete / III Mezhdunarodnyi penitentsiarnyi forum «PRESTUPLENIE, NAKAZANIE, ISPRAVLENIE» (k 20-letiyu vstupleniya v silu Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii): sbornik tezisov vystuplenii i dokladov uchastnikov konferentsii. V 8 t. (t. 7). Moskva, 2017. S. 315-318.
5. Antonyan Yu.M., Eminov V.E. Portrety prestupnikov: kriminologo-psikhologicheskii analiz: monografiya, Moskva: NORMA, 2014. - 240 s.
6. Materinstvo i detstvo v prioritete // Prestuplenie i nakazanie. - 2018. - № 7. - S. 30.
7. Khrabrova E.V. Osobennosti vospitatel'noi raboty s osuzhdennymi zhenshchinami, otbyvayushchimi nakazanie v vide lisheniya svobody, po podderzhaniyu sotsial'no poleznykh svyazei s ikh det'mi, vospityvayushchimisya v tsentrakh pomoshchi detyam, ostavshimsya bez popecheniya roditelei // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. - 2018. - № 4 (44). - S. 36-42.
8. Gorkina S.A., Bevz L.V. Vospitatel'noe vozdeistvie na osuzhdennykh: problemy i perspektivy (na primere UFSIN Rossii po Tomskoi oblasti) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2020. - № 11 (191). - S. 137-141.
9. Zakharova I.V. Obshchaya kharakteristika vospitatel'nykh vozdeistvii // Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Fiziologiya, psikhologiya i meditsina. - 2008. - № 11. - S. 91-94.
10. Piyukova S.S. Puti povysheniya effektivnosti vospitatel'nogo vozdeistviya na osuzhdennykh / Penitentsiarnaya bezopasnost': natsional'nye traditsii i zarubezhnyi opyt: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Moskva, 2018. S. 223-224.
(статья сдана в редакцию 30.11.2023)