УДК 343.848.2
БО!: 10.18287/2542-047Х-2018-4-2-95-99
Р. Н. Халилов*
УЧАСТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (МОДЕЛЬ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Статья посвящена анализу деятельности общественных организаций Республики Татарстан по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В работе обобщены результаты изучения и мониторинга уголовно-исполнительной системы и процессов, происходящих вокруг нее. На основе конкретно-социологических методов наблюдения, интервьюирования, опроса, а также метода моделирования дан анализ процесса социальной реабилитации в деятельности общественных, в том числе религиозных организаций. Рассмотрены меры уголовно-правового поощрения осужденных к лишению свободы в контексте процесса социальной реабилитации. Наиболее распространенной мерой является условно-досрочное освобождение, однако как показывает практика, институт условно-досрочного освобождения утратил свое воспитательное и поощрительное воздействие на осужденных к лишению свободы.
Сделан вывод об эффективности сложившейся модели участия институтов гражданского общества в реализации основных направлений уголовно-исполнительной политики.
Ключевые слова: институты гражданского общества, лица, осужденные к лишению свободы, условно-досрочное освобождение, замена неотбытой части наказания исправительными работами.
Проблема возвращения в общество лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в качестве полноправных граждан, способных вести социально одобряемый образ жизни, неизменно актуальна. Вместе с тем для ее решения и реализации необходимо объединить усилия не только органов государственной власти, но и самого общества.
Проводимая на современном этапе уголовно-исполнительная политика имеет своей целью формирование условий для исправления осужденных, их реабилитации, социальной адаптации и последующей реабилитации после освобождения из мест лишения свободы. Исполнение наказаний в виде лишения свободы является сочетанием исполнения наказаний с исправительно-вос-питательными мерами на основе поддержания в исправительных учреждениях законности и правопорядка, гуманных начал обращения с осужденными, неукоснительного соблюдения их прав, свобод и законных интересов.
Организация процесса исправления и реабилитации осужденных к лишению свободы осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), реализация уголовно-исполнительной политики на региональном уровне относится к компетенции территориальных органов ФСИН России.
От эффективности этой деятельности зависит в конечном счете общественная безопасность, обеспечение которой связано с неизменно высоким уровнем рецидива преступлений.
В настоящее время высокий процент рецидивной преступности, свыше 50 %, наблюдается по стране в целом. В Республике Татарстан в 2015 г. рецидив преступлений у ранее отбывавших лишение свободы составил 56 %; в 2016 - 54 %; в 2017 г. - 51 % [1]. В исправительных учреждениях РТ сейчас отбывает наказание более 12,5 тыс. человек. За последние годы количество осужденных к лишению свободы сократилось, однако, процент рецидива преступлений среди освободившихся из мест лишения свободы угрожающе высок, так более 4 тыс. человек после освобождения вновь совершили преступления.
Данная статья знакомит с отдельными результатами многолетнего научного исследования проблем, связанных процессами, происходящими в уголовно-исполнительной системе, в частности постпенитенциарными процессами. В рамках разведывательного социологического исследования мы сопоставили статистические данные, характеризующие преступления этого контингента неоднократно судимых, и провели опрос и анкетирование в исправительном учреждении строгого режима. Результаты анализа показали, что
* © Халилов Р. Н., 2018
Халилов Рафик Нурулович ([email protected]), кафедра уголовного права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.
большинство из них после освобождения из мест лишения свободы совершили корыстные и насильственные преступления, что свидетельствует прежде всего о нерешенных социальных проблемах -отсутствии законных источников существования, жилья, невозможности трудоустройства, а также этих обстоятельств в комплексе.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. поставлена задача по совершенствованию социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными. Она предполагает также совершенствование не только деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, но и территориальных органов ФСИН России в разработке единой стратегии социальной реабилитации и политики по ее реализации. Мы считаем, что все еще существует проблема дифференциации и индивидуализации исправительного воздействия на осужденных, нарушения конституционных прав человека при отбывании наказания.
Мы не будем подробно останавливаться на содержании понятий ресоциализации и социальной реабилитации различных категорий осужденных к лишению свободы и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, это отдельная тема, она достаточно активно исследуется [2; 5].
Мы считаем, что для эффективного достижения социально значимых результатов исправительный процесс должен представлять последовательную и комплексную программу действий, основанную на индивидуальном и всестороннем подходе к каждому осужденному, целенаправленно проводимую исправительными учреждениями и территориальными органами уголовно-исполнительной системы. Только такой подход к данному процессу позволит качественно решать стоящие перед ним задачи и в значительной степени достичь поставленных перед уголовным наказанием целей.
Эффективности реабилитационных действий в частности и реабилитационного процесса в целом нельзя добиться только силами государственных органов, без участия общественности и институтов гражданского общества. В этих условиях особенно важно понимать, что именно общество заинтересовано в первую очередь в повышении эффективности исполнения уголовных наказаний и достижения целей наказания.
Мониторинг деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - УФСИН РФ по РТ) показывает, что в республике сложилась динамично развивающаяся модель реабилитационного процесса в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Участниками этого процесса являются представители УФСИН РФ по РТ и специально созданные общественные, в том числе религиозные, организации как институты гражданского общества.
Так, со стороны государственной власти координаторами выступают советник начальника УФСИН РФ по РТ по взаимодействию с религиозными организациями, помощник по соблюдению прав человека в УИС, а также Общественная наблюдательная комиссия при территориальных органах ФСИН России. Ресоциализацией и реабилитацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы и обратившихся за помощью, занимаются две благотворительные организации: созданная в 2014 г. Автономная некоммерческая организация «Центр социальной реабилитации и адаптации» (далее -АНО «ЦРА») и Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдам» («Помощь»).
Модель ресоциализации, реализуемая АНО «ЦРА», не имеет аналогов в России и включает в себя программу поэтапной системной ресоци-ализации лиц, освободившихся из исправительных учреждений. Программа не имеет жесткой унифицированной системы и представляет собой поэтапное и психологическое восстановление утраченных навыков общежития. Предполагается, что каждый обращающийся может выбрать удобный ему формат взаимодействия для решения одной или нескольких проблем. Сотрудники Центра отмечают, что больше становится тех, кто понимает, что залогом их благополучия является полноценное участие в программе реабилитации и адаптации. В этом случае обратившийся заключает с АНО «ЦРА» соглашение о сотрудничестве, формулирующее принципы взаимной ответственности сторон.
Мы изучили деятельность Центра методом включенного наблюдения, провели опрос и интервьюирование не только подопечных, но и сотрудников. Выявлено, что деятельность Центра отличается высокой эффективностью и имеет выраженную социальную значимость.
Более 300 человек за 3 года существования Центра воспользовались его помощью, рецидив преступлений составил 3 %. Трудоустройство освободившихся из мест лишения свободы осуществляется на крупных строительных площадках Татарстана, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Центр - достаточно активный агент гражданской инициативы в Республике Татарстан: его руководитель является членом Общественного совета при УФСИН РФ по РТ, заключены договоры о сотрудничестве с УФСИН РФ по РТ по оказанию социальной помощи осужденным, находящимся в трудной жизненной ситуации, договоры с государственными медицинскими учреждениями; Центр продвигает свою миссию в органах исполнительной власти различных уровней, посещает исправительные учреждения с благотворительными целями.
Центр формирует систему социального сопровождения для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, трудоустраивает, предоставляет
временное жилье, обеспечивает продовольственными наборами, сезонной и специальной одеждой, комплектами первой необходимости, помогает в восстановлении документов и оказывает медицинскую помощь. Центр располагает сельскохозяйственными объектами, где трудоустроены лица, освободившиеся из мест лишения свободы, для них создаются общежития с удовлетворительными жилищными условиями. Несколько десятков человек уже из исправительных учреждений направляют заявки с просьбой пройти курс реабилитации в Центре, в том числе пройти курс лечения от алкогольной зависимости.
Результаты опроса и интервьюирования с учетом менталитета и социальных особенностей позволяют понять значимость деятельности Центра для освободившихся из мест лишения свободы. Большинство опрошенных подопечных отмечают, что испытывают доверие к деятельности Центра. Это обусловлено тем, что они действительно видят реальную помощь и результаты успешного трудоустройства и бытового устройства после освобождения людей, находившихся в аналогичной ситуации.
Вызывает доверие и уважение руководитель Центра, сам знающий исправительные учреждения изнутри. Авторитет руководителя, его активная общественная деятельность по привлечению и распределению благотворительных средств, организаторская деятельность является для них примером и образцом для дальнейшего социального лифта.
Руководство Центра предложило и реализовало пилотный проект замены неотбытой части наказания исправительными работами в общежитиях и на производственных объектах АНО «ЦРА» под контролем сотрудников УИС. Преимущества данного подхода оказались очевидны: осужденные имели возможность возместить потерпевшим материальный и моральный ущерб, а после окончания исправительных работ появилась возможность трудиться у прежнего работодателя.
В регионе есть возможности использования труда отбывающих исправительные работы в различных сферах экономики - на стройках, в сельском хозяйстве, в сфере ЖКХ, такой подход создал бы механизм решения сложнейшей задачи трудоустройства освободившихся из мест лишения свободы.
В АНО «ЦРА» создано специализированное кадровое агентство, объединяющее работодателей и осужденных к исправительным работам, и, как отмечают специалисты Центра, рыночные преимущества работников очевидны. Прежде всего высокая трудовая дисциплина работника - за нарушение трудового законодательства и дисциплины он возвращается к отбытию наказания в места лишения свободы. Гибкий подход к квалификации работника - в профессиональных учебных за-
ведениях, промышленных предприятиях и цехах УФСИН РФ по РТ могут быть организованы подбор и обучение работников. Немаловажное значение имеет и удешевление себестоимости производимых товаров и услуг за счет снижения расходов на оплату труда, проживание, так как работники размещаются в общежитиях Центра.
У агентства имеются заявки от работодателей из сферы швейного и пищевого производства, крупных сельскохозяйственных производителей, вакансии разнорабочих.
Представляется, что такая форма организации исполнения наказания в полной мере реализует принцип социальной справедливости и создает устойчивую мотивацию последующей ресоциали-зации, так как создает перспективы для дальнейшего трудоустройства.
Для большинства осужденных к лишению свободы желанной целью является условно-досрочное освобождение как основной меры уголовно-правового поощрения. Согласно УИК РФ, условием для условно-досрочного освобождения является правопослушное и социально-активное поведение. Как показывает практика, за последние десятилетия институт условно-досрочного освобождения утратил свое воспитательное и поощрительное воздействие на осужденных к лишению свободы, значение его нивелировано и стало обязательным формальным атрибутом отбывания наказания.
Мы располагаем данными, согласно которым снижается количество удовлетворенных судами ходатайств об условно-досрочном освобождении, поданных осужденными к лишению свободы [3]. Так, за 2015 г. судами Республики Татарстан было удовлетворено только 23,1 % ходатайств, такая тенденция наблюдается и в последующие годы. Связано это с целым рядом обстоятельств: рецидив преступлений тех, кто ранее условно-досрочно освобождался ранее, составляет по региону 50 %; нарушения условий условно-досрочного освобождения допустили 10 % осужденных.
Однако распорядиться полученной свободой для условно-досрочно освобожденных с пользой оказывается затруднительно - вопрос трудоустройства стоит остро, работодатели неохотно берут работников, имеющих судимость. Исходя из вышеизложенного, замена неотбытой части наказания исправительными работами и организация этого вида наказания в рамках модели, реализуемой АНО «ЦРА», при соответствующей экспертной оценке может быть рекомендована для дальнейшего распространения этого опыта.
В последние десятилетия в условиях идеологического вакуума, низкой эффективности традиционных подходов в организации воспитательной и психологической работы в исправительных учреждениях возрастает роль религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы. Целесообраз-
ность присутствия представителей религиозных конфессий, формы и методы религиозного служения не раз были предметом анализа специалистов пенитенциарного профиля, как теоретиков, так и практиков. Присутствие служителей культа и наличие культовых объектов в исправительных учреждениях давно стало реальностью уголовно-исполнительной системы.
В исправительных учреждениях Республики Татарстан число осужденных, исповедующих сознательно ту или иную религию, невелико: 1128 чел., или 11 % от общей численности осужденных, критерием принадлежности стали факты регулярного посещения храмов и отправление религиозных обрядов [4], хотя этот учет носит во многом формальный характер.
Потенциал религии вне зависимости от конфессии с ее богатейшим опытом духовно-просветительской и благотворительной деятельности призван внести весомый вклад в восстановление традиционных нравственных ценностей и преемственности нашей культуры и государственности. Этому благотворному процессу способствует и диалог между государством и Церковью.
В этом контексте следует рассматривать деятельность Национального исламского благотворительного фонда «Ярдам» («Помощь»). Анализ мероприятий фонда показывает, что работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, не приоритетное направление, однако существенная помощь оказывается.
Общественная инициатива в виде благотворительной деятельности в координации с УСФИН РФ по РТ создали действенную модель реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Библиографический список
1. Текущий архив УФСИН РФ по РТ. Сведения о рецидивной преступности осужденных мужчин за 2015-2017 гг.
2. Лещенко О. В. Социальные, педагогические и психологические аспекты ресоциализации и реабилитации осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2012. № 3(19). С. 42-44.
3. Текущий архив УФСИН РФ по РТ. Данные по применению условно-досрочного освобождения в исправительных учреждениях Республики Татарстан за 2015-2017 гг.
4. Выступление помощника начальника УФСИН РФ по РТ по работе с верующими Р. Г. Давлеева на Всероссийской научно-практической конференции «Роль централизованных мусульманских организаций в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы» 30 мая 2017, г. Казань // Текущий архив УФСИН РФ по РТ.
5. Халилов Р. Н. Правовое регулирование деятельности территориальных органов ФСИН в сфере исправления и реабилитации осужденных к лишению свободы: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 216 с.
References
1. Tekushchii arkhiv UFSIN RF po RT. Svedeniia o retsidivnoi prestupnosti osuzhdennykh muzhchin za 2015-2017 gg. [Current record of the Management of the Federal Service for the Execution of Sentences of the Russian Federation for the Republic of Tatarstan. Data on men recidivism for the period of 2015-2017] [in Russian].
2. Leshenko O. V. Sotsialnye, pedagogicheskie i psikhologicheskie aspekty resotsializatsii i reabilitatsii osuzhdennykh v usloviiakh reformirovaniia ugolovno-ispolnitelnoi sistemy [Social, pedagogic and psychological aspects of resocialization and rehabilitation of convicts in the context of reforming penal system]. Bezopasnost ugolovno-ispolnitelnoi sistemy [Safety of the penal system], 2012, no. 3 (19), pp. 42-44 [in Russian].
3. Tekushchii arkhiv UFSIN RF po RT. Dannye po primeneniiu uslovno-dosrochnogo osvobozhdeniia v ispravitelnykh uchrezhdeniiakh Respubliki Tatarstan za 2015-2017 gg. [Current record of the Management of the Federal Service for the Execution of Sentences of the Russian Federation for the Republic of Tatarstan. Data on the application of conditional early relief in correctional institutions of the Republic of Tatarstan for the period of 2015-2017] [in Russian].
4. Tekushchii arkhiv UFSIN RF po RT [Current record of the Management of the Federal Service for the Execution of Sentences of the Russian Federation for the Republic of Tatarstan]. In: Vystuplenie pomoshchnika nachalnika UFSIN RF po RT po rabote s veruiushchimi R. G. Davleeva na Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Rol' tsentralizovannykh musulmanskikh organizatsii v resotsializatsii osuzhdennykh v mestakh lisheniia svobody» 30 maia 2017, g. Kazan' [Speech of the assistant to the head of the Management of the Federal Service for the Execution of Sentences of the Russian Federation for the Republic of Tatarstan on work with the religious Davleev R. G. at the All-Russian research and practical conference «Role of centralized Muslim organizations in the re-socialization of convicts in places of deprivation of liberty»]. Kazan, 30.05.2017 [in Russian].
5. Khalilov R. N. Pravovoe regulirovanie deiatelnosti territorialnykh organov FSIN v sfere ispravleniia i reabilitatsii osuzhdennykh k lisheniiu svobody: dis. ... kand. iurid. nauk [Legal regulation of activities of territorial bodies of the Federal Penitentiary Service in the field of correction and rehabilitation of prisoners sentenced to the deprivation of liberty: Candidate's of Legal Sciences thesis]. M., 2015, 216 p. etc. [in Russian].
R. N. Khalilov*
PARTICIPATION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF SOCIAL REHABILITATION OF PERSONS RELEASED FROM PRISON (MODEL OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
The purpose ofthe study is to analyze the activities undertaken by non-government organizations of the Republic of Tatarstan in dealing with the re-socialization of persons released from prisons. The article summarizes outcomes of studies and the monitoring of the penal system along with the processes surrounding its practice.
The analysis of re-socialization activities, carried out by non-governmental, as well as religious organizations, was performed based on particular sociological methods, such as: observation, interviews, surveys, as well as social simulation approach. Criminal and legal incentive measures to convicts to deprivation of liberty in the context of social rehabilitation scheme were investigated. The most common measure is the conditional early release, nevertheless, as practice shows, the institution of conditional early release has weakened its educational and incentive effect on persons sentenced to the deprivation of liberty.
The conclusion reveals the level of effectiveness of the current model of participation of civil society institutes in the implementation of the penal policy's focal points of action.
Key words: civil society institutes, persons sentenced to the deprivation of liberty, conditional early release, replacement of the unserved part of punishment with correctional labor.
* Khalilov Rafik Nurulovich ([email protected]), Department of Criminal Law, Kazan Federal University, 18, Kremlyovskaya Street, Kazan, 420008, Republic of Tatarstan, Russian Federation.