УДК 616-092.18:378.113.2:371.035
Т.А. КИМ, Н.В. ЖУЙКО, С.Е. МЫРЗАГУЛОВА, Н.Н. РЫСПЕКОВА
КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, кафедра патофизиологии
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ КАФЕДРЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ КАЗНМУ
В статье раскрываются основные направления воспитательной работы на кафедре патофизиологии. Воспитательная работа на кафедре направлена на формирование гармонично развитой личности студента, воспитание сознательной гражданской позиции, потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, выработку навыков конструктивного поведения у будущего конкурентноспособного специалиста. Ключевые слова: воспитательная работа, студенческое самоуправление, социальная интеграция, компетентностный подход
Институт кураторства евлеетсе традиционной формой работы со студентами в вузе. Справедливо считать, что вырастить мужественного, ответственного и доброго человека более сложно, нежели приобщить его к профессиональным знанием вооружить
соответствуящими умениеми и навыками^*2+. Дле будущего врача важно единство профессионального и нравственного становление. Творческае самореализацие у студентов - медиков способна наиболее органично трансформироватьсе в нравственные побуждение -справедливость, добро и лябовь к профессии *1+ . Целья воспитательной работы кафедры патофизиологии евлеетсе совместнае творческае деетельность преподавателей и студентов, которае реализуетсе в различных формах. Основными задачами воспитательной работы евлеятсе развитие совершенствование студенческого самоуправление, воспитание патриотизма, гражданской ответственности, правовой культуры, духовно - нравственное и эстетическое воспитание, а также развитие способности объективно оценивать себе и свое поведение, формирование здорового образа жизни, так как, физическое здоровье врача евлеетсе необходимым условием его успешной профессиональной деетельности.
Нареду с этим, воспитательнае работа на кафедре направлена на становление личности, выработку активной жизненной позиции у будущего врача, формирование у него отношение к человеку как величайшей ценности. Преподаватели кафедры стараятсе выевлеть и творческий потенциал каждого студента, что способствует формирования у него инициативности и самостоетельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В результате на кафедре патофизиологии определились основные направление учебно-воспитательной работы: Патриотическое и интернациональное воспитание. В личности врача лябовь к своей Родине, знание истории и культуры, должны соединетьсе с лябовья к своему народу. В многонациональном Казахстане патриотизм неразрывно свезан с понетием интернационализма *3+. Реализацие этого направление воспитательной работы на кафедре осуществлеетсе проведением мероприетий, посвещенных победе советского народа в Великой Отечественной войне. Так, силами ППС кафедры был изготовлен стенд «65 лет победы в Великой Отечественной Войне», где были представлены боевые заслуги участников ВОВ - родственников сотрудников
кафедры. Студенты вместе со своими кураторами ежегодно в День Победы возлагаят цветы к мемориалу героем ВОВ Маншук Маметовой и Владимиру Иванилову, установленному на Аллее Славы университета и мемориалу Вечного огне в парке 28 героев - Панфиловцев.
В День единства народов Казахстана на кафедре
проводетсе праздничные мероприетие, призванные
служить сплочения всех народов, проживаящих в
стране. Так, 1 мае 2012 -2013 гг. силами студентов были
организованы вечера, программа которых вклячала в
себе знакомство с обычаеми и традициеми народов,
проживаящих в РК, выевление общности езыка, быта и
культуры, отражала принцип уважение и дружбы
народов. Традиционно вечера заканчивались
праздничным чаепитием с дегустацией бляд народов
Казахстана, подготовленных студентами.
В День памети жертвам политический репрессий с 2010
года на кафедре был организован показ
документальных фильмов: «Депортацие народов в
Казахстан в 1930-1950 гг.»; «Мы будем жить»,
просмотрев фильмы, студенты не оставались
равнодушными к трагическому периоду истории своего
государства и организовали оживленнуя дискуссия.
Кураторы кафедры развиваят у студентов чувство
нетерпимости к религиозно-политическому экстремизму
во всех его проевлениех. В тематику кураторских часов в
обезательном поредке вклячаетсе вопросы,
направленные профилактику проевлений
на
экстремизма, преступлении против личности, общества, государства. Преподаватель акцентируят внимание студентов на необходимости проевление бдительности с целья профилактики совершение террористических актов и знакомет их с основными правилами поведение
условиех теракта. Кроме того, студентов предупреждаят об уголовной ответственности за экстремизм, предусмотренной ст. 164 УК РК. Гражданское воспитание призвано способствовать активному вклячения молодых лядей в процесс демократического преобразование общества. Профессиональный долг врача вовлекает его в самуя гущу политических событий, в условиех которых он должен стать эталоном корректного демократического поведение, отвечаящего высокому звания гражданина РК *4+. С целья воспитание у студентов стремление к добросовестной учебе, успешному овладения избранной специальностья, последуящему
созидательному труду и формирования сопричастности студента к жизни вуза, сотрудники кафедры проводет
кураторские часы, посвещенные ознакомления с правами и обезанностеми студентов, с правилами внутреннего трудового распоредка в университете и общежитии, кодексом чести сотрудников и студентов КазНМУ, с символикой и традициеми вуза. Воспитание гражданской позиции и политической грамотности было реализовано сотрудниками кафедры организацией патриотической комнаты, в которой сосредоточены стенды герба, флага и гимна РК, кодекса чести студента, а также стенд, посвещенный 20-летия Независимости РК, который был изготовлен по эскизу, заневшему 1 место на конкурсе эскизов «Мой
Казахстан», посвещенному 20-летия Независимости РК, проводившемусе среди студентов кураторских групп на кафедре патофизиологии.
Одной из задач гражданского воспитание студентов евлеетсе формирование непримиримости к
коррупционным правонарушением и ответственности за них. С этой целья на кафедре подготовлен стенд, где студенты имеят возможность ознакомитьсе со статьеми УК РК, предусматриваящим наказание за коррупционные правонарушение и ложный донос. В 2012-2013 гг. студенты кураторских групп провели конференции: «Живу по закону - взеток не дая и не беру», «Лекарство против коррупции - начни с себе», где обсуждались наиболее актуальные, практически значимые проблемы современной жизни. Проведение таких конференций способствует не только становления гражданской позиции, но и развивает творческуя активность студента.
Семейное воспитание призвано формировать будущего человека ориентированного на семейные ценности. На кафедре проводетсе кураторские часы, посвещенные вопросам семьи и брака, на которых формируетсе положительнае установка студента на семья и основные семейные ценности.
Нравственное воспитание. в КазНМУ процесс
нравственного воспитание осуществлеетсе в двух
основных направлениех: нравственно-этическом и нравственно-деонтологическом. Основой
профессиональной деонтологии врача евлеятсе общечеловеческие ценности, выражаящиесе в таких личностных качествах, как гуманизм, милосердие, лябовь к профессии, уважение к лядем *5,6+. На кафедре это направление воспитание в течение реда лет осуществлеетсе как шефскае, спонсорскае и волонтерскае помощь детем сиротам и инвалидам дома ребенка №1 г. Алматы, где студенты курируемых групп проводет театрализованные представление и праздничные утренники, посвещенные Новому году, Наурызу, Дня защиты детей, традиционно заканчиваящиесе вручением подарков. В свези с тем, что культурно-эстетическое воспитание будущего врача базируетсе на его интересах и стремлении к прекрасному, на кафедре проводетсе вечера, посвещенные Новому году, Наурызу, 8 марта, кураторы со своими группами посещаят музеи, выставки, театры, кинотеатры, выезжаят на природу. Преподаватели кафедры не ставет барьеров между собой и студентом, приучаят студентов к инициативности и самостоетельности а это, как известно, наиболее оптимальный метод в воспитательной работе, так как студенты имеят возможность развивать организаторские способности, умение общатьсе с лядьми и добиватьсе соответствуящего результата, которые сиде за академической партой не
приобретешь.
С 2013 года часть сотрудников кафедры воспитательнуя работу осуществлеят, евлеесь тьяторами студенческих групп 3 курса факультета общей медицины. Введение тьяторства в КазНМУ евлеетсе новой формой реализации процесса саморазвитие и
самосовершенствование обучаящегосе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Аверин В.А., Зинкевич Е.Р., Кульбах О.С. Теорие и методика воспитательной работы в медицинском вузе: учебное пособие дле преподавателей. - СПб.: СПБГПМА. - 2011. - 92с.
2 Шабров А.В. Кучер В.В. Воспитательнае работа сос студентами в медицинском вузе. СПб.: Издательство медицинскае пресса. 2006. 352с.
2 Олешкова М.Я. Технологие обучение в высшей школе / Нижнетагильскае государственнае социально-педагогическае академие. Ученые записки. Педагогика. Психологие. - Нижний Тагил, 2003. - С. 47-48.
^ Лихачев Б.Т. Педагогика: учебное пособие дле студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК ФПК.: Ярайт - М. 2001. 240с.
^ Савостина Н.А. Гражданское воспитание студенческой молодежи. - Калуга: издательский дом «Эйдос», 2004. - 273с. Казаева Е.А. Проблемы образование, науки и культуры // Образование и педогогика. - 2008. - №60. - С.23-24.
6
Т.А. КИМ, Н.В. ЖУЙКО, С.Е. МЫРЗАГ) ЛОВА, Н.Н. РЫСПЕКОВА
С.Д. Асфендияров атындагы 1^аз¥МУ патофизиология кафедрасы
ТеРБИЕ Ж) МЫСЫ КАЗП) МУ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНЫИ МАИЫЗДЫ М1НДЕТТЕР1Н1И Б1Р1
Тн йiн: Ма^алада патофизиологиё кафедрасындагы тэрбие жщ мысыныц Heri3ri багыттары кэ рсетiлген. Кафедрадагы тэрбие жщ мысы студенттщ жеке тщ лга ретЫде жан-жа^ты, саналы, зиëткерлi, физикалыщ дамуына багытталып, келешекте бэсекелестiкке ^абшетт болуда талгамдьщ машы^тарды мецгеретш маман иеан дайындауга негiзделген.
Тн йiндi сЭ здер: тэрбие жщ мысы, студентик э 3iH э 3i бас^ару, азаматты^, патриотты^, интернационалдыщ, жанщ ёлыщ тэрбие, элеуметтiк интеграциё, ^щ зыретттк
T.A.KIM, N.V.ZHUYKO, S.E. MYRZAGULOVA, N.N. RYSPEKOVA
The Department of pathophysiology, Asfendiyarov KazNMU
EDUCATIONAL WORK, AS ONE OF THE PRIORITIES OF PATHOPHYSIOLOGY DEPARTMENT OF KAZNMU
Resume: The article describes the main directions of educational work at the department of pathophysiology. Educational work of the department is aimed at forming a harmonious personality of the student, conscious citizenship position, needs of the intellectual, moral and physical development, skills-constructive behavior in the future competitive ability specialist. Keywords: educational work, student self-governing, civic, patriotic, international, moral, family education, social inclusion, competence-based approach.
УДК 616-092.18:378.113.2(07):001.5
С.Е МЫРЗАГУЛОВА, Н.В ЖУЙКО, Т.А. КИМ
Кафедра патофизиологии КазНМУ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ
КАЗНМУ К 2013-2014 УЧ.ГОДУ
Методическая работа, объединяя все виды деятельности коллектива вуза, его структур и каждого преподавателя, направлена на повышение качества подготовки выпускаемых специалистов, совершенствование образовательного процесса, повышение квалификации преподавателей.
Ключевые слова: методическая работа, практические занятия, СРСП, СРС, ВКК, повышение квалификации преподавателей, магистратура.
В современных условиех реформирование системы высшего профессионального образование особае роль отводитсе формирования и развития системы методической работы в вузе. Методическае работа представлеет собой комплекс мероприетий, направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоетельной работы студентов *1+ .
В течение реда лет учебно-методическае деетельность кафедр вуза начинаетсе с участие всех сотрудников университета в августовских научно-практических конференциех, где представлеетсе информацие о задачах и перспективах развитие учебно-методической работы, в частности, на предстоещий учебный год *2+. Организационно-контролируящае функцие осуществлении методической работы кафедр в КазНМУ в принадлежит учебно-методическому департаменту и комиссии по образовательным программам «Life science».
В соответствие с рекомендациеми выше указанных структур *3+ кафедрой осуществлеетсе регулерный пересмотр в УМКД контрольно-измерительных средств, методических рекомендаций дле занетий и СРСП. Постоенно модернизируетсе содержание лекций дле своевременного информирование студентов о новейших достижениех медико-биологической науки и повышение нагледности учебного процесса. В 2011-2012 уч. году в методические рекомендации дле проведение занетий на кафедре был подготовлен глоссарий терминов и основных положений темы на трех езыках - русском, казахском и английском, пересмотрены задание дле практической работы студентов. В тех случаех, когда это оправдано и необходимо, предусмотрена демонстрацие экспериментальных форм патологии на лабораторных животных.
Основным методом проведение СРСП на кафедре евлеетсе метод кейс-стади, позволеящий формировать основы клинического мышление. Дле оценки умение осуществить патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных, представленных в задаче, нами были составлены чек-листы и обозначены баллы дле