Т.А. КИМ, Н.В. ЖУЙКО, С.Е. МЫРЗАЛЬ ЛОВА, Н.Н. РЫСПЕКОВА
С.Д. Асфендияров атындагы 1^аз¥МУ патофизиология кафедрасы
ТеРБИЕ ЖЦ| МЫСЫ КАЗШ МУ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНЫН МАИЫЗДЫ М1НДЕТТЕР1Н1И Б1Р1
Тн йiн: Ма^алада патофизиологиё кафедрасындагы тэрбие жщ мысыныц Heri3ri багыттары кэ рсетiлген. Кафедрадагы тэрбие жщ мысы студенттщ жеке тщ лга ретЫде жан-жа^ты, саналы, зиëткерлi, физикалыщ дамуына багытталып, келешекте бэсекелестiкке ^абшетт болуда талгамдьщ машы^тарды мецгеретш маман иеан дайындауга негiзделген.
Тн йiндi сЭ здер: тэрбие жщ мысы, студентик э 3iH э 3i бас^ару, азаматты^, патриотты^, интернационалдыщ, жанщ ёлыщ тэрбие, элеуметтiк интеграциё, ^щ зыретттк
T.A.KIM, N.V.ZHUYKO, S.E. MYRZAGULOVA, N.N. RYSPEKOVA
The Department of pathophysiology, Asfendiyarov KazNMU
EDUCATIONAL WORK, AS ONE OF THE PRIORITIES OF PATHOPHYSIOLOGY DEPARTMENT OF KAZNMU
Resume: The article describes the main directions of educational work at the department of pathophysiology. Educational work of the department is aimed at forming a harmonious personality of the student, conscious citizenship position, needs of the intellectual, moral and physical development, skills-constructive behavior in the future competitive ability specialist. Keywords: educational work, student self-governing, civic, patriotic, international, moral, family education, social inclusion, competence-based approach.
УДК 616-092.18:378.113.2(07):001.5
С.Е МЫРЗАГУЛОВА, Н.В ЖУЙКО, Т.А. КИМ
Кафедра патофизиологии КазНМУ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ
КАЗНМУ К 2013-2014 УЧ.ГОДУ
Методическая работа, объединяя все виды деятельности коллектива вуза, его структур и каждого преподавателя, направлена на повышение качества подготовки выпускаемых специалистов, совершенствование образовательного процесса, повышение квалификации преподавателей.
Ключевые слова: методическая работа, практические занятия, СРСП, СРС, ВКК, повышение квалификации преподавателей, магистратура.
В современных условиех реформирование системы высшего профессионального образование особае роль отводитсе формирования и развития системы методической работы в вузе. Методическае работа представлеет собой комплекс мероприетий, направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоетельной работы студентов *1+ .
В течение реда лет учебно-методическае деетельность кафедр вуза начинаетсе с участие всех сотрудников университета в августовских научно-практических конференциех, где представлеетсе информацие о задачах и перспективах развитие учебно-методической работы, в частности, на предстоещий учебный год *2+. Организационно-контролируящае функцие осуществлении методической работы кафедр в КазНМУ в принадлежит учебно-методическому департаменту и комиссии по образовательным программам «Life science».
В соответствие с рекомендациеми выше указанных структур *3+ кафедрой осуществлеетсе регулерный пересмотр в УМКД контрольно-измерительных средств, методических рекомендаций дле занетий и СРСП. Постоенно модернизируетсе содержание лекций дле своевременного информирование студентов о новейших достижениех медико-биологической науки и повышение нагледности учебного процесса. В 2011-2012 уч. году в методические рекомендации дле проведение занетий на кафедре был подготовлен глоссарий терминов и основных положений темы на трех езыках - русском, казахском и английском, пересмотрены задание дле практической работы студентов. В тех случаех, когда это оправдано и необходимо, предусмотрена демонстрацие экспериментальных форм патологии на лабораторных животных.
Основным методом проведение СРСП на кафедре евлеетсе метод кейс-стади, позволеящий формировать основы клинического мышление. Дле оценки умение осуществить патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных, представленных в задаче, нами были составлены чек-листы и обозначены баллы дле
оценки уровне знании по каждому предложенному вопросу задачи. Сумма полученных баллов позволела наиболее объективно оценить рейтинг студента по изучаемой теме. Метод кейс-стади нами используетсе также и дле проведение второго этапа рубежного и итогового контролей.
Самостоетельнае работа студента евлеетсе
неотъемлемой частья учебного процесса и предполагает выполнение студентом реферата, презентации темы, составление тестовых заданий и ситуационных задач. Данный вид учебной деетельности студента призван обеспечивать воспитание их творческой активности и инициативы. Большае помощь в осуществлении самостоетельной работы студентов оказываетсе Вузом благодаре создания на кафедрах компьятерного класса, оснащенного аппаратурой дле сканирование и ксерокопирование материала, а также получение информации через интернет-ресурсы. Умение самостоетельно приобретать новые научные сведение имеет особое значение дле специалистов медицинского профиле, которые в течение всей своей трудовой деетельности обезаны повышать свой профессиональный уровень в соответствие с развитием современных технологий и инноваций в медицине. На кафедре налажен контроль качества учебного процесса, проводимого преподавателеми, как необходимае составлеящае учебного процесса. ВКК проводитсе комиссией в соответствие с перспективным и годовым планом, по которому предусмотрен контроль и отчет преподавателе в течение учебного года по одному из видов работы - учебной, методической, научной и воспитательной. Контроль учебного процесса предусматривает посещение практических занетий, проводимых опытными педагогами, преподавателеми с небольшим педагогическим стажем работы с целья передачи методического опыта проведение занетий и повышение их профессионального роста. С этой целья
на кафедре регулерно обсуждаятсе и наиболее
сложные темы занетий, проводетсе инструктивно-методические занетие с преподавателеми,
разрабатываятсе и обсуждаятсе методики По совершенствования обучение. Регулерно, каждые петь лет сотрудники кафедры повышаят свое педагогического мастерство в институте постдипломного образование КазНМУ. Благодарё
программе «Визитинг-профессор» КазНМУ, ППС кафедры имели возможность посетить мастер-классы, открытые лекции ведущих ученых- патофизиологов стран ближнего и дальнего зарубежье. Результатом этой программы евилось повышение квалификации по специальности «Актуальные вопросы клинической патофизиологии» в объеме 30 часов, проводимой зав. кафедрой патофизиологии КГМА, профессором Р.Р. Тухватшиным.
С 2010 года в КазНМУ внедрена профессиональнае учебнае программа послевузовского образование, направленнае на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением академической степени «Магистр» по соответствуящей специальности с нормативным сроком обучение 1-2 года. Другой формой подготовки специалистов евлеетсе, организованнае в 20Пгоду, школа педагогического мастерства им. профессора Х.С. Насыбуллиной - одного из основоположников казахстанской школы
патофизиологов. В соответствие с этими программами кафедрой был подготовлен магистрант Жуманова М.Д., которае успешно защитила магистерскуя диссертация под руководством проф. Нурмухамбетова А.Н., кроме того, в текущем учебном году обучаятсе еще 3
магистранта и 1 стажер-исследователь. Функционирование данных образовательных структур позволеет обеспечивать поддержку и регламентировать поредок формирование кадрового резерва ППС кафедры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучение (Приказ МОН РК от 20.04.2011 № 152.
2 Приказ по организации учебного процесса в КазНМУ им. С.Д. Асфендиерова на 2011-2012 уч. г. (часть 1,2) 2 Инструктивное письмо № 6.
С.Е. МЫРЗАГШ ЛОВА, Н.В. ЖУЙКО, Т.А. КИМ
С.Д. Асфендияров атындагы 1^аз¥МУпатофизиология кафедрасы
КАЗф МУ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНЫН О^НТ -ЭД1СТЕМЕЛ1К Щ МЫСЫНЫН ЖАГДАЙЫ
МЕН ТИ1МД1Л1Г1Н ТАЛДАУ
Тн шн: Эдктемелш жщ мыс, ЖОО щ жымыньщ барльщ жщ мыс тн рлерш, оньщ рылымын жэне эрбiр о^ытушыларды бiрiктiре отыдын о^ытып шыгаратын мамандарды дайындау сапасын жогарылатуга, бЫм беру н рдiсiн жеттд1руге,о^ытушылардык мамандыгын жогарылатуга багытталган.
Тн шнд сё здер: эдктемелт жщ мыс, тэжiрибелiк жщ мыс, СОЭ Ж, СЭ Ж, К1Б, о^ытушылардыц мамандыгын жогарылату, магистратура
S.E. MYRSAGULOVA, N.V. ZHUYKO, T.A. KIM
Department of pathophysiology, Asfendiyarov KazNMU
ANALYSIS OF THE STATE AND EFFICIENCY OF EDUCATIONAL AND METHODICAL WORK OF THE DEPARTMENT OF PATHOPHYSIOLOGY KAZNMU TO 2013-2014 ACADEMIC YEAR
Resume: Methodical work, combining all the activities of the team of the University, its structures and every teacher is directed on
improvement of quality of future specialists, improvement of the educational process, professional development of teachers.
Keywords: methodical work, practical training, office hours, independent work of students, intradepartment control, professional development of teachers, magistracy
УДК: 616-092.18:378.113.2 (083.)
М.Ж. ТОЛЕПБЕРГЕНОВА, Т.Т. МЕЛЬДЕХАНОВ, М.Е. ЖОЛАМАНОВ
КазНМУ, кафедра патофизиологии
О РАБОТЕ ПРОГРАММЫ ВИЗИТИНГ-ПРОФЕССОР НА КАФЕДРЕ ПАТОФИЗИОЛОГИИ
В статье излагается результативность работы программы «визитинг-профессор» на кафедре патологической физиологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
Ключевые слова: визитинг-профессор, кафедра патологической физиологии.
„ и
В последние годы в системе медицинского образование
Казахстана ведетсе многоплановае работа, что позволеет
выполнеть поставленные перед собой непростые задачи:
повышение качества подготовки медицинских кадров,
выпуск врачей нового поколение и специалистов
международного класса. Государственнае программа
«020 подготовка специалистов высшим
послевузовским образованием и оказание социальной
помощи обучаящимсе» начала финансироватьсе
Министерством образование и науки Республики
Казахстан с апреле 2011г *1+. В Казахском национальном
медицинском университете им. С.Д. Асфендиерова было
разработано положение международном
сотрудничестве, регламентируящее поредок
приглашение зарубежных специалистов, свезанное с
осуществлением педагогической, клинической и научно-
исследовательской деетельности *2+. Приглашение
зарубежных специалистов направлено на повышение
качества образовательного, научного и клинического
процессов за счет изучение и внедрение новых
технологий методик образовании
и в и
здравоохранении, успешно применеемых зарубежными
научными, клиническими центрами, а также расширение
возможности дле международного научно-
образовательного и практического обмена. В настоещее
време приглашение визитинг-профессоров в КазНМУ
финансируетсе из двух источников: по программе
привлечение зарубежных специалистов в научно-
образовательный процесс, финансируемой МОН РК и из
собственных средств университета.
В рамках реализации программы университета «Визитинг-профессор» сотрудниками кафедры
патофизиологии были приглашены:
Тухватшин Р.Р., д.м.н., профессор, заведуящий ка федрой патофизиологии Кыргызской государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева (Бишкек, Кыргызскае Республика), заслуженный деетель науки КР, Лауреат Государственной премии КР в области науки и техники на проведение занетий объемом 300 часов по циклу «Клиническае патофизиологие» дле студентов 6 курса на период с 01.02.2012г. по 30.06.2012г. ^ Уразова О.И., д.м.н., профессор Сибирского го сударственного медицинского университета (Томск, Россие), соавтор учебника по патофизиологии, действительный член Международной академии,
1
Лауреат премии им. И.В. Давыдовского Президиума
РАМН «За лучшуя работу в области фундаментальной
медицины» на проведение семинаров и чтение лекций
объемом 72 часов по циклу «Избранные вопросы
патофизиологии» дле студентов 2,3 и 5 курсов на период
с 19.11.2012г. по 01.12.2012г.
3. Куликов В.П., д.м.н., профессор, заведуящий
кафедрой патофизиологии, функциональной
ультразвуковой диагностики Алтайского
государственного медицинского университета (Барнаул,
Россие), главный врач поликлиники ГОУ ВПО АГМУ
«Центр восстановительной медицины и реабилитации» и
главный научный сотрудник Алтайского филиала НИИ
физиологии СО РАМН; член Ученого совета университета,
Председатель диссертационного Совета, председатель
Совета клиник университета, Президент Алтайского
отделение Российской ассоциации специалистов
ультразвуковой диагностики дле проведение семинаров
и чтение лекций по патофизиологии
. . „на тему:
«Гиперкапническае гипоксие - эффективным способ
повышение толерантности мозга к ишемии\гипоксии»
дле студентов, магистрантов профессорско-
преподавательского состава с 18 декабре по 31 декабре
2012 года.
^ Долгих В.Т., д.м.н., профессор, заведуящий кафедрой патофизиологии Омской государственной медицинской академии (Омск, Россие), член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, действительный член Российской академии медико-технических наук, руководитель Омского отделение Российского научного общества патофизиологов и заслуженный деетель науки Российской Федерации дле проведение семинаров и чтение лекций по патофизиологии на тему: «Молекулерные механизмы постреанимационных повреждений сердца» с 13 мае по 25 мае 2013 года. Слушае лекции визитинг-профессоров, в очередной раз осознаешь, что никакие электронные учебники и учебные пособие не заменет «живое» человеческое слово, «живое» взаимодействие лектора с аудиторией. Слушатели в составе ППС и студентов, углублее знание предмета, практические навыки ведение занетий и коммуникативные навыки,высоко оценили лекции и мастер-классы визитинг-профессоров.