Научная статья на тему 'Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения'

Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ / EDUCATIONAL PROCESS / THE CONCEPT OF EDUCATION / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Лев Владимирович, Розов Николай Христович

Проведен анализ воспитательного процесса в вузах в советское и в настоящее время. Обсуждены вопросы необходимости воспитательной работы с молодежью и выработки концепции воспитания. Наиболее важной темой для дискуссии, поднятой в настоящей статье, является вопрос о том, кто будет организовывать и направлять воспитательную работу в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational activities in high school: the revival problems

The analysis of the educational process in high schools in the Soviet period and now. Discussed the need for educational work with young people and develop the concept of education. The most important subject for discussion raised in this article is the question of who will organize and direct the educational work at the university.

Текст научной работы на тему «Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 1

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Л.В. Попов, Н.Х. Розов

(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:

[email protected])

Проведен анализ воспитательного процесса в вузах в советское и в настоящее время. Обсуждены вопросы необходимости воспитательной работы с молодежью и выработки концепции воспитания. Наиболее важной темой для дискуссии, поднятой в настоящей статье, является вопрос о том, кто будет организовывать и направлять воспитательную работу в вузе.

Ключевые слова: воспитательный процесс, концепция воспитания, организация воспитательной работы в вузе.

Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать.

И. Кант

За годы своего почти 300-летнего развития отечественная система образования выработала определенную концепцию, отражающую специфику национального менталитета: подготовка профессионалов-специалистов в конкретных областях знания и деятельности неотделима от воспитания их нравственного, духовного и культурного облика. Об этом очень мудро сказал выдающийся философ И.А. Ильин: "Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный, начинает злоупотреблять" [1:38].

До недавнего времени в нашей стране безраздельно господствовала система коммунистического воспитания, задача которого состояла в формировании всесторонне развитого человека, вооруженного "классовым сознанием и марксистско-ленинским мировоззрением". Главными ценностями такого мировоззрения считались преданность идеалам коммунизма, "готовность бороться за дело Ленина — Сталина", советский патриотизм, самоотверженный труд на благо государства и общества, безусловный приоритет общественных интересов перед лич-

ными. У этой системы воспитания, несомненно, были свои позитивные качества, но были и серьезнейшие недостатки. Главным из них является то, что в результате формировалась социально пассивная, малоинициативная личность с принудительно навязанными абстрактными ценностными ориентирами. Молодым людям не прививалось понимание персональной ответственности за принимаемые ими решения, поощрялись навыки ухода от социально значимых действий и рефлексивные умения строить свои поступки по степени их соответствия идеологически выверенному и узаконенному государством общественному эталону. А ведь лозунги того времени говорили об обратном — о воспитании активных и инициативных строителей нового мира. Реально же активность поощрялась лишь в идеологически четко очерченных границах, в других направлениях она получала соответствующую оценку (уклонисты, стяжатели, диссиденты и др.) и жестко наказывалась. Глубоко трагичным было сосуществование теоретически гуманных посылов так называемого коммунистического воспитания с бесчеловечными злодеяниями при их реализации властью.

В 80-х — 90-х гг. ХХ в. система коммунистического воспитания пришла в противоречие с объективной логикой общественного развития страны и развалилась. В сфере воспитания образовался вакуум, о воспитании как общественной задаче перестали даже говорить. Более того, стараниями "демократов" — новых руководителей страны — само слово "воспитание" стало практически ругательным, а процесс воспитания квалифицировался как противоречащий правам и свободам человека.

Конечно, спонтанный процесс воспитания никуда не исчез — он исчезнуть в принципе не может, поскольку является атрибутом человеческого общества. Да и пришедшие к власти "строители капитализма" прекрасно понимали, что, перефразируя классическое выражение, "отсутствие воспитания" само является ни чем иным, как "воспитанием". Только теперь всеми способами в сознание людей внедрялись выгодное новой власти обожествление "золотого тельца", идея обогащения любым путем, в том числе самым бесчеловечным, взращивание в людях, прежде всего в молодежи, низменных инстинктов, корыстных интересов, уверенности во вседозволенности.

Сегодня в нашей стране снова проявилось осознание принципиальной невозможности развития подлинно цивилизованного общества без воспитания в людях национально-патриотических, гражданско-правовых, морально-нравственных, культурно-этических и общечеловеческих ценностей. Снова руководители разного уровня, внятно или бессвязно, заговорили о необходимости возвращения к традиционному на Руси пониманию роли и места воспитания, о важности формирования системы воспитания, основанной теперь уже на какой-то иной концептуальной основе, на новых идеях, подходах и делах.

Однако даже базисный вопрос о самой необходимости воспитания и сегодня нельзя считать решенным до конца. Слишком велика и влиятельна еще армия тех, кто выступает в защиту превратно понимаемой "свободы личности", кто еще по недомыслию не понял (или не хочет понять по корыстным причинам) азбучную истину: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Проявляя толерантность, мы дадим возможность (принося извинение за обширную цитату) высказать свое мнение и тем, кто продолжает видеть даже в гуманно организованном цивилизованном воспитании лучших человеческих качеств насилие над индивидуумом и ущемление его прав. Итак, вот один очень любопытный пассаж о самом понятии "воспитание": «Снова терминология из "высокого штиля", до боли знакомого, — из советской идеологической риторики. Уже во времена перестройки мне пришлось пережить интеллектуальный шок, связанный с осмыслением термина "воспитание". К нам в страну в 1989 г. приехала группа американских учителей средней школы... Во время посещения московской школы один из членов американской делегации задал мне вопрос: "Что значит термин воспитание?", пояснив, что в английском языке адекватного понятия не существует. Как выпускник МГПИ им. Ленина, я легко сформулировал, что воспитание — это система мероприятий, рассчитанных на целенаправленное формирование личности, и т.д. Американец выслушал меня с неподдельным удивлением и спросил: "И что, этому у вас где-нибудь учат?" Я ответил, что для этого существует специальная система педвузов. В ответ я услышал реплику: "Очень интересно! У нас ровно за это учителей изгоняют из школ!" Моему удивлению не было предела. Лишь поразмыслив, я осознал, что целенаправленное воздействие на личность — это насилие над ней. Личность должна самостоятельно выбирать пути развития, для чего ей необходимо предоставить соответствующие возможности. Ну, а уж выражение "воспитание гражданина" тем более напоминает политзанятие в русской армии, описанное А.И. Куприным, где солдат заставляли зазубривать перечень врагов государства. При такой постановке вопроса всегда возникает проблема: кто же будет определять, каким должен быть гражданин? В этом отношении мне гораздо ближе позиция Дж. Буша-старшего, который, будучи кандидатом в президенты США, в качестве важнейшего элемента своей предвыборной программы выбрал тезис "Развитие демократии через образование", полагая, что демократические институты могут эффективно работать только тогда, когда граждане, обладающие правом свободного волеизъявления, делают свой выбор сознательно, опираясь на знание и понимание той области, к которой относится выбор. Отсутствие образования в условиях свободы выбора приводит к манипулированию общественным сознанием, что в свою очередь часто становится "доводом" против демократии» [2:26].

Концовка этой долгой исповеди свидетельствует, что, по мнению автора, "образованность лучше, чем необразованность". С этой древней банальностью нельзя не согласиться, но вот что не ясно: а причем здесь воспитание? Считает ли автор, что многовековое "целенаправленное воздействие на личность" церковного духовно-нравственного воспитания — "это насилие над ней"? Почему из посыла "личность должна самостоятельно выбирать пути развития" следует, что ради абстрактно понимаемой "любви к свободе личности" мы обязаны ничего не предпринимать, чтобы человек не был некультурным, не умеющим контактировать с людьми и уважать их, не испытывающим гордость за свою Отчизну и готовность ее защищать, не знающим ее историю и не любящим ее традиции? А может быть, именно мудро поставленное воспитание как раз и является тем неотъемлемым элементом "образованности", который только способствует выбору самой личностью пути своего развития?

Проблема не в том, нужно воспитание или нет, а в том, что должно на современном этапе развития России стать предметом воспитания и как процесс воспитания необходимо осуществлять. Действительно, мы должны очертить содержание воспитательной работы, определить ее цели. Точно так же нам нужно понять, как следует на практике проводить воспитательную работу с нынешним молодым поколением. От решения этих вопросов зависит все.

Не касаясь организации системы воспитания в стране в целом, мы поговорим только о постановке воспитательной работы в высших профессиональных учебных заведениях. Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобр-науки РФ в 2006 г. направил руководителям органов управления образованием и ректорам вузов Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузах. В документе декларируется, что "за последние годы совместными усилиями руководителей всех уровней, ученых, специалистов, практиков предприняты серьезные шаги по восстановлению" системы вузовского воспитания. Более того, предписывается, что "воспитание должно стоять не отдельным элементом внеучебного педагогического действия, а необходимой органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития".

Надо сказать, что многие наши вузы, ясно осознавая значение воспитательной работы со студентами, в той или иной мере занимались ею и без указаний руководства. И накопили положительный, по-настоящему интересный опыт такой работы. Однако сегодня процесс возрождения воспитательной деятельности в высших учебных заведениях требует принципиально нового осмысления, новых идей, новых методов, ибо протекать он должен в новых социальных условиях, с

учетом нового мироощущения и миропонимания молодежи, новых целей и задач общественного развития.

Воспитательная работа с молодежью — очень тонкая материя, здесь одними общими призывами, инструкциями и заклинаниями не обойдешься. Необходимо очень тщательно оценить все объективные возможности и продумать осуществимость всех намечаемых мер, чтобы воспитательная работа дала реальный результат, а не оставалась зачастую просто рапортом об успехах на бумаге. Мы представим свою попытку проанализировать некоторые узловые вопросы организации и проведения воспитательной работы, от решения которых в значительной степени зависит ее эффективность.

Что составляет ядро воспитательной работы сегодня ? Раньше, мы знаем, таким ядром являлась коммунистическая идеология. А сегодня у нас нет даже четко прописанной национальной идеи. Вместе с прекращением общественно-политической работы в деятельности молодежных объединений была утеряна идейно-воспитательная направленность, исчезла та общность, которая объединяла и направляла устремления и труд, если и не всех, то, по крайней мере, значительного числа молодых людей. О чем же будет говорить в нынешних условиях "воспитатель"? О том, что в общественном месте нехорошо ковырять пальцем в носу? Что "воспитатель" должен будет делать? Ходить по общежитию и пить со студентами чай?

Хотим мы об этом сказать громко или не хотим, в центре воспитательной работы всегда по определению стояла и будет стоять идеология. Без четкой и ясной идеологической, общественно значимой составляющей воспитательная работа превратится в мало интересный и, главное, никому не нужный сегодня культурно-просветительский клуб. "Идеологии" не следует бояться, бояться надо ее отсутствия. "Идеология" — это нормальное, естественное понятие, оно должно характеризовать политическую платформу Державы, отражать менталитет Народа и соответствовать его Традициям. Важно только, чтобы практическая реализация властью идеологических установок проводилась в интересах всего собственного народа, а не была направлена против него.

Сегодня предпринимаются все более и более активные попытки передать если не всю, то хотя бы значительную часть воспитательной работы в руки Церкви, поставить христианское учение в абсолютный центр всего воспитания. Конечно, проповедь христианских ценностей открывает огромные возможности для реализации духовно-нравственного воспитания человека, и эти возможности должны быть всемерно использованы. Но два тысячелетия церковной деятельности показывают, что сама по себе Церковь не может полностью и окончательно решить все проблемы воспитания. Кроме того, в светском обществе существуют и иные проблемы, живут и люди с иным мировосприятием.

А это значит, что Церковь может рассматриваться только как один из инструментов воспитательного процесса, весьма действенный, но эффективный лишь в определенных границах.

Какие составные части включает в себя "воспитание"?. Конечно, воспитательная работа включает в себя не только "голую идеологию", содержание этой работы гораздо более обширно. И, самое главное, она должна отражать вызовы современной жизни и отвечать на них — только в этом случае она будет интересна и полезна молодежи, востребована ею.

Упомянутые выше Рекомендации следующим образом определяют цели и задачи воспитания: "Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности — гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения; формирование у студентов социальных компетентностей, нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей; создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности. Воспитательная деятельность в вузе должна быть направлена на формирование у студентов таких важнейших личностных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность".

Как знаком этот текст! Скорее всего, он взят из архивов и родился полвека назад где-то в недрах Идеологического отдела ЦК КПСС. Но мы говорим об этом не для того, чтобы посмеяться. В такой исторической преемственности нет ничего удивительного или недопустимого: важная составляющая воспитательной работы — формирование Человека, его лучших личностных качеств и достойного поведения в обществе — является вечной общечеловеческой задачей воспитания, инвариантной к любому общественному строю и различным политическим реалиям. Работу в этом направлении преступно прекращать, ее надо развивать и модернизировать с учетом новых общественных условий и новых общественных воззрений.

Очень важно, что такую работу нам не нужно начинать "с нуля". В нашей стране всегда были и сегодня есть блестящие специалисты по вопросам воспитания Человека. Наши ученые подробно проанализировали те вечные, общечеловеческие ценности, которые и должны быть в центре воспитательной работы. Теоретическая база воспитательной работы с детьми, с молодежью у нас очень хорошо проработана, написаны многие тысячи статей и книг, составивших богатый научный фундамент теории воспитания. Огромный опыт практики воспитательной работы — это тоже наше богатство.

Кто будет организовывать воспитательную работу и конкретно ее направлять ? В годы Советской власти воспитательной работой со студентами занимались вузовские партийные структуры, комсомол, проф-

союзы, советы ветеранов, руководство вузов, преподаватели. А кто сейчас может поднять эту работу? Существующие партии в основном заняты более важными для них вопросами политической борьбы за места в Думе и вспоминают о проблемах воспитания молодежи, к сожалению, весьма редко. Администрация вузов "по горло" завалена финансовыми и хозяйственными проблемами, озабочена в первую очередь вопросами конкурентной борьбы и выживания.

Министерские чиновники предписывают включить воспитание в систему чисто административной деятельности, организовать руководство воспитательной работой в вузах по простой формальной схеме: ввести новых "профильных" чиновников в ректорате (проректор по воспитательной работе) и в деканате (заместитель декана по воспитательной работе), а на кафедре назначить помощника или заместителя заведующего кафедрой по воспитательной работе. Для самой же реальной работы со студентами предлагается возродить хорошо забытый институт кураторов студенческих групп из числа преподавателей.

Организация воспитательной работы с бюрократической стороны обеспечена полностью: изданы циркуляры, указаны (или заимствованы из документов советской поры) "основные функции" новых чиновников, подробно прописано, каковы задачи кураторов, чего они должны добиваться. Грубо говоря, набор обязанностей "начальников от воспитания" таков: проректор контролирует заместителей деканов, те — помощников заведующих кафедрами, а последние руководят кураторами. Для кураторов в самых общих, абстрактных, но звонких терминах прописан длинный список вопросов, по которым нужно вести воспитательную работу. Все гладко на бумаге, но забыли подумать о главном: насколько реальны объективные предпосылки, которые обеспечат выполнение и эффективность воспитательной работы, прежде всего на самом основном уровне — на уровне кураторов групп и преподавателей вообще.

Конструируемая "воспитательная вертикаль" при формальном исполнении вмененных функций и обязанностей не даст ничего, кроме дополнительных расходов на бумагу и создания нового потока более или менее фантастических и никому по существу не нужных "отчетов о проделанной работе".

Насколько наши преподаватели сами заинтересованы в проведении воспитательной работы и насколько они готовы к ее проведению? Реалии нашей вузовской жизни таковы, что слишком многие преподаватели в целях добывания достойного денежного обеспечения вынуждены работать параллельно в нескольких разных местах и потому не располагают необходимым временем для "воспитательных контактов" со студентами. Одним из главных критериев оценки работы преподавателя в современном вузе объявлена его научно-исследовательская и внедрен-

ческая работа, что также требует огромного количества времени. В то же время критерии оценки работы преподавателя по его основной профессиональной деятельности — педагогической и воспитательной работе — остаются неопределенными. В условиях все более активного включение вузов в систему рыночных отношений и усиления частнопредпринимательской составляющей в работе преподавателей, когда их труд становится товаром, многим из них уже не до воспитательной работы.

Между тем воспитательная работа — это не хобби, это отдельная наука и очень непростая. Этой науке нужно учиться, причем не схоластически и эпизодически, а прагматически и систематически. И если "искусство воспитывать" должны воплощать преподаватели вузов, то, значит, в первую очередь их надо обучать научным основам и практическим приемам этой новой для них деятельности. Прежде всего — психологии и педагогике, ибо они являются важнейшими инструментами воспитательной работы. Преподавателей нужно обучать умению общаться с людьми другого поколения с иными представлениями и иной шкалой ценностей, понимать и учитывать позиции, интересы, вкусы и взгляды студенчества. Преподаватель должен воспитывать всем своим поведением, высоким духовно-нравственным обликом, увлеченностью своим делом, творческим подходом, эрудицией и креативностью, академической культурой и профессиональной этикой, четкостью исполнения обязанностей и трудовой дисциплиной.

Однако основная масса наших преподавателей, прежде всего окончивших непедагогические вузы, практически не имеет никакой подготовки ни по психологии, ни по педагогике, ни по публичным выступлениям, ни по теории воспитания, ни по профессиональной этике и академической культуре. Как ни странно, но в нашей высшей школе существует твердое мнение, что специальную психолого-педагогическую подготовку аспирантам — будущим преподавателям — давать излишне. А дефицит квалифицированных преподавательских кадров, отсутствие жесткой трудовой дисциплины и неадекватная оплата труда приводят к тому, что часть педагогов привыкает к безнаказанности своего неполноценного отношения к собственному труду.

Казалось бы, у преподавателя всегда есть вариант обратиться к книгам, заняться самообразованием по вопросам воспитания. И дело здесь не только в том, что для этого нужно много времени. К сожалению, значительное число "сочинений" по воспитанию изобилует абстрактными рассуждениями и очевидными банальностями. Но, как известно, из написанных на бумаге самых лучших мыслей еще никогда автоматически, само по себе ничего реального не выросло, нужны "руководства к действию". А практически все эти сочинения написаны в ключе "надо", но не содержат ключа "как", далеки от воспитательной прак-

тики, не содержат конкретных методических рекомендаций. Поэтому практикующие преподаватели высшей школы книги и публикации по вопросам воспитания молодежи, как правило, просто не читают — они им неинтересны и в своем большинстве реально бесполезны.

Может ли воспитательная работа в вузе изолированно от общественного климата решить своими силами проблему формирования Человека ? Это принципиальный вопрос: ведь такая работа не протекает в вузе изолированно от той атмосферы, которая царит в обществе в целом. В министерской директиве подробно прописаны все те светлые качества, которые надлежит воспитывать в студентах кураторам-преподавателям. Однако давайте будем реалистами: их работа проходит на фоне реального и агрессивного внедрения в общественное сознание идеи о всевластии и всесилии Рубля. А это с исторически проверенной неизбежностью влечет за собой обесценивание гуманных идеалов и чувств, деформацию человеческих отношений, культивирует насилие, беззаконие, предательство, низменные пристрастия, интеллектуальное и духовное обнищание, замену принципа взаимовыручки на принцип "каждый за себя".

Идея "Обогащайтесь, кто как может" сегодня систематически, целенаправленно и высокопрофессионально пропагандируется средствами массовой информации. Достаточно посмотреть на потоки крови, сцены жестокости и насилия на экранах телевизоров, чтобы понять: мы давно уже переехали с Заречной улицы на улицу Разбитых фонарей. На смену лозунгу "Человек человеку друг, товарищ и брат" пришел другой: "Человек человеку конкурент, хозяин и волк". Все это не может не впитываться молодежью, по самой своей природе податливой к неординарным влияниям, экстравагантным идеям, экстремальным поступкам.

Остается только неясным вопрос: почему государственным органам, громогласно вещающим об исключительном значении "воспитательной работы в вузе", выгодно смехотворное противоборство преподавателей с очевидным развращающим тлетворным влиянием "воспитателей с экрана", что происходит с молчаливого согласия того же государства? Никакие, даже самые великолепные, преподаватели-воспитатели не в состоянии своими весьма скудными средствами противостоять мощному, хорошо организованному и "артистично оформленному" культу садизма, бесчеловечности, эгоизма, вседозволенности, пагубных привычек, всесилия денег.

Среди российской молодежи происходит резкая поляризация форм общественного поведения как реакция на изменившиеся условия жизни. В этой связи острые проблемы в воспитательной работе будут связаны и с глубоким социальным расслоением студенчества, а также с возникновением серьезного разрыва между "авангардом" студенчества и значи-

тельной массой маргинальной, малообразованной, зачастую агрессивной молодежи с примитивными запросами и интересами.

Сегодня весьма значительная часть молодых людей политически и гражданственно развращена, индифферентна, прагматически ориентирована только на "красивую жизнь" и материальный результат, все измеряет в "баксах". И потому, если всерьез говорить о воспитательной работе с молодежью, начинать надо с создания правительством объективных условий для этого, а не с составления маниловского списка предписаний.

Как ориентировать воспитательную работу в вузах на профилактику и борьбу с зависимым поведением определенной части студенчества ? Не секрет, что сегодня очень многие молодые люди вовлечены в табачную, алкогольную, наркотическую зависимость. Все большее распространение получают и другие формы зависимостей — пищевая, коммуникативная, игровая, сексуальная, компьютерная и др. В результате речь идет не только о вреде здоровью и учебе, но и о самой жизни молодых людей, дело доходит до вмешательства медицинских работников и правоохранительных органов.

Меры по противодействию зависимому поведению студенческой молодежи должны стать важнейшей составной частью воспитательной работы в вузах, ибо стране необходимы не просто образованные люди, а здоровые, работоспособные, жизнерадостные специалисты. Однако здесь инструкциями и беседами делу не поможешь. Современные реалии студенческой жизни, необходимость содействия молодым людям в преодолении трудностей, зависимостей, стрессовых и кризисных ситуаций требуют постоянной целенаправленной совместной работы вузовского молодежного актива и команды профессионалов, включающей педагогов, психологов, медиков. Только так можно помочь молодежи выработать базовые основы иммунитета против зависимого поведения, предупредить и предотвратить возникновение разрушающих зависимостей, вести эффективную профилактическую работу, возвращать "заблудших" к полноценной нормальной жизни.

К сожалению, наша высшая школа не располагает кадрами специалистов, способных решать указанные вопросы системно, объединив воспитательные, педагогические, психологические, медицинские и социальные практики. На подготовку таких профессионалов и на создание реальных условий для их работы должны быть направлены специальные усилия государства. Вопрос слишком важен для будущего страны, чтобы ограничиться одними директивами и инструктивными письмами.

Насколько наши студенты открыты для воспитательной работы? Мы хорошо помним, что даже в старые "жесткие" времена "типичный" студент всегда при первой же возможности манкировал "воспитатель-

ными мероприятиями". В значительной мере этот феномен объяснялся просто тем, что предлагаемые воспитателями формы работы оказывались далеки от интересов студента. Но существенным фактором было и время, которого у студента всегда не хватало. Делая выводы из прошлого, надо, следовательно, искать какие-то новые формы работы и продумать вопрос о том, как выделить для нее нужное время.

Между тем не ясно, оставляет ли программа обучения бакалавров какое-то время для организации с ними воспитательной работы. Сейчас выдвигаемые руководящие требования к качеству обучения студентов формулируют все более жестко, все большее внимание требуют уделять привлечению их к исследовательской работе, к получению практических навыков. А ведь на все это нужно много времени, особенно если реально смотреть на ситуацию и учитывать, что значительная часть студенчества сегодня не проявляет должного интереса к освоению избранной профессии. Не будем также забывать, что огромное число студентов вынуждены "зарабатывать на хлеб", и потому часто не имеют времени, чтобы посещать даже академические занятия. Кстати, эта "трудовая деятельность студентов" подчас не дает никакого ни личностного, ни профессионального воспитания, не порождает, как правило, никакого интереса ни к чему, кроме формального, безынициативного исполнения обязанностей.

Насколько наши работодатели заинтересованы в воспитательной работе в вузах и готовы ли они сформулировать какие-то "воспитательные пожелания"? Сегодня от вузов требуются все больше удовлетворять запросам работодателей. Но им знания культуры и искусства, политическая грамотность, чувство коллективизма, способность сопереживать вообще-то не нужны, в офисах главенствует совсем иная шкала ценностей.

Как это ни печально, характерная особенность очень многих наших специалистов — отсутствие интереса к порученному делу, стремления относиться к нему ответственно и педантично, неумение трудиться с должной отдачей сил, а подчас и нежелание вообще просто работать. Не сделать, тем более вовремя, или сделать кое-как, не предусмотреть, не позаботиться и не подстраховать, не предупредить, забыть, перепутать, потерять — все это обычные глаголы для описания нашего "трудового менталитета". "Суровая правда жизни" состоит в том, что не менее актуальной, чем передача знаний и обучение навыкам, является задача воспитания умения и желания хорошо работать, быть исполнительным, аккуратным и дисциплинированным, болеющим за результат труда. Именно поэтому существенным новым элементом воспитательной работы должно стать воспитание культуры труда, ответственности за качественное исполнение своих трудовых обязанностей.

Сегодня все больше говорят о качестве образования, о качестве подготовки кадров. Именно на основе понятия качества образования

строятся многочисленные системы сравнительной оценки деятельности вузов в стране и за рубежом. Ранжирование и рейтингование учреждений высшего образования стало одним из важнейших инструментов современной образовательной политики, а также практики управления и финансирования высшей школы. Но можно ли комплексно судить о работе вуза, о качестве даваемого им образования без учета уровня постановки в нем воспитательной работы? Безусловно, нет. Ведь "продуктом" деятельности преподавательского коллектива является не только сумма общих и профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций выпускника, но и его физическое и духовное здоровье, культура, социальная активность, гражданские и патриотические качества.

Возрождение воспитательной работы в вузах — процесс очень тяжелый и специфический. И его необходимо решать не размножением инструкций, а обеспечением необходимых объективных условий. Мы упомянем лишь несколько мер, которые представляются нам первоочередными. Государству следует решить вопросы гарантированного финансирования вузов для решения этой проблемы — времена непрофессионального безвозмездного труда давно минули. В штатное расписание вузов следует ввести должности психологов, педагогов-организаторов, руководителей студий, кружков и т.д. Необходимо организовать подуманную систему подготовки кадров в области воспитания, внеу-чебной работы, предупреждения зависимого поведения и др. Должна быть введена действенная система психолого-педагогического обучения студентов, аспирантов, преподавателей.

Список литературы

1. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. 368 с.

2. Филонович С.Р. Комментарий к докладу Общественной палаты РФ "Общество и образование: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?" // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 25—31.

EDUCATIONAL ACTIVITIES IN HIGH SCHOOL: THE REVIVAL PROBLEMS

L.V. Popov, N.H. Rozov

The analysis of the educational process in high schools in the Soviet period and now. Discussed the need for educational work with young people and develop the concept of education. The most important subject for discussion raised in this article is the question of who will organize and direct the educational work at the university.

Key words: educational process, the concept of education, organization of educational work at the university.

Сведения об авторах

Попов Лев Владимирович — кандидат химических наук, заместитель декана факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. (495) 939-32-81;е-таД: [email protected]

Розов Николай Христович — доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. (495) 939-32-81;е-шаЛ: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.