Научная статья на тему 'Проблемы воспитательной работы в вузе'

Проблемы воспитательной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2991
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ / EDUCATION / PERSONAL FORMATION OF YOUTH / EDUCATIONAL PROCESS / A SYSTEMATIC APPROACH TO EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гура Г. М.

Воспитание это одна из приоритетных задач высшей школы. В данной статье выявляются основные проблемы воспитательной работы в вузе и определяются основные направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education this is one of the priorities of higher education. This article identifies the main problems of educational work in the university and the main directions of improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитательной работы в вузе»

Территория науки. - 2014. - № 1.

ОБРАЗОВАНИЕ Гура Г. М.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Воронежский экономико- правовой институт

Ключевые слова: Воспитание, личностное становление

молодежи, воспитательный процесс, системный подход к организации воспитательной работы в вузе.

Аннотация: Воспитание - это одна из приоритетных задач высшей школы. В данной статье выявляются основные проблемы воспитательной работы в вузе и определяются основные направления ее совершенствования.

Keywords: Education, personal formation of youth, educational process, a systematic approach to educational work at the university.

Abstract: Education - this is one of the priorities of higher education. This article identifies the main problems of educational work in the university and the main directions of improvement.

В контексте сложнейших социально экономических перемен были подвергнуты переоценке, а порой просто отброшены многие традиционные постулаты нашей жизни. В этом разряде оказалась и категория воспитания, которая стала квалифицироваться как потерявший свою актуальность и жизненную необходимость идеологический придаток ушедшей политической системы. Воспитание всегда ориентировалось, прежде всего, на подрастающее поколение, молодежь. В сложившейся ситуации образовался вакуум в целенаправленном воздействии со стороны государства, его общественных институтов (семья, образовательная система) на молодое поколение. Но процесс социализации, т.е. личностное становление молодежи - объективный и перманентный и поэтому данный вакуум заполнила стихия - спонтанное влияние среды, новых ценностей социального бытия, а также хлынувший на молодежь поток неконтролируемой информации, как со стороны запада, так и собственных СМИ.

На фоне и без того множества проблем наше общество достаточно быстро начало ощущать серьезные рецидивы со стороны

6

Территория науки. - 2014. - № 1.

молодого поколения, ранее в такой мере ей не свойственные: правонарушения, пьянство, сексуальная свобода, наркомания, СПИД, суицид, увеличение падения духовности, нравственности, культуры. Наметился серьезный раскол между поколениями.

Осознав последствия для будущих поколений вакуума целенаправленного воздействия государства, Министерством образования РФ была проведена серьезная исследовательская работа по переосмыслению подходов к воспитанию подрастающего поколения, поиску адекватных времени его организационных и содержательных аспектов.

Первое, что стало очевидно - необходим обстоятельный научный анализ понятий «воспитание» и «воспитательная работа» применительно к новым реалиям жизни.

Анализ материалов исследований данного процесса позволил сформулировать ряд основополагающих концептуальных выводов.

1. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности, является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса.

2. Суть современного понимания воспитания базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости её облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях; нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д.

3. Воспитание - есть интерактивный процесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон, как педагогов, так и воспитуемых.

4. Воспитательный процесс должен обеспечиваться профессионально подготовленными кадрами.

5. Воспитательный процесс должен строиться на основе учета тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи, а также особенностей личностно-значимой для них микросреды.

Исследование позволило установить новые тенденции в структуре потребностей студенчества: в качестве важнейших

приоритетов для них выступают потребности в самореализации, в хороших материальных условиях жизни, содержательном общении, познавательная потребность, потребность в социальном признании, нравственная потребность.

7

Территория науки. - 2014. - № 1.

Одновременно наблюдается потеря потребности в коллективной жизни и деятельности, рост разобщенности среди студенческой молодежи. Важно подчеркнуть, что важнейшей исторически сложившейся особенностью социальной и духовной культуры славян, их менталитета является ориентация на совместную деятельность, общинный уклад жизни. В этом кроются истоки одного из традиционно сильных преимуществ общественного бытия белорусов - коллективизма с такими присущими для него ценностями как сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание. Отказ от коллективных принципов жизнедеятельности, жесткая ориентация на индивидуализм чреваты невосполнимыми нравственными потерями для подрастающего поколения и общества в целом.

Настоятельно встает проблема возобновления традиций коллективизма среди студенческой молодежи посредством развития коллективных форм их совместной деятельности в учебе, труде, отдыхе, спорте, туризме, активизации студенческого самоуправления с обеспечением его реальных прав и возможностей, повышением роли самоуправления в организации воспитательной работы. Воспитание молодежи, по нашему мнению, должно быть направлено на становление гуманной личности с присущим для неё сочетанием выраженной индивидуальности с коллективистской направленностью, характеризующейся осознанием своего гражданского долга, трудолюбием, ответственностью, профессиональной и гуманитарной культурой, а также культурой взаимодействия с окружающими людьми. [1. C. 3-11]

Научный анализ данной проблемы со стороны ученых и практиков привел к заключению - воспитание должно выступать в качестве одной из приоритетных задач современной высшей школы.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны органов управления образованием и, непосредственно, вузов, эффективность целенаправленного воспитательного влияния на студенчество остается существенно ниже по сравнению с воздействием спонтанных факторов среды (псевдокультура, коммерционализированные СМИ, неформальная среда общения).

Одна из первостепенных причин заключается в отсутствии системного подхода к решению проблем воспитания студентов. Это не позволяет последовательно интегрировать уже накопленный позитивный опыт воспитания, продуктивно его развивать и совершенствовать.

8

Территория науки. - 2014. - № 1.

Речь идет о выделении воспитательной работы в самостоятельное направление образовательной деятельности высшей школы, предусматривающее ее целенаправленное научнометодическое и нормативно-технологическое обеспечение.

Успешность обучения студентов в вузе во многом определяется реальными условиями их жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учебы проблем и

возможностями их разрешения со стороны администрации, преподавателей, а также формирующихся в настоящее время служб социальных педагогов и психологов. Для правильного определения стратегии воспитательного воздействия педагогические работники вуза должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде. При этом надо четко разводить грань между общими тенденциями личностного становления современной студенческой молодежи и теми

проблемными ситуациями, с которыми сталкиваются студенты в условиях конкретного учебного заведения.

Традиционно материальное обеспечение студентов зависело от двух основных факторов: размера стипендии и помощи со стороны родителей либо других близких родственников. В последние годы к этим источникам в качестве достаточно существенного добавляется и фактор дополнительных заработков самих студентов.

Анализ ответов студентов об использовании дополнительных заработков в свободное время показывает, что к ним обращается примерно четверть от всех опрошенных. Однако отсутствуют официальные вузовские структуры, которые оказывали бы помощь студентам в трудоустройстве, не видна роль государственной службы занятости. Поскольку сейчас большое количество вузов коммерческих, в которых студенты стипендии не получают, а вынуждены оплачивать учебу, необходимо направить усилия государственных и молодежных структур на расширение возможностей вторичной занятости для подавляющего большинства студентов.

Как свидетельствуют результаты исследования, четвертая часть опрошенных студентов ощущают неудовлетворенность материально-бытовыми условиями жизнедеятельности. Еще больше не удовлетворены они условиями для отдыха и полноценного проведения досуга. Они указывают на неудовлетворительные условия для занятий физкультурой и спортом. Такая ситуация ни в коей мере

9

Территория науки. - 2014. - № 1.

не может способствовать созданию и укреплению здорового образа жизни студентов. Наличие психологического дискомфорта в студенческой среде подтверждают результаты ответа на вопрос о необходимости создания в вузах службы социально-психологической помощи. Первое, что следует отметить, это достаточно ярко выраженная со стороны студентов потребность в такого рода службе. [1. C. 56-58]

Студенты нуждаются в оказании услуг социально

психологической службы по причинам личностного и

эмоционального плана. Это помощь в изучении своих способностей, особенностей характера и поведения, консультации по снятию стрессовых состояний и психологических перегрузок, получение консультаций в сфере личной жизни (дружба, любовь, создание семьи, семейные взаимоотношения, а также приобретение навыков общения.

Проблема эмоционально-психологического состояния студенчества представляется исключительно актуальной и должна стать предметом специального научного изучения. Требуется разработка практических методов ее решения в системе высшей школы. [5. C.143]

Несмотря на ряд позитивных тенденций, складывающихся в последние годы в организации воспитательной работы в высшей школе, институт кураторов и воспитателей еще не обеспечивает должного воспитательного воздействия на студенческую молодежь. Это обусловливается рядом причин, в том числе отсутствием регламентированного статуса куратора студенческой группы, следовательно, и соответствующим отношении со стороны преподавателей к роли куратора; отсутствием должной психологопедагогической подготовки кураторов и воспитателей общежитий к работе со студентами; высокой загруженностью преподавателей учебными занятиями и необходимостью искать дополнительные источники доходов в силу невысокой заработной платы.

Значительное ослабление позиции кураторов и оказываемого ими воспитательного воздействия на студентов повлекло за собой изменение статуса академической группы.

Повышение авторитета куратора и академической группы с целью их влияния на личностное становление студенческой молодежи должны быть отнесены к числу важных задач воспитательной работы вуза.

10

Территория науки. - 2014. - № 1.

К числу проблем, возникающих в студенческие годы, относятся и забота о собственной семье. Создание семьи, налаживание семейного быта, рождение ребенка и уход за ним в сочетании, как правило, с завершающим этапом обучения требует не только существенных душевных, физических и материальных затрат, но и должного уровня готовности к обеспечению сложнейшей социальной роли семьянина. Отношение студентов к созданию собственной семьи, в целом, положительное, однако, большинство считают его возможным при условии материальной обеспеченности.

До настоящего времени существуют различные позиции относительно назначения воспитания студенческой молодежи. Сторонники традиционного подхода считают, что воспитание должно быть направлено на целенаправленное формирование личности студента в соответствии с заданным общественным идеалом. В другом случае отстаивается взгляд на студента как сложившуюся личность, которая не нуждается во внешнем воспитательном воздействии. Одновременно для современной психологопедагогической науки и практики все более доминирующее значение начинает приобретать понимание воспитания как средства, направленного на создание условий для саморазвития и самовоспитания личности, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культурой общественного бытия.

Хотелось бы выделить основные направления

совершенствования воспитательной работы с молодежью:

Теоретическая разработка модели личности в контексте ее важнейших социально значимых и социально востребованных качеств и свойств.

Обеспечение социологического и социальнопсихологического мониторинга личностного состояния и социальных ориентаций учащейся молодежи.

Работа с лидерами как одаренной молодежью (выявление, отбор и организация деятельности школ лидеров).

Мониторинг формальной и неформальной микросреды общения студенческой молодежи (академическая группа, дружеская компания и т.д.) и обеспечение ее психолого-педагогического сопровождения (работа социально-психологических и социальнопедагогических служб). Наличие банка данных о тенденциях, характерных для микросреды общения студентов.

11

Территория науки. - 2014. - № 1.

Основной акцент в воспитательной работе с молодежью необходимо делать на коррекцию и развитие таких личностных качеств студенческой молодежи, как: нравственность;

гражданственность; коллективизм; труд.

Список литературы

1. Шумская, Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности /Л. И. Шумская // Психология. — 2000. — № 3. — С. 3-11.

2. Шумская, Л.И. Педагогическое обеспечение студенческого самоуправления. /Л. И. Шумская // Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 12 октября 2000 г., Мн. / Под ред. Н.А. Березовина. В 2 ч. Ч. 1. — Мн.: БГУ, 2000. — С. 189-192.

3. Шумская, Л.И. Актуальные проблемы жизнедеятельности студентов и их влияние на успешность процесса обучения. // Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда: Материалы респ. науч.-практ. конф., 25 апр. 2000 г., Мн. / Под ред. Н. А. Березовина. — Мн.: БГУ, 2000. — С. 56-58.

4. Ценностный мир современного студента / Социологическое исследование // Под ред. В.Т .Лисовского, Н.С. Слепцова. М., 1992. 242 с.

5. Шумская, Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности /Л. И. Шумская // Психология. — 2000. — № 3. — С. 3-11.

Карпова Е. В.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-

КЛЮЧ К ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

Российский государственный торгово-экономический университет, г. Воронеж

Ключевые слова: профессиональное образование,

непрерывное образование, высококвалифицированный специалист.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.