Как утверждал Л.Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).
Использование театральной деятельности для коррекции недостатков развития детей является актуальной проблемой в современной специальной психологии и педагогики. Применение театрализованной деятельности как средства эмоционально-нравственного воспитания детей с умственной отсталостью оказывает положительное влияние на развитие не только психических функций личности ребёнка, художественных способностей, творческого потенциала, но и развитию коммуникативной деятельности, творчеству в любой области, помогающей адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баряева, Л.Б. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин. - СПб., 2001.
2. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. -СПб. : Речь, 2001.
3. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2002.
4. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М., 2003.
5. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.М. Шипицына. - СПб. : Союз, 2004.
УДК 373.2
О.В. Крежевских, М.А. Рычкова, г. Шадринск
Воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе применения ИКТ
Данная статья основана на концептуальных идеях Л.В. Лидак, Н.С. Малетиной, С.В. Петериной в области проблемы культуры общения, затрагивает важные моменты воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий.
Культура общения, информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании.
O. V. Krajewskih, M.A. Rychkova, Shadrinsk
Nurturing a culture of communication in children of senior preschool age in the process of applying ICT
This article is based on the conceptual ideas of L. V. Lidaka, N. With. Malatino, S. V. petering the issues of a culture of communication, affects important aspects of nurturing the culture of dialogue of children of preschool age through information and communication technologies. Keywords: communication culture, information and communication technology in early childhood education.
Keywords: Communication culture, information and communication technologies in preschool education.
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из важнейших научно-педагогических проблем, нашедших отражение в теории и практике дошкольного образования. Дошкольный возраст в психолого-педагогической литературе рассматривается как период активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. Именно в данный период у ребенка формируется определенное отношение к миру, к обществу, происходит формирование личности на основе полученного им культурного опыта (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Культура общения представляет собой умение ребенка организовать коммуникативную деятельность, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства будут способствовать установлению нравственных взаимоотношений. Л.В. Лидак даёт следующее определение культуры общения - это умение личности организовать коммуникативную деятельность, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства будут способствовать установлению нравственных взаимоотношений [2, с.22].
Таким образом, культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах. Она предполагает освоение дошкольником культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи. [1, с.234]. Если ребенок вежлив и приветлив со взрослыми и сверстниками, сотрудничает и помогает им, то это вызывает положительную реакцию с их стороны, что способствует лучшему усвоению и закреплению правил культурного общения. Общительный ребенок быстрее адаптируется в дошкольных учреждениях, нежели дети которые испытывают проблемы в социальной сфере.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что культура общения влияет на здоровье человека (А.Л. Мясников). В процессе воспитания культуры общения развиваются положительные личностные качества (Л.В. Дурандина), влияющие на общий уровень деятельности дошкольников (В.З. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Формированию культуры общения в детском саду в процессе игры посвящено исследование Л.В. Лидак. Проблемой формирования культуры общения занимались Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина, С.В. Петерина. Однако на сегодняшний день недостаточно исследован потенциал информационно-коммуникационных технологий в формировании культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, что является предметом нашего исследования.
Актуальность проблемы исследования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013), где сказано, что «образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) ...» (3.3.4).
Таким образом, мы предположили, что для того, чтобы достичь положительного эффекта в воспитании культуры общения у ребенка необходимо разработать педагогическую технологию, основанную на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Существуют различные противоречие и проблемы в использовании ИКТ:
1. Противоречия «ресурсного плана»:
- высокозатратность данного направления и сложность оборудования компьютерных кабинетов в соответствии с нормативными требованиями (относительно ступени дошкольного образования), несформированность фонда разнообразных
электронных материалов, разработанных с учетом требований и образовательных целей;
2. «Личностного и профессионального плана»:
- «неприятие» рядом педагогов и своего рода негативизм родителей, часто вызванные недостаточностью знаний и неразвитыми собственными умениями взаимодействия с компьютером;
- нерациональное их применение (либо как «формальный дубликат» -развлечение, либо «всепоглащающее» дидактическое средство);
- в ряде случаев самостоятельное создание педагогами презентаций, не соответствующих принципам «эстетической гармонии», с включением некачественных материалов, выполняющих «статично-демонстрационную» функции.
3. «Содержательно-целевого» плана:
- Ориентация представленных на рынке медиапродуктов на достаточно широкую возрастную группу;
- Перекос их содержания в сторону творческой деятельности «дизайна»;
- «Неинтересность», однообразность, недостаточная занимательность, неадаптированность к возрастным возможностям детей;
- Злоупотребление ИКТ, когда объекты можно наблюдать непосредственно;
- Неоправданная интеграции ИКТ и других методов, технологий, способов организации детской деятельности.
Вопросы разработки современных педагогических технологий рассмотрены в исследованиях и работах Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хам-блин, Г. Гейс. В работах отечественных исследователей П.Я. Гальперина, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др. Наиболее общее понимание педагогической технологии может быть сформулировано как последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач.
Проблемой разработки педагогических технологии в дошкольной педагогике занимались Р.М. Чумичева (формирование у дошкольников целостной картины мира), С.А. Николаева (технологии формирования экологической культуры), М.Э. Вайнер (игровые технологии коррекции поведения дошкольников), также технологии экологического воспитания А.Д. Шатовой, индивидуально-ориентированного обучения А.Д. Давидчук, индивидуально-дозированного обучения Е.И. Ерофеевой.
В современной литературе существует множество определений понятия «педагогическая технология». Так В.А. Сластенин понимает под педагогической технологией «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». По мнению ученого, поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога» [6, с.495].
Другое определение дается Б.Т. Лихачевым, который считает, что педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств, она есть инструмент педагогического процесса [3, с.174].
По мнению Н.А. Моревой, педагогическая технология представляет собой средство гарантированного достижения целей обучения, и организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный
процесс, и содержательную технику реализации учебного процесса, и описание процесса достижения планируемых результатов обучения, и проект определенной педагогической системы реализуемой на практике [4, с.7].
Технологический подход применительно к сфере образования - относительно новое явление, но, как отмечает Г.К. Селевко, этот подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности [5, с.10]. Эффективность данного подхода обуславливается следующими положениями:
- с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем [5,с. 11].
Определяя педагогическую технологию мы взяли за основу определение Н.А. Моревой. Процесс воспитания культуры общения мы предлагаем осуществлять посредством разработки и реализации педагогической технологии, включающей в себя несколько последовательных, взаимосвязанных этапов:
- диагностика уровня сформированности культуры общения детей старшего дошкольного возраста;
- формирование мотивационно-потребностной сферы общения со сверстниками;
- закрепление накопленного опыта и осознанное использование в процессе собственной деятельности дошкольника;
- оценка динамики уровня сформированности культуры общения у дошкольников и коррекция результатов.
Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 18 «Ромашка» г. Шадринска. Исследованием было охвачено 24 ребенка.
На первом этапе мы повели диагностику имеющихся у дошкольников представлений о правилах и нормах культурного общения. Нами были использованы такие методы как наблюдение, беседа, метод наблюдения в специально созданных условиях.
Для уточнения знаний детей в ходе беседы были заданы такие вопросы: «Что такое вежливость?», «Как нужно вести себя в разговоре, в совместных играх с детьми?» и т.п.
В процессе беседы было выявлено что большинство дошкольников не имеют четких обобщенных представлений о вежливости, чуткости и доброжелательном отношении к окружающим. 15 детей (63%) имеют низкий уровень знаний, 7 детей (29%) средний уровень и лишь 2 детей (8%) высокий уровень.
Анализируя результаты беседы можно сделать вывод о том, что у большинства детей отсутствуют знания об основных правилах вежливого поведения. Однотипными были такие ответы детей: «Это слушать воспитателя когда он говорит», «Говорить всегда спасибо» - дети, отвечая на вопросы, говорили те правила которые должны были узнать ещё в младшем дошкольном возрасте.
Одним из эффективных методов является наблюдение.
Для определения уровня сформированности культуры общения у детей дошкольного возраста была организованна экскурсия в подготовительную группу.
Цель экскурсии заключалась в том, чтобы понаблюдать за умением детей вести себя в окружающей обстановке, определить уровень культурного поведения.
Результаты наблюдения показали, что некоторые детей старшего дошкольного возраста не могли найти общий язык с окружающими его людьми (детьми, педагогами). Дети забывали поздороваться со старшими, старались избежать словесного контакта с детьми подготовительной группы, либо не реагировали на просьбы пойти с ними поиграть. Таким образом 9 детей (38%) имеют низкий уровень, 37% - 9 детей имеют средний и 6 детей (25%) высокий уровень.
Целью второго этапа является формирование мотивационно потребностной сферы общения дошкольников со сверстниками. Для этого были использованы игры, игровые ситуации, в процессе которых у детей возникала необходимость общения такие как: сюжетно-ролевые игры «Дом», «Магазин» и др. Особенное внимание уделялось формированию действий общения на основе использования широкого спектра компьютерных игр, основанных на сюжетах известных мультфильмов, формирующих социальную мотивацию, культуру поведения, значимые коммуникативные навыки такие как: «Чебурашка. Что такое хорошо и что такое плохо?», «Веселые уроки детского этикета» и др. Широко использовались мультипликационные фильмы и детские художественные фильмы: «Ералаш» (А. Хмелик, Б. Грачевский), «Волшебное слово» (по мотивам сказки В. Осеевой), «Двенадцать месяцев» (на основе пьесы С. Маршака, автор сценария Н. Эрдман), «Золушка» (по одноимённому произведению Ш. Перро, режиссер И. Аксенчук), «Приключения кота Леопольда» (режиссер А. Резников, сценарист А. Хайт), «Морозко» (режиссер А. Роу, автор сценария Н. Эрдман, М. Вольпин. и др.,) имеющие нравственную основу. После просмотра этих фильмов с детьми проводилась беседа для осознания нравственного смыла художественных произведений; организовывались театрализованные игры по мотивам данных мультфильмов.
Также были использованы методы, задействующие чисто речевые средства общения, например, общение детей по стационарному телефону, в ходе которого детям давалось задание передать определенную информацию, узнать что-либо на основе речевого штампа-клише: «Спроси у него..., скажи пожалуйста... не забудь поблагодарить за ответ».
Третий этап: закрепление накопленного опыта и осознанное использование в процессе собственной деятельности старшего дошкольника.
Реализация данного этапа осуществлялось в следующих направлениях: использование разнообразных проблемных ситуаций, образовательная деятельность с использование ИКТ, компьютерные игры, направленные на закрепление правил и норм культурного общения у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе закрепления навыков культуры общения были использованные те же развивающие игры, что были на 2 этапе. В данных играх ребенку предлагалось самим пройти в игре некоторые задания, затем попытаться разъяснить, почему он сделал и сказал то или иное предложение, действие. В ходе этих упражнений проверялись усвоение ребенком знаний о нормах культурного общения и поведения. Далее для решения детям были даны проблемные ситуации, приближенные к реальным жизненным условиям. Например, детям предлагали представить ситуацию, которая ставила их перед выбором, как поздороваться со взрослым человеком («привет» или «здравствуйте») или детям задавался вопрос: «Как бы вы поступили, если бы вы увидели, что один мальчик нагрубил другому?» и другие.
На итоговом этапе была оценена динамика уровня сформированности культуры общения, которая показала:
1. Уровень сформированности культуры общения детей стал выше по всем показателям благодаря использованию ИКТ.
2. Навыки культуры общения со сверстниками улучшились.
3. В результате проведенной нами работы уровень интереса детей к получению новой информации, закреплению знаний о культуре общения посредством ИКТ возрос.
В ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности культуры общения дошкольников так количество детей с высоким уровнем развития возросло с 6 до 12 детей. Средний уровень понизился с 9 до 8 человек, с низким уровнем осталось лишь 4 ребенка, на момент проведения эксперимента было 9 детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная разработанная нами педагогическая технология использование ИКТ в воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста, способствует лучшему накоплению и сохранению культурного опыта общения детей, способствует налаживанию межличностному отношению со сверстниками и взрослыми, закреплению правил и норм культурного общения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева ; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. -Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 464 с.
2. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры / Л.В. Лидак. - Ленинград : [б. и.], 1982. - Ч. 1, 2, 3.
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Кларин. - М. : Педагогика, 1998. - 243 с.
4. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. - М. : Академия, 2005. - 432 с.
5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 2005. - 550 с.
6. Педагогика : учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина ; Междунар. акад. наук пед. образования. - М. : Академия, 2002. - 566 с.
УДК 373.21
А.Р. Филиппова, г. Сургут
Особенности аргументативной речи детей старшего дошкольного
возраста
В статье обоснована актуальность формирования основ аргументативной речи у детей старшего дошкольного возраста. На основе проведенного исследования определены некоторые особенности аргументативной речи дошкольников.
Речь, высказывания, аргументация, основы аргументативной речи, формирование, представления.
A.R. Filippova, Surgut
Characteristics of the argumentative speech of children of preschool age
In the article the urgency of formation of the foundations of argumentative speech in children of preschool age. On the basis of the study identified some characteristics of the argumentative speech ofpreschool children.