УДК 378.147:316.752
Т. Г. Неретина (Магнитогорск, Россия) С. В. Клевесенкова (Магнитогорск, Россия)
ВОСПИТАНИЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
СРЕДСТВАМИ ВЫСТАВКИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
Аннотация. Статья посвящена актуальной для развития общества проблеме воспитания семейных ценностей у студенческой молодежи. Раскрыто значение просветительской деятельности среди учащейся молодежи в защиту семьи и человеческой жизни. Авторами представлено описание и анализ содержания передвижной российской выставки «Человеческий потенциал России». Основная цель выставки заключается в сохранении репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Масштабы продвижения выставки по стране с каждым годом увеличиваются, об этом свидетельствуют многочисленные отзывы в СМИ, социальных сетях и на интернет-порталах. Анализ отчетов о проведение данной выставки представлены более чем в двадцати городах нашей страны. В статье описан опыт использования данной выставки в преподавательской деятельности применительно к студенческой среде вузов. По благословению руководителя епархиальной семейной комиссии г. Магнитогорска студенты вуза стали участниками передвижной выставки «Человеческий потенциал России», которая посвящена не только вопросам нравственного семейного воспитания, но и в целом раскрывает и наглядно представляет общечеловеческие ценности. В процессе изучения выставки были рассмотрены такие вопросы, как воспитание у подрастающего поколения ценностей целомудрия и физической чистоты, особенностей внутрисемейной иерархии в христианской семье, адекватного поло-ролевого воспитания девочек и мальчиков, грамотной профилактике абортов, последствий использования контрацептивов и многие другие. Опыт работы представлен с целью его распространения в общих и специальных образовательных учреждениях и поддержки администрацией школ, педагогами-практиками, подросткам, молодежью и людьми активного и зрелого возраста.
Ключевые слова: семейные ценности, нравственность, семья, выставка «Человеческий потенциал России».
Российское общество переживает сейчас кризис ценностей семейного образа жизни. К проблемам семьи обращаются педагоги, социологи, психиатры, а также социальные, возрастные, клинические психологи. Важной задачей является, на наш взгляд, не только помощь семье, но и подготовка молодежи к семейной жизни, пропаганда семейных ценностей. Поиск путей формирования семейных ценностей лежит через изучение знаний и представлений современной молодежи о семье. Ряд авторов (Е. Л. Бокуть [1], М. В. Зотова [5]) характеризуют особенности представлений студентов о семье, дают ориентиры для будущей работы в области семейного образования и воспитания в условиях обучения в вузе. Проблема воспитания у студенческой молодежи семейных ценностей была и остается актуальной педагогической проблемой, что подтверждается исследованиями Ю. В. Жильцовой [3], Н. В. Саратовцевой, Е. Ю. Пивоварова [6] и др. Такие вопросы, как упадок социальной нравственности, кризис семьи и безнравственных семейных отношений, являются одновременно и причиной, и следствием незримых, глубинных негативных процессов, проходящих в умах и сердцах людей. Особенно разрушительными, на наш взгляд, являются подобные процессы для подрастающего поколения и современной молодежи.
Брак, семья, верность, рождение и воспитание детей - все это считается незыблемыми ценностями для старшего поколения, но менее актуальным и значимым для молодежи, поэтому важна просветительская деятельность среди обучающихся в защиту семьи и ценности человеческой жизни.
С целью помощи общественным, региональным и религиозным организациям, которые занимаются миссионерской, просветительской работой с населением, активистами
российского движения «За жизнь!» собрана и оформлена передвижная выставка «Человеческий потенциал России». Мы изучили содержание данного материала и используем его в своей преподавательской практике. Выставочная деятельность активно используется в образовательных учреждениях с разными целями: как условие развития творческого потенциала студентов (И. В. Зеленкова [7]), как инструмент социальной коммуникации (М. К. Гаврилова [2]).
Данная выставка стартовала в России несколько лет назад и содержательно представляет несколько разделов: «Мы выбираем жизнь», «Семейные ценности» и «Трезвость» - в каждом разделе представлено по несколько (от 10 до 40) ролл-стендов. Основная цель выставки сохранение репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Масштабы продвижения выставки по стране с каждым годом увеличиваются, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы в СМИ, социальных сетях и на интернет-порталах. Анализ отчетов о проведении данной выставке в г. Архангельске, г. Тобольске, г. Находке, г. Москве, г. Самаре, г. Бресте, г. Армавире, г. Симферополе, г. Нижнем Новгороде, г. Омск, г. Пенза, в Сибири, Крыму, на Кубани и во многих других регионах свидетельствует о значимости, необходимости и серьезности данного дела.
Мы хотим поделиться положительным опытом организации и проведения в начале учебного года данной выставки в ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» на базе Института гуманитарного образования преподавателями кафедры педагогики.
По благословению отца Валерия Марфина, руководителя епархиальной семейной комиссии г. Магнитогорска студенты нашего вуза стали участниками передвижной выставки «Человеческий потенциал России», которая посвящена не только вопросам нравственного семейного воспитания, но и в целом раскрывает и наглядно представляет общечеловеческие ценности. В рамках нашей работы, мы расположили в аудитории института в течение нескольких дней десять баннеров, которые представляли первую часть передвижной выставки. У студентов, большая часть которых девушки, была возможность в свободное время познакомиться с представленной информацией, изучить материалы. Несмотря на то, что тема выставки близка, доступна и понятна всем думающим о жизни людям (особенно молодого возраста), мы столкнулись с рядом проблем неоднозначного восприятия студентами вопросов, касающихся видов и профилактики абортов, использованию контрацептивов, гормональных препаратов, способов лечения бесплодия и заболеваний женской репродуктивной системы. Однако единым было мнение о необходимости систематической и грамотной информационной пропаганде семейных ценностей среди учащейся молодежи, путей и способов преодоления алкогольной и наркотической зависимости в молодежной среде.
Мы, подробно освещая тематику выставки, поднимали вопросы воспитание у подрастающего поколения ценностей целомудрия и физической чистоты, особенностей внутрисемейной иерархии в христианской семье, адекватного поло-ролевого воспитания девочек и мальчиков; вопросы грамотной профилактики абортов и многие другие.
Отдельный раздел выставки посвящен сложно-решаемым вопросам: борьбе с табакокурением, алкоголизацией и наркотизацией населения как неуправляемым бедствиями российского народа, уменьшающими в разы количество коренного населения России.
Мы убеждены, что подобные выставки создают в сознании молодежи правильные, позитивные образы, формируют нравственные «мыслеформы». Стенды экспозиции выставки ненавязчиво, доступно и просто рассказывают о том, как формируется негативная зависимость и какие последствия ждут тех, кто не смог избежать ловушек алкогольной, табачной или наркотической сети.
Нашим студентам - активным участникам первого раздела выставки «Мы выбираем
НиМАШТАЮАК АЫБ РЕБАОООТСАЬ ЯЕВЕАЯСН / 2017 / Уо1. 1 / N0. 1
жизнь» открылись различные истории о жизни и судьбах как известным, так и мало знакомых людей. Большое впечатление на слушателей произвела история отца маршала Жукова, которого еще младенцем подкинули будущим приемным родителям. По мысли авторов выставки, он мог бы просто не родиться в результате аборта, а значит, не было бы и его сына - знаменитого Георгия Жукова. «Сколько нерожденных полководцев теряет современная Россия?» - риторически вопрошают создатели выставки. На выставке описано несколько подобных судеб известных великих людей, которых в настоящее время не было бы на свете, т. к. развитие современных медицинских технологий позволяет быстро и просто, а главное доступно и безнаказанно убивать детей в утробе матери. На одном из баннеров приведена полная фраза из клятвы Гиппократа, которая содержит обещание врача не подталкивать женщину к аборту. По известным причинам данная мысль была изъятая из общего текста клятвы в 1920 году.
Особые эмоциональное воздействие на студентов оказывает стенд с описанием видов и технологии аборта. Задача лектора - донести правду о негуманности этой процедуры, чтобы женщина, которая принимает решение и люди, подталкивающие ее к этому, осознавали свою ответственность не только за здоровье этой женщины, но и за бесчеловечность самой медицинской манипуляции. На этом занятии лектор поясняет слушателям, как проходит обычный рядовой аборт, что применив расширитель, врач щипцами разрывает живого младенца на части в утробе матери и удаляет его. Эмоциональное восприятие данной проблемы усиливается показом «модели» 12-недельного младенца (изготовленного из мягкого резинового материала в реальную величину - 6 см.), именно такого маленького человека и удаляют из утробы матери в результате аборта. Модель младенца всегда пользуется особым интересом у любой аудитории студентов, его фотографируют на ладони, ему удивляются, умиляются, закрывают в своих ладошках - равнодушных никогда не бывает.
В рамках лекционных занятий со студентами нами проводятся тематические беседы о семье и пороках, разрушающих ее изнутри. Особо освещается тема зарождения жизни человека и необходимости ее защиты с момента зачатия. Много времени мы уделяем таким проблемам, как последствия аборта для здоровья женщины, проблемам бесплодия, рисков применения гормональных контрацептивов. Беседы не ограничиваются научно-просветительскими сведениями медицинского плана; обсуждаются и нравственные вопросы: «Почему, для чего рождаются дети-инвалиды?», «Как этого избежать?», «В каком случае аборт оправдывает себя?», «Что является медицинскими показаниями для аборта?» и т.п.
В студенческих группах в рамках учебных занятий состоялось несколько круглых столов, главной целью которых было объединение совместных усилий в решении проблем духовно-нравственных и материальных аспектов защиты материнства и профилактики абортов, распространения информации о возможностях сохранения еще нерожденных детей и помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Особое внимание акцентируется на презентации проекта «Дом для мамы», который уже несколько лет действует в г. Магнитогорске при поддержке Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Магнитогорской епархии. Главная цель данного проекта - оказать психологическую и материальную поддержку женщинам и их детям, проживающим в городе и его окрестностях. Мы считаем важным демонстрировать не только общероссийское движение по описанным выше проблемам, но и информировать студентов о том, что в этом плане делается в их городе, регионе; где они могут получить помощь.
Таким образом, выставка «Человеческий потенциал России», посвященная традиционным семейным ценностям России, является наглядным и информативным (в нравственном, медицинском, социальном и историческом отношениях) средством воспитания студенческой молодежи. Мы считаем, что своевременно, актуально и важно распространять подобный опыт воспитания обучающихся средствами просветительской
работы. Мы надеемся, что практика проведения такой выставки будет принята во всех общих и специальных образовательных учреждениях, беспокоящихся о нравственном воспитании нового поколения; будет поддержана администрациями школ, педагогами-практиками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бокуть Е. Л., Губина Е. В. Исследование семейных ценностей у студентов педагогического университета // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2. С. 64-68.
2. Гаврилова М. К. Выставочная деятельность как инструмент социальной коммуникации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2013/4125.htm (дата обращения: 02.05.2017).
3. Жильцова Ю. В., Сорокина И. Р. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи [Текст] // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 41-43.
4. Заиграева Н.В. Ценности современной семьи студентов педагогического вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XXX международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. СибАК, 2013. C.177-185.
5. Зотова М. В. Необходимость формирования семейных ценностей у студентов в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс] // ЦИТИСЭ. Центр инновационных технологий и социальной экспертизы». 2016. № 4 (8). URL: http://ma123.ru/load/citiseh 4 8/po materialam konferencii/zotova m v neobkhodimost formirovanija se mejnykh cennostej u studentov v processe obuchenija v vuze/56-1-0-316 (дата обращения: 21.11.2016)
6. Саратовцева Н. В., Пивоварова Е. Ю. Взгляд современной студенческой молодежи на семью и семейные ценности [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт 2015. Т. 13. С. 3836-3840. URL: http://e-koncept.ru/2015/85768.htm.
7. Функции выставок и цели их участников: [Электронный ресурс] // Expomap.Ru. [сайт]. URL: http://expomap.ru/article_info.php/articles_id/37/article/funkcii-vystavok-i-celi-ih-uchastnikov (дата обращения: 20.09.2016).
8. Zelenkova I. The Features of the Manifestation of Primary School Students' Creativity in the Context of Graphic Activity // Atlantis Press: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2015). June 2015. С. 577-579 URL: http://www.atlantis-press.com/php/pub.php?publication=icadce-15&frame=http%3A (дата обращения: 21.11.2016)
T. G. Neretina (Magnitogorsk, Russia), S. V. Klevesenkova (Magnitogorsk, Russia)
TEACHING FAMILY VALUES TO STUDENTS WITH THE HELP OF THE EXHIBITION «HUMAN POTENTIAL OF RUSSIA»
Abstract: The article is devoted to the problem of teaching family values to students which is urgent for society development. The article reveals the importance of teaching students about the family and human life protection. The authors describe and analyze the content of the Russian mobile exhibition "Human Potential of Russia". The main goal of the exhibition is to preserve reproductive health of the younger generation. Numerous responses in the media, social networks and on the Internet portals indicate that the scale of the exhibition promotion over the country is increasing every year. The report analysis on this exhibition is presented in more than twenty cities in our country. The article describes the experience of this exhibition organization in a university during a teaching practice for students. With the blessing of the head of the diocesan family commission of Magnitogorsk, university students became participants in the mobile exhibition "Human Potential of Russia", which is devoted not only to issues of moral family education, but also in general reveals and represents human values. During the exhibition such issues as teaching a younger generation values of chastity and physical purity, peculiarities of a family hierarchy in a Christian family, appropriate girls and boys gender-role upbringing, competent abortion prevention, consequences of contraceptives use and many others were considered. The aim of the working experience presentation is to distribute it in
general and special educational institutions in the city and to get support from school administration, teachers, teenagers, youth and people of active and mature age.
Keywords: Family values, morality, family, exhibition «Human Potential of Russia».
REFERENCES
1. Bokut' E.L., Gubina E.V. Issledovanie semeynykh tsennostey u studentov pedagogicheskogo universiteta // Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. 2010. No 2. pp. 64-68.
2. Gavrilova M.K. Vystavochnaya deyatel'nost' kak instrument sotsial'noy kommunikatsii. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2013/4125.htm
3. Zhil'tsova Yu. V., Sorokina I. R. Formirovanie semeynykh tsennostey u studencheskoy molodezhi [Tekst] // Sovremennaya psikhologiya: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', iyul' 2014 g.). Perm': Merkuriy, 2014. pp. 41-43.
4. Zaigraeva N.V. Tsennosti sovremennoy sem'i studentov pedagogicheskogo vuza // Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: materialy XXX mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Novosibirsk: Izd. SibAK, 2013. C.177-185.
5. Zotova M.V. Neobkhodimost' formirovaniya semeynykh tsennostey u studentov v protsesse obucheniya v vuze / TsITISE. Regional'naya obshchestvennaya organizatsiya «Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy i sotsial'noy ekspertizy». 2016. No 4 (8). URL: http://ma123.ru/load/citiseh 4 8/po materialam konferencii/zotova m v neobkhodimost formirovanija se mejnykh cennostej u studentov v processe obuchenija v vuze/56-1-0-316
6. Saratovtseva N. V., Pivovarova E. Yu. Vzglyad sovremennoy studencheskoy molodezhi na sem'yu i semeynye tsennosti [Elektronnyy resurs]. // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Periodic scientific and methodological e-journal "Koncept"]. - 2015. T. 13. S. 3836-3840. URL: http://e-koncept.ru/2015/85768.htm.
7. Funktsii vystavok i tseli ikh uchastnikov. [Elektronnyy resurs] // Expomap.Ru. URL: http://expomap.ru/article_info.php/articles_id/37/article/funkcii-vystavok-i-celi-ih-uchastnikov
8. Zelenkova I. The Features of the Manifestation of Primary School Students' Creativity in the Context of Graphic Activity [Elektronnyy resurs] // Atlantis Press: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2015). June 2015. C. 577-579. URL: http://www.atlantis-press.com/php/pub.php?publication=icadce-15&frame=http%3
Неретина Т. Г., Клевесенкова С. В. Воспитание у студенческой молодежи семейных ценностей средствами выставки «Человеческий потенциал России» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 50-54
Neretina T.G., Klevesenkova S.V. Teaching family values to students with the help of the exhibition «Human Potential of Russia». Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, No 1, pp. 50-54
Authors:
Tatiana G. Neretina, associate professor, Ph.D. in Pedagogy, associate professor at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]
Svetlana V. Klevesenkova, senior lecturer at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]