УДК 371.7 ББК 4421.354
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЗДОРОВЬЮ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Э.А. Малолетко Конный центр «Пегас»
UPBRINGING VALUE ATTITUDE OF CHILDREN AND TEENAGERS TO HEALTH IN HEALTH IMPROVING EDUCATIONAL PROCESS
E. Maloletko Equestrian center “Pegas”
Охарактеризованы предпосылки и основания воспитания ценностного отношения детей и подростков к здоровью; определены понятия «ценностное отношение детей и подростков к здоровью» и «оздоровительно-образовательный процесс». Модель воспитания ценностного отношения к здоровью в оздоровительно-образовательном процессе обоснована, описана, приведены результаты ее апробации.
Ключевые слова: ценностное отношение, здоровье, воспитание, оздоровительно-образовательный процесс.
Preconditions and the basis of upbringing value attitude of children and teenagers to health are characterized; the concepts “value attitude of children and teenagers to health” and “health improving educational process” are defined. The model of upbringing value attitude to health in health improving educational process is substantiated; the results of its approbation are given.
Keywords: value attitude, health, upbringing, health improving process.
Здоровье является одной из социальных ценностей. В настоящее время это не только важная задача образования и здравоохранения, но и серьезная проблема [2, 12, 13 и др.]. Высокая информативность образования, перегрузки учащихся влекут за собой явление переутомления и всяческие его следствия, в том числе ухудшение здоровья. Представляется, что в дополнительном образовании возрастной группы детей и подростков имеются все возможности для здоровьесбережения.
Причины этого лежат в возрастных особенностях детского и подросткового возраста. Интенсивный рост и развитие всех жизненных систем организма, их неустойчивость -это предпосылки для повышенного внимания к здоровью детей и подростков 7-12 лет [5].
В дополнительном образовании снимаются проблемы, связанные с необходимостью усваивать большое количество информации в ограниченное время. В дополнительном образовании нет ограничений на время усвоения содержания, нет обязательного минимума
(стандарта), нет стрессов из-за невозможности пройти учебный материал в отведенные для этого сроки. Нет необходимости перегружать детей и подростков «лишними» знаниями; есть возможность следовать индивидуальным темпом образования; условия дополнительного образования наиболее приемлемы для создания ситуаций успеха [3, 4, 6 и др.]. Это благоприятно сказывается на состоянии физического и психического здоровья детей. Кроме того, в дополнительном образовании и в досуговой деятельности появляется реальная возможность сформулировать здоровьесбереже-ние как приоритетную цель и разработать программы для здоровьесбережения подростков.
Поддержка здоровья в период активного роста (развития) - это гуманная постановка цели дополнительного образования. Наряду с этим актуальность здоровьесбережения обусловлена особенностями социально-культур-ной обстановки, в которой происходит образование в широком смысле слова современных детей и подростков. И наконец, дополнительное
образование - это подходящая форма здоровье-сбережения детей и подростков, в которой объективная необходимость здоровьесбере-жения в подростковом возрасте сочетается с реальной возможностью здоровьесбережения.
Здоровьесбережение эффективно только тогда, когда оно осуществляется в течение всей жизни человека, а это возможно, если человек сам ставит перед собой цель сбережения и укрепления собственного здоровья. Поэтому первичной мы считаем задачу воспитания ценностного отношения детей и подростков к здоровью.
Ценностное отношение детей и подростков к здоровью - это система индивидуальных, избирательных связей детей и подростков с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или угрожающими здоровью людей, обусловленная внутренними и внешними факторами, характерными для младшего и среднего школьного возраста, основанная на их знаниях в области человековедения, биологии, на потребностях сохранения и укрепления здоровья, находящая проявления в здоровьесберегающем поведении, эмоциях и оценках здоровья.
В составе ценностного отношения к здоровью выделяем компоненты: потребностный (явление связано с возможностью удовлетворить потребности человека); когнитивный (психические процессы, которые участвуют в познании окружающего мира и своей связи с ним); эмоциональный или аффективный (проявление своего отношения к окружающему миру); практический или поведенческий (проявление своих отношений в поступках, в мимике, жестах, продуктах своей деятельности); оценочно-рефлексивный (осмысление всех позиций отношений между миром и собой и вынесение личной оценки).
Для воспитания ценностного отношения к здоровью необходима среда, в которой можно было воздействовать на мотивацию подростков, на его отношения, его идеалы. Такая среда может быть создана в конном клубе в форме оздоровительно-образовательного процесса. Оздоровительно-образовательный процесс -это целенаправленный процесс образования и оздоровления подростков в учреждении дополнительного образования в интересах человека, общества и государства, в основе которого находится согласованное взаимодействие учащихся и сотрудников для достижения общих целей воспитания ценностного отношения к здоровью.
На основе системного и гуманно ориенти-
рованного подходов [11, 12] разработана модель оздоровительно-образовательного процесса, направленного на воспитание у подростков ценностного отношения к здоровью. Модель отражает соответствующий реальный процесс. С позиции системного подхода мы рассмотрели: а) морфологию (состав системы); б) структуру (связи системы); в) функции; г) развитие.
Модель оздоровительно-образовательного процесса включает целевой, содержательный, процессуальный компоненты, каждый из которых интегрирует в себе оздоровительную и образовательную составляющие. В этом состоит отличительный признак модели. Основаниями систематизации являются сущностные свойства участников и их целевые установки. Поэтому образуется иерархическая структура, т. е. цель обусловливает содержание, формы и методы воспитания.
Целевой компонент содержит иерархию целевых установок: социальный заказ на федеральном и национально-региональном уровне, целевые установки конного центра, личные целевые установки субъектов образовательнооздоровительного процесса. Главная цель состоит в воспитании ценностного отношения подростков к здоровью. Эта цель не может быть достигнута без постановки целей укрепления здоровья и образования подростков для удовлетворения их потребностей. Следовательно, основной целью субъектов является воспитание ценностного отношения к здоровью, образования, сохранения и укрепления здоровья.
Целевой компонент связан с ожидаемым результатом. Он выражается не только в ценностном отношении к здоровью, но и в укреплении всех аспектов здоровья детей и подростков: физического, психического, социального.
Целевые установки влияют на содержание процесса воспитания ценностного отношения к здоровью. Основными признаками содержательного компонента является его большая размерность (разнообразие предлагаемых курсов), добровольность выбора, вариативность (возможность изменять программу и участвовать в ее составлении), индивидуальность траектории и модульность (содержательные модули различаются по тематике и по объему часов). Индивидуальность траектории обеспечивается тем, что каждый подросток проходит те модули и в тех объемах, которые считает для себя нужным. Общим для всех моделей является обязательное включение содержания образования и содержания оздоровления.
Вопросы общего образования
Третий компонент модели - процессуальный. Он непосредственно отражает реализацию оздоровительно-образовательного процесса. Ценности возникают и проявляются в деятельности, в процессе удовлетворения человеком своих потребностей (в нашем случае -потребностей в жизнеобеспечении и самореализации) [1, 9, 14]. Этим значим процессуальный компонент. В основе этого процесса лежат отношения между людьми разных возрастов (взрослых, детей и подростков). Группы изменяются. Меняется и круг общения детей и подростков. Взрослые (педагоги и тренеры) содействуют образованию и здоровьесбереже-нию. Процесс организован так, чтобы воздействовать на внутренний мир детей и подростков, создать положительное отношение к здоровью (своему и других живых существ). Одновременно решается проблема исключения перекоса в образовании в сторону обучения в ущерб воспитанию. Все участники группы ощущают и ведут себя как партнеры. Это создает обстановку доверия между членами группы, является предпосылкой благоприятного психологического климата. Опытный персонал так организует оздоровительнообразовательный процесс, чтобы он был направлен, в первую очередь, на воспитание ценностного отношения к здоровью.
Исходя из задачи социального оздоровления, посетителям центра предоставляют возможность самореализации. Содержание взаимодействия, выполнение совместной деятельности способствуют социальной адаптации молодежи, развитию необходимых для этого свойств личности: толерантности, гуманизма, коммуникабельности, умения слушать и понимать другого человека, рефлексии. Одновременно с этим дети и подростки получают те дополнительные знания, которых им может недоставать: какова анатомия и психология лошади, ее физиология и как организовать ее питание, какой еще требуется уход, как найти с ней взаимопонимание и др. В этом состоит образовательная составляющая оздоровитель-но-образовательного взаимодействия. С другой стороны, многие совместные действия направлены на оздоровление: отдых, игры, проведение совместных мероприятий и даже обучения на свежем воздухе, специальные занятия физкультурой и спортом.
Особенность занятий в конном центре -это то, что центральным моментом воспитания является взаимодействие человека и лошади [8, 10]. И это общение тоже имеет свой здоровьесберегающий эффект. Известны спо-
собы лечения различных болезней при помощи иппотерапии и лечебной верховой езды. Во время общения с животным у человека улучшается психическое состояние, снимаются стрессы. Это благотворно влияет на состояние психического здоровья. Снижаются агрессивность и тревожность. Совместные упражнения и игры с лошадью способствуют благоприятной для здоровья двигательной активности. Тем более полезно, что эти игры происходят, как правило, на свежем воздухе. Подростки находят в общении с животным определенную компенсацию межличностного общения. Во время игр или занятий с лошадью человек отвлекается от других проблем. Следовательно, такое общение благоприятно сказывается на физическом, психическом и социальном здоровье человека. Особенностью взаимодействия людей и животных является особый синергетический эффект. Синергетический эффект - это сложение эффектов, при котором результат значительно превышает их сумму. Он достигается за счет того, что человек укрепляет здоровье в благоприятных условиях, в психологически комфортной обстановке, с людьми и с животными, общение с которыми доставляет ему удовлетворение.
Все компоненты в модели взаимосвязаны. Значит, она имеет структуру. Главный элемент в структуре - цель - воспитание ценностного отношения детей и подростков к здоровью. Без достижения этой цели, без мотивации на здоровье и здоровый образ жизни невозможно ожидать, что человек будет самостоятельно стремиться к укреплению своего здоровья. Цель определяет то, что в содержании имеются варианты для самореализации (по выбору посетителя центра), а также возможности в разных формах укреплять свое здоровье. Цель влияет на методы взаимодействия между детьми, подростками, педагогами, тренерами и лошадьми. Педагоги опираются на эмпатию, чтобы добиться ценностного отношения к здоровью. Примеры отношения к здоровью, которые демонстрируют педагоги, совместная деятельность, предоставление возможности выбора и принятия решений - основа для возникновения самостоятельной позиции детей и подростков.
Из характеристики модели были выведены ее свойства: гуманная ориентированность, интеграция оздоровительной и образовательной функций; модульность; направленность на воспитание ценностного отношения подростков к здоровью.
Так как цели воспитания ценностного от-
ношения и цели повышения здоровья и образованности связаны, то модель также направлена на достижение интегративной целостности физического, психического и социального здоровья подростков, на их самореализацию и социальную адаптацию.
Для реализации оздоровительно-образо-вательного процесса, направленного на воспитание ценностного отношения к здоровью, на практике необходима специальная организация образовательного пространства (в нашем центре - оздоровительно-образовательного). Для каждой координаты пространства мы имеем в виду, что она должна обеспечивать не только образование, но и, прежде всего, здоровьесбе-режение. Мы использовали для выявления условий координаты, которые определил Г.Н. Сериков: нормативно-регламентируюгцая, перс-пективно-ориентирующая, деятельностно-сти-мулирующая и информационно-коммуника-тивная [11]. Но, конкретизируя и расшифровывая соответствующие условия оздоровительно образовательного пространства, мы пришли к необходимости сгруппировать их иначе. В итоге были выявлены следующие группы условий: нормативно-информационные, стимулирующие, деятельностно-коммуникативные.
Нормативно-информационные условия -это достаточное документационное обеспечение оздоровительно-образовательного процесса. К нему относятся документы, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования, документы по здоровьесбережению подростков и молодежи, федерального, регионального, муниципального уровня, а также документация нашей организации. Кроме документации к нормативной группе относится также «негласные законы» и традиции. Далее мы исходили из того, что у каждого посетителя должна быть своя перспектива развития. Следовательно, ему должны быть предоставлены различные возможные варианты, позволяющие выбрать способ самореализации. Поэтому одним из условий мы выделили разработку индивидуальных программ здоровьесбережения или оздорови-тельно-образовательного процесса. Для того чтобы индивидуальные траектории занятий стали возможны, создано модульное обеспечение образовательного процесса.
Стимулирующие условия включают в себя, прежде всего, необходимый минимум обеспечения условий взаимодействия как для людей, так и для животных (материальная база, питание, температурный режим, график работы и проч.). Мы исходили из того, что
необходимо снизить уровень тревожности по сравнению с условиями в школе и в других условиях социального общения. Поэтому следующие условия - обеспечение психологической комфортности, в том числе создание ситуаций успеха; обеспечение социальной комфортности, или возможности самореализовать себя в социуме. Поскольку здоровьесбереже-ние мы основываем на сознательной и направленной деятельности самих подростков, то мы создаем условия, способствующие воспитанию ценностных отношений к жизни, в частности здоровья. Это условия, в которых человек заботится о лошадях и сопереживает их страданиям (работа с лошадьми, проходящими реабилитацию, совместные занятия с животными и проч.). Эти условия мы назвали эмпатийно стимулирующими.
К группе деятельностно-коммуникатив-ных условий мы отнесли следующие. Возможности межличностного общения и общения с лошадьми по выбору и по рекомендации специалистов. Общение кажется свободным, но в действительности оно контролируется и может корректироваться педагогами. Когда необходимо педагоги или другие специалисты придут на помощь. В связи с этим выявлено условие индивидуального педагогического сопровождения всех видов взаимодействия подростков в конном центре.
Разработанная модель прошла апробацию. Программы прошли экспертизу квалифицированных специалистов. Модель и условия ее функционирования апробированы в реальном процессе. В эксперименте участвовали учащиеся 1-5-х классов МОУ СОШ № 120, МОУ СОШ № 121, МОУ СОШ № 142 г. Челябинска и посетители конного центра «Пегас» (всего 627 чел.).
В ходе экспериментальной работы были реализованы следующие этапы. Первый этап -изучение состояния проблемы в практике образования [7]. Изучалось состояние здоровья подростков (в промышленном городе) и их отношения к здоровью. В целом вывод был сделан об отсутствии у более чем 70 % детей и подростков ценностного отношения к здоровью на уровне, который позволяет активно укреплять свое здоровье.
На втором этапе экспериментального исследования была апробирована разработанная модель оздоровительно-образовательного процесса, направленная на воспитание ценностного отношения детей и подростков к здоровью. Модель реализуется посредством программы оздоровительно-образовательного процесса, которая характеризуется как оздоровительно-
Вопросы общего образования
образовательная, индивидуально-синтезиро-ванная, модульная, адресно ориентированная, вариативная, «асинхронная», востребованная со стороны различных групп населения.
Ядром оздоровительно-образовательной программы является учебно-оздоровительный план, который учитывает проектируемые требования к здоровью и образованности учащихся; ограничение объемов учебной нагрузки; ограничение объемов физической нагрузки; перечень образовательных областей; соотношение между образовательными областями; соотношение между содержанием образования и укреплением здоровья.
В оздоровительно-образовательную программу также входят: пояснительная записка, включающая описание процессуально-деятель-ностных и организационно-управленческих аспектов, рабочие программы по отдельным дисциплинам.
Основная часть образовательно-оздоровительной программы включает содержание образования по блокам: «Образование», «Здоровье»; по разделам: верховая езда, искусство, психология, театр, декоративно-прикладное творчество; по модулям (они являются элементами при построении индивидуальной траектории прохождения программы).
В эксперименте участвовали две экспериментальные и две контрольные группы, в которые вошли учащиеся одних и тех же классов, с одинаковым начальным уровнем здоровья.
В экспериментальной группе Э1 была полностью реализована модульная методика воспитания у детей и подростков ценностного отношения к здоровью. Для каждого учащегося в соответствии с результатами его начальной диагностики была составлена индивидуальная модульная оздоровительно-обра-зовательная программа.
Для всех учащихся были организованы занятия с лошадью, включающие: а) уход за животными; б) общение и игры, физические упражнения; в) простейшие терапевтические упражнения, прогулки; г) занятия с лошадьми по гуманным методикам; д) теоретические занятия по курсам о лошадях «История происхождения лошади и ее взаимоотношений с человеком», «Психология лошади», «Анатомия лошади», «Лошадь в искусстве»; е) общественно полезный труд по уходу за лошадьми.
Программа включала посещение и других студий в зависимости от интересов и познавательных потребностей подростка, занятия прикладными искусствами, в том числе по тематике «Жизнь лошади».
В составе экспериментальной группы Э1 были члены конного центра «Пегас» (115 человека в возрасте 7-12 лет).
Дети и подростки второй экспериментальной группы Э2 прошли основную программу иппологической студии, а также занимались с лошадьми в центре «Пегас» (выездные посещения), но модель и условия не были осуществлены полностью. А именно, не соблюдались требования обязательного сочетания теоретической подготовки, практических занятий, игр, общественно полезного труда. В какой-то мере эти элементы присутствовали, но не в системном виде. В состав группы Э2 входили учащиеся МОУ СОШ № 121, № 120, № 142 г. Челябинска, всего 121 чел.
Итак, в экспериментальные группы входило 236 чел.
В контрольных группах были осуществлены следующие методики. В группе К1 не проходили занятия с лошадьми, но учащиеся занимались в различных студиях дополнительного образования в центре «Пегас». Занятия проводились с учащимися вышеназванных МОУ СОШ, объем выборки в группе К1 составил 38 чел.
В контрольную группу К2 вошли учащиеся, имеющие различные хобби, посещающие какие-либо учреждения дополнительного образования, всего 87 чел.
В контрольной группе КЗ оказались остальные учащиеся, которые участвовали в констатирующем эксперименте, однако, в дальнейшем не являлись посетителями центра «Пегас» и не посещали учреждения дополнительного образования. Объем выборки: 266 чел.
Оценка результатов эксперимента осуществлялась с использованием следующих критериев оценки ценностного отношения к здоровью. Критерии соответствуют компонентам ценностного отношения: потребностный (показатели - проявленное желание подростка участвовать в том или ином виде деятельности, в работе определенной студии); когнитивный (показатели - полнота и точность знаний в выбранной сфере); эмоциональный, или аффективный (показатели - положительность, нейтральность или негативность проявляемых эмоций); практический, или поведенческий (показатели - результаты: самореализация подростка, укрепление его здоровья, повышение социализированное™, проявление своих отношений в поступках, в мимике, жестах, продуктах своей деятельности); оценочнорефлексивный (показатели - способность к самооценке своего здоровья).
Результаты сравнительного роста ценностного отношения в экспериментальных и контрольных группах следующие. Для экспериментальных групп характерно исчезновение отрицательного отношения к здоровью (что не наблюдается в контрольных группах). Имеется рост положительного отношения детей и подростков к здоровью (данные статистически значимые, проверены по статистике у\ Но в группе Э1 рост гораздо выше. Так, положительное отношение возросло значительно (на 21,8 % в группе Э1 и на 20,65 % в группе Э2). Это может означать, что добиться ценностного отношения к здоровью можно только в систематической работе, уделяя внимание развитию всех компонентов ценностного отношения, используя разнообразные формы и методы воспитания. Эпизодическая работа не позволяет добиться существенных результатов. К тому же результаты могут оказаться менее неустойчивыми.
В контрольных группах имели место незначительные как положительные, так и отрицательные изменения, но статистически картина не изменилась.
Таким образом, полученные данные подтверждают предположение о том, что только системное всестороннее воспитание в оздоровительно-образовательном процессе может положительно повлиять на ценностное отношение детей и подростков к своему здоровью.
Наилучшие результаты наблюдались в группе, где теоретическая подготовка сочеталась с практикой, с полезным трудом, с физической активностью, с игрой. В этой группе дети и подростки сами делали выбор, получали возможность самореализации, систематически взаимодействовали в разновозрастных группах и общались с лошадьми.
Апробация модели и условий реализации оздоровительно-образовательного процесса подтвердила истинность положений гипотезы, которая предварительно была обоснована с использованием современных научных данных.
Проведенное исследование воспитания ценностного отношения детей и подростков к здоровью может быть продолжено в направлении разработки модели непрерывного воспитания детей и подростков всех возрастных групп; воспитания других качеств детей и подростков в условиях дополнительного образования в особых условиях конного центра.
Литература
1. Алексеева, ВТ. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и раз-
вития личности / ВТ. Алексеева // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — С. 63—67.
2. Асмолов, Н. Здоровый образ жизни / Н. Асмолов //Воспитание школьника. - 1988. -№ 2. - С. 72-77.
3. Белкин, A.C. Ситуация успеха: как ее создать / A.C. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. -156 с.
4. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в России /В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, М.Э. Боцманова, A.B. Захарова. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
6. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением Коллегии Минобрнауки РФ от 06 октября 2004 № ПК-2). - http://www.educom.ru/ru/ yurist/regulirovanie/dop_obr/
7. Котлярова, И.О. Констатирующий эксперимент в педагогическом исследовании / И.О. Котлярова //Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: те-матич. сб. науч. тр. / под ред. Г.Н. Серикова. — Челябинск: Образование, 2004. - Вып. 9. -С. 108-113.
8. Мак-Фарленд, Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция/Д. Мак-Фарленд; под ред. П.В. Симонова. - М.: Мир, 1988.-520 с.
9. Маслоу, А. Самоактуализация /А. Мас-лоу //Психология личности. — М.: Педагогика, 1982.-238 с.
10. Носенкова, ИМ. Воспитание эмпати-ческой культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ИМ. Носенкова. - Казань: НИИ ПТО АПН, 1997. - 23 с.
11. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. — М.: Мнемозина, 2002. -416 с.
12. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
13. Сериков, С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах: моногр. / С.Г. Сериков. - Челябинск; Шадринск: Исетъ, 2001. - 320 с.
14. Худякова, Н.Л. Развитие человека и воспитывающая функция образования / Н.Л. Худякова. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2002. -Ч. 2. - 196 с.
Поступила в редакцию 12 февраля 2010 г.