УДК 371.38.037+371.82.037 ББК 4421.354+4421,385
СОДЕЙСТВИЕ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ КАК ВИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА В ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ «ПЕГАС»
ЭЛ. Малолетко*, О.А. Ханжина**
Юздоровительно-образовательный центр «Пегас»;
**Южно-Уральский государственный университет
ASSISTANCE IN STRENGTHENING STUDENTS’ HEALTH AS A TYPE OF A HUMAN RESOURCE IN HEALTH AND EDUCATIONAL CENTER “PEGAS”
E. Maloletko, O. Hanzhina
*Health and Educational Center “Pegas”;
**South Ural State University
Здоровье трактуется как вид личного ресурса каждого подростка, изменение которого зависит от образа жизнедеятельности. Выявлена специфика содействия укреплению здоровья подростков при взаимодействии с лошадьми в оздоровительно-образовательном центре и условия укрепления здоровья подростков при общении с лошадьми. Обосновано, что групповое общение подростков с лошадьми способствует прогрессу их социального здоровья.
Ключевые слова: содействие, здоровье, ресурс человека, укрепление здоровья, содействие укреплению здоровья.
Health is interpreted as a kind of each teenager’s personal resource. The changing of it depends on a way of life. The specific character of contributing to teenagers’ health strengthening in their interaction with horses in health-improving and educational center and conditions of teenagers’ health strengthening in their communication with horses are revealed. Group communication of teenagers and horses contributes to their social health progress.
Keywords: contributing, health, resource of a person, health strengthening, contributing to health strengthening.
В современных условиях перед образованием стоит ряд задач, одна из которых -сохранение и укрепление здоровья молодежи [1, 2]. Социальный заказ в сфере образования вполне определенно сформулирован в Проекте Закона РФ «Об образовании», в Национальных проектах и других официальных документах. Сформулированы принципы государственной политики в области образования, среди которых «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [3].
В теории проблема укрепления здоровья подросткового поколения также является достаточно хорошо разработанной [7]. В практи-
ке же можно наблюдать явные отклонения от здорового образа жизни, так как это зависит от образа жизни, которую молодежь ведет. Часто подростки увлекаются вредными привычками (курение, алкоголь, наркотики и другое). Негативно на здоровье может влиять избыток информации. Высокая информативная насыщенность в образовании является одной из причин перегрузок подростков, в силу их увлечения вредными привычками у них возникает переутомление и его следствия, что ведет к ухудшению здоровья. В настоящее время это не только важная задача образования и здравоохранения, но и серьезная проблема: укрепление здоровья подростков.
Цель исследования - описать специфиче-
ские условия укрепления здоровья учащихся средствами конной терапии. Объект: оздоровительно-образовательный процесс в оздоро-вительно-образовательном центре «Пегас». Предмет исследования: специфические условия, направленные на содействие укреплению здоровья учащихся в оздоровительно-образовательном центре.
Здоровье человека является видом его человеческого ресурса. По мнению Г.Н. Серикова, здоровье тесно связано с возможностью жизнедеятельности человека. Необходимо отметить, что оно является видом личного ресурса человека. По мнению автора, можно выделить телесный ресурс человека (когда речь идет о здоровье тела) и душевный ресурс (здесь подразумевается интеграция интеллектуальности человека, интеллигентности, образованности и т. п.). Душевный ресурс позитивно развивается через образование человека, через усвоение социальных ценностей. При этом, человеку необходимо самому заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья (здоровый образ жизнедеятельности человека) правомерно представить как специфическое свойство (развившееся качество) людей в социальной действительности [4].
Развитие же здоровья подростка реализуется, в том числе, и через его общение с животным миром, например, с лошадью. Имеет смысл использовать возможности, возникающие при общении его с лошадью, для содействия укреплению здоровья подростка как человеческого ресурса, в частности, в оздоровительно-образовательном центре «Пегас».
Это общение с высокоорганизованным живым существом можно наладить во время взаимодействия, сочувствия, сопереживания ему. Общение с лошадью помогает на основе рефлексии понять жизненные потребности, жизненные ценности живого существа и сопоставить их с жизненными ценностями человека, развить моторику [6].
Здоровье как ресурс человека проявляется и укрепляется в деятельности и в поведении -в процессе общения с лошадью. Находясь в оздоровительно-образовательном центре, подростки и укрепляют свое здоровье, и получают необходимые знания, что также способствует укреплению и сохранению телесного и духовного здоровья.
Укрепление здоровья учащихся сопровождается педагогическим содействием. По мнению Г.Н. Серикова, педагогическое содействие означает специфический аспект, особый
вид социального влияния на человека, путем предъявления для усвоения специальным образом систематизированного и проинтерпретированного в соответствии с социально принятыми ценностными ориентациями содержание сведений о социальном опыте [5].
В толковом словаре русского языка содействие трактуется следующим образом: «...деятельностное участие в чьих-либо делах с целью облегчить, помочь, поддержка в делах» [3].
Исходя из вышеизложенного, содействие укреплению здоровья можно трактовать как помощь человеку в привлечении его к здоровому образу жизни.
Для укрепления здоровья подростков необходимо наличие специфических условий. Следовательно, педагогическое содействие предполагает и организацию условий, при которых бы происходило укрепление здоровья подростков в оздоровительно-образовательном центре.
Выделяется ряд специфических условий, содействующих укреплению здоровья подростков в оздоровительно-образовательном центре «Пегас»:
• субъект-субъектное (регламентирующее) взаимодействие педагога и учащегося (гуманно ориентированный компонент);
• использование конной терапии;
• использование учебного материала, направленного на формирование мировоззрения здорового образа жизни в качестве содержательного компонента педагогического содействия;
• использование идеи взаимодействия подростков в группе (групповое общение).
Охарактеризуем эти условия.
Субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе предполагает паритетные отношения педагога и учащегося. Педагог регламентирует элементы учебной деятельности и предоставляет свободу выбора познавательного аспекта. Подростку предоставляется возможность выбирать познавательные области. Одновременно с этим педагог содействует выбору учащегося, мотивируя и активизируя его образовательную деятельность. В частности, в «Пегасе» заинтересованность подростка связана с уникальностью возможности получения знаний о лошади, общения с ней. В свою очередь, самостоятельно, но при содействии педагога, он, общаясь с лошадью, приобретает положительные эмоции, которые влияют на его внутрен-
Малолетко Э.А., Ханжина О.А.
Содействие укреплению здоровья учащихся ___________как вида человеческого ресурса...
нее восприятие, происходит двустороннее общение человек (подросток) - лошадь, что содействует укреплению его как психического, так и телесного здоровья (конная терапия).
Содействие укреплению здоровья подростков осуществляется также посредством содержательного компонента. В оздоровитель-но-образовательном конном центре «Пегас» реализуются комплекс общеобразовательных программ дополнительного образования, способствующих укреплению здоровья подростков. К таким программам относятся, например: «Иппологический факультатив», «Иппологи-ческая студия», «Программа экскурсий по конному центру» и др.
В рамках этих программ подростки изучают ряд тем, касающихся жизнедеятельности лошади, изучают иппологию - науку о лошади, которая включает в себя множество дисциплин, таких как история взаимоотношений человека и лошади, в том числе эволюция и доместикация; психология лошади (особенности поведения, влияние человеческого фактора на формирование поведения); анатомия и физиология лошади (видовые особенности); основы ветеринарии; уход за лошадью, кормление, обслуживание пастбищ; пагубное влияние конного спорта на психическое и физическое состояние лошади; альтернативные виды общения и т. д.
Отличительной особенностью данной программы по сравнению с другими конными секциями, школами верховой езды и конными клубами является то, что лошадь не рассматривается как спортивный снаряд, как объект потребления и бездумного использования с целью удовлетворения собственных амбиций и самоутверждения за счет физических возможностей живого существа. Напротив, целями иппологической программы являются привитие стойкого интереса, уважения к лошади, обучение практическим навыкам грамотного и безопасного общения с ней, всестороннее развитие подростка по данной дисциплине.
Например, программа иппологического факультатива предусматривает дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению подростком новых знаний относительно животного мира (лошади). Она содействует укреплению здоровья подростков через самосо-
вершенствование, его влечение к познанию и творчеству, формирование мировоззрения здорового образа жизни, гуманное обращение с животными (лошадью, в том числе), развитие физических, интеллектуальных и нравственных качеств подростка.
Необходимо отметить, что программа для конного клуба составлена на основе нормативных документов, регламентирующих работу учреждений дополнительного образования, с учетом новейших методик работы с лошадью, основанных на научно-исследовательском подходе и бережном отношении к животным.
Основная цель образовательной программы позволяет последовательно решать задачи содействия укрепления физического и нравственного здоровья подростков на протяжении всего процесса, формируя у них целостный подход к физической культуре, как психофизической основе воспитания здоровой, физически сильной, гармонически развитой личности, способствовать формированию добрых, дружеских отношений между учащимися. Это и есть путь к реализации здорового образа жизни.
Подростки узнают о жизни лошадей, сопереживают, что способствует гармоничному, развитию личности, интеллектуальному здоровью как виду человеческого ресурса. В промежутках между занятиями ребята занимаются физическими упражнениями под руководством учителя. Упражнения направлены на развитие моторики у детей, способствуют снижению утомляемости. Во время таких переменок умственный вид деятельности заменяется физическим. Умственная и зрительная концентрация внимания переходит в двигательную активность с помощью игровых форм физических упражнений. Дети общаются между собой, формируются дружеские отношения, что также способствует как духовному, так и физическому здоровью (взаимодействие подростков в группе).
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в выявлении и раскрытии содержания специфических для конного центра условий укрепления здоровья подростков. На практике были подтверждены теоретические предположения о том, что общение подростков с лошадьми содействует укреплению здоровья. Разработаны программа и методики работы подростков с лошадьми в процессе освоения этой программы.
Вывод: реализация специфических условий средствами конной терапии в оздорови-
тельно-образовательном центре «Пегас» содействует укреплению здоровья подростков (происходит общение подростка с лошадьми, что укрепляет его телесное, личное, духовное здоровье).
Литература
1. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности/Л.М. Архангельский. -М.: Знание, 1978. -64 с.
2. Визгин, В.П. Ценности как детерминанты принятия решения: социалъно-психо-логический подход к проблеме / В.П. Визгин. -М.: Наука, 1976. - 168 с.
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова;
Российская АН; Российский фонд культуры. — 3-е изд., стереотип. - М.: АЗЪ, 1996. -732 с.
4. Проект Закона Российской Федерации «Об образовании». - mon.gov.ru
5. Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - Вып. 10. - № 36 (212). - С. 9-17.
6. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2005. - 440 с.
7. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. — Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
Поступила в редакцию 11 ноября 2010 г.