Научная статья на тему 'Содействие укреплению здоровья учащихся как вида человеческого ресурса в оздоровительно-образовательном центре «Пегас»'

Содействие укреплению здоровья учащихся как вида человеческого ресурса в оздоровительно-образовательном центре «Пегас» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ / ЗДОРОВЬЕ / РЕСУРС ЧЕЛОВЕКА / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / СОДЕЙСТВИЕ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ / CONTRIBUTING / HEALTH / RESOURCE OF A PERSON / HEALTH STRENGTHENING / CONTRIBUTING TO HEALTH STRENGTHENING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малолетко Эльвира Анатольевна, Ханжина Ольга Анатольевна

Здоровье трактуется как вид личного ресурса каждого подростка, изменение которого зависит от образа жизнедеятельности. Выявлена специфика содействия укреплению здоровья подростков при взаимодействии с лошадьми в оздоровительно-образовательном центре и условия укрепления здоровья подростков при общении с лошадьми. Обосновано, что групповое общение подростков с лошадьми способствует прогрессу их социального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSISTANCE IN STRENGTHENING STUDENTS' HEALTH AS A TYPE OF A HUMAN RESOURCE IN HEALTH AND EDUCATIONAL CENTER "PEGAS"

Health is interpreted as a kind of each teenager's personal resource. The changing of it depends on a way of life. The specific character of contributing to teenagers' health strengthening in their interaction with horses in health-improving and educational center and conditions of teenagers' health strengthening in their communication with horses are revealed. Group communication of teenagers and horses contributes to their social health progress.

Текст научной работы на тему «Содействие укреплению здоровья учащихся как вида человеческого ресурса в оздоровительно-образовательном центре «Пегас»»

УДК 371.38.037+371.82.037 ББК 4421.354+4421,385

СОДЕЙСТВИЕ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ КАК ВИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА В ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ «ПЕГАС»

ЭЛ. Малолетко*, О.А. Ханжина**

Юздоровительно-образовательный центр «Пегас»;

**Южно-Уральский государственный университет

ASSISTANCE IN STRENGTHENING STUDENTS’ HEALTH AS A TYPE OF A HUMAN RESOURCE IN HEALTH AND EDUCATIONAL CENTER “PEGAS”

E. Maloletko, O. Hanzhina

*Health and Educational Center “Pegas”;

**South Ural State University

Здоровье трактуется как вид личного ресурса каждого подростка, изменение которого зависит от образа жизнедеятельности. Выявлена специфика содействия укреплению здоровья подростков при взаимодействии с лошадьми в оздоровительно-образовательном центре и условия укрепления здоровья подростков при общении с лошадьми. Обосновано, что групповое общение подростков с лошадьми способствует прогрессу их социального здоровья.

Ключевые слова: содействие, здоровье, ресурс человека, укрепление здоровья, содействие укреплению здоровья.

Health is interpreted as a kind of each teenager’s personal resource. The changing of it depends on a way of life. The specific character of contributing to teenagers’ health strengthening in their interaction with horses in health-improving and educational center and conditions of teenagers’ health strengthening in their communication with horses are revealed. Group communication of teenagers and horses contributes to their social health progress.

Keywords: contributing, health, resource of a person, health strengthening, contributing to health strengthening.

В современных условиях перед образованием стоит ряд задач, одна из которых -сохранение и укрепление здоровья молодежи [1, 2]. Социальный заказ в сфере образования вполне определенно сформулирован в Проекте Закона РФ «Об образовании», в Национальных проектах и других официальных документах. Сформулированы принципы государственной политики в области образования, среди которых «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [3].

В теории проблема укрепления здоровья подросткового поколения также является достаточно хорошо разработанной [7]. В практи-

ке же можно наблюдать явные отклонения от здорового образа жизни, так как это зависит от образа жизни, которую молодежь ведет. Часто подростки увлекаются вредными привычками (курение, алкоголь, наркотики и другое). Негативно на здоровье может влиять избыток информации. Высокая информативная насыщенность в образовании является одной из причин перегрузок подростков, в силу их увлечения вредными привычками у них возникает переутомление и его следствия, что ведет к ухудшению здоровья. В настоящее время это не только важная задача образования и здравоохранения, но и серьезная проблема: укрепление здоровья подростков.

Цель исследования - описать специфиче-

ские условия укрепления здоровья учащихся средствами конной терапии. Объект: оздоровительно-образовательный процесс в оздоро-вительно-образовательном центре «Пегас». Предмет исследования: специфические условия, направленные на содействие укреплению здоровья учащихся в оздоровительно-образовательном центре.

Здоровье человека является видом его человеческого ресурса. По мнению Г.Н. Серикова, здоровье тесно связано с возможностью жизнедеятельности человека. Необходимо отметить, что оно является видом личного ресурса человека. По мнению автора, можно выделить телесный ресурс человека (когда речь идет о здоровье тела) и душевный ресурс (здесь подразумевается интеграция интеллектуальности человека, интеллигентности, образованности и т. п.). Душевный ресурс позитивно развивается через образование человека, через усвоение социальных ценностей. При этом, человеку необходимо самому заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья (здоровый образ жизнедеятельности человека) правомерно представить как специфическое свойство (развившееся качество) людей в социальной действительности [4].

Развитие же здоровья подростка реализуется, в том числе, и через его общение с животным миром, например, с лошадью. Имеет смысл использовать возможности, возникающие при общении его с лошадью, для содействия укреплению здоровья подростка как человеческого ресурса, в частности, в оздоровительно-образовательном центре «Пегас».

Это общение с высокоорганизованным живым существом можно наладить во время взаимодействия, сочувствия, сопереживания ему. Общение с лошадью помогает на основе рефлексии понять жизненные потребности, жизненные ценности живого существа и сопоставить их с жизненными ценностями человека, развить моторику [6].

Здоровье как ресурс человека проявляется и укрепляется в деятельности и в поведении -в процессе общения с лошадью. Находясь в оздоровительно-образовательном центре, подростки и укрепляют свое здоровье, и получают необходимые знания, что также способствует укреплению и сохранению телесного и духовного здоровья.

Укрепление здоровья учащихся сопровождается педагогическим содействием. По мнению Г.Н. Серикова, педагогическое содействие означает специфический аспект, особый

вид социального влияния на человека, путем предъявления для усвоения специальным образом систематизированного и проинтерпретированного в соответствии с социально принятыми ценностными ориентациями содержание сведений о социальном опыте [5].

В толковом словаре русского языка содействие трактуется следующим образом: «...деятельностное участие в чьих-либо делах с целью облегчить, помочь, поддержка в делах» [3].

Исходя из вышеизложенного, содействие укреплению здоровья можно трактовать как помощь человеку в привлечении его к здоровому образу жизни.

Для укрепления здоровья подростков необходимо наличие специфических условий. Следовательно, педагогическое содействие предполагает и организацию условий, при которых бы происходило укрепление здоровья подростков в оздоровительно-образовательном центре.

Выделяется ряд специфических условий, содействующих укреплению здоровья подростков в оздоровительно-образовательном центре «Пегас»:

• субъект-субъектное (регламентирующее) взаимодействие педагога и учащегося (гуманно ориентированный компонент);

• использование конной терапии;

• использование учебного материала, направленного на формирование мировоззрения здорового образа жизни в качестве содержательного компонента педагогического содействия;

• использование идеи взаимодействия подростков в группе (групповое общение).

Охарактеризуем эти условия.

Субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе предполагает паритетные отношения педагога и учащегося. Педагог регламентирует элементы учебной деятельности и предоставляет свободу выбора познавательного аспекта. Подростку предоставляется возможность выбирать познавательные области. Одновременно с этим педагог содействует выбору учащегося, мотивируя и активизируя его образовательную деятельность. В частности, в «Пегасе» заинтересованность подростка связана с уникальностью возможности получения знаний о лошади, общения с ней. В свою очередь, самостоятельно, но при содействии педагога, он, общаясь с лошадью, приобретает положительные эмоции, которые влияют на его внутрен-

Малолетко Э.А., Ханжина О.А.

Содействие укреплению здоровья учащихся ___________как вида человеческого ресурса...

нее восприятие, происходит двустороннее общение человек (подросток) - лошадь, что содействует укреплению его как психического, так и телесного здоровья (конная терапия).

Содействие укреплению здоровья подростков осуществляется также посредством содержательного компонента. В оздоровитель-но-образовательном конном центре «Пегас» реализуются комплекс общеобразовательных программ дополнительного образования, способствующих укреплению здоровья подростков. К таким программам относятся, например: «Иппологический факультатив», «Иппологи-ческая студия», «Программа экскурсий по конному центру» и др.

В рамках этих программ подростки изучают ряд тем, касающихся жизнедеятельности лошади, изучают иппологию - науку о лошади, которая включает в себя множество дисциплин, таких как история взаимоотношений человека и лошади, в том числе эволюция и доместикация; психология лошади (особенности поведения, влияние человеческого фактора на формирование поведения); анатомия и физиология лошади (видовые особенности); основы ветеринарии; уход за лошадью, кормление, обслуживание пастбищ; пагубное влияние конного спорта на психическое и физическое состояние лошади; альтернативные виды общения и т. д.

Отличительной особенностью данной программы по сравнению с другими конными секциями, школами верховой езды и конными клубами является то, что лошадь не рассматривается как спортивный снаряд, как объект потребления и бездумного использования с целью удовлетворения собственных амбиций и самоутверждения за счет физических возможностей живого существа. Напротив, целями иппологической программы являются привитие стойкого интереса, уважения к лошади, обучение практическим навыкам грамотного и безопасного общения с ней, всестороннее развитие подростка по данной дисциплине.

Например, программа иппологического факультатива предусматривает дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению подростком новых знаний относительно животного мира (лошади). Она содействует укреплению здоровья подростков через самосо-

вершенствование, его влечение к познанию и творчеству, формирование мировоззрения здорового образа жизни, гуманное обращение с животными (лошадью, в том числе), развитие физических, интеллектуальных и нравственных качеств подростка.

Необходимо отметить, что программа для конного клуба составлена на основе нормативных документов, регламентирующих работу учреждений дополнительного образования, с учетом новейших методик работы с лошадью, основанных на научно-исследовательском подходе и бережном отношении к животным.

Основная цель образовательной программы позволяет последовательно решать задачи содействия укрепления физического и нравственного здоровья подростков на протяжении всего процесса, формируя у них целостный подход к физической культуре, как психофизической основе воспитания здоровой, физически сильной, гармонически развитой личности, способствовать формированию добрых, дружеских отношений между учащимися. Это и есть путь к реализации здорового образа жизни.

Подростки узнают о жизни лошадей, сопереживают, что способствует гармоничному, развитию личности, интеллектуальному здоровью как виду человеческого ресурса. В промежутках между занятиями ребята занимаются физическими упражнениями под руководством учителя. Упражнения направлены на развитие моторики у детей, способствуют снижению утомляемости. Во время таких переменок умственный вид деятельности заменяется физическим. Умственная и зрительная концентрация внимания переходит в двигательную активность с помощью игровых форм физических упражнений. Дети общаются между собой, формируются дружеские отношения, что также способствует как духовному, так и физическому здоровью (взаимодействие подростков в группе).

Теоретическая значимость полученных результатов заключается в выявлении и раскрытии содержания специфических для конного центра условий укрепления здоровья подростков. На практике были подтверждены теоретические предположения о том, что общение подростков с лошадьми содействует укреплению здоровья. Разработаны программа и методики работы подростков с лошадьми в процессе освоения этой программы.

Вывод: реализация специфических условий средствами конной терапии в оздорови-

тельно-образовательном центре «Пегас» содействует укреплению здоровья подростков (происходит общение подростка с лошадьми, что укрепляет его телесное, личное, духовное здоровье).

Литература

1. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности/Л.М. Архангельский. -М.: Знание, 1978. -64 с.

2. Визгин, В.П. Ценности как детерминанты принятия решения: социалъно-психо-логический подход к проблеме / В.П. Визгин. -М.: Наука, 1976. - 168 с.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова;

Российская АН; Российский фонд культуры. — 3-е изд., стереотип. - М.: АЗЪ, 1996. -732 с.

4. Проект Закона Российской Федерации «Об образовании». - mon.gov.ru

5. Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - Вып. 10. - № 36 (212). - С. 9-17.

6. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2005. - 440 с.

7. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. — Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.

Поступила в редакцию 11 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.