УДК 37.034
ББК Ч 106.311 ГСНТИ 14.31.05 Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Шуманская Татьяна Захаровна,
педагог-психолог высшей категории, Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»; 620012, Свердловская область, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 55а; e-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ -ОСНОВА ЭФФЕКТИВНЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: толерантность; межкультурное взаимодействие; интолерантность; формирование установок толерантного поведения; воспитание; методические разработки.
АННОТАЦИЯ. Представлен опыт разработки и внедрения в образовательных учреждениях Екатеринбурга проекта, направленного на формирование установок толерантного поведения учащихся, -«Толерантность и ценности семьи», созданного педагогом-психологом Екатеринбургского муниципального Центра психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних «Диалог» Т. З. Шуманской и социальным педагогом А. Б. Верещака.
Shumanskaya Tatiana Zakharovna,
Teacher Psychologist of Higher Degree, Ekaterinburg Centre of Psychological and Pedagogical Support of Under-age «Dialogue», Ekaterinburg, Russia.
TEACHING TOLERANCE AS A BASIS OF EFFECTIVE CROSS-CULTURAL COMMUNICATION
KEY WORDS: tolerance; cross-cultural interaction; intolerance; development of tolerant behavior; upbringing; methodical works.
ABSTRACT. The experience of development and implementation of the project aimed at teaching students tolerance «Tolerance and Family Values», worked out by the Teacher Psychologist of Ekaterinburg municipal centre of Psychological and Pedagogical Support of Under-age «Dialogue» T.Z. Shumanskaya and Social Teacher A.B. Vereschaka is described.
Постановка проблемы и актуальность опыта реализации проекта Общие тенденции мирового развития определяются формированием глобального информационного пространства, значительным расширением межкультурного взаимодействия между людьми, массовой миграцией населения, ростом числа межнациональных и межконфессиональных браков. Все это актуально и для России -страны многонациональной и многоконфессиональной, со множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Толерантность, терпимость к другим становится социально-психологической необходимостью, обеспечивающей стабильность государственности. «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году (2).
В преамбуле Устава ООН толерантность определяется как необходимость «проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи».
Проблема толерантности актуальна в контексте не только межнациональных, межконфессиональных отношений, но и межличностных и внутрисемейных отношений. Толерантность - это стремление понять позицию другой стороны, способность
в процессе диалога найти взаимоприемлемое решение.
Формирование установок толерантного, терпимого отношения к другим людям, а также членам своей семьи, к детям, осознание непреходящей ценности семьи в быстро меняющемся мире - важнейшая социально-психологическая задача, направленная на стабилизацию общества (3; 9; 16).
Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию гражданственности и толерантных начал в российском обществе, является образование. Воспитание с самого раннего возраста толерантности в качестве нового типа социальных отношений и основой эффективных межкультурных коммуникаций является важнейшей социальной задачей (1; 14).
Исследование уровня толерантности учащихся, проведенное в ряде школ г. Екатеринбурга, показало существование проблемы толерантности среди учащихся. Кроме того существует весьма ограниченный выбор методических ресурсов по воспитанию толерантности на уровне семьи, детского коллектива.
Именно поэтому мы определили для себя как актуальнейшую задачу разработать и внедрить в общеобразовательное пространство города Екатеринбурга, которое всегда отличалось высоким потенциалом, систему психолого-педагогических техноло-
© Шуманская Т. З., 2013
гий по формированию ценностей семьи и личности в рамках развития толерантности школьников.
В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения (13; 15). Толерантность предполагает готовность принять других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия (12; 14). Однако толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.
Психологический смысл толерантных отношений состоит в том, что толерантный человек настроен миролюбиво, его мышление открыто и готово принять существующие различия, его поведение многовариантно. Он заинтересован, хочет и умеет находить естественные или выстраивать искусственные пути для развития конструктивных взаимодействий с окружающими людьми (5; 10). Это делается с учетом их прав, вытекающих из факта существования в мире национальных и социальных различий, но сохраняя также и за собой право быть носителем таких различий. Сохраняя обоюдное «право на различия», толерантный человек тем самым сохраняет и обоюдное право на самоидентификацию (6; 7).
Толерантность можно рассматривать в двух контекстах: в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности) и в контексте ценностного отношения к людям как к представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных) групп. Именно первое понимание толерантности легло в основу нашей деятельности, поскольку невозможно представить личность, толерантную к представителям других наций и культур, проявляющую интолерантность к своим близким, родным, сверстникам.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий способности к эффективным межкультурным коммуникациям в будущем.
Критерии толерантности:
• равноправие - равный доступ к образовательным, экономическим, управленческим возможностям для всех людей, независимо от пола, расы, национальности, религии;
• взаимоуважение членов общества, доброжелательное и терпимое отношение к различным группам;
• равные возможности для участия в общественной и политической жизни всех членов общества;
• сохранение и развитие культуры и языков национальных меньшинств;
• возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
• свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
• сотрудничество в решении проблем;
• позитивная лексика в уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Важнейшую роль в формировании толерантной личности играет семья, и именно в ней ребенок приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного, терпимого отношения к родным, к своим близким.
Цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к ценности человеческого достоинства.
Научить детей принимать и понимать других людей, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать на основе согласия - актуальная задача семьи и школы (4; 8). Трудно воспитывать толерантного человека, если он растет в семье, где сформировались формы интоле-рантного поведения, неуважения к близким, нетерпимости к интересам и желаниям других членов семьи. Поэтому важной задачей является расширение методической педагогической базы формирования установок толерантного поведения для проведения учителями и психологами уроков, классных часов, родительских и совместных детско-родительских собраний, мероприятий.
Созданный нами проект вносит свой вклад в расширение методической педагогической базы для проведения учителями и психологами уроков, классных часов, родительских и совместных детско-родительских собраний, мероприятий.
Цель проекта - разработка и внедрение системы психолого-педагогических занятий по формированию ценностей семьи и личности в системе развития толерантности школьников.
Задачи:
1) разработка психолого-педагогическо-го мониторинга исследования проблемы
развития толерантных установок у школьников различного возраста;
2) создание системы психолого-педаго-гических занятий, направленных на формирование ценностей семьи и личности в системе развития толерантности школьников;
3) апробация и распространение опыта работы по проведению обучающего курса по формированию ценности семьи и личности как важного аспекта развития толерантности школьников.
Программа состоит из цикла 5 занятий для учащихся с 1 по 9 класс (всего 25 занятий), двух тематических родительских собраний - для родителей первоклассников и всех остальных. В ней много интересных интерактивных заданий и упражнений. Они в игровой, творческой форме развивают толерантные формы взаимоотношений, прежде всего, в семье, в классном коллективе. В решении задачи формирования толерантного сознания объединены родители и учителя.
Занятия для начального, среднего и старшего звена школы объединены общим методическим и тематическим подходом, адаптированы в соответствии с возрастными особенностями детей. Рекомендуются в качестве классных часов, объединенных одной темой, для проведения классным руководителем или психологом.
В 2007-2008 учебном году специалисты Екатеринбургского Центра психологопедагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» осуществляли апробацию проекта «Толерантность и ценности семьи», проводя занятия в базовых школах № 5 и № 69. Программа прошла затем апробацию в 13 образовательных учреждениях всех районов г. Екатеринбурга и получила положительные отзывы педагогов и учащихся. Мы благодарны всем участникам реализации проекта: педагогам, родителям и учащимся.
Работа над проектом включала следующие основные этапы:
1) разработка психолого-педагогичес-кого мониторинга развития толерантных установок школьников разного возраста;
2) проведение мониторинга (анкетирования) в базовых школах;
3) создание системы психолого-педа-гогических занятий (обучающая программа) по формированию толерантных установок школьников;
4) апробация психолого-педагогичес-ких занятий на экспериментальной площадке (МБУ Центр «Диалог»)»
5) обучение педагогов и психологов базовых школ г. Екатеринбурга;
6) внедрение психолого-педагогичес-ких занятий в школах города;
7) подведение итогов анкетирования, написание аналитического отчета для Управления образования Администрации г. Екатеринбурга;
8) мониторинг результатов внедрения программы;
9) круглый стол по итогам реализации проекта;
10) выпуск методического сборника «Толерантность и ценности семьи».
В рамках реализации проекта специалистами МБУ «Диалог» было проведено анкетирование учащихся 4-ых классов, их родителей и педагогов в 13 образовательных учреждениях города.
Цель анкетирования - исследование уровня развития толерантных установок школьников четвертых классов.
Оценка уровня толерантности проводилась с использованием трёх анкет, предложенных всем участникам образовательного процесса: детям, педагогам и родителям. Анкеты для учащихся и педагогов состояли из двух заданий: первое задание определяло самооценку своей толерантности по отношению к классу, детям; второе -оценивало уровень толерантных отношений среди учащихся класса. С помощью анализа ответов на вопросы анкеты для родителей мы получили картину толерантных отношений в классе с точки зрения родителей. Вопросы анкет опосредовано инициируют осознание необходимости воспитания толерантных установок.
Всего в исследовании было использовано 5 анкет: по две для педагогов и учащихся и одна для родителей. Каждая анкета состояла из 10 вопросов. Анкета, исследующая уровень толерантных отношений среди учащихся класса, содержала аналогичные вопросы для учащихся, педагогов и родителей, адаптированных соответственно возрасту опрашиваемых. Анкеты, используемые для определения самооценки толерантности учащихся и педагогов, также содержали аналогичные вопросы.
Всего в анкетировании приняли участие 585 учащихся из 29 классов, 315 родителей, 27 педагогов. По итогам анкетирования написан подробный отчет с графиками, таблицами, комментариями. Отчет предоставлен в Управление образования Администрации города Екатеринбурга, опубликован в сборнике «Толерантность и ценности семьи».
Итоги анкетирования выявили следующее:
• дети четвертых классов оценивают собственную толерантность значительно выше, чем толерантность своих одноклассников;
• уровень толерантности отношений учащихся в классе оценивается взрослыми выше, чем самими детьми;
• самые высокие оценки толерантности в классе даются педагогами;
• участие родителей (по количеству анкет) в данном опросе составляет примерно половину от общего количества учащихся;
• дети считают толерантные проявления со стороны одноклассников менее выраженными, чем им хотелось бы; это соответствует большей эмоциональной составляющей в оценке детей, характерной для возраста начальной школы; возможно, оценки взрослых родителей и педагогов более объективны.
Основные выводы и рекомендации по итогам анкетирования
1. Поведенческие проявления интоле-рантности у учащихся выявились в результате ответов на самые значимые вопросы: умение понимать чувства другого человека, не осуждать его поступки отметили у себя чуть больше половины ребят (58%). Признают право каждого быть непохожим на других лишь 62% детей.
2. Самооценка педагогов проявлений своей толерантности к учащимся носит завышенный характер: 96% учителей считают, что они не ограничивают участие неуспевающих учащихся в делах класса. Около 93% педагогов отмечают, что они не позволяют себе в присутствии детей резких высказываний. 96% учителей считают, что у них хватает терпения разъяснять ребенку негативные последствия его поступков и решений.
3. Педагоги оценивают уровень толерантности своих учеников выше, чем сами дети:
- 76% педагогов считают, что ученики доброжелательны в отношениях друг к другу (у детей эта цифра на 40 % ниже);
- с точки зрения педагогов 96% детей умеют хвалить, соглашаться утешать своих одноклассников (дети ответили «да» только в 58% случаев!);
- 67% педагогов полагают, что умение сопереживать характерно для детей (у детей в анкетах эта цифра меньше на 25%).
4. Родители показали достаточную компетентность в оценке поведенческих проявлений толерантности своих детей в классе: 48% родителей отмечают, что дети умеют сопереживать, и 55% родителей говорят о признании права каждого ребенка быть непохожим на других.
5. Итоги исследования подтвердили существование проблемы интолерантных отношений среди учащихся 4 классов в образовательных учреждениях города.
6. Необходима систематическая работа по воспитанию толерантности.
7. Поскольку основы толерантных отношений, несомненно, закладываются в семье, то предложенная программа «Толерантность и ценности семьи» является особенно актуальной. Она позволяет не только решать задачи сегодняшнего дня, но и заложить основы толерантных отношений в будущем.
На этапе завершения проекта предполагается мониторинг толерантных установок учащихся путем проведения повторного исследования после обучения школьников по программе и сравнения с результатами первичного исследования.
Цикл из 25 занятий, которые создают непрерывную систему формирования толерантного сознания и навыков толерантного поведения для школьников с 1 по 9 класс, учитывает возрастные психологические особенности детей и обращается ко многим темам с новой глубиной восприятия.
Темы занятий в 1-2 классах:
• «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать»,
• « Г адкий утенок »,
• «Толерантность в семье и семейные ценности»,
• «Семьи бывают разные»,
• «Когда я стану взрослым...».
Темы занятий в 3-4 классах:
• «Радуга чувств»,
• «Учимся сочувствовать»,
• «Когда тебя не понимают...»,
• «Путешествие на волшебный остров взаимопонимания»,
• «Семья - наша маленькая страна».
Темы занятий в 5-6 классах:
• «Спешите делать добро»,
• «Толерантный человек»,
• «Толерантность в семье» ,
• «Наш толерантный класс»,
• «Ты, я, он, она.».
Темы занятий в 7-8 классах:
• «Учимся понимать других»,
• «Учимся жить без конфликтов»,
• «Искусство жить среди людей»,
• «Толерантность в семье и семейные конфликты».
• «Когда я стану взрослым...»ю
Темы занятий в 9 классах:
• «Толерантная личность»,
• «Интолерантность»,
• «Искусство прощения»,
• «Я + Они»,
• «Я и моя семья».
Занятия проводятся в виде тематических классных часов. В них много интерактивных компонентов, элементов тренингов, ролевых игр, театрализации, арт-терапев-
тических форм, работы со сказками, групповых творческих заданий.
В сентябре 2007 года проект стал победителем Муниципального конкурса социально-значимых проектов для некоммерческих организаций, проводимых Администрацией г. Екатеринбурга. В 2012 году проект «Толерантность и ценности семьи» завоевал II место в Областном конкурсе методических разработок по теме «Уроки толерантности». В 2011-2012 учебном году, который по всей России открывался одновременно проводимым уроком толерантности по рекомендации президента нашей страны, педагоги г. Екатеринбурга проводили этот урок по методическим разработкам нашего Центра
«Диалог», представленным в проекте «Толерантность и ценности семьи».
Всего за годы реализации (2007-201зг.г.) проекта в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга в нем приняли участие 112 школ, гимназий и лицеев, 314 педагогов и 10945 учащихся и их родителей.
Мы, специалисты Центра «Диалог», авторы проекта, надеемся, что школьники, участвующие в занятиях по развитию толерантности, смогут в будущем стать активными участниками межкультурных коммуникаций и носителями идей толерантности и эффективных межкультурных коммуникаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Букина И. Программа элективного курс «Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие» для учащихся старших классов профильной школы // Воспитательная работа в школе. 2007. № 2.
2. Декларация принципов толерантности Генеральной Конференции ЮНЕСКО. 1995 г.
3. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание в России и за рубежом : учебное пособие. М. : Сфера, 2007.
4. Зайцева М.. Проект «Подросток и толерантность» // Справочник классного руководителя. 2007. № 1.
5. Кожухарь Г. С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие механизмов межличностной толерантности // Вопросы психологии. 2007. № 2.
6. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Организация и планирование работы. М. : 5 за знания, 2006.
7. Глухов В. А. Психология толерантности//Вестник регионального образования. 2002. № 2.
8. Солдатова Г. У. и др. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков // Социальная профилактика и здоровье. 2007. № 1.
9. Солдатова Г. В. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе//Социальная профилактика и здоровье. 2007. № 1.
10. Столганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М. : Педагогическое общество России, 2006.
11. Вульфов Б. З. Детская наркомания: толерантность семьи // Профилактика злоупотребления ПАВ детьми м молодежью : сб. тезисов Всерос. конф. М., 2003.
12. Учимся толерантности : метод. пособие для провед. классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 кл. М. : Аркти, 2007.
13. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М. : БОНФИ,2002.
14. Федоренко Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе : метод. мат-лы (программы занятий с педагогами, учениками и родителями). М. : Каро, 2006.
15. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М. : Академ. проект, 2004.
16. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие. М. : Академ. проект, 2004.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.