| ПЕДАГОГИКА УДК 37.013.78
ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Л. Х. Урусова
EDUCATION OF THE FREE PERSONALITY: A DIFFERENTIATED APPROACH
L. H. Urusova
В статье анализируются воспитательные задачи внутренней свободы личности как главной предпосылки развития духовности. В первую очередь, речь идет о гуманистическом подходе в воспитании, проявляющемся в соблюдении принципа природосообразности.
The paper analyzes the educational problems of internal freedom of the individual as the key to development of spirituality. First of all, it is a humanistic approach to education, which is manifested in the principle of naturalness.
Ключевые слова: свободная личность, воспитание, гендер, женское воспитание, природосообразность.
Keywords: free personality, education, gender, women's education, naturalness.
Понимание тендерных проблем, овладение основными положениями тендерной концепции является актуальной задачей в сфере воспитания молодежи. Составляющей частью целей тендерного подхода в воспитании, направленных на социализацию детей, является формирование тендерной идентичности как ценности и неотъемлемого свойства личности [3 - 5].
Воспитание с древнейших времен основывается на гармонизации пространства обитания и внутреннего мира подрастающего человека. В философии древних китайцев представление о природе как органическом социальном теле предопределило установку на поддержание жизни рода в физическом и духовном плане. Воспитание понималось как пополнение - духовное и физическое - родового тела. Платон выделил как составляющие образования: умопостигаемый мир вещей, государство и индивида, способного мыслить и распознавать «вечные истины». Гуманистическая направленность современных образовательных концепций, по существу, развивает идею древних мудрецов - исходить из естественной природы воспитанника и, воспитывая, пополнять ее тем, что не нарушает естественного развития. Все воспитательные теории ориентированы на развитие природных задатков воспитуемого и формирование модели гармоничной личности. Однако ни в одной из концепций воспитания не учитываются особенности женской психики, женской философии. Более того, общественные нормы, стандартные требования к воспитанной личности во многих случаях противоречат так называемой «таинственной женской душе». «Первозданная Природа и Первозданная Женщина - два вида, которым угрожает полное исчезновение», - пишет доктор философии и психоаналитик Кларисса Пинкола Эстес и выделяет при этом качества, свойственные Первозданной Женщине: внутренний наблюдатель (имеется в виду проницательность, умение видеть и чувствовать внутренний мир); мудрец; мечтатель; провидец; художник; виртуоз интуиции; созидатель; творец; изобретатель; слушатель.
Все это составляет инстинктивную природу женщины. Но, подобно дикой природе, инстинктивная природа женщины на протяжении всей истории человечества «страдала от неразумного обращения».
Между тем сохранение первозданности женской психики имеет важнейшее значение для формирования личности женщины. В частности, в современной педагогике семейное воспитание преследует три основные цели: самостоятельность, совесть, счастье. Для воспитания самостоятельности необходимо создать ребенку такой внутренний мир, чтобы он стремился к свободе и умел управлять собой в состоянии свободы (то есть быть в свободном полете, а не в свободном падении). Для воспитания совестливости необходимо в семье и особенно к детям соблюдать принципы справедливости. К достижению ребенком счастья можно создать только предпосылки: умение ставить высокие цели, умение планировать их достижение и способность достигать собственными усилиями. Все три цели семейного воспитания направлены на формирование у ребенка внутренней свободы как предпосылки духовности.
Необходимым условием внутренней свободы является ответственность - осознание своей способности влиять на события собственной жизни и сознательное управление этим влиянием. Ответственность воспитывается при постепенном переходе от внешней регуляции поведения ребенка к регуляции изнутри, т. е. к саморегуляции. Это в свою очередь приводит к адекватной оценке внешних ситуаций, соотнесению с ними своих внутренних ресурсов, готовности влиять на события жизни при помощи обретаемого опыта.
Все перечисленное - признаки формирующейся внутренней свободы. Совокупность свободы и ответственности представляют собой единый механизм саморегулируемой, произвольной, осмысленной активности, присущей зрелой личности [1].
Достижение внутренней свободы личностью женского пола имеет свои особенности. Одна из них заключается в преодолении врожденных и приобретенных комплексов неполноценности, определяемых Клариссой Эстес как «внутренний хищник». При переносе рекомендаций Эстес по преодолению в себе хищника в современную теорию воспитания выделились следующие задачи.
Задача первая. Юная девушка как можно раньше должна взять на себя ответственность за свою жизнь и свое развитие. Гиперопека со стороны родителей не только детерминирует первые комплексы, связанные
128 Л. Х. Урусова
с нерешительностью девочки перед трудностями, недоверием к себе при принятии решений, но и притупляет естественную женскую интуицию. Между тем, развивая интуицию, девушка более способна оградить себя от опасностей, чем озираясь на мнение родителей. Предлагая девочке чаще прислушиваться к внутреннему голосу, родители помогают ей стать «бдительной к себе и для себя» [6].
Задача вторая. Девочкам в силу своей импульсивности всегда сложнее осознавать теневые стороны своей души. Поэтому очень важно научить их анализировать и сопоставлять в себе Я-реальное и Я-идеальное: то, какая она есть, и то, какой учат быть. При этом негативные стороны, такие как эгоизм, неприязнь к окружающим, зависть, должны восприниматься не как недопустимые явления, а как материал, который надо привести в порядок, исправить, улучшить. Я-реальное, как известно, находится в подсознании и влияет на поведение человека даже в случае его сознательного неприятия. У эмоциональных девушек негативное содержание Я-реального порождает склонность к самооправданию. В свою очередь самооправдание вступает в противоречие с бессознательным чувством вины или неполноценности. Начинается внутри-личностный конфликт, который с годами нарастает. Предотвратить его можно единственным путем - научить девушку признаваться себе в своих внутренних недостатках.
Задача третья. Девочка не должна бояться выглядеть странной. Подгоняя ее поведение под некий стандарт, родители лишают дочь возможности развивать свою индивидуальность. Есть поведение, соответствующее морали, и есть поведение аморальное. Критериями приличного поведения должны быть только нормы морали, все остальные негативные толкования поведения - странное, необычное, подозрительное и т. п. - верный способ лишить девушку своеобразия, индивидуальности. Надо не запрещать быть странной, а научить красивому проявлению этой «странности». Только так можно раскрыть неповторимость будущей женщины. И только так можно научить ее пониманию других людей.
Задача четвертая. Научившись самоанализу, девочка подходит к необходимости разделять в своем внутреннем содержании существенное и несущественное: то, что подлежит развитию, осознанию, реализации, и то, от чего необходимо избавляться. Именно отсутствие этого пункта в воспитании девочек приводит в дальнейшем к концентрации ее внимания на мелочах, преувеличению незначимых сторон жизни. В свою очередь, своевременное избавление юной души от всего, что ее засоряет, позволит раскрыть творческое начало, которое присутствует в каждой женщине.
Задача пятая. Известно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. В случаях, когда поведением и суждениями женщины управляют эмоциональные состояния, принято говорить о женской логике, не поддающейся анализу. Анализ под силу только самой женщине. Но для этого ее с детства необходимо научить задавать себе вопросы: Что я собой представляю? Каково мое предназначение на Земле? Женские идеи управляются не средствами логического анализа и синтеза, а средствами духовных сил. Поэтому поиск сво-
ПЕДАГОГИКА |
его высшего предназначения позволит выстроить будущей женщине собственную систему ценностей и суждений.
Задача шестая. Научить девочку извлекать знания и опыт из духовного наследия прошлого. Духовный опыт предков содержится в бессознательном женской психики. И задача воспитателей - пробудить содержание бессознательного, чтобы в будущем женщина могла проявлять мудрость, потенциально заложенную в каждой женщине. Один путь в этом направлении -приучить девочку к видам деятельности, которые изначально считаются женскими: кулинарии, шитью, вышиванию и т. д. Занятие древними видами деятельности и совершенствование в них стимулирует бессознательную память и помогает перевести ее содержание на уровень сознания. Второй путь - изучение произведений народного творчества - мифов, сказок, притч. Это научит будущую женщину обобщать и привносить в свою жизнь эмпирические знания. Использование духовного наследия предков призвано также способствовать развитию креативности, потенциал которой в каждой женщин довольно высок.
Задача седьмая. Научить девочку объективной оценке поступков, событий, отношений. В жизни истинное и ложное, доброе и злое тесно переплетаются, часто перетекая из одного в другое. Здесь необходимо знание об относительности природы вещей и явлений. Именно тонкости женской души часто не хватает для правильного выбора: дать силу тому, что должно жить, не мешать тому, что должно умереть, поскольку все умирающее открывает дорогу новой жизни, рождается в новом качестве. Поэтому девочка должна не бояться отказываться от старых привязанностей, поскольку, отказываясь от них, она открывает в себе доступ новым знаниям, новым впечатлениям, новым событиям, новым делам.
Задача восьмая. В каждой женщине содержится магическая сила. Одни это в себе открывают, другие или проживают жизнь в невежестве, или неверно используют стихийно обнаруженную силу. Как и всякая сила, способность воздействовать на других должна содействовать общему развитию девушки и использоваться во благо. Магическая женская сила должна трансформироваться в искусство убеждения, внушения и развиваться в стремлении влиять на обстоятельства посредством знаний, добытых собственными усилиями в ходе постижения жизни. Недоразвитость у женщины этой силы приводит к тому, что в кризисных ситуациях поступками руководят эмоции, а не разум. Женщина с развитой силой духа в событиях ищет причину и предсказывает себе и другим правильный выход.
Задача девятая. С годами девушка должна научиться использовать свой опыт для поиска в себе разрушительных тенденций, чтобы вовремя избавляться от них. Это поможет опознавать пагубные стороны и во внешней жизни, реагировать на них силой ума.
Итак, если систематизировать эти девять задач, которые должны решаться при воспитании девочек, то получится концепция, соответствующая современным достижениям психолого-педагогических наук.
В первую очередь, речь идет о гуманистическом подходе в воспитании, проявляющемся в соблюдении принципа природосообразности. Признается, что в
| ПЕДАГОГИКА
женщине духовное начало более предрасположено к развитию, чем у мужчин. С другой стороны, неиспользованная духовная сила трансформируется в нерациональное поведение. Автор призывает использовать то, что дано природой - интуицию, эмоциональное восприятие, силу духа, - и развить их до предела, когда духовность перерастает в мудрость.
В современной науке духовность рассматривается как психическое состояние, характеризующееся отвлечением субъекта от внешнего мира, своей телесности и сосредоточением на переживании и осмыслении духовных ценностей. Здесь дух - психическое состояние, формирующее резерв выносливости, стимул к совершенствованию. Духовность рассматривается также как принцип саморазвития и самореализации личности, обращение к высшим ценностным инстанциям консти-туирования личности. Для данной позиции духовность - осознание человеком возможностей выбора и готовность сделать этот выбор [2].
В. Слободчиков предлагает три вида детерминации духовности или, как он называет, «субъективного духа»: причинно-следственную, целевую и ценностную. В такой интерпретации духовности становится возможным описать изменения человеческой реальности в рамках: а) ценностных оснований (ради чего?); б) целевых ориентиров (что должно стать результатом?); в) временных интервалов.
Представив развитие духовности как процесс, можно рассматривать ее как последовательность ступеней, стадий, периодов. При представлении развития духовности как деятельности (имеется в виду внутренняя деятельность) основополагающими становятся способы и средства достижения духовности. Наконец, третье представление развития духовности связано с кардинальным структурным преобразованием личности человека. Здесь имеет место саморазвитие, развитие человеком своей самости.
Рассмотренные задачи воспитания девочек как раз включают эти аспекты духовности. Познание внешнего должно соотноситься с внутренними ресурсами, а для
этого необходимо самопознание. Постижение внутреннего позволяет глубже познавать внешнее, сложность и многообразие которого приводит к необходимости саморазвития. И то, и другое возможно только в процессе активной деятельности. Деятельность во имя познания и самопознания порождает установку на объективную оценку внешнего и самооценку, на активность и принятие разумного решения. Все это - составляющие внутренней свободы. Из чего следует: К. Эстес призывает пробуждать и развивать в девочках внутреннюю свободу. Внутренняя свобода является главной предпосылкой развития духовности в научном понимании.
Свободному развитию личности, становлению индивидуальности юношей и девушек мешают исторически сложившиеся гендерные стереотипы относительно норм мужественности и женственности в обществе, побуждающие их формировать такую модель поведения, при которой отношения между полами характеризуются напряженностью и несимметричностью. Эти нормативные идеалы по-прежнему воспроизводятся как в обществе в целом, и зачастую становятся препятствием на пути развития индивидуальности и личностного потенциала, вступая в противоречие с реальными изменениями в общественной жизни. Следовательно, возникает необходимость разработки концепций, курсов, программ, направленных на гендерную социализацию, которые основывались бы на изучении потенциала партнерских взаимоотношений между юношами и девушками, на воспитании человеческого в женщине и мужчине, вариативности в овладении поло-ролевым репертуаром. Содержание воспитания в русле предлагаемой концепции включает развитие способностей адекватного осознания социальных норм и ожиданий общества, реализацию гибкого поло-ролевого репертуара, отвечающего индивидуальным потребностям, самосовершенствование женской и мужской индивидуальности, овладение культурой взаимоотношения полов.
Литература
1. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.
2. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5. С. 21 - 38.
3. Урусова Л. Х. Женское воспитание в адыгской этнопедагогике. Традиции и современность: монография. Нальчик: Тетраграф, 2012. 160 с.
4. Урусова Л. Х. К вопросу о современных проблемах тендерного воспитания // Социально-гуманитарный вестник Юга России. Краснодар: Премьер, 2013. № 1(32). С. 110 - 113.
5. Урусова Л. Х. Гендерный подход в воспитании: этнопедагогический аспект // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 29 марта 2013: в 10 ч. Ч. 7. М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Бизнес - Наука - Общество, 2013. С. 135 - 137.
6. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М., 2001.
Информация об авторе:
Урусова Лаура Хабаловна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, [email protected].
Laura H. Urusova - Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer at North-Caucasian Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Статья поступила в редколлегию 24.11.2014 г.