Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход как стратегия современного образовательного процесса'

Личностно-ориентированный подход как стратегия современного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4636
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / PERSONAL-ORIENTED APPROACH IN THE RUSSIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова Зурият Магометовна

Современная образовательная ситуация характеризуется гуманисти-ческой, демократической, культурологической и личностно ориентированной направленностью. Вопросы системной реализации личностно ориентированного образования, предполагающей изменение основных характеристик образователь-ного процесса: целей, задач, принципов, содержания, технологий, недостаточно разработаны и обоснованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусова Зурият Магометовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal – oriented approach as a strategy of modern educational process

Modern educational situation is characterized by a humanistic, democratic, cultural and personality-oriented focus. Questions of systematic implementation of individually oriented education, involving change of the basic characteristics of the educational process: objectives, goals, principles, content, technology, are not sufficiently developed and justified.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход как стратегия современного образовательного процесса»

УДК 371.24 ББК 74.202.2 У-73

Урусова Зурият Магометовна, кандидат педагогических наук, кафедры педагогики и педагогических технологий факультета педагогики и методики начального образования Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, т.: 8(928)3901814.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(рецензирована)

Современная образовательная ситуация характеризуется гуманисти-ческой, демократической, культурологической и личностно ориентированной направленностью. Вопросы системной реализации личностно ориентированного образования, предполагающей изменение основных характеристик образователь-ного процесса: целей, задач, принципов, содержания, технологий, недостаточно разработаны и обоснованы.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход в российском образовании.

Urusova Zuriyat Magometovna, Candidate of Pedagogy, Department of Pedagogy and Educational Technologies of the Faculty of Pedagogy and Methodology of Primary Education of Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, tel.: 8 (928) 3901814.

PERSONAL - ORIENTED APPROACH AS A STRATEGY OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS

(reviewed)

Modern educational situation is characterized by a humanistic, democratic, cultural and personality-oriented focus. Questions of systematic implementation of individually oriented education, involving change of the basic characteristics of the educational process: objectives, goals, principles, content, technology, are not sufficiently developed and justified.

Keywords: personal-oriented approach in the Russian education.

В свете новых задач, поставленных перед российским образованием, реализация личностно-ориентированного обучения и воспитания приобретает особую актуальность. Традиционная система обучения и воспитания, имевшая в своем основании дифференциацию знания, авторитарность, культуру полезности уходит в прошлое, уступая личностно ориентированной системе обучения и воспитания, имеющей в своем основании гуманизм, интеграцию знания, диалогизм и культуру достоинства. То есть, традиционное понимание сущности и значимости образования как возможности овладения знаниями, умениями, навыками и подготовки человека к жизни вытеснено взглядом на образование как на становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, раскрытие неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.

Идея личностно ориентированного подхода в образовании не нова. В той или иной мере она используется во всех дидактических системах: «интерес» у И.Ф. Гербарта, «стремления» у К.Д. Ушинского, «намерение» у П.Ф. Каптерева отражают давнее, эмпирически установленное представление педагогов об учении как деятельности, как реализации определенных жизненных устремлений личности. Ориентация на личность обучающегося, понимание невозможности осуществления образовательных целей без ее участия действовала как невербализированная, отчетливо неосознаваемая норма педагогической деятельности, причем задолго до того, как были проведены фундаментальные исследования роли личностного фактора в обучении.

Личностно ориентированное образование можно рассматривать как закономерный этап развития гуманистического направления в мировой педагогике. Его теоретические предпосылки созданы зарубежной гуманистической мыслью, а также русской классической педагогикой, которая, будучи органической частью духовной культуры российского общества, стремилась привнести ее идеалы и ценности в образование и воспитание.

В отличие от традиционной, личностно ориентированная парадигма образования переносит акцент на целенаправленное преобразование человеком мира и самого себя. В ее основе лежит природная предрасположенность человека к творчеству, гуманистические принципы, которые центрированы на духовности человека, на его нравственных оценках.

В центре внимания личностно ориентированного образования - личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью образования в отличие от формализованной передачи ученику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Поворот отечественного образования к человеку, его обращение к гуманистическим идеям способствовали разработке ряда теоретических концепций и педагогических технологий личностно ориентированного образования. Однако, по мнению А.А. Мункуевой, понятийное содержание термина «личностно ориентированное образование» еще не до конца определено, оно трактуется и понимается по-разному. Оценивая ситуацию, сложившуюся в современном образовании, исследователь считает, что стремление к новшествам, наталкиваясь на отсутствие четкого представления об их способах и содержании, порождает подчас скептическое отношение к инновациям вообще [1].

Мы под личностно ориентированным обучением понимаем определенным образом спроектированную организацию процесса обучения, создающую условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации; позволяющую более полно проявить и реализовать его возможности в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизиологическими особенностями.

Отсюда следует положение о сущности личностно ориентированного обучения как деятельности, которая охраняет обучаемого, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческие среды для развития обучаемого, стимулирует его индивидуальное и коллективное творчество.

Следовательно, личностно ориентированное обучение направлено, во-первых, не только на достижение каждым обучаемым планируемых результатов, но и на создание всех необходимых для этого условий. Во-вторых, на выявление и развитие личностных качеств обучаемых, их мышления, познавательных способностей, навыков самостоятельного приобретения знаний в целях качественной подготовки обучаемых к будущей профессиональной и общественной жизнедеятельности.

Практика внедрения личностно ориентированного образования в реальной школе предполагает выделение определенных приоритетов. Таким приоритетом является создание педагогических условий, как совокупности субъектов, способов и средств, организованных под специфические цели детоцентристской (педоцентристской) образовательной системы, как педагогической основы осуществления личностноориентированного образования. Для успешного функционирования такой системы необходимым педагогическим условием является создание гибкой обучающей среды, включающей учебное пространство, время и организаторов учебной деятельности (администрацию, учителей, воспитателей и т.д.). Обеспечение ценностного единства социума школы (учащихся, учителей, родителей, вспомогательного персонала и т.д.) является важнейшим педагогическим условием реализации личностно ориентированного образования. При осуществлении концепции основным процессуальным педагогическим условием является разработка технологий личностно ориентированного образования, которая остается еще во многом исследовательской.

При проектировании личностно ориентированной системы образования необходимо:

- определение цели проектирования - развитие творческой индивидуальности ученика;

- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели, как педагогических условий, учитывающих потребности, интересы и индивидуальные особенности детей:

- поиск единства вертикальной и горизонтальной линий развития ребенка (изменение ребенка через деятельность и отношение к ней) и соответствующее изменение критериев оценивания.

Реализация личностно ориентированного образования требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и способы его организации, поиск внутренней интеграции, позволяющий преодолеть разобщенность учебных программ, предметов и внеучебной деятельности и способной вывести на целостное видение мира и себя в нем, а также метазнания, т.е. приемы и методы познания.

Основным критерием оценки образовательной программы в этой системе являются ее возможности в плане максимального раскрытия потенциала и стимулирования творческих способностей детей; соответствие нормам; учет реальных условий социокультурной среды; технологичность нетворческий подход; целостность и системный подход.

Основными принципами личностно ориентированного образования Мункуева А.А. называет следующие: природосообразности - учет индивидуальных, возрастных и

психологических особенностей детей (фундаментирующий принцип); вариативности и культуросообразности; активности и самостоятельности; развития и системного подхода; опоры на субъектный опыт ученика, его интересы и потребности свободосообразности: свобода выбора и ответственность за свой выбор; принцип “Целое - как взаимосвязь частей”; принцип Любви, являющийся основой глубинного духовного общения; принципы плюрализма, равенства, диалогизма.

Исследование данной проблемы позволяет выделить по меньшей мере три позиции в личностно ориентированном подходе к образованию:

Первая позиция рассматривает ученика как субъекта познания и предлагает строить обучение на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие.

Вторая позиция рассматривает ученика как субъекта жизнедеятельности, предлагает строить обучение на основе жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.) таким образом, чтобы он мог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни - настоящей и будущей. Для этого необходимо обеспечить, помимо интеллектуального развития, и личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое.

Третья позиция близка ко второй в широком понимании субъективности ученика, но, во-первых, видит возможности развития субъективности не только в обучении, но и в личностно-ориентированном целостном педагогическом процессе; во-вторых, настаивает не только на природосообразностн (следовании специфике конкретных возрастных периодов), но и на культуросообразности педагогического процесса - ребенок развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры - ее носитель, хранитель, пользователь, творец.

Нам ближе всего третья позиция как наиболее полно и гармонично отражающая идеи личностно ориентированного образования целостной человеческой личности., тем более, что она не перечеркивает, а естественно включает в себя и поднимает на новый уровень первые две.

При этом названные позиции можно рассматривать как этапы развития идеи личностно ориентированного образования. Школа или конкретный педагог, начинающие реализовывать эти идеи, могут пойти либо путем последовательного освоения и реализации в своей деятельности каждой позиции, либо сразу приступить к построению целостного

личностно ориентированного процесса.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что личностно ориентированное образование ставит перед собой и педагогами следующие задачи: обеспечить 1) личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося; 2) его интеллектуальное развитие; 3) формирование в его сознании целостной картины мира.

В качестве наиболее важных положений теории личностно-ориентирован-ного образования можно определить следующие положения:

- в центр предлагаемой теоретической модели личностно-ориентирован-ного образования выдвигается личность обучаемого, причем акцент переносится на помощь в формировании и развитии его личностных качеств, на содействие в раскрытии и проявлении интеллектуального потенциала обучаемого, а не на насильственное формирование личности с заранее заданными свойствами, соответствующими требованиям общества;

- центрированность на личность призвана осуществить средствами образования собственные устремления личности, помочь ее самореализации; развить умение решать новые или плохо определенные задачи; сформировать мыслительные навыки высшего порядка; способствовать выработке у обучаемых творческого, а не продуктивного знания;

- личностная ориентация образования основана на субъективной активности обучаемого, который не только самостоятельно учится, но и развивает свои личностные качества. Личностно ориентированное образование должно быть направлено на формирование у обучаемых перечисленных выше качеств самоактуализирующейся личности обучение ориентировано на развитие познавательной активности и вооружение обучаемых методами самостоятельных открытий;

- личностная ориентация предполагает создание условий для удовлетворения потребностей обучаемых в общении, исследовании, творчестве, созидании, т.е. Развитие социальных и коммуникативных способностей личности.

Целью личностно ориентированного обучения является создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым и преподавателем, когда к каждому человеку относятся как к высшей самостоятельной ценности; содержание, формы, методы и средства обучения обеспечивают эффективное развитие индивидуальности обучаемого; способствуют становлению таких личностных качеств, как способности к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, формированию творческих способностей, познавательного интереса, трудолюбия, умения применять полученные знания на практике; максимально учитывают индивидуальные особенности обучаемого и предпочитаемые способы работы с учебным материалом.

Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования характеризуется тем, что личностно ориентированное образование проходит несколько этапов, так как предполагает становление личности учащегося, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Реализация личностно-гуманного подхода в образовании предполагаем признание личностного смысла и личной значимости учения у каждого ребенка. Приобретению личностного смысла помогает содержание личностно ориентированного образования, которое включает в себя следующие обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностнотворческий и личностный.

Литература:

1. Мункуева А.А. Педагогические условия личностно-ориентированного образования / А.А. Мункуева. - Улан-Удэ, 2000.

References:

1. Munkueva A.A. Pedagogical conditions of individually oriented education/ A.A. Munkueva. Ulan-Ude, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.