А. В. Ахмадеева
ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Работа представлена кафедрой педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. В. Лезина
Работа посвящается актуальной проблеме воспитания сознательной дисциплины школьников и имеет практическое значение. В стате анализируются теоретические основы дисциплиниро-вания, сущность сознательной дисциплины. Были выделены основные аспекты формирования сознательной дисциплины: учебная деятельность, активность, взаимодействие личности и коллектива. Указаны факторы, оказывающие положительное влияние на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе.
The article is devoted to the relevant problem of schoolchildren's conscious discipline forming and has practical significance. Theoretical aspects of this problem and the essence of conscious discipline are analysed. The author defines the main aspects of conscious discipline forming: academic work, activity, interaction between a personality and a collective. The author also designates factors that have positive influence on forming of conscious discipline and responsible attitude to studies.
Сознательная дисциплина учащихся предполагает знание правил поведения и установленного порядка в школе, понимание их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их выполнения. Сознательная дисциплина сводится к осознанию ребенком значения дисциплинированности, порядка как условия продуктивного обучения; готовности подчинить свои личные интересы общественным. Интерес порождает сосредоточенность в работе и напряженность внимания, однако дисциплина, вызванная только интересом к работе, неустойчива, так как только один интерес не может вырабатывать сознательного отношения к целесообразной работе. Наличие воспитанного у ученика самоконтроля является необходимой чертой сознательной дисциплины1.
Ключевым моментом формирования сознательной дисциплины 1918-1945 гг. было признано требование воспитателя выполнять установленные нормы и правила поведения. Формирование поведения
происходило в практической деятельности, воспитание осуществлялось через коллектив. Предъвление требований к учащимся, отдельным нарушителям дисциплины не только воспитателем, но и активом класса, всем коллективом давало ощутимые результаты формирования самоконтроля за поведением.
Ключевым моментом формирования сознательной дисциплины в 1918-1945 гг. было требование воспитателя выполнять установленные нормы и правила поведения. Требовательность сочеталась с уважением личности школьника. Формирование поведения происходило в практической деятельности, воспитание осуществлялось через коллектив. Предъявление требований к учащимся, отдельным нарушителям дисциплины не только воспитателем, но и активом класса, всем коллективом давало ощутимые результаты в формировании самоконтроля за поведением2.
Дисциплина советских школьников была дисциплиной товарищеской. Основ-
ную роль в воспитании советских школьников, по мнению В. И. Ленина, играл коллектив, объединенный радостным целеустремленным трудом. Отношения в таком коллективе складывались на основе взаимопомощи и товарищества, взаимной зависимости, требовательности и уважения друг к другу. В. И. Ленин подчеркивал добровольный характер дисциплины при социализме. В числе других признаков в школьной дисциплине присутствовал принцип добровольности, который проявлялся в том, что учащиеся посильно участвовали в разработке законов жизни и деятельности коллектива с тем, чтобы дисциплина не была для них чем-то навязанным и ненужным, а была воспринята как необходимое условие нормальной жизни коллектива. Делался упор на то, чтобы она создавалась и поддерживалась всеми учащимися, была внутренней потребностью каждого. Для этого старались привлекать детей к организации дисциплины в своем коллективе, доверять им, развивать их активность3.
Учебно-воспитательная работа в школе 1946-1953 гг. была поставлена так, чтобы повседневно, настойчиво воспитывать чувство общественного долга, личного достоинства, сознание ответственности за свои поступки и действия, за успешное овладение основами наук, за строгое соблюдение норм советской морали, сознательную дисциплину и отличное поведение. С первых дней учебных занятий в школе устанавливался твердый режим и четкий внутренний распорядок, его требования разъяснялись учащимся, а выполнение строго контролировалось. Систематически проводилась работа по внедрению в жизнь «Правил для учащихся», развитию у учеников навыков и привычек организованного поведения. Школа уделяла должное внимание воспитанию у учащихся чувства долга, сознания ответственности за свои действия, поступки. Каждый урок обеспечивал воспитание учащихся в духе сознательной дисциплины. Укрепляли и поднимали автори-
тет ученического комитета и старост классов; воспитывали школьников в духе сознательного выполнения решений, принятых на заседаниях учкома, общешкольных и классных собраниях.
Главная задача органов пионерского самоуправления и комитетов комсомола состояла в том, чтобы привлекать учащихся к активному участию в делах звена, отряда, учить навыкам общественной работы, воспитывать организованность, ответственное отношение к поручению, формировать сознательную дисциплину.
Для воспитания сознательной дисциплины учащихся применялись методы повседневной воспитательной работы школы: приучение, упражнение, убеждение, привлечение, принуждение4.
Приемы воспитательной работы в 1954— 1964 гг. были разнообразными. К числу имевших наиболее существенное значение в процессе воспитания сознательной дисциплины относились: положительный пример, поручение, просьба и распоряжение, беседа, замечание и запрещение, поощрение и наказание.
Сознательная дисциплина, по мнению А. С. Макаренко, — это всегда выбор поведения в интересах коллектива, общества. Она является ведущим нравственным качеством человека. Дисциплина учащихся формируется всей суммой воспитательных воздействий и является результатом воспитания. В то же время сознательная дисциплина выступает необходимым условием нормальной учебы и жизни коллектива школьников, важным средством воспитания.
В проблеме воспитания сознательной дисциплины А. С. Макаренко выделял следующие положения:
1) дисциплина как форма политического и нравственного благополучия должна требоваться от коллектива, ставить перед ним цели, задачи. Воспитанники должны гордиться своей дисциплиной и относиться к ней как к лучшему показателю работы своего коллектива;
Воспитание сознательной дисциплины в советской педагогике
2) дисциплина необходима коллективу, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;
3) дисциплина ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой личности;
4) дисциплина представляется выше интересов отдельных членов коллектива;
5) дисциплина украшает коллектив и каждого его члена. Эстетика дисциплины является значительной стороной воспитательного процесса;
6) дисциплина проявляется, когда человек делает что-то неприятное для себя с удовольствием, будучи убежденным в необходимости и полезности этого дела для всего коллектива;
7) дисциплина необходима, чтобы каждый человек развивал, воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и выполнять трудную работу5.
В обозначенный период предпринимались попытки создавания таких детских объединений, которые способствовали бы воспитанию истинного коллективизма, где формировалась бы коллективная дисциплинированность. Деятельность детей являлась средством воспитания сознательной дисциплины.
Ответственность за воспитание сознательной дисциплины в школе в большей мере ложилась на классного руководителя. Он первым разъяснял воспитанникам суть сознательной дисциплины как дисциплины добровольной и товарищеской. Он доводил до сознания школьников мысль о том, что главное в дисциплине не принуждения и запреты, а глубокое понимание каждым своего общественного долга, искреннее стремление принести пользу ученическому коллективу и обществу в целом.
Широкое распространение получила методика воспитания сознательной дисциплины учащихся в производительном труде, который включал самообслуживание и
работу, выполнявшуюся в порядке шефства, уборку классных помещений, дежурство, ремонт школьной мебели, изготовление наглядных пособий и другой труд, направленный на удовлетворение нужд школы.
Выработке сознательной дисциплины в школе способствовала рациональная орга-низация учебного труда учащихся. К умениям, обусловливаемым сознательной дисциплиной, были отнесены: планирование, самоорганизация, самоконтроль, работа в определенном темпе, приобретение знаний и их переработка, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, конкретизация, нахождение необходимой информации, работа со справочно-информационной литературой6.
В период 1965-1985 гг. особую значимость приобретал педагогический опыт В. А. Сухомлинского. В воспитании сознательной дисциплины у школьников В. А. Су-хомлинский выделял следующее: 1) нравственное обогащение отношений между воспитанником и окружающим миром,
2) интеллектуальный груз, что становится для ребенка потребностью, удовлетворение которой приносит высшее наслаждение,
3) уважение к духовному миру ребенка,
4) умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике, 5) благородство во взаимоотношениях, 6) воспитание словом, 7) моральная красота, красота поведения, 8) воспитательное влияние коллектива, 9) связь поведения ребенка с трудом, 10) требования, 11) самодисциплина, 12) влияние коллектива на личность7.
В период 1985-1991 гг. проблема воспитания сознательной дисциплины у учащихся оказалась одной из самых насущных, так как в тот период происходила демократизация всех сторон жизни, в результате которой произошло раскрепощение педагогических отношений, изменилась их суть. Система подчинения, изжившая себя, превратилась в систему педагогического сотрудничества. Это потребо-
вало от педагогов переосмысления своей роли в воспитании и формировании личности ребенка.
В воспитании сознательной дисциплины и ответственности ребенка за свои дела и поступки была велика роль комплексного подхода. Он состоял в том, что воспитательные воздействия были объединены в целостную систему, содействующую выра-ботке необходимых качеств человека. При этом не упускалась из виду ни одна из сторон формирования личности с тем, чтобы не нанести урон всему делу воспитания. В основе комплексного подхода лежали идеи единства, целостности и неразрывности личности. Немаловажное значение имел досуг как сфера свободного проявления человеческих возможностей.
В современной педагогике и школе приемлемы следующие исторические концепции и идеи воспитания сознательной дисциплины у школьников: установление твердого режима и четкого внутреннего распорядка, выполнение условий создания дисциплины на уроке, организация учебно-познавательной деятельности, формирование ответственного отношения к учению, развитие учебных умений, опора на детский коллектив, совместная деятельность и устойчивые отношения членов коллектива, определяющая роль классного руководителя в воспитании сознательной дисциплины, методы и приемы воспитательной работы,
использование определнных мер педагогического воздействия, деятельность школьных детских и юношеских организаций, клубов, кружков, секций.
Положительные стороны совершенствования теории и практики воспитания сознательной дисциплины учащихся, имевшие место в 1918-1991 гг., могут найти применение в современной общеобразователь -ной школе и способствовать дальнейшей разработке проблемы сознательной дисциплины школьников, а именно:
• формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности, потребности в знаниях, готовности и умения самообразования;
• формирование самоанализа, самооценки;
• подготовка к самостоятельному открытию знаний, норм и ценностей в процессе жизненного и профессионального самоопределения, к самостоятельной выработке жизненно важных качеств;
• создание в школе здорового нравственно-психологического климата, атмосферы эмоциональной приподнятости, доброжелательности, сотрудничества.
Полученные в статье выводы и результаты позволяют определить ряд актуальных направлений исследований в данной области: воспитание сознательной дисциплины школьников в начале 2000 гг., формирование культуры поведения и др.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ежеленко В. В. Воспитание дисциплинированности учащихся в учебной деятельности: Авто-реф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Л., 1983. С. 150.
2 Бобков Ф. А. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. М., 1892. С. 122.
3 Иванов А. Г. воспитание сознательной дисциплины учащихся в истории советской школы 19171925 гг. // Ученые записки ярославского пединститута. 1968. Вып. 25. С. 57.
4 Гмурман В. Е. Воспитание сознательной дисциплины. М., 1954. С. 134.
5 Винниченко И. А. Воспитательные методы А. С. Макаренко в школьной практике // Сов. педагогика. 1954. № 1. С. 46.
6 Крутецкии В. А. Воспитание дисциплинированности у подростков. М., 1960. С. 77.
7 Воспитание сознательной дисциплины учащихся / Под редакцией Л. Ю. Гордина, Э. П. Козлова. Сухуми, 1978. С. 48.