А. В. Ахмадеева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧАЩИХСЯ
Работа представлена кафедрой педагогики Кубанского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Э. Г. Малиночка
В статье рассматриваются различные подходы к раскрытию понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», выражающих, с одной стороны, знание правил, требований, с другой - их выполнение. Затрагивается проблема школьной дисциплины. Обсуждается сущности сознательной дисциплины учащихся, состоящей в знании правил поведения и установленного порядка в школе, понимании их необходимости и закрепившейся привычке их выполнения. Вводится понятие «дисциплини-рование». В воспитании сознательной дисциплины подчеркивается необходимость организовывать единый подход к учащимся; добиваться формирования цельной личности; создавать в школе здоровый нравственно-психологический климат, основанный на доброжелательности и сотрудничестве детей и педагогов.
Ключевые слова: дисциплина, сознательная дисциплина, дисциплинирование, знание правил (требование, норм), выполнение правил, установленный порядок, сущность дисциплины, закрепившаяся привычка, вводить понятие, основанный на доброжелательности и сотрудничестве.
A. Akhmadeyeva
THEORETICAL BASES OF SCHOOLCHILDREN'S CONSCIOUS
DISCIPLINE FORMING
Different approaches to the meaning of the term "discipline" are considered in the article. On the hand, they mean the knowledge of certain rules and requirements and, on
the other hand, - their fulfillment. The problem of school discipline is touched upon. The author discusses the essence of children's conscious discipline consisting of the rules of behaviour and the established school order awareness, understanding of their necessity and the formed habit of their fulfillment. The term meaning "the process of discipline forming" is introduced. In conscious discipline forming it is necessary to organise a common approach to children, to form fully-developed personalities, to create a proper physiological climate at school based on benevolence and cooperation of children and teachers.
Key words: discipline, conscious discipline, discipline forming, knowledge of rules (requirements, norms), fulfillment of rules, established order, essence of discipline, formed habit, to introduce a term, based on benevolence and cooperation.
Одним из приоритетных направлений политики Российского государства в области образования в условиях его модернизации является развитие социально активной, дисциплинированной и ответственной личности; формирование у подрастающего поколения гражданского сознания и дисциплины, обеспечивающих целостность многонациональной России.
Задача воспитания активного гражданина определяется государственными документами последних лет. Так, Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования до 2010 г., Федеральная программа развития образования нацеливают на воспитание у учащихся нравственных качеств, коллективизма, самостоятельности, дисциплины; выдвигают в качестве приоритетных направлений образовательной политики Российского государства формирование у подрастающего поколения гражданского сознания, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
Дисциплина для школы имеет исключительно большое значение. Она является необходимой предпосылкой обучения. Без создания внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя процесс обучения неэффективен. С другой стороны, можно констатировать, что правильно поставленное обучение вырабатывает у учащихся должную дисциплинированность. Таким образом, дисциплина, если ее рассматривать как дидактическую проблему, является и предпосылкой обучения, и его результатом в одно и то же время. Без дисциплины нельзя воспитать в
подростках патриотизм, честность, смелость, мужество, отвагу, настойчивость, решительность, распорядительность, умение планировать. Наконец, дисциплина формирует отдельные черты личности, разнообразные ее моральные качества. Она делает школьника подтянутым, сдержанным, стимулирует к самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Таким образом, охватывая все стороны школьной жизни, входя в процесс воспитания и обучения, дисциплина играет весьма важную роль в укреплении школы [5, с. 39].
Состояние дисциплины в школе и степень дисциплинированности учащихся определяется всей системой воспитания: правильной организацией коллектива, умелым преподаванием на уроках, активной деятельностью школьных организаций, общей культурой школы, единством воздействия школы, семьи и общественности. Высокий уровень дисциплины и дисциплинированности - это результат всего воспитательного процесса, взятого в целом, всей многогранной жизни школы, а не только отдельных мер воздействия и дисциплинарных упражнений.
В педагогической литературе понятие «дисциплина» рассматривается следующим образом: умение владеть собой, своими поступками, чувствами, мыслями; подчиняться воле коллектива (Е. Л. Брюнелли); соблюдение учащимися определенных правил поведения (В. Е. Гмурман); добросовестное вы-
полнение учащимися требований учителя и классного коллектива (Т. Д. Лейченков); соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне школы (Л. А. Немировская); твердо установленный и осмысленный человеком порядок, помогающий ему оценивать свое поведение и поведение других людей; подчинение этому порядку (Л. Ю. Гордин).
Дисциплина выполняет следующие функции: запретительную, предписывающую, охранительную, поддерживающую, ориентирующую, прогнозирующую, регламентирующую, упорядочивающую. Они, в свою очередь, разделяются на две большие группы: обеспечения членов общества эталонами и моделями поведения; стабилизации, упорядочения отношений. Очевидно, что все эти функции являются непременными составляющими педагогической деятельности. Дисциплина выступает необходимым условием сотрудничества людей. Не только производительный труд, но и все другие виды деятельности включают те или иные дисциплинарные отношения между людьми. В соответствии с различными сторонами общественной деятельности различают и виды дисциплины: трудовая, финансовая и др. [3, с. 22].
Особую, качественно своеобразную область дисциплины представляет собой дисциплина школьная. Ее своеобразие состоит в том, что она всегда подчинена задачам воспитания и обучения. Вопросы дисциплины решаются в школе в соответствии с тем, какую именно цель преследует учебно-воспитательная деятельность. Наконец, некоторые особенности школьной дисциплины обусловлены возрастом учащихся. Различают три стороны школьной дисциплины: дисциплина учебная, требующая соблюдения правил, касающихся отношения школьника к учению; дисциплина личного поведения; дисциплина общественных обязанностей, предполагающая выполнение учащимися общественных поручений. Эти три стороны школьной дисциплины, взятые в совокупности, формируют отношение ученика к личному и общественному долгу [7, с. 77].
В педагогической литературе понятие «дисциплинированность» рассматривается
следующим образом: знание и строгое выполнение правил, установленных в определенной области (Л. Е. Раскин); необходимость подчинения школьников порядку, выполнению учебных обязанностей (Т. Н. Ка-лечец); совокупность требований, определяющих отношение учащихся к учебе и труду, общественности и окружающим людям (Н. Г. Краснопольский); знание и соблюдение установленных правил в той или иной области жизни (Г. К. Царгун); уровень воспитанности школьников (М. Н. Хвиль); сложная черта характера человека, умение и привычка управлять своим поведением, подчинять его правилам и требованиям коллектива (В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин); интегральное качество личности как осознанная необходимость норм и правил поведения, как единство методов и реального способа в деятельности и общении (Е. Б. Ежеленко); осознание личностью этого качества, ценностное отношение к нему, стремление и умение соблюдать необходимые правила поведения, согласовывать свои интересы с интересами общего дела, других людей; способность к самореализации и активная борьба за порядок и дисциплину в своем коллективе (Б. Л. Наливайко); процесс соединения интегральных свойств человека со средствами деятельности, которые направлены на реализацию содержания дисциплины, регламентирующей и координирующей действия человека (А. Г. Григорьева); фактор реализации отношений в форме обмена ценностями в процессе деятельности и деятельности общения по вертикали и горизонтали. Общение по вертикали - первый уровень общения, по горизонтали - второй. Первое направление детерминируется статусом, второе - функциональными отношениями, определяемыми программой организации и функцией основной деятельности (А. В. Музальков).
Правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость. Изменяя сознание ученика и обеспечивая непрерывность его нравственного роста, дисциплина формирует черту личности, свойство характера, личностное качество - дисциплинированность. В конечном счете вос-
питание направлено на формирование у учащихся дисциплинированности. Дисциплинированность проявляется в поступках и действиях человека и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, так как это - следствие привычки поступать в соответствии с уже сложившимся образом мыслей и действий, который характеризует отношение к гражданским, политическим, нравственным, юридическим правам и обязанностям. Благодаря такому сложившемуся отношению ребенок находит верную линию поведения в различных ситуациях. Дисциплинированность подразумевает выдержку, твердость, настойчивость, умение себя сдерживать. Она имеет в своей основе волевое начало, но включает также и другие нравственные привычки, необходимые для общения: вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутреннюю собранность и организованность.
З. Ф. Орехова считает, что в воспитании сознательной дисциплины учащегося необходимо обратить внимание на исполнительность, точность, привычку выполнять распоряжения и предписания. Точность исполнения не исключает разумной инициативы ученика, тем большей, чем он старше. Исполнительность и точность культивируют трудолюбие и прилежание - необходимые качества дисциплинированного ученика, для которого любовь к умственному и физическому труду, систематическая работа по овладению знаниями являются основной ученической обязанностью [6, с. 12].
Сознательная дисциплина - важнейшее условие работы школы как государственного учреждения и успешного осуществления задач среднего образования. Понятие «сознательная дисциплина» можно определить следующим образом: качество личности, сформировавшееся на основе сознательного выполнения правил поведения, положительного и ответственного отношения к учению, управления своим поведением в любой обстановке в соответствии с требованиями; знание школьником общих положений о дисципли-
не, ее назначении в обществе, осознание им требований, норм и правил поведения в школе, дома, в общественных местах; убежденность, что эти правила надо обязательно и точно выполнять; проявление активной жизненной позиции, ответственности, товарищества, неравнодушия [4, с. 56].
Уровень сформированности сознательной дисциплины учащихся в школе определяется следующими показателями: понимание учащимися необходимости соблюдения дисциплины в общественных местах, в школе, в личном поведении; готовность, а на самом высоком уровне ее развития и потребность в выполнении общественных требований и правил дисциплины труда, учения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с недисциплинированными поступками других, с нарушением общей дисциплины детского коллектива.
По мнению В. Е. Гурина, одного из выдающихся отечественных ученых, занимавшегося вопросами нравственного воспитания школьников, в качестве показателей в формировании воспитанности личности учащихся выделяются следующие: общественная направленность личности; способность и готовность самостоятельно формировать цели деятельности и поведения на основе осознания объективной необходимости, возникших противоречий, потребностей, мотивов; высокое развитие морально-волевых качеств; способность и готовность к оптимальной морально-волевой саморегуляции поведения; наличие разностороннего опыта решения поведенческих ситуаций; сознательное отношение к выбору поступка; творческое совершенствование общественных норм поведения и своего собственного; способность и готовность строить продуктивные отношения сопереживания, взаимопомощи в процессе общения и деятельности с детьми [1, с. 53].
Говоря о сущности сознательной дисциплины учащихся, необходимо помнить, что она состоит из знания правил поведения и установленного порядка в школе, понимания их необходимости и закрепившейся, устой-
чивой привычки их выполнения. Сознательная дисциплина предполагает осознание ребенком значения дисциплинированности, порядка как одного из необходимых условий для обучения [2, с. 150].
Основной путь воспитания сознательной дисциплины - организация воспитательных мероприятий, доминирующая цель которых -выполнение правил поведения, соблюдение режима и определенного распорядка жизни, деятельности школьников. Правила поведения раскрывают смысл дисциплинарных требований и их значение. Одним из основных условий эффективного воспитания сознательной дисциплины является соблюдение режима, которое оказывает не только положительное влияние на физиологические функции организма, но и играет большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения, помогает выработать умения и навыки выполнения дисциплинарных требований [8, с. 38].
Большую роль в формировании сознательной дисциплины школьников играет морально-психологическая атмосфера на уроке, его микроклимат. В определении психологического климата используются такие оценочные критерии, как здоровый, благоприятный, хороший, деловой - и, напротив, нездоровый, неблагоприятный. Психологическая атмосфера, или микроклимат урока - это эмоционально-психологическое состояние учащихся и учителя. Оно может характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке ощущается радость общения между учителем и учащимися, между самими учащимися; бодрость и уверенность, взаимопонимание. «Здоровый» микроклимат урока характеризуется тем, что ученики не испытывают чувства страха перед учителем, они уверены в себе и убеждены, что найдут понимание и поддержку педагога и одноклассников. Вместе с тем, хороший микроклимат характеризуется высокой требовательностью учителя к учащимся. Нездоровый климат на уроке - это пессимистическое настроение, неуверенность учащихся, скука, нервозность, боязнь. Значение микроклимата трудно пере-
оценить. В условиях позитивного микроклимата учащиеся не только лучше и плодотворнее трудятся на уроке, усваивая учебный материал, отличаются примерным поведением, но и меньше устают. Неблагоприятная атмосфера на уроке отрицательно влияет на психику школьников, приводит их в состояние душевной напряженности, к психическому стрессу, влекущему за собой грубое нарушение дисциплины.
Мы считаем целесообразным использовать термин «дисциплинирование» ввиду того, что в научной педагогической литературе понятия «дисциплина» и «дисциплинированность» часто употребляются как однопоряд-ковые явления, т. е. дисциплина, будучи объективным явлением и обозначая порядок в действиях людей, иногда подразумевает «дисциплинированность» - качество личности. В воспитательно-образовательном процессе необходимо формировать дисциплинированность, и тогда в действиях людей, в свою очередь, будет проявляться дисциплина. На формирование дисциплинированности направлены различные действия воспитательного характера, а термин «дисциплини-рование» кратко суммирует тот воспитательный процесс, который приводит от дисциплины до качества личности - дисциплиниро-вания, что обосновывает необходимость введения данного термина в нашу статью.
Рассмотренные нами различные подходы к раскрытию понятий «дисциплина», «дисциплинированность», «сознательная дисциплина», на наш взгляд, позволяют лучше понять процесс нравственного воспитания учащихся в целом и воспитания сознательной дисциплины в частности; дают возможность эффективнее строить всю учебно-воспитательную работу в школе, особенно на первоначальном этапе становления детского коллектива, когда еще не сформировано общественное мнение и требования предъявляются педагогом авторитарно. Данные выводы позволят лучше организовывать в школе режим; осуществлять контроль за учебной нагрузкой, отдыхом и внеклассной работой; обеспечить внимательное, бережное отношение учите-
лей к учащимся. В противном случае у детей возникают трудности в общении с окружающими, конфликты между сознанием и поведением, в результате чего может развиться социальная дезадаптация.
При разработке современной модели содержания и форм воспитания сознательной дисциплины, на наш взгляд, могут быть рекомендованы следующие рекомендации, вытекающие из требований модернизации среднего образования:
• формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности, потребности в знаниях; самообразования и самовоспитания;
• формирование стремления стать активным, творческим, дисциплинированным гражданином, способным принимать непосредственное общественно - созидательное участие в жизни страны, преобразовывать
действительность; решать задачи послешко-льной жизни в соответствие с принципом связи школы с жизнью; достигать поставленных целей на основе высокой нравственности; быть самостоятельными личностями в условиях рыночной экономики, рынка труда;
• диагностирование воспитанности учащихся с целью своевременного объективного выявления продуктивности процесса воспитания сознательной дисциплины;
• предоставление самим учащимся возможности оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности и свое поведение;
• подготовка учащихся к самостоятельному открытию знаний, норм и ценностей в процессе жизненного и профессионального самоопределения; к самостоятельной выработке качеств личности, необходимых для жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурин В. Е. Дифференцированный и индивидуальный подход к старшеклассникам в процессе нравственного воспитания // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. М.; Краснодар, 1998.
2. ЖидкоблиновМ. А. Основной принцип дисциплинирования. М., 1949.
3. Крутецкий В. А. Воспитание дисциплинированности у подростков. М., 1960.
4. Мальковская Т. Н. Воспитание сознательной активности старших школьников. М., 1974.
5. Музальков А. В. Воспитание сознательной дисциплины учащихся. Елец, 1990.
6. Орехова З. Ф. Воспитание дисциплинированности учащихся на уроке. М., 1953.
7. Пинт А. О. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся. Свердловск, 1939.
8. Раскин Л. Е. Влияние детского коллектива на воспитание сознательной дисциплины. М., 1948.