IV Международная научно-практическая конференция
7. Что такое мемы // Memepedia. - URL: http://memepedia.ru/about-memes -(дата обращения: 07.03.2019).
УДК 37
Жилинская Мария Сергеевна Zilinskaa Maria Sergeevna
Студент Student
Иванова Елена Александровна Ivanova Elena Aleksandrovna
канд. пед. наук, доцент Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Амурский государственный университет Amur State University
ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
EDUCATION OF THE RUSSIAN CIVIL IDENTITY AS ONE OF THE CONDITIONS FOR THE FUNCTIONING OF PATRIOTIC EDUCATION
Аннотация : В современном обществе все большую актуальность приобретают работы, посвященные патриотическому воспитанию. И вследствие чего, актуальным становится воспитание российской гражданской идентичности у подрастающего поколения. Такой вид воспитания по отношению к патриотическому воспитанию является одним из условий его функционирования.
Abstract: In modern society, works devoted to patriotic education are becoming increasingly relevant. And as a result, the education of the Russian civil identity among the younger generation becomes relevant. This type of education in relation to patriotic education is one of the conditions for its functioning.
«Научные исследования и инновации»
Ключевые слова, российская гражданская идентичность, учащиеся, патриотическое воспитание, условие, функционирование, исследование.
Key words: Russian civil identity, learner, patriotic education, condition, functioning, research.
Патриотическое воспитание неразрывно связанно с воспитанием российской гражданской идентичности. Так как вслед за словами о любви к Родине должны следовать действия, подкрепленные волей и ответственностью за судьбу страны и народа. Необходимо осознанное, сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей и долга. Патриотизм является одним из основных факторов воспитания российской гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества. В готовности гражданина совершать действия по защите своего Отечества, даже если ему угрожает опасность, проявляется патриотическое сознание и гражданская активность.
На процесс функционирования патриотического воспитания оказывают свое воздействие такие факторы и условия как: семейное воспитание, духовно -нравственное просвещение молодежи, культура, все возможные ценностные ориентации современных людей, индивидуально-личностные качества граждан, в частности общечеловеческие ценности, окружающие соотечественники, а также воспитание российской гражданской идентичности. Рассмотреть все факторы и условия, оказывающие влияние на патриотическое воспитание мы не в состоянии в одной статье, поэтому ниже нами будет рассмотрено исследование воспитания российской гражданской идентичности у школьников, так как именно оно является одним из основных условий, именно правильно сформированная гражданская идентичность оказывает наиболее благоприятное влияние на процесс воспитания патриотов.
На современном этапе в школе, присутствует тенденция: в законопроектах прописаны мероприятия, направления деятельности, ориентированные на воспитание российской гражданской идентичности, но по факту в большинстве
201
IV Международная научно-практическая конференция школ они не находят реализации [1]. Это может быть связанно с недостаточной
материально-технической базой, с невысоким уровнем знаний по данной
проблеме, слабостью в целенаправленной планомерной работе по его
организации педагогическим составом, нежеланием школьников воспринимать
идеи и развиваться в этой области, и другими аспектами.
Для выявления направлений, факторов и условий реализации воспитания российской гражданской идентичности у школьников было проведено социально-педагогическое исследование. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: выявить основные уровни сформированности российской гражданской идентичности; проанализировать факторы и условия воспитания.
Исследование проводилось через реализацию ниже приведенных этапов:
1) На первом этапе организационно-техническом, осуществлялся анализ литературы по данной теме.
2) Второй этап назвали методическим. Он включал в себя подбор, согласование и утверждение методик проведения исследования, необходимых для выявления уровня сформированности, факторов и условий российской гражданской идентичности у школьников: методика «Незавершенные предложения» Сакса Леви предназначенная для выявления ценностно -мотивационного и эмоционально-оценочного компонентов. Анкета «Уровень воспитанности» М. И. Шиловой, целью является изучение сформированности компонентов российской гражданской идентичности. Тест «С чего начинается Родина» направлен на определение сформированности когнитивного компонента. Анкета «Наша Родина», необходима для анализа эмоционально -оценочного, когнитивного и ценностно-мотивационного компонентов. Кроме того, был проведен опрос учащихся для выявления факторов, оказывающих влияние на процесс воспитания российской гражданской идентичности. Ещё было проведено анкетирование, необходимое для выявления влияния условий. Так же на данном этапе была осуществлена выборка: ученики 8 класса в составе 23 респондентов.
«Научные исследования и инновации»
3) Следующий этап исследовательский. Включал в себя исследование уровней сформированности российской гражданской идентичности, факторов и условий, при помощи вышеперечисленных методик.
4) Четвертый этап заключительный, предполагал анализ результатов, полученных из проведенных методик. Этот этап будет рассмотрен дальше.
Эффективность воспитания российской гражданской идентичности во многом зависит от того на сколько развиты ее основные компоненты у школьников: когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-мотивационный и деятельностный. В свою очередь данные компоненты могут находиться на трех уровнях: высоком, среднем и низком. Так, в процессе выявления уровня сформированности российской гражданской идентичности у современных школьников, были получены следующие результаты: уровни сформированности когнитивного компонента: высокий - 43 %, средний - 45 %, низкий - 12 %. Эмоционально-оценочного: высокий - 38 %, средний - 51 %, низкий - 11 %. Ценностно-мотивационного: высокий - 38 %. средний - 51 %, низкий - 11 %. Деятельностного: высокий - 12 %, средний - 63 %, низкий - 25 %. В целом средний уровень сформированности всех компонентов присутствует у 52,5 % респондентов, высокий у 32,75 % опрашиваемых, низкий у 14,75 % учащихся. Эти показатели говорят нам о том, что у 52,5 % школьников имеются базовые знания истории, языка, культуры своего народа и народов мира; респонденты знают основные права и обязанности и соблюдают их; в целом умеют оценивать происходящее вокруг; умеют работать в коллективе; помогают знакомым и родственникам; стараются поступать достойно; интересуются прошлым Отечества и переживают за будущее; проявляют самостоятельность, но чаще нуждаются в поддержке и помощи. Высокий уровень у 32,75 % опрашиваемых говорит о том, что они любят свое Отечество; участвуют в общественно-полезной деятельности; знают историю, культуру, язык своей страны и других стран; несут ответственность за свои поступки, знают свои права и обязанности; готовы прийти на помощь каждому; толерантны, вежливы, доброжелательны; умеют оценивать обстановку вокруг; имеют гражданскую
IV Международная научно-практическая конференция позицию. У 14,75 % респондентов был выявлен низкий уровень, это показывает
на то, что они не интересуются историей своей и других стран; им безразличны
общественные мероприятия, и то, что происходит вокруг них; пренебрежительно
относятся к культуре и традициям народов; их не волнуют проблемы других
людей; они не самостоятельны, не толерантны, не имеют критической
рефлексии.
Для анализа факторов и условий воспитания российской гражданской идентичности были использованы два метода, анкетирование и опрос. Опрос респондентов, был проведен для выявления наличия или отсутствия факторов, среди которых следует выделить: 1) общее историческое прошлое. На основе опроса, можно проследить его наличие, но при этом не все школьники в полной мере знают историческое прошлое своего народа, и не для всех этот фактор является важным; 2) эмоциональные состояния, проживаемые общностью, связанные с ситуациями, складывающимися в стране. Большая часть респондентов считает, что стране необходимы мероприятия, события, которые способны объединить население, но всё, же есть те, кого мало волнует то, что происходит вокруг, это может быть связанно с их незнанием текущей ситуации в стране, городе; 3) возможность проявлять свою гражданскую позицию. Большая часть школьников считает, что умеет отстаивать свое мнение, но у них нет возможности — это реализовывать, точнее они не знаю, где могут это сделать, при этом большинство считает, что проявлять свою гражданскую позицию необходимо; 4) уровень мотивации школьников. Мотивация что-либо делать у респондентов есть, многие хотели бы сделать что -то полезное для города, но не у всех есть возможность. Это может быть связанно с их неосведомленностью в данном процессе; 5) семья и семейное воспитание. Семья оказывает большое влияние на представления опрашиваемых о стране, власти и многом другом, именно от их отношения к этим явлениям зависит в дальнейшем и отношения школьников.
По результатам исследования влияния факторов можно сделать вывод о том, что наибольшее воздействие оказывают: эмоциональное состояние (79 %),
«Научные исследования и инновации» мотивация (75 %), и возможность проявлять свою позицию (77 %). Семейное
воспитание (69 %) тоже оказывает большое давление, но этот фактор не
лидирующий, а общее историческое прошлое (44 %) оказывает наименьшее
влияние, чем остальные. Такие данные могут говорить о том, что изучение
общего исторического прошлого, вероятнее всего, происходит только на уроках
истории, количество которых согласно школьной программе ограниченно. Те,
что оказывают наибольшее воздействие, связанны в основном с личностью
самого школьника, поэтому они лидируют. Оказалось, что у школьников
мотивация и возможность проявлять свою позицию имеют такую
характеристику как «установочная ригидность», которая проявляется в позиции,
отношении или установке на непринятие нового, необходимости изменения
самого себя [2]. Прежде чем начинать работу по воспитанию российской
гражданской идентичности, необходимо перенаправить установочную
ригидность на гибкость для того чтобы школьники не ждали, что всё вокруг
будет меняться без их усилий, а сами принимали в этом непосредственное
участие.
Для определения воздействия условий было проведено анкетирование. Условия, которые при этом диагностировались: волевые качества; осознание ответственности, самоконтроль; принятие себя как части государства; рефлексия: адекватная самооценка, навыки самоанализа поведения; знание, понимание культуры и истории; собственная позиция в различии «добра и зла», «справедливости и милосердия» и т.п.; собственная интерпретация полученных знаний в области культуры и истории.
На основе исследования, можно сказать, что наибольшее воздействие оказывают волевые качества (88 %), знание истории и культуры (87 %), понимание «плохого-хорошего» (71 %), рефлексия (60 %). Наименьшее воздействие оказывают принятие себя как часть государства (26 %), собственная интерпретация исторического прошлого и культурного наследия (41 %) и осознание ответственности (50 %). Такие данные могут объясняться тем, что если у респондентов и есть знания в области культуры и истории, то они не
IV Международная научно-практическая конференция всегда могут эти знания по-своему объяснять, приводить свои аргументы на
разные темы. Не все школьники осознают, что за все свои поступки и действия
они несут ответственность, это может быть связанно с тем, что теме
ответственности в школе или в семье у них уделяют мало внимания. Это
свидетельствует о том, что для них характерен внешний локус контроля - т.е.
они полагают, что происходящие вокруг них события вызваны внешними
силами, обстоятельствами, окружением, при этом они переносят
ответственность на посторонних, в целом на окружающий мир [3]. Непринятие
себя как часть государства обуславливается отсутствием у них интереса по
вопросам, связанным со страной, государством. Необходимо уточнить, что
прежде чем ждать положительных результатов от воспитания российской
гражданской идентичности нужно перенаправить у школьников локус контроля
с внешнего на внутренний, так как он будет предполагать, что они смогут
управлять своей жизнью и не винить во всем внешние факторы.
Таким образом, гармонично сформированная российская гражданская идентичность у школьников является важным условием функционирования патриотического воспитания. Всё структурные компоненты российской гражданской идентичности имеют прямое отношение к патриотизму, так в когнитивный компонент входят знания о Родине, Отечестве, знания основной символики государства, истории, и др., сформированный эмоционально -оценочный компонент предполагает наличии у школьника - эмоциональных переживаний, связанных с жизнедеятельностью родного народа, происходящими общественно-политическими событиями в стране, а также проявление интереса к своей Родине, ценностно-мотивационный компонент в своей основе имеет наличие сформированной системы гражданских и общечеловеческих ценностей, рефлексивное отношение к собственному поведению и поступкам, показателями сформированности деятельностного компонента являются - положительные действия по отношению к соотечественникам, представителям разных национальностей, культур и религий, гражданская активность, бережное отношение к окружающей природе.
«Научные исследования и инновации» Библиографический список:
1. Каратаева, Т.А. Актуальные задачи научно -методического сопровождения процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе / Т.А. Каратаева, Т. А. Ольховая // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2017. - № 10. - С. 120-126.
2. Залевский, Г.В. Томский опросник ригидности Г.В. Залевского / Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. - 2000. - С. 129-137.
3. donpi.ru [Электронный ресурс] : Внутренний и внешний локус контроля личности: определение и характеристика. - 2019. - Режим доступа: https://donpi.ru/zdorove/vnutrennij-i-vneshnij-lokus-kontrolya-lichnosti-opredelenie-i-harakteristika.html. - 28.02.2021.
© М.С. Жилинская, Е.А. Иванова, 2021