УДК 378
Науч. спец. 13.00.01
DOI: 10.36809/2309-9380-2019-25-97-99
К ПРОБЛЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются актуальные вопросы патриотического воспитания. Авторами предпринята попытка разработать модель патриотической воспитанности учащихся на основе содержания казахской этнопедагогики, и на основе данной модели определить состояние уровней сформи-рованности патриотической воспитанности учащихся школ. В статье отражены результаты констатирующего эксперимента, описаны критерии и уровни патриотической воспитанности учащихся.
Ключевые слова: национальная идентичность, воспитание, патриотическое воспитание, традиции, язык, религия, этнопедагогика.
P. M. Ay6aKupoea, M. Tau6ornmoe R. Zh. Aubakirova, K. M. Taibolatov
TO THE PROBLEM OF PATRIOTIC EDUCATION
The article deals with the topical issues of patriotic education. The authors make an attempt to develop a model of patriotic educatedness of pupils on the basis of the content of the Kazakh ethnopedagogics, and on the basis of this model to determine the level of formation of Patriotic educatedness of pupils. The article reflects the results of ascertaining experiment, describes the criteria and levels of Patriotic education of pupils.
Keywords: national identity, education, patriotic education, traditions, language, religion, ethnopedagogics.
Патриотизм — это особое чувство, содержанием которого является любовь и преданность своему Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, желание сохранять его культурные особенности, готовность подчинять свои личные интересы общим интересам страны, стремление служить родине, защищать ее. В ряде исследований акцентируется внимание на создании мультикультурной среды образования, формировании национального самосознания, национальной идентичности, гражданской позиции личности ребенка через творческое самовыражение [1; 2; 3; 4].
В условиях развития суверенного Казахстана особую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. В настоящее время вышеназванная проблема активно исследуется нами в течение последних лет [5; 6; 7; 8].
С целью определения исходного состояния сформиро-ванности патриотической воспитанности учащихся школ с русским языком обучения на основе содержания казахской этнопедагогики был организован констатирующий эксперимент.
В ходе исследования были намечены следующие задачи:
1. Разработать модель патриотической воспитанности учащихся на основе содержания казахской этнопедагогики.
2. Определить состояние уровней сформированности патриотической воспитанности учащихся.
Результатом решения вышеобозначенных задач явится проверка обоснованности выводов, сформулированных на этапе теоретического анализа научной литературы.
На основе мысленного эксперимента мы попытались разработать модель исследуемого явления. Патриотическая воспитанность — это интегративное качество, состоящее из ряда компонентов, которые и избраны в качестве критериев (см. табл. на с. 98).
Анализ литературы по проблеме позволил нам выделить следующие критерии исследуемого явления:
1. Осознание себя как гражданина своего государства.
Показателями данного критерия являются:
а) осознание своей роли в жизни государства;
б) чувство любви к Родине.
2. Уважение государственных символов и традиций.
Показатели:
а) знание государственной символики и традиций народа;
б) желание соблюдать традиции казахского народа.
3. Ценностное отношение к истории казахского народа.
Показатели:
а) потребность в знании истории казахского народа;
б) системные и глубокие знания истории казахского народа.
4. Понимание культуры и традиций казахского народа.
Показатели:
а) потребность в изучении культуры и традиций казахского народа;
б) умение соблюдать обычаи и традиции казахского народа.
Уровни исследуемого явления предварительно определились как низкий, средний и высокий.
При высоком уровне сформированности патриотической воспитанности учащийся осознает свою активную роль в жизни государства; испытывает глубокое чувство любви к Родине; имеет полные и глубокие знания государственных символов и традиций; желает познать историю казахского народа; проявляет большую потребность в изучении культуры, национальных особенностей, традиций и обычаев казахского народа.
При среднем уровне сформированности исследуемого явления учащийся характеризуется осознанием своей активной роли в жизни государства и пассивным участием в изменении окружающей действительности. Его отличают неглубокие и неполные знания государственных символов и традиций. Он проявляет эпизодический интерес к истории казахского народа, не всегда проявляет желание узнать культуру, традиции, обычаи казахского народа.
Низкий уровень характеризуется безразличным отношением к своему государству, нежеланием принимать активное участие в жизни государства. Учащийся не проявляет интерес к государственной символике и традициям. Его
методы определения уровней сформированности патриотической воспитанности у учащихся школ с русским языком обучения на основе казахской этнопедагогики
№ методы исследования критерии
п/п I II III IV
1. Анкетирование + +
2. Тестирование +
3. Наблюдение + + + +
4. Беседа + + + +
5. Изучение продуктов деятельности + + + +
6. Анализ отрезка педагогического процесса + + + +
7. Мини-сочинение «Моя Родина — Казахстан» + + + +
8. Интервьюирование «Традиции и обычаи казахского народа» +
9. Метод самооценки + + + +
10. Ранжирование +
11. Эксперимент + + + +
12. Методы статистической обработки + + + +
отличают бессистемные и неглубокие знания истории казахского народа, более того, отсутствует потребность к знаниям. Учащийся не интересуется изучением культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа.
Исходя из показателей, включенных в состав критериев, мы выделили для каждого из уровней определенный объем признаков. Так, для высокого уровня характерно наличие стопроцентных показателей в общем объеме. Для среднего — от 35 до 70 % показателей, а для низкого — от 1 до 35 %.
В ходе исследования мы обратили внимание на тот факт, что мотивационный компонент патриотической воспитанности учащихся школы представлен достаточно хорошо. Детей характеризует готовность отстаивать интересы родного государства, желание познать его историю, культуру, быт, традиции. Весьма примечательным является то, что они знают и рассказывают о многих казахских обычаях и традициях. Однако следует отметить, что в содержательном и процессуальном отношении воспитание патриотической культуры оставляет желать лучшего. Дело в том, что не все учащиеся хорошо ориентируются в истории родного государства, края, государственной символике. Свидетельством тому являются данные бесед и интервью, проведенных с ними. Многие дети казахской национальности не на должном уровне знают государственный язык, не говоря уже о других национальностях. Ведь родной язык является своеобразным ключом к культуре народа, к его истокам. Более того, это показатель национального мышления, который детерминирует сознание, поведение личности. В общеобразовательных школах с русским языком обучения общение между учащимися на казахском языке осуществляется в основном на уроках казахского языка. В свободное время, т. е. на досуге, на переменах, дома казахский язык не используется активно. Анкетирование учащихся показывает, что многие дети недостаточно хорошо ориентируются в истории родного края, не так часто, как хотелось бы, интересуются его культурным наследием, народными памятниками. Большинство детей обладают поверхностными знаниями в области политики, географического расположения, экономики государства. Свидетельством тому являются «срезы» знаний в контрольной и экспериментальной группах.
Беседы с учителями школ показали, что необходима целенаправленная систематическая работа с детьми по формированию патриотической воспитанности. И в этом отношении большинство преподавателей склоняется к мысли о больших возможностях казахской этнопедагогики. К числу факторов, влияющих на формирование исследуемого явления, они отнесли следующие:
1 — родной язык,
2 — средства этнопедагогики,
3 — средства массовой информации,
4 — государственная политика в области образования,
5 — народные традиции и обычаи,
6 — досуговая деятельность школьников,
7 — семья,
8 — государственная символика.
Далее учителя, выступая в качестве экспертов, проранжи-ровали вышеуказанные факторы в порядке их значимости.
С точки зрения экспертов, среди факторов наиболее значимыми при организации работы по формированию патриотической воспитанности являются средства народной педагогики, родной язык (сумма рангов по строкам соответственно 14,5 и 12). Третье место, по мнению экспертов, занимает государственная политика в области образования, четвертое — народные традиции и обычаи. Затем следуют семья (34,5), государственная символика (35), средства массовой информации (52), досуговая деятельность школьников (64) [6].
Полученные с помощью экспертной оценки результаты представляют практический интерес. Опрос руководителей общеобразовательных школ г. Семей Восточно-Казахстанской области показал, что ряд факторов не всегда в полной мере учитывается при организации патриотического воспитания. Мы пришли к выводу, что необходимо учитывать все факторы во взаимосвязи. Наблюдение педагогического процесса в школе показывает, что формирование патриотической культуры учащихся осуществляется на интуитивном уровне. Мы считаем, что важно целенаправленно формировать готовность учителей общеобразовательных школ к патриотическому воспитанию учащихся с русским языком обучения на основе казахской этнопедагогики [8].
98
Гуманитарные исследования • 2019 • № 4 (25)
Таким образом, в ходе изучения и анализа данных по проблеме формирования патриотической воспитанности выяснилось, что испытуемые продемонстрировали в основном низкий и средний уровни. Имеется лишь небольшое количество учащихся с высоким уровнем сформированности исследуемого качества. Следует отметить, что мотиваци-онный компонент исследуемого явления представлен достаточно хорошо, а вот содержательный и процессуальный компоненты сформированы на низком уровне. Анализ полученных данных показал отсутствие глубоких и системных знаний об истории, культуре, традициях казахского народа; недостаточную сформированность знаний о быте, жизни, обычаях родного края, символике государства. Также выяснилось, что многие учителя организуют свою деятельность по патриотическому воспитанию не всегда осознанно, а, скорее, на интуитивном уровне.
Однако следует отметить, что учебно-воспитательный процесс школы имеет большие возможности в плане формирования патриотической воспитанности. Широкий спектр различных средств, форм, методов воспитания, особенно на основе казахской этнопедагогики, позволит целенаправленно и эффективно организовать эту работу.
1. To the definition of the notion "Multicultural educational environment' / D. Enygin, N. Fominykh, A. Bubenchikova, J. Arregi-Orue, R. Aubakirova // Astra Salvensis. V. 6. I. 1. 2018. Р. 601-616.
2. Иманбетов А. Н. Казак этнопедагогикасыныц непзЫ-де студенттерге патриоттык тэрбие беру. Пед. тыл. канд. диссертацияныц авторефераты. Казакстан Республикасы, Каратанды, 2007.
УДК 378.1:159.947.5+61 Науч. спец. 13.00.01
DOI: 10.36809/2309-9380-2019-25-99-102
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
В статье проведен анализ побудительных причин успешного обучения студентов медицинского университета, степени осознания ими будущей профессиональной деятельности, достоинств и недостатков выбранной профессии. Исследование проводилось с целью изучения трансформации мотивационных установок и ценностей студентов 4-6-х курсов лечебного факультета под воздействием образовательной среды. Использовались результаты анкетирования 200 респондентов по самостоятельно разработанной анкете с вопросами полузакрытого типа.
Ключевые слова: учебная и профессиональная мотивация, студенты медицинского вуза, образовательная среда вуза.
3. Кадыржанов Р. К. Этнокультурный символизм и национальная идентичность Казахстана / под общ. ред. З. К. Ша-укеновой. Алма-Ата : Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2014. 168 с.
4. Хван А. Н. Формирование национального самосознания, гражданской позиции личности ребенка через творческое самовыражение // История Казахстана: преподавание в школе. 2009. № 1. С. 87.
5. Аубакирова Р. Ж. Использование технологий рисования и орнаментального искусства казахов в предшкольной подготовке детей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6 (16). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/14038653 (дата обращения: 09.11.2019).
6. Аубакирова Р. Ж. Использование этнокультурных идей в предшкольной подготовке детей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1 (17). С. 72-74.
7. Аубакирова Р. Ж. Вариативные образовательные программы дошкольного детства России и Казахстана // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18). С. 54-56.
8. Тайболатов К. М. Рухани жацшру баедарламасы аясында жастарта патриоттык тэрбие беруде улттык сэйкесш зерттеудщ езелттИ //«Элеумегпк жумыс жэне элеуметш педагогика: шындыш жэне перспективалары» такырыбындаш III Республикалык fылыми-тэжiрибелiк конференциясыньщ материалдары. Кдоатанды : Типография Арко, 2019. 69 б.
© Аубакирова Р. Ж., Тайболатов К. М., 2019
INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FORMATION
OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY
The article analyses the stimulus for the successful training of students of medical university, the degree of awareness of their future professional activities, the advantages and disadvantages of the chosen profession. The study was conducted with the aim of studying the transformation of motivational attitudes and values of 4-6 year students of the Medical Department under the influence of the educational environment. The authors used the results of a survey of 200 respondents on a self-developed questionnaire with questions of a semi-closed type.
Keywords: educational and professional motivation, students of medical university, the educational environment of a university.
О. А. Денисова, В. В. Дробышев, А. П. Денисов, О. А. Кун O. A. Denisova, V. V. Drobyshev, A. P. Denisov, O. A. Kun