Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма подрастающего поколения'

Воспитание патриотизма подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1872
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / СИСТЕМА / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / RISING GENERATION / PATRIOTISM / SYSTEM / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Михаил Иванович, Кузенкова Марина Викторовна

Цель данной работы раскрыть объективную необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, разработки системы и концепции, основывающихся на требованиях программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this work is to enlighten the objective necessity of patriotic education of rising generation, developing the system and the conception based on the program requirements «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for the period of 2006-2010».

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма подрастающего поколения»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.034

ББК 74.200.513

М. И. Фролов, М. В. Кузенкова

Воспитание патриотизма подрастающего поколения

Цель данной работы - раскрыть объективную необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, разработки системы и концепции, основывающихся на требованиях программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

The purpose of this work is to enlighten the objective necessity of patriotic education of rising generation, developing the system and the conception based on the program requirements «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for the period of 2006-2010».

Ключевые слова: воспитание, подрастающее поколение, патриотизм, система, образование.

Key words: education, rising generation, patriotism, system, formation.

Патриотическое воспитание молодежи является актуальной проблемой современности, значимость которой определяется прежде всего потребностью общества в разработке системы патриотического воспитания подрастающего поколения, исходя из современной социально-экономической и политической обстановки в России с присущими ей девальвацией традиционных ценностей, депатриотизацией, утратой частью молодежи чувства национального достоинства и гордости за свое Отечество.

Значимость этой проблемы определяется также тем, что от ее решения во многом зависит будущее России, приобретение страной национальной идеи, а обществом - новой идеологии, органической

w W п

частью которой, ее точкой опоры является патриотизм. В патриотизме находят отражение идеи государственности, национального и религиозного единства, защиты Отечества, заботы о его процветании. Верно отмечено, что патриотическое сознание играет огромную роль «в деле национального единения, сплочения всех общественных и политических сил народа, в оздоровлении и гармонизации социального климата» [4].

Действительно, в условиях радикальных экономических преобразований в стране, глубоких изменений в общественнополитической сфере оказалась фактически разваленной сложившаяся ранее система воспитания молодежи. Произошедшие в нашем

обществе перемены привели к падению роли и значения патриотизма как одной из фундаментальной ценности нашего народа. Понятие патриотизма в известной степени девальвировалось. Чувство гордости за свою страну притупилось. Проявилась устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Проведенные социологические исследования показали, что более 90 % призывников не хотят служить в армии, более половины из них не намерены связывать свою жизнь с армией ни при каких обстоятельствах, что в несколько раз больше, чем в 80-е годы минувшего века.

Следует подчеркнуть крайне негативную роль средств массовой информации, которые порой фальсифицируют прошлое, в том числе историю Великой Отечественной войны [5], целенаправленно разрушая тем самым духовность молодежи, восхваляют страсть к наживе, культ насилия, искажают суть патриотизма, более того, вытравливают его из сознания подрастающего поколения, что в конечном счете приводит к уничтожению национального сознания россиян, их государственности, деформированию культуры России. Эти силы «настойчивы, последовательны и очень хорошо понимают, что главные реформы нужно провести не в экономике, а в головах русских» [11].

Для ряда передач СМИ характерно не только искажение героического прошлого. Немало отечественных аналитиков отмечают, что «в нашей журналистике болезнь бесчувствия, вытеснения морали зашла слишком далеко», она «разносит в обществе инфекцию цинизма и ледяного пренебрежения» [10]. Нельзя не согласиться с известным политологом и публицистом В. Костиковым, который пишет: «Сегодня трудно найти фильм или сериал, где бы герои (часто весьма симпатичные) не бухали, ..., не кололись. С экранов не сходят сомнительные девицы, единственная заслуга которых состоит в том, что ни успели вовремя заползти в «Мазератти» к счастливому олигарху или в постель к промоутеру [1]. А результат? В социологических опросах, проводимых среди молодежи, лидируют не ученые и писатели, не Церковь и спортсмены, бизнесмены или политики, а приближенные герои телесериалов и экранные «звезды», которым популярный среди населения президент уступает почти в пять раз [1].

Значительная часть молодежи стала ориентироваться на необходимость «делать деньги» независимо от уровня образования, определенным отчуждением молодежи от школы, ПТУ, вуза [12] снизился потенциал патриотической направленности школьного и вузовского образования. Но именно воспитание в общеобразовательных учреждениях является сегодня одной из важнейших национальных задач, решение которой непосредственным образом затрагивает интересы 40 млн детей и 30 млн молодых людей, более 50 млн их родителей, свыше 2,5 млн учителей

общеобразовательных школ, преподавателей профессиональнотехнических училищ, техникумов, колледжей, высших гражданских заведений [7].

Особо следует остановиться на негативных переменах, которые произошли в преподавании истории. Изучение истории Отечества имеет принципиальное значение для формирования высоких патриотических и гражданских качеств подрастающего поколения. По мнению 44 % опрошенных в ходе социологических исследований, стремление к объективным историческим знаниям помогает лучше понять современность, 28 % населения воспринимают исторические знания как непременное условие воспитания детей, а 39 % уверены, что без знания истории невозможно быть культурным человеком [7].

Осмысление истории, прочная историческая память поможет подрастающему поколению осознать, что есть Отечество для каждого человека, ощутить свою связь с его прошлым и настоящим, пробудит патриотические чувства и ответственность за его будущее.

При этом много зависит от того, что представляет собой учебник истории, по которому школьники, студенты познают корни, традиции и достижения нашей страны. Можно констатировать, что в этом вопросе у нас многие проблемы решены и решаются не в интересах воспитания патриотов своей страны. В 90-е годы прошлого века, в начале ХХ1 в. в школах страны действовали около 40 учебных пособий по историческим дисциплинам, входящим в федеральный комплекс. Многие из них навязывают школьникам субъективный подход авторов к историческим событиям, а нередко искажают историю России. Например, это характерно для учебника А. Кредера «Новейшая история ХХ века». Так, вопреки исторической действительности А. Кредер провозглашает СССР «соучастником в развязывании Второй мировой войны». В учебнике проводится линия на принижение роли СССР в разгроме агрессора, а о величайших битвах - Сталинградской и Курской - повествуют всего четыре строки!? В книге не упомянуто ни одной фамилии наших прославленных полководцев, но зато помещены справки о У. Черчилле, Б. Монтгомери, Д. Эйзенхауэре. В том же духе написан учебник для 10 класса «Новейшая история. ХХ век», выпущенный в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России», спонсором которого является Джордж Сорос. Все они в той или иной мере извращают историю страны, нередко в угоду сиюминутной политизации. Подобные же утверждения можно найти и в публикациях, которые иногда рекомендуются студентам. Президент Академии военных наук Махмут Гареев справедливо пишет, что под видом ликвидации «белых пятен» осуществляется фальсификация и пересмотр очевидных фактов. Нашу страну объявляют зачинщиком Второй мировой войны. Раздаются призывы «провести общественный нюрнбергский процесс» с обвинением Советского Союза в развязывании Второй мировой войны, обществу

навязывается идея превентивной войны Германии с упреждением попыток Сталина вторжения на территорию Германии, чтобы принести в Европу на штыках социализм [2].

О какой системности воспитания можно говорить, если все обучение истории России в техническом вузе или на негуманитарном факультете ограничивалось рамками одного урезанного семестра. Совсем не случайны в этих условиях ответы респондентов, свидетельствующие о том, что лишь 3 % молодого поколения гордятся страной, а 50 % хотели бы ее навсегда покинуть [9].

Вот почему особое значение в данном вопросе приобретает точка зрения и установка В. В. Путина: «Считаю, что в школе надо не только учить, но и воспитывать, надо заниматься физической и военнопатриотической подготовкой молодежи, возрождать допризывную подготовку» [8].

Духовность, морально-нравственные качества, формируемые школой, невозможно представить без патриотической жизненной позиции личности. Однако проблема формирования патриотизма личности как воспитательная система, по нашему мнению, еще не имеет теоретического и практического решения. В школе, несомненно, есть ярко выраженные формы патриотического воспитания как в учебном процессе, так и вне его. Но как система вся эта работа еще не сложилась и тем более не имеет массового распространения.

Представляется, что было бы целесообразно разработать комплексную программу воспитания учащихся как системообразующий элемент учебно-воспитательного процесса, включающий в себя лучшие традиции и формы патриотического воспитания. Она должна создаваться на основе системного похода к воспитанию учащихся на основе идеи патриотизма.

Растущее неприятие навязываемых населению гламурных ценностей, ложной морали (РФ вседозволенности) подрывает и ослабляет чувства патриотизма и гражданственности. Лишь 3,1 % опрошенных считают, что нынешняя элита, под которой имеют в виду правительство, способна решить задачи, стоящие перед страной [6].

Державный патриотизм способен объединить нацию в единое целое. В этой связи тезисы В. В. Путина и Д. А. Медведева о справедливости в посланиях Федеральному собранию РФ 2005, 2006 и 2007, 2008 годов дают основания надеяться, что во всех структурах государства сложится необходимое понимание того, что патриотизм граждан - продукт государственной системы, он тесно связан с сущностью власти, социально-экономическими основами общества. И конечно, примеры патриотизма обязаны подавать национальная элита и, прежде всего, высшие государственные чиновники.

Список литературы

1. Аргументы и факты. - 2006. - № 50. - С. 6.

2. Гареев М. Урок истории на уроках в школе // Свободная мысль. - 1998. -№ 3. - С. 31.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010годы».

4. Ежов М. В., Ежова Г. В. История Отечества и ее роль в патриотическом воспитании: сб. ст. // Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах истории: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 18 апр. 2008 г. - С. 67.

5. Кузин В. И. Новая мифология о Великой Отечественной войне в средствах массовой информации // Великая Отечественная. Правда и вымысел - СПб., 2000. - С. 84-85.

6. Культура. - 2006. - 15 янв. - С. 4.

7. Новая и новейшая история. - 2000. - № 4. - С. 12.

8. Российская газета. - 2006. - 11 мая.

9. Санкт-Петербургские ведомости. - 2000. - 10 нояб.

10. Санкт-Петербургские ведомости. - 2005. - 17 авг. - С. 3

11. Советская Россия. - 2000. - 23 нояб.

12. Формирование патриотизма у учащейся молодежи в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. - СПб.: Пушкин, 2001. - С. 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.