УДК 378 (075)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
В.В. Ткаченко
Анализируется политика государства по патриотическому воспитанию молодежи с середины 80-х годов XX - начало XXI века. Делается вывод, что в настоящее время в деятельности органов государственной власти и учреждений по патриотическому воспитанию молодежи используются формы работы, широко применяемые в советский период, с учетом культурноисторических, национальных особенностей регионов, социально-психологических особенностей молодежи.
Ключевые слова: государство, молодежь, патриотизм, патриотическое воспитание, программа.
Исторический опыт свидетельствует, что основу формирования у людей высокого морального духа всегда составляли идеи патриотизма, любви к своему Отечеству, готовность сражаться за него до полной победы.
Истинная ценность патриотизма как фактора единения личных, коллективных и общественных интересов особенно полно проявляется в наиболее сложные и трудные периоды жизни общества. Обращение к патриотизму как высшей ценности, не теряющей своего значения при самых неблагоприятных изменениях условий существования государства, способно мобилизовать личность, общество и государство на преодоление любых испытаний и трудностей. Угроза иностранного порабощения, опасность гибели людей и разрушения материальных и духовных ценностей, созданных в процессе многолетнего созидательного труда и многовековой культуры, обращение к высшим для каждого человека чувствам патриотизма являлись испытанным средством мобилизации самых различных слоев общества на протяжении многовековой истории России.
Вопросы патриотического воспитания молодежи были актуальны и в советский период. Особая роль в патриотической воспитании подрастающего поколения принадлежала ВЛКСМ, что обусловливалось однопартийной системой и единой идеологией.
В материалах отдела спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ за период после
XIX съезда ВЛКСМ отмечалось, что требования КПСС к перестройке идеологической сферы, воспитательной деятельности ВЛКСМ в полной мере относятся и к организации военнопатриотической работы. Нужны решительный отказ от шаблона, трафарета, сложившегося стереотипа, необходим смелый эксперимент, поиск новых эффективных форм работы с молодежью.
За последние годы наряду с накопленным положительным опытом, имеет место значительный количественный рост мероприятий, соревнований, движений, которые дублируют друг друга и в которых запутались сами организаторы. Происходит это потому, что из года в год растет количество «новых движений», хотя «старые» никто не отменяет. То же самое можно сказать и об организационных формах руководства военно-патриотическим воспитанием: множество различных штабов, комиссий, совещаний, состоящих из одних и тех же людей, представляющих одни и те же министерства, но руководящих разными «движениями» и «инициативами» [1].
По мнению отдела спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ, магистральный путь перестройки патриотической работы в комсомоле виделся в решительном отказе от многочисленных движений, штабов и комиссий, безусловной поддержке различных, оправдавших себя на практике, уже созданных или создаваемых реальных конкретных объединений детей и молодежи, таких как подразделения военно-спортивных игр, караулы временных и постоянно действующих комсомольско-пионерских постов, советы и инициативные группы молодых воинов запаса (по видам и родам войск), подразделения юношеских военно-патриотических школ и клубов (юных моряков, летчиков, десантников, танкистов, артиллеристов и т.д.), клубы по месту жительства, поисковые отряды и группы, временные комсомольские организации в учебных организациях ДОСААФ, оборонно-спортивные лагеря, учебные пункты начальной военной подготовки [2].
В патриотическом воспитании молодежи важная роль отводилась совместной работе комитетов комсомола и советов ветеранов войны и труда. В обращении к секретарям ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов комсомола, председателям республиканских, краевых, областных, городских и районных советов ветеранов войны и труда (1987 г.) отмечалось, что XXVII съезд КПСС, XX съезд ВЛКСМ, а также Всесоюзная конференция ветеранов войны и труда в своих решениях подчеркивали возрастающее значение единства и преемственности поколений, активного использования исторического опыта в патриотическом воспитании молодежи.
Проведение походов по местам боевой и трудовой славы, юнармейское и тимуровское движение, наставничество, деятельность поисковых отрядов и создание общественных музеев, работа по месту жительства - большинство этих и других форм патриотического воспитания прошли проверку временем, получили активное развитие. В составе советов ветеранов действуют постоянные комиссии по работе с молодежью.
Вместе с тем представляется необходимым пересмотреть формы участия ветеранов в воспитательной работе среди молодежи, раскрытии исторического прошлого партии и народа. Активнее использовать ветеранов как коллективных и индивидуальных наставников, организаторов и консультантов юнармейского движения, кружков, клубов и объединений, оборонно-спортивных оздоровительных, трудовых и пионерских лагерей, в работе по увековечению народного подвига. Поддерживать практику организации дискуссионных клубов «Диалог поколений», проведение «Уроков истории», а также участие ветеранов в занятиях системы комсомольской учебы, лекционной пропаганде.
Необходимо обеспечить более широкое освещение опыта совместной деятельности комсомольских организаций и советов ветеранов в печати, по радио и телевидению, а также своевременное поощрение активистов патриотического воспитания молодежи и шефства над ветеранами [3].
Кроме того, были разработаны и приняты планы совместных мероприятий ЦК ВЛКСМ с командованием и политорганами ВВС, ВМФ, пограничных войск КГБ СССР по дальнейшему совершенствованию военно-патриотического воспитания молодежи и развитию шефских связей с воинскими частями [4].
Большой интерес представляет записка ученых секретарей секции «Военнопатриотическое воспитание молодежи» Совета по координации исследований проблем коммунистического воспитания молодежи при ЦК ВЛКСМ, АН СССР, Минвузе СССР и АПН СССР Захарова H.A. и Дерюгина Ю.И., в которой были высказаны предложения об основных направлениях перестройки военно-патриотического воспитания молодежи и повышения его научного уровня, не утратившие актуальности и в наше время.
Авторы записки отмечают, что дальнейшее совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи требует кардинальных изменений в его организации, формах и методах формирования у юношества готовности к защите Родины. Перестройка системы военнопатриотического воспитания предполагает выделение следующих приоритетных направлений:
1. Повышение научного уровня руководства и функционирование всей системы военнопатриотического воспитания молодежи.
Назрела острая необходимость более четкой координации усилий ученых и исследователей проблем военно-патриотического воспитания в масштабах всей страны и на региональном уровне. Необходимо укрепить единственное в стране научное подразделение - сектор военнопатриотического и физического воспитания молодежи как базовое для секции «Военнопатриотическое воспитание молодежи» Совета по координации исследований проблем коммунистического воспитания молодежи при ЦК ВЛКСМ, АН СССР, Минвузе СССР и АПН СССР, выделив его в самостоятельный отдел в структуре Научно-исследовательского центра Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ.
Нуждается в существенной перестройке система обучения, воспитания, подготовки и переподготовки комсомольских кадров в системе Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ в плане их практической подготовки к решению назревших проблем патриотического воспитания подрастающего поколения.
2. Перестройка системы подбора, расстановки, учебы и воспитании кадров и актива для осуществления военно-патриотического воспитания молодежи.
В этих целях необходимо осуществить анализ работы кадров и актива на всех уровнях, провести их переаттестацию, смелее выдвигать перспективных активистов, способных к работе в
новых условиях, к решению задач высокого уровня сложности, со смелым творческим мышлением, психологической предрасположенностью к новаторству. Отработать четко систему выдвижения и работы с кадровым резервом.
В условиях перестройки необходимо особое внимание уделять поисковому характеру новых интересных начинаний, притягательных среди молодежи форм, отработать четкую систему обобщения и распространения передового опыта.
3. Отработка четкой системы индивидуальной работы с каждым молодым человеком, в которой необходимо соблюдать принципы комплексности, последовательности, преемственности, самодеятельности, результативности и объективной информации о проделанной работе.
Система индивидуальной воспитательной работы призвана охватить влиянием каждого молодого человека в семье, школе, профтехучилище, техникуме, вузе, трудовом коллективе. Главной точкой приложения сил должна стать работа по месту жительства. Важно приобщить каждого молодого человека к участию в конкретных патриотических мероприятиях [5].
4. Дифференциация военно-патриотической работы с различными категориями молодежи и ее четкая направленность на формирование морально-политической, психологической, военнотехнической и физической готовности каждого молодого человека.
Необходимы четкое знание структуры молодежи в городе, районе, выработка продуманной системы военно-патриотической работы с каждой категорией молодых людей с учетом специфики, социально-псхологических особенностей и регионального опыта.
5. Работа по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР.
Необходима более четкая система работы по военно-профессиональной ориентации молодежи, отбора и подготовки юношей в военные училища [6].
Распад СССР, экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Прежний идеал Отечества в сознании молодежи целенаправленно разрушался, а новые идеи и представления о патриотизме пока еще отчетливо не утвердились в российском обществе. Отсутствие общественно признанного идеала, образа своей Родины весьма затрудняло патриотическое воспитание молодежи и отрицательно влияло на формирование ее гражданственности и социальной активности.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Для объединения усилий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, координации и направления их работы на все социальные и возрастные группы, семью, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу. Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.
Развитие гражданственности и патриотизма российской молодежи являлось одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи были включены в состав федеральных целевых программ «Молодежь России» (1994-1997 гг., 1998-2000 гг., 2001-2005 гг.).
В рамках федеральной программы «Молодежь России», одобренной Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. № 1922 и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 1279, была предусмотрена подпрограмма «Развитие гражданственности и патриотизма российской молодежи», главной целью которой являлась разработка и внедрение в практику с учетом изменений, происходящих в обществе, новых подходов к решению проблем формирования и развития у молодежи
гражданственности, патриотизма, реализации экспериментальных проектов и поддержки программ в этой области. Государственным заказчиком по реализации федеральной программы «Молодежь России» определен Комитет Российской Федерации по делам молодежи. Соисполнителями мероприятий подпрограммы являлись Минобразование России, Минобороны России, Госкомспорт России, Российское объединение спортивно-технических обществ и др.
В 1994-1995 гг. на реализацию 7 мероприятий (издание учебно-методической литературы, проведение научных исследований, курсов повышения квалификации, конкурсов, слетов, фестивалей, экспедиций, оборонно-спортивных лагерей) подпрограммы «Развитие гражданственности и патриотизма российской молодежи» было предусмотрено 4255 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 1470 млн. рублей.
Кроме того, в 1995-1996 гг. велась разработка федеральной программы «Патриотическое воспитание молодежи». Проекты программы вносились в Правительство Российской Федерации, но она не была принята и работа над ней прекратилась. Отдельные меры все же предпринимались. Так, 16 мая 1996 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военнопатриотическому воспитанию молодежи», закрепивший приоритеты государственной деятельности в этой области и способствовавший более предметному взаимодействию федеральных органов государственной власти. В 1995-1996 гг. прошло 12 всероссийских сборов руководителей и членов патриотических объединений, на которых были отработаны новые подходы к деятельности подобных формирований, принципы информирования и взаимодействия с министерствами и ведомствами. Эти меры позволили увеличить число патриотических объединений в стране, укрепить нормативную правовую и материальную базу их деятельности.
Серьезное внимание уделялось государственной поддержке молодежных объединений по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 19411945 годов. В ходе поисковых экспедиций в 1996 г. найдено и перезахоронено около 15 тыс. останков погибших. В 1997 г. на поддержку поисковых экспедиций в 14 регионах было выделено около 700 млн. рублей [7].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 г. № 746 утверждена Федеральная целевая программа «Молодежь России (1998-2000 годы)», в рамках которой было предусмотрено направление «Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи», включающее в себя следующие основные мероприятия:
- методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовнонравственному и патриотическому становлению молодежи;
- развитие и поддержка различных форм воспитания;
- научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление и финансовая поддержка общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении;
- работу со средствами массовой информации;
- организацию и проведение международных, общероссийских и межрегиональных мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры.
В 1998-2000 гг. на реализацию 24 мероприятий направления «Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи» было предусмотрено 24,76 млрд. рублей из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников. Государственным заказчиком по реализации федеральной программы «Молодежь России (1998-2000 годы)» определен Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи. Соисполнителями мероприятий направления являлись Минобразование России, Минобороны России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российская оборонная спортивно-техническая организация и др.
В 1999 г. активизировалась работа федеральных органов исполнительной власти по упорядочению системы гражданского и патриотического воспитания молодежи и координации своих действий. Среди значимых мер можно выделить подготовку проекта федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти погибших при защите Отечества и празднование памятных дат отечественной истории».
В рамках государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений проводились конкурсы проектов программ по развитию гражданственности и патриотизма
молодежи в номинации государственного гранта «Александр Невский», а также конкурс на частичное финансирование программ. Ежегодно проводились специализированные смены (юных десантников, авиаторов, космонавтов, моряков, пограничников и т.д.) совместно с Молодежной морской лигой, Ассоциацией витязей и другими объединениями во Всероссийском детском центре «Орленок».
Активизировалась деятельность военно-патриотических объединений, в которых приняли участие более 15 тыс. юношей и девушек. Более систематизированной стала государственная поддержка деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, которая при содействии органов по делам молодежи на местах велась в 25 территориях, где проходили боевые действия, ив 17 территориях тыла.
Фактически во всех комплексных программах «Молодежь», принятых в субъектах Российской Федерации, имелись разделы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Значительный опыт в этой области накоплен в Москве и Санкт-Петербурге. В Вологодской, Амурской, Ивановской, Ярославской, Смоленской, Новгородской, Тульской, Орловской, Белгородской, Курской и других областях, Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах приняты целевые программы по гражданскому и патриотическому воспитанию. Они предусматривали воспитательную работу с различными категориями молодежи, но, прежде всего с обучающимися. Программы включали проведение Уроков мужества, поисковых экспедиций «Долг», Дней памяти, агитпробеги, военно-спортивные игры, конференции, художественные конкурсы по патриотической тематике. Мероприятия проводились совместно с музеями, библиотеками. Функционировали военно-патриотические лагеря, военно-технические кружки и секции. Возобновлена отечественная традиция взаимного шефства воинских и гражданских коллективов.
В 1998-1999 гг. на нужды гражданского и военно-патриотического воспитания в бюджетах субъектов Российской Федерации было выделено 93% запланированных финансовых средств. Это одни из самых высоких показателей финансирования мероприятий государственной молодежной политики [8].
В рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2000 г. № 1015, было предусмотрено направление «Формирование условий для гражданского становления, военнопатриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества», включающее в себя 18 мероприятий направленных на:
- пропаганду отечественной истории и культуры; разработку и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общего и профессионального образования; развитие системы взаимосвязей армии и молодежи;
- развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование молодежных клубов по месту жительства;
- координацию и поддержку деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов, увековечению памяти защитников Отечества;
- поддержку деятельности молодежных общественных объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, экологических зон, мемориальных комплексов и памятников боевой и трудовой славы народов России.
В 2001-2003 гг. на реализацию направления «Формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» было предусмотрено 243,625 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 30,375 млн. рублей. Государственным заказчиком-координатором программы определено Министерство образования Российской Федерации, а с сентября 2004 г. Министерство образования и науки Российской Федерации.
Большую помощь в организации и проведении всероссийских мероприятий с обучающимися, учебно-полевых сборов, оборонно-спортивных лагерей, в укреплении учебноматериальной базы образовательных учреждений оказывали Минобороны России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, ДОСААФ России и др. [9].
Крупнейшие межрегиональные и международные поисковые экспедиции проводились в Новгородской, Ленинградской, Волгоградской, Смоленской, Брянской областях. В 2001 г. в поисковых экспедициях приняло участие 7025 человек, в ходе работ найдено 11262 останков, 532
медальона, установлено 552 имени, обнаружены и обезврежены 27,5 тыс. взрывоопасных предметов. Традиционно в субъектах Российской Федерации, где в годы Великой Отечественной войны велись военные действия, наряду с поисковыми экспедициями проводились и Вахты Памяти. Одновременно с открытием и закрытием Всероссийской Вахты Памяти проходили всероссийские семинары-совещания руководителей поисковых объединений. Так, в 2001 г. состоялись семинары-совещания в г. Наро-Фоминске и Туле, в 2002 г. в г. Жуковске Калужской области. В работе данных семинаров-совещаний приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, руководители органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации. В рамках семинаров-совещаний проходили заседания круглых столов, поисковики обменивались опытом, подводились итоги ежегодной Вахты Памяти [10].
Одним из важнейших звеньев в организации воспитательного процесса являются военнопатриотические молодежные общественные объединения, клубы юных десантников, пограничников, моряков, летчиков. Данные показывают их резкое увеличение (1997 г. - 480, 2001 г.
- 950). По состоянию на 2005 г. таких клубов, объединений, учебных центров насчитывалось более 1350 [11]. Клубы организовывали работу в тесном взаимодействии с воинскими частями, военкоматами, органами внутренних дел, общественными организациями, ветеранами. Многие клубы проводили летние военно-спортивные сборы, соревнования на базе воинских частей, которые помогали им выделением техники, оборудования и высококвалифицированных специалистов для проведения занятий.
Важными организационными мерами стало обучение специалистов органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, занимающихся проблемами патриотического воспитания, руководителей патриотических объединений.
Анализ содержания программ по патриотическому воспитанию молодежи и реализации мероприятий в этой сфере показывает недостаточность, а порой и ограниченность подходов к формированию патриотизма у подрастающего поколения. Наряду с этим происходило смещение в понимании задач патриотического воспитания: формирование патриотического чувства
подменялось мероприятиями военно-патриотической тематики, в рамках которой доминировала военно-техническая подготовка призывников.
Программы патриотического воспитания к 2002 г. были разработаны и приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации. В большинстве регионов головными исполнителями программ определены органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.
В июле 2002 г. при Министерстве образования Российской Федерации создано государственное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания молодежи», одной из задач которого являлась координация деятельности региональных центров патриотического воспитания молодежи, оказание методической помощи [12].
16 февраля 2001 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 122 была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», которая впервые за многие годы определила политику государства, направления и организацию работы государственных структур и общественных объединений в области патриотического воспитания граждан страны. Общий объем финансирования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» составил 177,95 млн. рублей, в том числе 130,78 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Исполнителями мероприятий являлись 8 федеральных органов государственной власти (Минобороны России, Минобразование России, Минкультуры России, Госкомспорт России и др.), Росвоенцентр, РАН, РАМН.
Программа предусматривала реализацию 150 мероприятий патриотической направленности: создание нормативной правовой базы патриотического воспитания; проведение конференций, семинаров, круглых столов, фестивалей, конкурсов, смотров, слетов, военноспортивных и поисковых мероприятий; производство кино- и видеофильмов; постановку спектаклей; создание музейных экспозиций; издание учебно-методической и военно-исторической литературы.
Во исполнение пункта 6 Перечня мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации была разработана Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Проект Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации рассматривался в федеральных органах государственной власти, в четырех федеральных округах, в 83 органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в более 20 ведущих общественных организациях страны, дважды на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в Административном департаменте Аппарата Правительства Российской Федерации.
21 мая 2003 г. на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей была одобрена Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2 (12)-П4) [13], в которой раскрывается современное представление о патриотизме, определяется содержание патриотизма и патриотического воспитания в современном российском обществе, его цель, задачи, принципы, общие функции государственных органов, роль и место общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Изложены основы механизма управления системой патриотического воспитания с учетом специфики субъекта управления и критериев эффективности воспитательной работы. Определены организационные структуры, обеспечивающие оперативное управление процессом патриотического воспитания на всех уровнях.
В соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм - это любовь в Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую,
педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственныхинститутов [14].
К концу 2004 г. межведомственные советы, координирующие ход реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и региональных программ, созданы в 80% субъектов Российской Федерации, а центры патриотического воспитания более чем в 54% регионах страны [15].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Комплекс программных мероприятий предусматривал охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением программы являлось патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делался на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений). Исполнителями мероприятий являлись
17 федеральных органов государственной власти (Минобрнауки России, Минобороны России, Минкультуры России, ФСБ России и др.), Росвоенцентр, ВГТРК, РАН, РАМН и РАО. На реализацию 188 мероприятий государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» общий объем финансирования составил 497,8 млн. рублей, в том числе 378,05 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
Практически во всех федеральных органах государственной власти созданы структуры, координирующие деятельность по патриотическому воспитанию граждан, реализуются ведомственные программы и планы патриотического воспитания.
В 2009 г. 97% органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации создали и улучшили структуру региональных межведомственных координационных советов по организации патриотического воспитания граждан региона, которые, в основном, возглавляли заместители губернаторов и заместители председателей правительств, что значительно повысило не только авторитет советов, но и значимость их решений, и, соответственно, исполнительскую дисциплину. В 83% регионов страны в качестве рабочих органов советов созданы постоянно действующие региональные центры патриотического воспитания, которые ведут работу по организации и координации в субъектах деятельности в данном направлении [16].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и направлена на дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Организационное сопровождение государственных программ осуществлял Росвоенцентр.
На реализацию 150 мероприятий государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» предусмотрено 777,2 млн. рублей, в том числе 596,75 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Исполнителями мероприятий являются 15 федеральных органов государственной власти (Минобрнауки России, Минспорттуризм России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, ФСКН России, ФСИН России идр.) и Росвоенцентр.
Следует отметить, что пунктом 1 Перечня мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» предусмотрена подготовка проекта Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» с целью создания законодательной базы патриотического воспитания.
Таким образом, после распада СССР мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи реализовывались в рамках федеральных целевых программ «Молодежь России» (19941997 гг., 1998-2000 гг., 2001-2005 гг.). С 2001 г. в России реализуются государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (на 2001-2005 годы, 2006-2010 годы и 2011-2015 годы) мероприятия которых предусматривают охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан страны, в том числе и молодежи.
Следует отметить, что к началу XXI века с одной стороны увеличилось количество мероприятий патриотической направленности в рамках федеральных и государственных программ, их финансирование из федерального бюджета, с другой стороны, количество федеральных органов государственной власти - исполнителей мероприятий программ.
В большей части субъектов Российской Федерации созданы структуры, координирующие деятельность по патриотическому воспитанию молодежи, реализуются региональные программы патриотического воспитания.
В настоящее время в деятельности органов государственной власти и учреждений по патриотическому воспитанию молодежи используют формы работы (поисковые экспедиции, конференции, слеты, фестивали, смотры, конкурсы по патриотической тематике, военноспортивные игры и лагеря, работа с ветеранами и др.), широко применяемые в советский период, с учетом культурно-исторических, национальных особенностей регионов, социальнопсихологических особенностей молодежи.
There is analyzed of public policy by patriotic éducation young people with middle eighties of
XX - beginning XXI centuries. There is made the conclusion that at present in activities body countering rule and institution by patriotic education young people used the forms work widely application of the soviet period with calculation cultural historical national peculiarity regions at the social psychological
peculiarity young people.
The key words: state, youth, patriotism, patriotic education, program.
Список литературы
1. РГАСПИ. Ф. М-1. On. 145. Д. 179. Л. 158-159.
2. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 145. Д. 180. Л. 4.
3. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 145. Д. 216. Л. 133-134.
4. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 145. Д. 1. Л. 12.
5. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 145. Д. 226. Л. 42-43.
6. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 145. Д. 226. Л. 45-46.
7. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Государственный доклад. М., 1998. С. 138-139.
8. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. М., 2000. С. 165166.
9. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы. М., 2002. С. 177.
10. Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. М., 2002. С. 13-14.
11. Об основных итогах реализации федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)». М., 2005. С.6.
12. Информация о реализации государственной молодежной политики в 2002 году и перспективах на 2003 год // Вестник молодежной политики. 2003. № 3-4. С. 2-3.
13. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М., 2003. С. 24.
14. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М., 2003. С.
8-9.
15. Справка о ходе выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» в 2001-2004 годах // Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития. М., 2004, С. 239.
16. Обобщенный доклад федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в 2009 году. М., 2009. С. 5-6.
Об авторе
Ткаченко В.В. - кандидат исторических наук, заместитель начальника отдела Депортамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ.