УДК 372.8
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Л.З. Шайгарданова
Аннотация. В данной статье рассмотрены образовательные технологии обучения в сотрудничестве. Обучающие структуры для работы в малых группах в рамках системно-деятельностного подхода представлены на примере урока английского языка в 8 классе. Разработанный автором сценарий урока по английскому языку с применением технологий обучения в сотрудничестве рекомендован учителям английского языка к применению на уроках в средней школе.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, технологии обучения в сотрудничестве, обучающие структуры для работы в малых группах, сотрудничество, равное партнёрство
В новых условиях каждый учитель стоит перед выбором методик, способствующих созданию учебных ситуаций, в которых ученик является активным участником образовательного процесса, заинтересован в самостоятельном поиске нужной информации, обладает развитыми навыками самоорганизации и самообразования. Учитель находится в постоянном поиске ответов на вопросы:
1. Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока?
2. Как сформировать у учащихся умение и желание учиться всю жизнь?
3. Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
4. Как сделать так, чтобы учиться вместе было интересно?
5. Чему нужно обучать на уроках иностранного языка?
Системно-деятельностный подход позволяет учителю ответить на данные вопросы. Системно-деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Данный подход основан на таких понятиях, как универсальность, системность, непрерывность, творчество. При изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-дея-тельностный подход - это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности.
Системно-деятельностный подход отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения в сотрудничестве, которые реализуют следующие современные образовательные цели:
1. Обеспечивают включение детей в деятельность;
2. Создают благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов системно-деятельностного подхода;
3. Обеспечивают прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Образовательные технологии обучения в сотрудничестве содействуют созданию среды, которая мотивирует каждого школьника совершенствовать знания на протяжении всей жизни, самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, уметь брать на себя ответственность перед обществом, строить отношения на основе доверия, сотрудничества, равного партнёрства, общения, и, самое главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Данные технологии можно использовать на любой ступени обучения с определённой адаптацией для каждого возраста: для предъявления и повторения новой лексики,
проверки правописания слов, для развития навыков монологической и диалогической речи и т.д. А также на обобщающих уроках по различным темам.
В рамках технологий обучения в сотрудничестве целесообразно применять работу в малых группах. Примеры обучающих структур для работы в группах:
1. Think-Write-Round Robin - «подумай-запиши-обсуди в команде» - обучающая структура, в которой ученики обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают его и по очереди обсуждают свои ответы в команде [4, с. 107].
2. Jot Thoughts - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой учащиеся громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков [4, с. 106].
3. All Write Round Robin - «все пишут раунд» - обучающая структура, в которой ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках [4, с.107].
4. Single Round Robin - «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз [4, с.107].
5. Corners - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа [4, с. 106].
6. RAFT - «Роль-Аудитория-Форма-Тема» - более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определённые учителем [4, с. 107].
Авторский опыт применения обучающих структур для работы в малых группах представлен в описании урока по английскому языку для 8 класса.
Тема: "It's stylish".
Цели: развитие умения говорения о любимых стилях, умения кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; чтения с основным и полным пониманием содержания, продолжить работать над развитием умения восприятия иноязычной речи и полного понимания содержания, продолжить работать над развитием умения письма и письменной речи; научиться выражать мнение о предпочтениях, одобрение/ неодобрение, делать предложения и приходить к общему решению с речевым партнёром.
Основные понятия: названия стилей одежды, модальные глаголы предположения, прилагательные, выражающие отношение к объекту, высказывания об одежде.
Межпредметные связи: филология, искусство, музыка
Ресурсы: учебник «Английский язык нового тысячелетия» для 8 кл. под ред. Н. Н. Деревянко и др. - Обнинск: Титул, 2014, наглядность в форме презентации и раздаточного материала, задания и таблица, аудиоприложение, интерактивная доска, звукозапись и текст песни «Fashion».
Ход урока.
Организация пространства: работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа
1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)
Greeting.Team cheer.
You know, today we are going to have an unusual lesson - we are going to make a tour by bus. I will be your guide and you'll be my tourists. In order to raise our team spirit, I'd like you all to stand up, push your chairs into the desks. Come and make a circle, please. Let's put our hands on top of each other and say our cheer "One for all and all for one".
Л.З. Шайгарданова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2. Определение темы и целей урока
Учитель предлагает учащимся догадаться о теме урока: изучить картинки и ответить на поставленные вопросы, обобщить знания и вывести тему урока.
I'd like Participants №1 take the files from the centre of the table, get pictures and put them on the table. Let's look at these pictures, study them and answer the following questions: 1) What do these pictures have in common? 2) What do these pictures differ in?
Right you are. The name of the theme of our lesson is «It's stylish». In addition, we start our stylish tour. In our lesson, we are going to speak about different styles of clothes, remember saying and idioms about clothes, characterize people looking at the clothes they wear, express our opinions about some sayings and do some interesting tasks.
3. Активизация знаний по теме. Jot Thoughts
Our route includes the visiting the most famous shopping street in London - Oxford street. Our bus is travelling along it and we are coming to the bus stop "Jot thoughts". The task is the following: participants №3 from each group should find pieces of paper in the file, hand out 4 sheets of paper to each pupil.
Hi, five. Now each of you should think over four words - synonyms of the word style, any words, associated with this word. After that, you should say them loudly and write down a word or word combination on one piece of paper, and put it in the centre of the table with its right side. You are going to do it without order of priority. I'll give you a minute for this task.
4. Введение нового знания
Think Write Round Robin.
Match the styles with people in the picture: casual, formal, romantic, punk, sporty, designer labels. Explain your choice. Firstly, work on your own -look at the pictures and define each person's style, think over proving. Write down your opinion in your copybooks. It will take you some time. After that you should one by one read your choice to each other. Each pupil will have few seconds for this task. Finally, in your group you should come to a general conclusion and we are going to check your answers altogether.
We are going to continue our stylish trip and approach the bus stop "Deduction". Today we are going to make up a rule in what cases we should use different modal verbs while deducing. Look at the board and read the examples, please.
Single Round Robin
Now I'd like you to make up a rule in groups. Answer the following question "In what cases do we use each of these modal verbs while deducing: must, can, could, might?" Now it's time to share with your ideas in the groups one by one. Come to a general conclusion, make up a rule.
5. Воспроизведение нового знания. Тренировка лексико-грамматического материала в устной речи
All Write Round Robin.
Pupils, we are drawing to the busiest part of the street. The bus stop is called "Different opinions". Your task is to work with the familiar picture and try to describe the teenagers on it, using modal verbs and adjectives, given in the book.
Firstly, work on your own -look at the pictures and describe each person's character. Write down your opinion in your copybooks. It will take you some time. After that you should one by one read your choice to each other. When one pupil reads, the others write down the answers that differ from their ones.
6. Музыкально-ритмическая пауза. Исполнение песни "Fashion"
7. Тренинг. Развитие монологической речи
Corners.
Pupils, today we speak about styles of clothes and I'd like you to express your own opinion about meaning of clothing in your life. Look at ex. 4 at page 42 and read three sayings about
clothes. Let's choose one that you agree with. Now write down this saying in your copybooks. I'd like you to stand up and go to the saying you've chosen.
Hi, five. Timed Pair Share. Let's find a pair and give "five". I'd like you to answer the questions on the board in pairs one by one: 1) Why do you agree with this saying? 2) What examples from your personal experience can you name?
Each pupil will have a minute for this task. The person with darker hair than the partner's one will be the first. RAFT
During our trip, we've learnt a lot of things about styles of clothes and the meaning of clothes in people's life. At the end of our trip, I'd like you to write down the slogan of the whole lesson for other teenagers in the form of an inscription on a T-shirt. I'll give you some time. Your roles are designers. Your audience is teenagers. The form is an inscription on a T-shirt. The theme is style.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9. Рефлексия и подведение итогов урока
Литература
1. Петруленков, В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы / В. М. Петру-ленков. - М.: ВАКО, 2015. - 112 с.
2. Поташник, М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополненное и переработанное / М. М. Поташник, М. В. Левит. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 144 с.
3. Поташник, М. М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие/ М. М. Поташник, М. В. Левит. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 320 с.
4. «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан»: материалы тренинга. - Казань, 2014. - 108 с.
5. Закон о языках народов Российской Федерации (в ред. Федеральных Законов от 24.07.1998. N 126-ФЗ/11.12.2002 N 165-ФЗ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=31813
Сведения об авторе
Шайгарданова Лилия Зуфаровна, учитель английского языка высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №56», г. Набережные Челны РТ, e-mail: [email protected]
COOPERATIVE LEARNING TECHNOLOGIES WITHIN THE ACTIVITY APPROACH AT THE ENGLISH LESSON
L. Shaygardanova
Abstract. The article states cooperative learning technologies, as part of the activity approach that are used for work in small groups and presented in the context of the English lesson in the eighth form.
Keywords: activity approach, cooperative learning technologies, active learning strategies for work in small groups
Data about the author
Shaygardanova L., English teacher of "Secondary school №56", Naberezhnye Chelny, e-mail: [email protected]