ли к выводу, что внимание к культуроведческой компетенции не означает, что меньше времени останется на формирование других видов компетенций, ведет к перегрузке обучающихся, к усложнению программ и учебников. Напротив, создание при обучении русскому языку культу-роведческой среды на основе целенаправленно отобранных текстов и заданий к ним обеспечивает единство процесса формирования основных видов компетенций (лингвистической, коммуникативной, культуроведческой), всех ви-
дов речевой деятельности, единство обучения и воспитания.
1. Ходякова Л. А. Диалог с культурологическими концептами в школьном обучении // Русский язык школьника. — 2005. — № 5.
2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. — М.: Педагогика, 1981. — Т. 2.
3. Пахнова Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. — 2003. — № 5. — с. 8-16.
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
К УРОКАМ ИСТОРИИ
т. Н. Губина, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»
Воспитание гражданина и патриота всегда было важной задачей государства, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в федеральных государственных образовательных стандартах выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
В условиях разгула национализма и возрождения фашизма, угрозы терроризма, оказания политического и экономического давления со стороны ведущих мировых держав на нашу страну преподаватели истории, реализуя образовательные программы, ни в коем случае не должны забывать о мощном патриотическом потенциале и специфике изучаемого предмета, дисциплины.
Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
• развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины — способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
• расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
• изучение живой национальной культуры, народного искусства;
• привитие обучающимся чувства глубокого уважения и почтения к символам Российской Федерации и др.
Для решения поставленных задач в распоряжении преподавателя основным инструментом является урок, а также внеклассная работа.
Для лучшего осмысления обучающимися событий истории используются уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах, защита рефератов, подготовка и заслушивание сообщений о личностях героев полководцев, общественных деятелей.
Большой акцент делается на проведении внеклассной работы. Обучающимися были подготовлены классные часы «Это нужно живым... » с приглашением малолетнего узника концлагеря Егора Григорьевича Немолякина, «Их невозможно забыть» о героях-подводниках. Мария Кошкина участвовала и победила в областном конкурсе эссе-презентаций «Мой дед прошел через смерть, чтобы я увидел жизнь». В этой работе она представила информацию о своей бабушке, которая прошла войну и была награждена орденом Славы. В общероссийских конкурсах «Великие битвы.1943 год», «Путь в космос» приняли участие Виктория Кудрявцева и Мария Гурова. Игорь Медведев участвовал во Всероссийской викторине «Защитник Отечества» и награжден дипломом 3-й степени. На Всероссийской олим-
пиаде по истории Андрей Бабин получил диплом 2-й степени.
Чувство патриотизма и гражданственности нельзя привить в принудительном порядке. В работе с подростками одна из главных задач — помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.
Современному поколению, как и любому другому, нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания считаю необходимым уделять внимание персоналиям в истории.
Если обратиться к конкретным фактам истории нашей страны, можно отметить немало примеров мужества, патриотизма, гражданственности и героизма, которые могут служить нравственными ориентирами для подрастающего поколения и на сегодняшний день. Так, одной из ведущих идей в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!» — эти слова киевского князя Святослава могут служить лозунгом всей боевой истории Российской армии.
Большой интерес у обучающихся вызывает личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости...» вызывают гордость за нашу страну, за ее героев.
Отличным материалом для воспитания патриотизма является тема «Отечественная война 1812 года», образы Кутузова, Багратиона, Раевского. Здесь важно говорить не только о героизме русской армии, умении и талантах ее полководцев, но и о мужестве всего русского народа, о партизанской войне. И здесь обучающимся важно прийти к выводу: не свою жизнь, не свою свободу, не жизнь господ защищали крепостные крестьяне, а независимость Отечества, свою землю.
Особое внимание уделяется подросткам — героям Великой Отечественной войны, ведь они были того же возраста, что и наши обучающиеся. Подбирается такой материал, который вызывал бы отклик в умах и сердцах обучающихся, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего они гибли во времена великих испытаний? Смог бы он, современный подросток, так поступить? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?
В заключение хотелось бы сказать, что благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь обучающимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом.
История — это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота и Гражданина!
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Е. В. Котова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»
Проблема формирования профессионально важных качеств специалиста привлекает внимание как участников образовательного процесса, так и работодателей. Необходимо применить такой вид обучения, который позволил бы усилить практическую подготовку специалистов в образовательной организации и сократить период его предметной и социальной адаптации [1].
Успех формирования специалиста в решающей степени зависит от того, как и насколько овладевает студент знаниями, навыками, ком-
петенциями, необходимыми для функционирования в образовательной среде, на какие ценности в области будущей профессиональной и социальной деятельности будет ориентировать себя личность уже на начальном периоде обу-