Научная статья на тему 'Воспитание на основе сотрудничества'

Воспитание на основе сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / КУРАТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Ирина Александровна

В статье описаны особенности воспитательного процесса в техническом вузе. Представлен положительный опыт работы отдела социальной и воспитательной работы Северской государственной технологической академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Breeding of students' personality

The organization of pedagogical process at Seversk State Technological Academy is covered. Positive experience of the Social and Educational Work Department at Seversk State Technological Academy is presented.

Текст научной работы на тему «Воспитание на основе сотрудничества»

7. Damon W, Hart D. Self-understanding in 8. Заборовский З. Психология познания. М.: Childhood and Adolescence. Cambridge, 1988. Академия, 2001.

RETUNSKAYA T.N. PERSONALITY AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

The article looks at interconnection and interdependence of processes of professional and personality self-determination. Professional self-determination is efficient on the basis of integral «I »-image only (motives, needs, objectives, values, senses, abilities), that is an important factor of forming of future specialists.

и А гыттпоппл Воспитание на основе

И.А. СИДОРОВА, проректор

сотрудничества

В статье описаны особенности воспитательного процесса в техническом вузе. Представлен положительный опыт работы отдела социальной и воспитательной работы Северской государственной технологической академии.

Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческое самоуправление, молодой специалист, куратор.

Учебная и внеучебная деятельность ции воспитательной работы со студен-в вузе, безусловно, одинаково важны тами Северской государственной тех-

и неразрывно связаны. В вузе все подчинено процессу обучения и его совершенствованию. Воспитательная же деятельность предполагает создание для студентов благоприятных условий жизни, необходимых для получения ими качественного профессионального образования и адекватных их потребностям.

В настоящее время представляется необходимым преодолеть ряд стереотипных взглядов на осуществление воспитания в вузе. В первую очередь это касается «выделения» воспитательного процесса из общего потока педагогических процессов, ограничение его функциональной роли как дополнительной по отношению к учебе, рассмотрение его как необязательного или, того хуже, мешающего осуществлению собственно «образовательного процесса». Мы убеждены, что учебная, научная и воспитательная работа являются взаимодополняющими и неотъемлемыми элементами единой системы.

Воспитательный процесс в академии базируется на принятой «Концеп-

нологической академии». На основе данной концепции разработана программа воспитательной работы, в которой концептуальные принципы конкретизируются в программных положениях, а затем реализуются в планах

воспитательной работы вуза и его структурных подразделений.

Модель личности специалиста с высшим образованием в контексте воспитательной деятельности представлена в виде системы требований к его личностным и гражданским качествам. Молодой специалист должен:

• обладать глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки, по смежным областям знаний, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам;

• иметь свою мировоззренческую позицию, нравственные идеалы, гуманистические ценности, соблюдать общечеловеческие нормы гуманистической морали;

• уважать Конституцию, государственную символику и законы Российского государства, обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;

• быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке;

• обладать способностью к развитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

• иметь потребность в самостоятельном принятии решений, обладать целеустремленностью и предприимчивостью;

• обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем;

• обладать конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности, профессиональной и социальной мобильностью;

• быть мотивированным на достижение успеха, обладать рациональным мышлением и здоровым практициз-

мом, уметь сочетать свои интересы с интересами общества;

• уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к другим людям, их мнению и интересам;

• обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом.

Для этого необходимо осуществление комплекса взаимосвязанных действий и решений по следующим направлениям:

- развитие кураторства, адаптация студентов младших курсов к учебному процессу;

- совершенствование студенческого самоуправления;

- профессионально-трудовое воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- научно-исследовательская работа студентов;

- культурно-массовая работа;

- развитие спортивно-оздоровительного направления;

- профилактика наркомании и заражения ВИЧ-инфекцией;

- организация вторичной занятости студентов;

- работа со студентами, проживающими в общежитиях.

В реальной деятельности субъектов обучения и воспитания все эти направления взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Работа кураторов является составной частью воспитательного процесса вуза. Она нацелена на формирование студенческих коллективов, интеграцию их в различные сферы деятельности академии, создание условий для самореализации обучающихся, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей. Предполагается координация и коррекция различных факторов, влияющих на студентов, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Модель студенческого самоуправления академии представлена следующими организациями: студенческий инициативный союз, студенческое научное общество, студенческий отряд охраны правопорядка, студенческий строительный отряд. Главной целью студенческого самоуправления является развитие и углубление демократических традиций академии, воспитание у студентов гражданской ответственности и активного, творческого отношения к учебе, общественно полезной деятельности, формирование у будущих специалистов лидерских качеств.

Основная цель студенческого инициативного союза - организация активного досуга студентов. Каждый год им предлагаются новые и поддерживаются старые социальные проекты (например, донорство крови и сотрудничество с реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Северске). Эти проекты направлены на воспитание у молодежи чувства ответственности перед обществом, перед собой. В рамках союза активно действует педагогический отряд, который занимается подготовкой студентов для работы в детских оздоровительных лагерях. Создан студенческий строительный отряд, который является для студентов школой профессионального, трудового и гражданского становления. Особенно активно разворачивается его деятельность в летний период в разных уголках страны, на стройках Северска. Сюда же относится и работа в США по программе Tennessee International Partnership Service (TIPS), которая предоставляет российским студентам возможность временного трудоустройства в Америке. В период учебы студентам СГТА предлагается разовая работа, например уборка мусора на стройках, участие в рекламных акциях, соцопросах. Одной из форм студенческого самоуправления является ко-

манда SIFE СГТА («Студенты в свободном предпринимательстве»). Ребята представляют различные социальные и экономические проекты, выполняемые в СГТА для привлечения молодежи к участию в конкретных социально значимых проектах.

В воспитательных целях широко используются возможности учебного процесса. В рабочие программы по многим дисциплинам включены аспекты, позволяющие формировать определенные умения и навыки, например, нравственные, психолого-педагогические, правовые. Учебные планы содержат разработанные на кафедрах факультета специализированные курсы, входящие в культурологический и региональный компоненты. Таким образом, по ходу чтения дисциплин осуществляется гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание.

Традиционно проводятся мероприятия общефакультетского и общеакадемического масштаба: олимпиады, всевозможные конкурсы, тематические вечера, «Последний звонок». Ежегодно для студентов первого курса проходит «Неделя первокурсника». В академии работает студенческое научное сообщество, объединяющее студентов, участвующих в научно-исследовательской, проектно-конструктор-ской, внедренческой и другой творческой деятельности. Основные задачи СНО: привлечение талантливой молодежи в сферу науки, создание условий для занятия научной деятельностью, совершенствование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Важнейший момент в воспитательной работе - формирование традиций факультета, академии. Особенно активно проходят такие мероприятия, как «Посвящение в студенты», «День химика », «День работника атомной промышленности», «День студента», конкурсы научно-исследовательских работ.

Стоит упомянуть об организации спортивно-оздоровительной работы. Она проводится по нескольким направлениям. Среди них прежде всего отметим мероприятия массового характера, например туристические походы первокурсников, проводимые в первые недели обучения в вузе. Такие походы помогают студентам быстрее познакомиться друг с другом, освоиться в новом коллективе. Регулярно проводятся спартакиады СГТА, городская спартакиада «Спорт для всех» по таким видам спорта, как баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, дартс, шахматы, плавание, шашки. Ежегодно проводится первенство СГТА среди девушек по волейболу, кубок города по баскетболу и футболу, чемпионат по баскетболу среди вузов Томска, товарищеские встречи, Баскетбол-шоу,соревнования на приз деда Мороза по футболу.

В академии ведётся психолого-консультационная и профилактическая работа, организуются встречи сту-

дентов с психологами, медицинскими работниками и сотрудниками правоохранительных органов. Эта работа направлена на то, чтобы помочь первокурсникам пройти период адаптации, а молодой студенческой семье решить свои проблемы (для этого действуют «Школа лидера», «Академия молодой семьи», психологические тренинги на сплочение группы). Серьезное внимание в академии уделяется профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций среди студентов.

Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу академии. Преподаватель в России всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может и должно быть понято не как передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.

SIDOROVA I.A. BREEDING OF STUDENTS' PERSONALITY The organization of pedagogical process at Seversk State Technological Academy is covered. Positive experience of the Social and Educational WorkDepartment at Seversk State Technological Academy is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.