А.С. УСКОВ, соискатель Российский институт культурологии
Воспитание личности в контексте музыкальной традиции
Обращение к различным направлениям национального искусства в образовательном процессе закладывает фундамент культуры личности, способствует формированию национального самосознания и чувства патриотизма, толерантности и консолидации общества. В настоящей работе в качестве действенного инструмента ин-культурации личности в системе образования рассматривается искусство многострунных инструментов на примере русских гуслей.
Ключевые слова: профессиональное образование, музыкальное образование, культурное наследие, музыкальный инструмент (гусли), музыкальная культура.
Трактовка образования как способа трансляции культурных ценностей непосредственно связывает его с процессами культурной идентификации личности, социализации и инкультурации, поскольку «именно через систему образования, и более широко - просвещения, происходит не только передача суммы знаний, навыков, идей, но также формируется аксиологическая ориентация и система мировоззрения » [1]-
Существующая система образования является инструментом распространения прежде всего традиционных, признанных в социокультурном пространстве канонов, моделей, образцов, которые должны быть переданы обществом индивиду в процессе его социализации и инкультурации. Поэтому при рассмотрении культуры как регулятивной сферы всех видов социокультурной практики, как области, аккумулирующей в себе сложившиеся нормативы и идеалы, перед нами стоит основная задача -выявить наиболее ценные и яркие ее проявления, чтобы через них выйти на широкий круг сопутствующих вопросов и попытаться решить целый ряд актуальных проблем социализации индивида.
Если говорить о формах, подходах и методах, благодаря которым происходит реализация обозначенных выше целевых и ценностных ориентаций, в качестве предмета специального анализа может выступить гусельное искусство как разновидность традиционного музыкально-
го искусства на современном этапе его развития.
В России гусли являются зримым музыкальным символом эпоса, который в своем обращении к прошлому отражает целостную картину народной жизни, несет в себе глубинные основы мироощущения, наиболее устойчивые, прошедшие сквозь века и даже тысячелетия фундаментальные основы бытия нации. Обращение к таким пластам культурного наследия помогает осваивать национальную культуру, формировать картину мира, характерную для ментальности своего народа. В наши дни, когда особенно ощутимой стала потребность в сохранении и активном возрождении исконных богатств национального духовного наследия, процесс инкультурации средствами гусельного искусства представляет собой освоение исторического опыта социального взаимодействия между людьми, преломленного сквозь призму смыслов, значений и всей ценностной иерархии элементов, связанных с традициями исконной музыкальной культуры России.
В настоящее время создана и реализуется долгосрочная целевая программа «Возрождение гуслей в России », инициированная культурно-просветительским центром «Купина Неопалимая» под руководством заслуженной артистки России, профессора Л.Я. Жук. Задачей программы является превращение достижений гусельной культуры, ее традиций и ценностей из богатейшего, но
Художественное образование 139
невостребованного культурного наследия прошлого в реалии сегодняшней жизни, в составляющие того непосредственно воздействующего на ум и душу человека культурного пространства, которое определяет не только нынешний, но и завтрашний день. Одним из основных направлений деятельности центра является помощь в формировании системы подготовки высокопрофессиональных исполнительских и педагогических кадров, необходимых как для успешной реализации данного проекта на местах в области специального образования, так и для решения вопросов приобщения широких групп населения к искусству многострунных инструментов через систему общего образования. В настоящее время гусли представлены в следующих направлениях образовательной практики.
Система профессионального музыкального образования: детская музыкальная школа и школа искусств - училище, колледж - вуз. Основной задачей этого направления является обучение всему комплексу знаний и умений, необходимых для подготовки высокопрофессионального музыканта. Обучение на гуслях представлено во всех звеньях музыкально-образовательной лестницы - от детской музыкальной школы до консерватории. Успешная педагогическая деятельность преподавателей, многие из которых сами являются прекрасными музыкантами, лауреатами всероссийских и международных конкурсов, способствует активному воспитательному процессу юных гусляров и вовлечению их в концертную деятельность. Музыкальной педагогикой накоплен определенный опыт обучения игре на гуслях с раннего возраста. Современная методика исходит из того, что исполнитель должен уметь играть на различных видах гуслей - звончатых с различным количеством струн (т.е. различной формы), щипковых с любым строем (оркестровым и сольным), клавишных, а также уметь играть на аналогичных инструментах других народов. Ученик начиная со школы практически осваивает четыре вида гуслей: детские 12-струнные, 15-17-струнные, 23-струнные и пор-
тативные щипковые, что впоследствии дает ему возможность полностью реализовать свой исполнительский потенциал [2].
На сегодняшний день самые перспективные гусельные школы существуют в Пскове, Санкт-Петербурге, Казани, Москве. За последние годы гусли заметно продвинулись по пути академического исполнительства именно в Москве. Творческими усилиями Л.Я. Жук были значительно расширены границы применения инструмента, его исполнительские возможности и репертуар, создана московская гусельная школа. Представители этой школы ведут активную педагогическую деятельность, в результате которой классы гуслей открыты в музыкальных школах Москвы, Подмосковья, Воронежа, Рязани, Тулы, Карачева, Калининграда, Нефтеюганска, Сочи, Кыштыма, Самары, Сызрани и других городов.
Система общего и профессионального (немузыкального) образования: дошкольное учреждение - общеобразовательная школа - колледж - вуз. На всех этапах особое внимание уделяется знакомству учащихся с гусельным искусством в его тесной связи с культурными традициями и историей России. В этой связи встают следующие педагогические и методические вопросы: как лучше приобщить детей и молодежь к игре на забытом музыкальном инструменте? Как вернуть истоки отечественной культуры и национальных традиций? Как привлечь молодое поколение на специализацию по гуслям, пробудить интерес к этому уникальному, истинно народному музыкальному инструменту? По мнению многих исследователей, решение этой проблемы лежит «в образовательной сфере, так как именно здесь есть возможность синтезировать универсальные и национальные ценности, общие планетарные и личностные интересы человека, глобализм и этнокультурное начало в цивилизационном развитии» [3].
На практике многие из указанных задач находят свое решение в разнообразных формах деятельности. На наш взгляд, стоит упомянуть об опыте Карельского государственного педагогического университе-
А.С. УСКОВ, соискатель Российский институт культурологии
Воспитание личности в контексте музыкальной традиции
Обращение к различным направлениям национального искусства в образовательном процессе закладывает фундамент культуры личности, способствует формированию национального самосознания и чувства патриотизма, толерантности и консолидации общества. В настоящей работе в качестве действенного инструмента ин-культурации личности в системе образования рассматривается искусство многострунных инструментов на примере русских гуслей.
Ключевые слова: профессиональное образование, музыкальное образование, культурное наследие, музыкальный инструмент (гусли), музыкальная культура.
Трактовка образования как способа трансляции культурных ценностей непосредственно связывает его с процессами культурной идентификации личности, социализации и инкультурации, поскольку «именно через систему образования, и более широко - просвещения, происходит не только передача суммы знаний, навыков, идей, но также формируется аксиологическая ориентация и система мировоззрения » [1]-
Существующая система образования является инструментом распространения прежде всего традиционных, признанных в социокультурном пространстве канонов, моделей, образцов, которые должны быть переданы обществом индивиду в процессе его социализации и инкультурации. Поэтому при рассмотрении культуры как регулятивной сферы всех видов социокультурной практики, как области, аккумулирующей в себе сложившиеся нормативы и идеалы, перед нами стоит основная задача -выявить наиболее ценные и яркие ее проявления, чтобы через них выйти на широкий круг сопутствующих вопросов и попытаться решить целый ряд актуальных проблем социализации индивида.
Если говорить о формах, подходах и методах, благодаря которым происходит реализация обозначенных выше целевых и ценностных ориентаций, в качестве предмета специального анализа может выступить гусельное искусство как разновидность традиционного музыкально-
го искусства на современном этапе его развития.
В России гусли являются зримым музыкальным символом эпоса, который в своем обращении к прошлому отражает целостную картину народной жизни, несет в себе глубинные основы мироощущения, наиболее устойчивые, прошедшие сквозь века и даже тысячелетия фундаментальные основы бытия нации. Обращение к таким пластам культурного наследия помогает осваивать национальную культуру, формировать картину мира, характерную для ментальности своего народа. В наши дни, когда особенно ощутимой стала потребность в сохранении и активном возрождении исконных богатств национального духовного наследия, процесс инкультурации средствами гусельного искусства представляет собой освоение исторического опыта социального взаимодействия между людьми, преломленного сквозь призму смыслов, значений и всей ценностной иерархии элементов, связанных с традициями исконной музыкальной культуры России.
В настоящее время создана и реализуется долгосрочная целевая программа «Возрождение гуслей в России », инициированная культурно-просветительским центром «Купина Неопалимая» под руководством заслуженной артистки России, профессора Л.Я. Жук. Задачей программы является превращение достижений гусельной культуры, ее традиций и ценностей из богатейшего, но
Художественное образование 139
невостребованного культурного наследия прошлого в реалии сегодняшней жизни, в составляющие того непосредственно воздействующего на ум и душу человека культурного пространства, которое определяет не только нынешний, но и завтрашний день. Одним из основных направлений деятельности центра является помощь в формировании системы подготовки высокопрофессиональных исполнительских и педагогических кадров, необходимых как для успешной реализации данного проекта на местах в области специального образования, так и для решения вопросов приобщения широких групп населения к искусству многострунных инструментов через систему общего образования. В настоящее время гусли представлены в следующих направлениях образовательной практики.
Система профессионального музыкального образования: детская музыкальная школа и школа искусств - училище, колледж - вуз. Основной задачей этого направления является обучение всему комплексу знаний и умений, необходимых для подготовки высокопрофессионального музыканта. Обучение на гуслях представлено во всех звеньях музыкально-образовательной лестницы - от детской музыкальной школы до консерватории. Успешная педагогическая деятельность преподавателей, многие из которых сами являются прекрасными музыкантами, лауреатами всероссийских и международных конкурсов, способствует активному воспитательному процессу юных гусляров и вовлечению их в концертную деятельность. Музыкальной педагогикой накоплен определенный опыт обучения игре на гуслях с раннего возраста. Современная методика исходит из того, что исполнитель должен уметь играть на различных видах гуслей - звончатых с различным количеством струн (т.е. различной формы), щипковых с любым строем (оркестровым и сольным), клавишных, а также уметь играть на аналогичных инструментах других народов. Ученик начиная со школы практически осваивает четыре вида гуслей: детские 12-струнные, 15-17-струнные, 23-струнные и пор-
тативные щипковые, что впоследствии дает ему возможность полностью реализовать свой исполнительский потенциал [2].
На сегодняшний день самые перспективные гусельные школы существуют в Пскове, Санкт-Петербурге, Казани, Москве. За последние годы гусли заметно продвинулись по пути академического исполнительства именно в Москве. Творческими усилиями Л.Я. Жук были значительно расширены границы применения инструмента, его исполнительские возможности и репертуар, создана московская гусельная школа. Представители этой школы ведут активную педагогическую деятельность, в результате которой классы гуслей открыты в музыкальных школах Москвы, Подмосковья, Воронежа, Рязани, Тулы, Карачева, Калининграда, Нефтеюганска, Сочи, Кыштыма, Самары, Сызрани и других городов.
Система общего и профессионального (немузыкального) образования: дошкольное учреждение - общеобразовательная школа - колледж - вуз. На всех этапах особое внимание уделяется знакомству учащихся с гусельным искусством в его тесной связи с культурными традициями и историей России. В этой связи встают следующие педагогические и методические вопросы: как лучше приобщить детей и молодежь к игре на забытом музыкальном инструменте? Как вернуть истоки отечественной культуры и национальных традиций? Как привлечь молодое поколение на специализацию по гуслям, пробудить интерес к этому уникальному, истинно народному музыкальному инструменту? По мнению многих исследователей, решение этой проблемы лежит «в образовательной сфере, так как именно здесь есть возможность синтезировать универсальные и национальные ценности, общие планетарные и личностные интересы человека, глобализм и этнокультурное начало в цивилизационном развитии» [3].
На практике многие из указанных задач находят свое решение в разнообразных формах деятельности. На наш взгляд, стоит упомянуть об опыте Карельского государственного педагогического университе-
140
Высшее образование в России • № 9, 2009
та. Создание музыкальных коллективов исполнителей на гуслях и кантеле (национальном многострунном инструменте Карелии) способствует возрождению и воссозданию образцов инструментов для народной музыки. Так, например, участники студенческого музыкального ансамбля «Джинс-кантеле », которому исполнилось уже 15 лет, играют на инструментах, изготовленных в учебных мастерских университета. Этим достигается серьезная мотивация в технологической подготовке студентов и создается необходимый базис для концертной деятельности. В рамках технологического образования ведется работа по этномоделированию народных музыкаль-ныхинструментов. Автор этой программы, кандидат технических наук В.Ф. Тропин считает, что «способность ставить и решать задачи самых разнообразных типов и различной степени сложности является наиболее характерной чертой создания модельного образца, например, вепсского кантеле. Необходимость решать противоречия, связанные с переходом от ритуального музыкального инструмента к музыкальноконцертному, как это имеет место в данном случае, влечет за собой изменение конструктивных характеристик для усиления звучания, сохраняя при этом мягкость, приятный тембр звучания и т.д.» [4].
Один из самых распространенных и действенных способов приобщения к искусству многострунных инструментов - это регулярные концерты гусляров-профессио-налов в школах, домах культуры, на открытых эстрадных площадках. Звуки гуслей оказывают на слушателей сильнейшее эмоциональное воздействие. Восприятие народного искусства через тембр старин-ныхинструментов формирует способность к сопереживанию, почти утерянную современным человеком. Кроме того, такие концерты служат воспитанию эстетического вкуса - этому способствуют как звуки гуслей, так и исполняемый на них репертуар, красочные народные костюмы артистов.
Досуговая система образования: музыкальные клубы любителей гуслей. Целью
данной системы является приобщение широ-кихслоев населения к богатейшему культурному наследию России, связанному с гусельным исполнительством. Оно может включать в себя элементы театрализации, сценического движения. Примерами могут служить коллектив гусляров (более пятидесяти человек детей и подростков) районного культурного центра «Купина» в пос. Нахабино Московской области, ансамбль гусляров г. Видное Московской области и др.
Духовная система образования: воскресная школа - семинария - духовная академия. Здесь ярко выражена связь гусельного искусства с христианской культурой. Благодаря этому направлению деятельности музыкальных педагогов богатейшее наследие народных духовных песнопений в сопровождении гуслей, авторские песни и духовные стихи представлены в виде аудиовизуальной продукции и в живом исполнении коллективов воскресных школ и учебных заведений с православным уклоном.
Русский человек воспринимает звук гуслей как родной и близкий ему музыкальный язык, олицетворяющий глубокую связь с далеким прошлым своей страны. Развитие гуслей и сходных инструментов других народов способствует сохранению исторической памяти, открывает пути общения людей в Добре, Любви и Красоте. Такое же трепетное отношение ккантеле и связанной с этим инструментом культурной традиции испытывают жители Финляндии и Карелии. Так же любят и почитают бандуру на Украине, цимбалы в Белоруссии, крезь в Удмуртии, ятагу в Бурятии, кесле и кюсле в республиках Поволжья. Многострунное искусство каждого народа сформировалось и достигло своего расцвета в эпоху нравственной чистоты культуры, оно выражало полифоничность отношений человека с окружающим миром. В основе этого искусства лежит традиция, являющая собой сложное соединение философских, морально-нравственных, художественно-эстетических, социально-исторических категорий.
Каждый этнический регион имеет мно-