140
Высшее образование в России • № 9, 2009
та. Создание музыкальных коллективов исполнителей на гуслях и кантеле (национальном многострунном инструменте Карелии) способствует возрождению и воссозданию образцов инструментов для народной музыки. Так, например, участники студенческого музыкального ансамбля «Джинс-кантеле », которому исполнилось уже 15 лет, играют на инструментах, изготовленных в учебных мастерских университета. Этим достигается серьезная мотивация в технологической подготовке студентов и создается необходимый базис для концертной деятельности. В рамках технологического образования ведется работа по этномоделированию народных музыкаль-ныхинструментов. Автор этой программы, кандидат технических наук В.Ф. Тропин считает, что «способность ставить и решать задачи самых разнообразных типов и различной степени сложности является наиболее характерной чертой создания модельного образца, например, вепсского кантеле. Необходимость решать противоречия, связанные с переходом от ритуального музыкального инструмента к музыкально-концертному, как это имеет место в данном случае, влечет за собой изменение конструктивных характеристик для усиления звучания, сохраняя при этом мягкость, приятный тембр звучания и т.д.» [4].
Один из самых распространенных и действенных способов приобщения к искусству многострунных инструментов - это регулярные концерты гусляров-профессионалов в школах, домах культуры, на открытых эстрадных площадках. Звуки гуслей оказывают на слушателей сильнейшее эмоциональное воздействие. Восприятие народного искусства через тембр старин-ныхинструментов формирует способность к сопереживанию, почти утерянную современным человеком. Кроме того, такие концерты служат воспитанию эстетического вкуса - этому способствуют как звуки гуслей, так и исполняемый на них репертуар, красочные народные костюмы артистов.
Досуговая система образования: музыкальные клубы любителей гуслей. Целью
данной системы является приобщение широ-кихслоев населения к богатейшему культурному наследию России, связанному с гусельным исполнительством. Оно может включать в себя элементы театрализации, сценического движения. Примерами могут служить коллектив гусляров (более пятидесяти человек детей и подростков) районного культурного центра «Купина» в пос. Нахабино Московской области, ансамбль гусляров г. Видное Московской области и др.
Духовная система образования: воскресная школа - семинария - духовная академия. Здесь ярко выражена связь гусельного искусства с христианской культурой. Благодаря этому направлению деятельности музыкальных педагогов богатейшее наследие народных духовных песнопений в сопровождении гуслей, авторские песни и духовные стихи представлены в виде аудиовизуальной продукции и в живом исполнении коллективов воскресных школ и учебных заведений с православным уклоном.
Русский человек воспринимает звук гуслей как родной и близкий ему музыкальный язык, олицетворяющий глубокую связь с далеким прошлым своей страны. Развитие гуслей и сходных инструментов других народов способствует сохранению исторической памяти, открывает пути общения людей в Добре, Любви и Красоте. Такое же трепетное отношение ккантеле и связанной с этим инструментом культурной традиции испытывают жители Финляндии и Карелии. Так же любят и почитают бандуру на Украине, цимбалы в Белоруссии, крезь в Удмуртии, ятагу в Бурятии, кесле и кюсле в республиках Поволжья. Многострунное искусство каждого народа сформировалось и достигло своего расцвета в эпоху нравственной чистоты культуры, оно выражало полифоничность отношений человека с окружающим миром. В основе этого искусства лежит традиция, являющая собой сложное соединение философских, морально-нравственных, художественно-эстетических, социально-исторических категорий.
Каждый этнический регион имеет мно-
140
Высшее образование в России • № 9, 2009
та. Создание музыкальных коллективов исполнителей на гуслях и кантеле (национальном многострунном инструменте Карелии) способствует возрождению и воссозданию образцов инструментов для народной музыки. Так, например, участники студенческого музыкального ансамбля «Джинс-кантеле », которому исполнилось уже 15 лет, играют на инструментах, изготовленных в учебных мастерских университета. Этим достигается серьезная мотивация в технологической подготовке студентов и создается необходимый базис для концертной деятельности. В рамках технологического образования ведется работа по этномоделированию народных музыкаль-ныхинструментов. Автор этой программы, кандидат технических наук В.Ф. Тропин считает, что «способность ставить и решать задачи самых разнообразных типов и различной степени сложности является наиболее характерной чертой создания модельного образца, например, вепсского кантеле. Необходимость решать противоречия, связанные с переходом от ритуального музыкального инструмента к музыкально-концертному, как это имеет место в данном случае, влечет за собой изменение конструктивных характеристик для усиления звучания, сохраняя при этом мягкость, приятный тембр звучания и т.д.» [4].
Один из самых распространенных и действенных способов приобщения к искусству многострунных инструментов - это регулярные концерты гусляров-профессионалов в школах, домах культуры, на открытых эстрадных площадках. Звуки гуслей оказывают на слушателей сильнейшее эмоциональное воздействие. Восприятие народного искусства через тембр старин-ныхинструментов формирует способность к сопереживанию, почти утерянную современным человеком. Кроме того, такие концерты служат воспитанию эстетического вкуса - этому способствуют как звуки гуслей, так и исполняемый на них репертуар, красочные народные костюмы артистов.
Досуговая система образования: музыкальные клубы любителей гуслей. Целью
данной системы является приобщение широ-кихслоев населения к богатейшему культурному наследию России, связанному с гусельным исполнительством. Оно может включать в себя элементы театрализации, сценического движения. Примерами могут служить коллектив гусляров (более пятидесяти человек детей и подростков) районного культурного центра «Купина» в пос. Нахабино Московской области, ансамбль гусляров г. Видное Московской области и др.
Духовная система образования: воскресная школа - семинария - духовная академия. Здесь ярко выражена связь гусельного искусства с христианской культурой. Благодаря этому направлению деятельности музыкальных педагогов богатейшее наследие народных духовных песнопений в сопровождении гуслей, авторские песни и духовные стихи представлены в виде аудиовизуальной продукции и в живом исполнении коллективов воскресных школ и учебных заведений с православным уклоном.
Русский человек воспринимает звук гуслей как родной и близкий ему музыкальный язык, олицетворяющий глубокую связь с далеким прошлым своей страны. Развитие гуслей и сходных инструментов других народов способствует сохранению исторической памяти, открывает пути общения людей в Добре, Любви и Красоте. Такое же трепетное отношение ккантеле и связанной с этим инструментом культурной традиции испытывают жители Финляндии и Карелии. Так же любят и почитают бандуру на Украине, цимбалы в Белоруссии, крезь в Удмуртии, ятагу в Бурятии, кесле и кюсле в республиках Поволжья. Многострунное искусство каждого народа сформировалось и достигло своего расцвета в эпоху нравственной чистоты культуры, оно выражало полифоничность отношений человека с окружающим миром. В основе этого искусства лежит традиция, являющая собой сложное соединение философских, морально-нравственных, художественно-эстетических, социально-исторических категорий.
Каждый этнический регион имеет мно-
Художественное образование 141
жество традиционныххарактеристик. Через музыкальную культуру и музыкальный инструмент человек может приобщиться к культуре разных этносов, обогатить себя духовно. Именно это и происходит в учебных заведениях профессионального образования, где встречаются люди разных народностей. У них могут быть разные предпочтения, сформированные культурными традициями, этническими корнями. Национальный музыкальный инструмент представляет собой важнейший субъективный фактор, формирующий поликультурное образовательное пространство, и во многом благодаря ему возможно решение проблемы национального компонента в образовании. Более того, на примере обучения игре на гуслях становится понятно, почему многие представители республик постсоветского пространства предпочитают именно этот инструмент для собственного досуга и обучения детей. В тембре гуслей, жанровой специфике и самой философии музыкального творчества слышатся параллели с армянским каноном, казахским жетыгеном и т.д.
Интеграция отечественной культуры в мировой культурный процесс, заимствование опыта зарубежных культурных организаций также стоят в числе задач государственной культурной политики, поэтому обмен культурными программами, проведение международных семинаров и конференций по проблемам многострунного искусства, а также конкурсов и фестивалей становится сегодня неотъемлемой частью культурной жизни страны в целом.
С 1995 г. действует постоянный фестиваль детских творческих коллективов «Роза ветров ». Крупным культурным событием музыкальной жизни для исполнителей на многострунных народных инструментах является Псковский международный фестиваль-конкурс, который проводится с 2002 г. Общепризнанным мировым музыкальным форумом стал Международный конкурс им. Веры Городовской, который проводится в Москве с 1998 г. В 2008 г. конкурс собрал представителей четырнадцати музыкальных академий из разных
стран и регионов. Фестиваль «Хранители наследия России» в подмосковном Красногорске (2008, 2009 гг.) избрал гусли в качестве своего символа.
Для успешной реализации программы «Возрождение гуслей в России » необходимы введение в действующую систему образования научно обоснованных дополнительных общеобразовательных и профессиональных программ различной направленности, организация и финансирование образовательных мероприятий, учебных и научно-методических стажировок, практических занятий, создание и поддержка образовательных учреждений, методических центров, центров профессиональной подготовки и переподготовки.
В ходе популяризации гусельного искусства в XXI веке возникают определенные трудности. Поскольку число желающих музицировать на гуслях постоянно увеличивается, многие сталкиваются с проблемой нехватки инструментов, печатных нот и учебных пособий как на периферии, так и в Москве. При всем богатстве оригинальной гусельной музыки количество вышедших из печати репертуарных сборников очень мало. Конечно, возрождение гусельного исполнительства в России делает необходимым решение широкого спектра практических и теоретических задач. Этот процесс нуждается в участии композиторов и исполнителей, специалистов-исследователей, педагогов, методистов, практиков, то есть всех тех, кто работает в этой сфере «художественного производства» -от изготовления гуслей до подготовки профессиональных исполнителей-гусляров, от организации конкурсов, фестивалей, концертов гусельной музыки до эстетической и музыкально-художественной подготовки слушателей.
Культура XXI в. - это сложный многоплановый феномен, отражающий сложность и противоречивость общественной жизни. И от того, какие ориентиры будут поставлены, во многом зависит нравственная атмосфера нашего общества какв ближайшем будущем, таки в отдаленной перспективе.