ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.018.1:364-78
ББК Ч490.5+С991 ГСНТИ 14.39.09 Код ВАК 13.00.05
Конюхова Елена Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 415; e-mail: [email protected]
Ларионова Ирина Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, директор Института социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 415; e-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ И РАННЕЕ РАЗВИТИЕ НОРМАЛЬНО ВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НЕЗРЯЧИМИ РОДИТЕЛЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная помощь семье; семья незрячих родителей; незрячие родители; проблемы незрячих родителей.
АННОТАЦИЯ. Раскрыт перечень проблем, возникающих у незрячих родителей в процессе воспитания нормально видящих детей раннего возраста. Предложены рекомендации по оказанию социальной помощи семьям незрячих родителей, разработанные на основе проведенного анкетирования родителей со зрительной депривацией, проживающих в г. Екатеринбурге.
Larionova Irina Anatolievna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Konyukhova Elena Yuryevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
EDUCATION AND EARLY DEVELOPMENT OF NORMALLY SIGHTED CHILDREN BY BLIND PARENTS: PROBLEMS AND SOLUTIONS
KEY WORDS: social assistance to the family; the family of blind parents; blind parents; blind parents’ problems.
ABSTRACT. The article discloses a list of the problems encountered by blind parents in the upbringing of early-age normally sighted children. Recommendations on social assistance to families of blind parents, developed on the basis of the survey of parents with visual deprivation of Ekaterinburg are made.
В
настоящее время в науке и практике большое внимание уделяется проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья. Об этом свидетельствует принятие на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание социальной помощи; появление большого числа научных публикаций и методических материалов, содержащих конкретные рекомендации по организации и реализации мероприятий, направленных на интеграцию инвалидов в общество; создание и функционирование государственных и общественных организаций и учреждений, предоставляющих социальные, образовательные и другие услуги данной категории лиц. Важно отметить, что усилия законотворцев, ученых, педагогов, реабили-тологов, специалистов по социальной работе и др. направлены, главным образом, на организацию образования, профессиональной подготовки, трудоустройства, культурно-досу-
Статья подготовлена и опубликована за счет средств гранта Российского гуманитарного научного фонда № проекта 14-36-01005.
говой деятельности инвалидов. В современной научно-методической литературе не рассматриваются вопросы, связанные с оказанием помощи семьям, в которых родители имеют ограниченные возможности здоровья. Это, на наш взгляд, является существенным упущением прежде всего потому, что в таких семьях комплексная помощь необходима как родителям, так и их детям. Научная неразработанность этих вопросов приводит к тому, что практики, работающие с такой категорией семей, зачастую не могут оказать им действенную помощь.
Мы считаем необходимым остановиться на рекомендациях по оказанию социальной помощи незрячим родителям, воспитывающим нормально видящих детей раннего возраста. Для разработки рекомендаций нами было проведено анкетирование данной категории родителей, проживающих в г. Екатеринбурге. В результате анкетирования были выявлены основные проблемы и трудности, возникающие у молодых родителей, которые можно объединить:
© Конюхова Е. Ю., Ларионова И. А., 2014
• уход за ребенком младенческого возраста;
• раннее развитие ребенка;
• формирование у детей навыков самообслуживания;
• посещение с ребенком учреждений здравоохранения, образования, культуры и досуга;
• приобретение товаров для ребенка.
Безусловно, все меры социальной защиты, предусмотренные действующим федеральным и региональным законодательством для инвалидов и лиц, имеющих детей, распространяются и на незрячих родителей. Мы остановимся подробнее на тех рекомендациях, которые являются специфическими для оказания социальной помощи незрячим родителям.
Социальная помощь оказывается специалистом по социальной работе и включает следующие виды помощи:
• посредническую помощь;
• педагогическую помощь;
• психологическую помощь;
• материальную помощь.
Посредническая помощь является ведущим видом помощи специалиста по социальной работе и заключается в социальном адвокатировании, координационнопосреднической помощи, активизации поддерживающих систем.
Социальное адвокатирование заключается в том, что специалист по социальной работе призван защищать права незрячих родителей и их детей в организациях и учреждениях различной ведомственной принадлежности. Так, родители с нарушениями зрения наделены правами в сфере пенсионного обеспечения. В соответствии с действующим федеральным законодательством они имеют право на получение ежемесячной надбавки к трудовой пенсии на содержание иждивенца [6]. Определенными правами наделены и дети, родители которых имеют инвалидность. Они имеют право на медицинское обслуживание на дому участковым педиатром в случае болезни, право на первоочередное получение путевок в дошкольные образовательные учреждения [4].
Социальное адвокатирование не ограничивается только защитой прав клиента, специалист по социальной работе призван привлекать внимание общественности к проблемам семей, в которых родители имеют инвалидность.
При оказании координационно-посреднической помощи специалист должен выступать связующим звеном между незрячими родителями и ближайшим окружением этой семьи, а также различными учреждениями и организациями.
Еще одна составляющая посреднической помощи специалиста - это активизация поддерживающих систем. При этом поддерживающие системы могут быть формальными и неформальными.
Прежде всего, к формальным поддерживающим системам в процессе оказания помощи таким семьям относятся учреждения системы социальной защиты населения:
- комплексные центры социального обслуживания, предоставляющие незрячим родителям социальные услуги на дому, срочную социальную помощь и консультативную помощь;
- территориальные центры социальной помощи семье и детям, оказывающие пси-холого-социальную и социально-педагогическую помощь;
- центры психолого-педагогической помощи населению, оказывающие специализированную психолого-педагогическую помощь и способствующие созданию благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей.
Следует отметить, что специалисту по социальной работе необходимо активизировать усилия не только учреждений, оказывающих социальные услуги родителям с нарушениями зрения, но и тех учреждений, которые работают с детьми раннего возраста. Так, взаимодействуя с дошкольными образовательными учреждениями, которые посещает ребенок незрячих родителей, специалист должен обращать внимание педагогов на особенности развития ребенка в таких семьях, а также на необходимость целенаправленной работы по устранению недостатков семейного воспитания.
Кроме того, как самим незрячим родителям, так и их детям раннего возраста оказывают помощь специализированные библиотеки для слепых и региональные организации Всероссийского общества слепых. Так, незрячим родителям специализированные библиотеки могут оказать информационную поддержку путем предоставления им педагогической литературы, изданной в специальных форматах. В фондах этих библиотек есть детская литература, изданная плоскопечатным шрифтом и иллюстрированная красочными картинками. На базе современных библиотек для слепых функционируют сенсорные комнаты для детей, которые позволяют формировать у детей систему интегративных социокультурных коммуникаций, стимулируют сенсорное развитие, прививают любовь к чтению.
Региональные организации Всероссийского общества слепых оказывают детям незрячих родителей материальную помощь в натуральной форме, предоставляя книги,
игрушки, канцелярские принадлежности и др. При совместном участии вышеназванных организаций проводятся различные досуговые мероприятия для детей родите-лей-инвалидов по зрению.
К неформальным системам, прежде всего, относятся родственники семьи, в которой родители имеют глубокие нарушения зрения. Чаще всего помощь в воспитании и развитии ребенка оказывают дедушки и бабушки. При работе с семьей специалисту нужно обращать внимание как самих незрячих родителей, так и их ближайшего окружения на то, насколько важно, чтобы другие родственники не брали на себя функции незрячих родителей. В работах А. М. Кондратова и Е. Н. Руцкой отмечается, что родители с нарушениями зрения, боясь трудностей по уходу, кормлению и воспитанию младенца или не желая себя слишком обременять, передают ребенка на попечение бабушки, живущей отдельно. В этом случае ребенок отвыкает от родителей. Он не чувствует материнского тепла и ласки. Он не воспринимает их ни как своих родителей, ни как воспитателей, а самое главное, не складываются искренние, доверительные отношения. В дальнейшем такой ребенок обычно стесняется перед окружающими слепоты своих родителей [3]. В этой связи специалисту важно разъяснить близким людям, в каких именно случаях их помощь требуется, а когда незрячие родители могут справиться со своими обязанностями самостоятельно.
Педагогическая помощь специалиста по социальной работе направлена на формирование у незрячих родителей знаний, умений и навыков, необходимых им для решения проблем, возникающих в процессе воспитания нормально видящих детей.
Лица с глубокими нарушениями зрения ограничены в получении информации. В этой связи педагогическая помощь должна быть содержательной. Прежде всего, необходимо информировать родителей об учреждениях образования, здравоохранения, культуры, услуги которых могут быть им полезны.
К сожалению, специализированные библиотеки, оказывающие информационную поддержку незрячим родителям, функционируют лишь в крупных городах. В небольших населенных пунктах обязанностью специалиста, работающего с такими семьями, на наш взгляд, должен являться подбор доступной для восприятия педагогической литературы.
В рамках оказания педагогической помощи специалист по социальной работе должен сформировать у незрячих родителей необходимые навыки и умения, позво-
ляющие им заботиться о своем ребенке, особенно это важно в первый год жизни малыша. Следует отметить, что современные школы будущих матерей, функционирующие на базе женских консультаций, не работают с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной работе может помочь восполнить недостаток знаний, умений и навыков, необходимых незрячим родителям. При этом специалист может не только самостоятельно осуществлять формирование родительских компетенций, но и создавать группы самопомощи незрячих родителей.
По окончании младенческого возраста у ребенка необходимо формировать навыки самообслуживания, и здесь родителям также может потребоваться помощь специалиста по социальной работе. Необходимо информировать незрячих родителей о том, каким именно навыкам самообслуживания и в каком возрасте следует обучать ребенка, рекомендовать приемы и способы обучения при отсутствии у них контроля за действиями ребенка со стороны зрительного анализатора, обратить внимание на то, насколько важно демонстрировать правильное выполнение навыков самообслуживания, так как нормально видящим детям свойственно стремление к подражанию. На современном рынке широко представлены приспособления, облегчающие уход за ребенком младенческого возраста и приучение его к самостоятельности (приспособления для купания, кормления и др.). Однако по причине нарушения функции зрительного анализатора незрячие родители не имеют возможность получить об этом полную информацию. В этой связи именно специалист должен информировать их о тех приспособлениях, которые доступны для использования слепыми, их назначении и способах использования.
Для формирования психики ребенка большое значение имеет его раннее физическое и интеллектуальное развитие. В настоящее время раннее развитие детей осуществляют коммерческие школы и центры развития, занятия в которых, как правило, предусматривают совместное участие родителей и детей. При этом особенности родителей с ограниченными возможностями здоровья в этих образовательных учреждениях не учитываются, поэтому такие занятия для детей незрячих родителей недоступны. Специалист должен разработать перечень конкретных рекомендаций по проведению развивающих занятий незрячими родителями, информировать о развивающих играх, игрушках, книжках и других средствах, доступных для самостоятельного использования в домашних условиях. Спе-
циалист может рекомендовать развивающие игрушки и звуковые электронные книжки, широко представленные на современном рынке и позволяющие родителям самостоятельно знакомить детей с цветами и формами, буквами и цифрами, изображениями животных, а также развивать мелкую моторику ребенка. Кроме того, специалист может обучить родителей пальчиковой гимнастике, лепке из пластилина, занятиям с крупой и др.
Психологическая помощь специалиста по социальной работе предполагает оказание психологической поддержки клиенту, сочувствие и сопереживание, активизацию его усилий для самостоятельного решения проблем. Психологическая поддержка специалиста очень важна родителям уже в первый год жизни ребенка. Большинство незрячих родителей испытывает серьезные переживания по поводу несформированно-сти у них компетенций, необходимых для ухода за младенцем. Тревогу у них вызывает осознание того, что отсутствие зрения не позволяет им выполнять свои родительские обязанности так же эффективно, как и нормально видящим родителям.
Следует отметить, что таким родителям для осуществления своих обязанностей требуется большее количество времени и максимальная концентрация внимания. Это приводит к накоплению физической усталости, которая в свою очередь ведет к ухудшению их психологического состояния, а иногда и психологического микроклимата семьи, улучшение которых также требует усилий специалиста.
Психологическая поддержка специалиста требуется при разрешении семейных
конфликтов, которые возникают по причине разницы взглядов на то, что родители могут выполнять самостоятельно, а в чем им требуется помощь нормально видящих родственников. Естественно, конфликты в этой связи возникают как между самими незрячими супругами, так и с родственниками, помогающими им.
Материальная помощь специалиста семье незрячих родителей должна заключаться в оказании содействия в получении различного рода материальных благ как в денежной, так и в натуральной форме, гарантированных людям с ограниченными возможностями здоровья, молодым родителям и их детям. Кроме того, в рамках оказания материальной помощи специалисту необходимо организовать социальное обслуживание семей незрячих родителей. При этом наиболее востребованной социальной услугой для них является сопровождение незрячих родителей и их детей в детские поликлиники, аптеки, магазины и различные учреждения.
Подводя итог, можно констатировать, что семьи незрячих родителей нуждаются в комплексной помощи специалиста по социальной работе. Однако перечень предложенных рекомендаций не является исчерпывающим. Он может быть расширен в зависимости от таких важных обстоятельств, как место проживания семьи (город или село), ее состав, материальное положение, уровень образовательной подготовки и реабилитации незрячих родителей, степень нарушения зрения, необходимость посторонней помощи и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева М. А. Культурные практики подготовки будущих родителей // Образование и наука. 2011. №5(84). С. 109-118.
2. Верхотурова Ю. А. Игра как средство развития детей раннего возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2007. №7. С. 20-27.
3. Кондратов А. М., Руцкая Е. Н. Воспитание детей в семьях незрячих родителей. М. : ВОС, 1989.
4. Указ Президента РФ от 2.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов». URL: http://www.base.garant/ш/l025l0/.
5. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 №25б-ФЗ (в ред. от 2-02.07.2013) // Российская газета. URL:
http://www.rg.ru/2006/12/31/roditelyam-dok.html.
6. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173- ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Система КонсультПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/pensia/.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.