science.org/ru/article/88.html. DOI: 10.14526/00_1111_19.
6. Opletin A. A. Pedagogical system of self-development competence formation of students of the University. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2014, Vol. 9, no 2, pp. 154-162 Available at: http://journal-science.org/ru/article/92. html. DOI: 10.14526/00_1111_21.
7. Zhukov A.D., Solodovnikova E.M. The science of sport. Life support system. Mezhdunarodnyj zhurnal liderov I liderov "VIP-Premjer" [International Journal of Leaders and Leaders "VIP-Premier"]. Magister Press, 2011, 1000 p. (in Russian).
8. Stolyarov V. I. Sport and art: similarity, difference, ways of integration. Subbotnee iskusstvo [Sat. Art]. RGAFK, 1998, Vol. 5, pp. 101-265. (in Russian).
9. Luchishkin S. Sport in Fine Arts. Izdatel'stvo sovetskij artist [Ed. Soviet artist], 1981, 240 p. (in Russian).
10. The Federal Law "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" No. 329 of 04.12.2007. (in Russian).
Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017
11. Kuznetsova Z.M., SimakovYu.P. Historical offer of the formation of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2007, Vol. 2, no 4, pp. 8-14 Available at: http://journal-
science.org/ru/magazine/48.html.
12. Kuznetsova Z. M., Simakov, Yu. P. On the history of physical education in the Soviet period. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2008, Vol. 3, no 2, pp. 919. Available at: http://wwwjournal-science.org/ru/article/450. html.
13. Denny John, Vijender Kumar. Exposure to Hardship Financing for Healthcare among Rural Poor in Chhattisgarh, India. Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of health management]. 2017, Vol. 19, No. 3, pp. 387-400. (Scopus)
14. Geir Godager, Tor Iversena, Ching-to Albert Ma. Competition, gatekeeping, and health care access. Zhurnal ekonomiki zdorov'ya [Journal of health economics]. 2015, No. 39, pp. 159-170 (Scopus)
Оплетин Анатолий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: opletin. a@yandex. ru
Для цитирования: Оплетин А.А. Использование знаний теории и истории искусств в практической деятельности на занятиях физической культурой // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 81-85. DOI 10/14526/04 2017 268.
Б01 10/14526/04_2017_278 УДК 378.148
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
A.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
Комсомольский проспект, д. 29, г. Пермь, Россия, 614990 Пермская государственная фармацевтическая академия, 614990, Россия, Пермский край, ул. Екатерининская, д. 101, г. Пермь, Россия, 614990
B.Д. Паначев - доктор педагогических наук, профессор
Пермский национальный исследовательский политехнический университет(ПНИПУ), Комсомольский проспект, д. 29, г. Пермь, Россия, 614990
E-mail: panachev@pstu. ru
Аннотация. В статье рассматривает вопрос в использовании в учебном процессе на занятиях физической культуры олимпийского образования для саморазвития личности студентов. Воспитание студенческой молодёжи на лучших традициях заложенных в олимпийском движении. Предложены способы его развития и сопровождения в условиях высших учебных заведений в учебно-воспитательном процессе ВУЗа. Материал. В данной статье представлены данные позволяющиеиспользовать в учебном процессе вуза потенциальные возможности, заложенные в олимпийском движении при формировании саморазвития личности на занятиях физической культурой. Методы исследования. Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение. Результаты. Разработан и внедрён в учебный процесс физической культуры материал олимпийского движении способствующий саморазвитию личности и самореализации её в социуме. Заключение. Проведенные исследования подтверждают, что использование в учебном процессе студентов вузоволимпийского образования на сегодняшний день выступает, какважный аспект - общей культуры нашего общества и студенчества в том числе. Занятия физической культурой выходят за рамки профессионально-прикладных компетенций, формируя одновременносоциальные межпредметные компетенции. Ключевые слова: потенциальные возможности, студенты, физическая культура, олимпийское образование.
THE POTENTIAL OF OLYMPIC EDUCATION IN SELF-DEVELOPMENT OF
UNIVERSITY STUDENTS
Anatoliy A. Opletin - Candidate of Pedagogics, Associate Professor Perm National Research Polytechnic University, 29, Komsomol Avenue, Perm, 614990, Russia Perm State Pharmaceutical Academy, 101, Ekaterininskaya str., Perm, 614990, Russia Valeriy D. Panachev - Doctor of Pedagogics, Professor Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), 29, Komsomol avenue, 29, Perm, 614990, Russia
E-mail: panachev@pstu.ru
Abstract. In an article considering the use in the educational process at the lessons of physical culture Olympic education for self-development of personality of students. Education of students on the best traditions inherent in the Olympic movement. The proposed ways of its development and maintenance in the conditions of higher educational institutions in the educational process of the University. Material. This article presents data allowing the use in educational process of the University the potential inherent in the Olympic movement in the formation of personality self-development on physical education. Research methods. Analysis of scientific and scientific-methodical literature on the research problem, pedagogical observation. Results. Developed and introduced in educational process of physical culture material the Olympic movement contributing to self-development and self-realization in her society. Conclusion. The studies confirm that the use in educational process of University students of Olympic education today stands as an important aspect of the General culture of our society and students in particular. Physical education go beyond a professionally-applied competences forming at the same time interdisciplinary social competence. Keywords: opportunities, students, physical culture, Olympic education.
Введение. Нелегкая задача стоит перед государством, учебными
заведениями, учёными в современных социально-экономических преобразованиях, вырастить компетентных в области здоровья, духовно-нравственном аспекте молодых людей, нацеленных на саморазвитие и самореализацию себя в современном обществе[1,2,3,4,5]. Наши потомки уже имели опыт формирования приоритета здоровья в обществе. Например, Древняя Греция славится прекрасной воспитательной системой, основанной на мысли гармоничного развития человека. Любой равноправный житель этой страны, если он хотел играть какую-либо роль в государстве, обязан был заниматься спортом. Аналогией для нашей страны выступал комплекс ГТО. Представлен был, как программа физкультурной подготовки и система патриотическоговоспитания молодёжи. Введён с1931 и просуществовал до 1991 года, возрождён в 2014году. Задействованы были при сдаче комплекса ГТО лица в возрастной категории от десяти лет до шестидесяти. Аналогом для армии был ведён Военно-спортивный
комплексГТО. Комплекс ГТО служил базовой основой, платформой для будущих спортсменов, в том числе участников и победителей Олимпийских игр.
Главный инициатор создания и проведения Олимпийских игр Пьер де Кубертен, считал: «Современный мир имеет большие возможности, а также опасные слабости, исходя из этого, олимпийские идеи должны стать одной из школ благородных, истинных принципов и нравственной чистоты и, несомненно, физической, духовной силы и энергии». Движение олимпийское - значимая часть культуры человечества, тем самым оно становится основным аспектом любого образования культурного патриота и гражданина Родины.
Олимпийское движение - это самое масштабное и известное проявление
общественного движения в мире. Цель состоит не только в физическом развитии человека, но и в совершенствовании его духовного и нравственного воспитания.
В изменяющемся обществе ЗОЖ играет значимую роль, в виду низкого уровня здоровья населения. В качестве подтверждения, выступают исследования, проведенные в высших учебный заведениях Перми и Пермского края [2,3], которые показали, что 65% студентов, занимающихся в ВУЗах имеют очень низкий уровень здоровья и физической подготовленности^]. Олимпийское
образование с каждым годом набирает всё более значимую роль в привлечении студентов к спорту, а также формирует осознание ЗОЖ и является значимым и первостепенным для общества.
Разные страны стремятся дать своим жителям большой запас знаний об олимпизме, тем самым стремятся вовлечь население в спортивную деятельность. Всевозможные программы и проекты, связанные с олимпийским движением создаются с целью создания позитивного отношения к ФК и С, ЗОЖ. Одним из примеров выступает - Рекомендация № 588 (1970 г.), движение «Спорт для всех», которая была принята Европейским парламентом в 1970 году. Также такие различные спортивные направления в США в Западной Европе. В России в нормативных документах, принятых в последние годы «Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года»), Федеральный закон от 22 ноября 2016 г. N 392-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за нарушение
антидопинговых правил)" Федеральный закон от 22 ноября 2016 г. № З96-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части
регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта"каждый из данных документ нацеливает личность на саморазвитие в области ФК и С.
Целью данной работы было изучение роли олимпийского движения в современном мире и развитии личности студента на его основе.
Методы исследования: анализ литературных источников, изучение учебно-воспитательной работы в условиях вуза, общение с профессорско -преподавательским, составом и
студенческой молодёжи.
Обсуждение и результаты. Исходя из проведенных исследований
отечественных социологов, педагогов студенты часто интересуются
информацией об олимпизме (58%)[2]. На основании этого олимпийское образование занимает в жизни студентов достаточно большую воспитательную роль.
Различные социальные проблемы и слабая воспитательная работа с нынешним поколением тормозят развитие ЗОЖ в обществе. Специально для этого был создан учебный курс «Олимпийское движение и профессиональный спорт»
Олимпийское образование
сосредоточено на решении задач, которые непосредственно связаны с
вырабатыванием и совершенствованием мотивации к спорту, а также потребности студентов к спортивным мероприятиям и спорту. Олимпийское образование удачно вносится в учебно-воспитательную деятельность и способствует
эффективному решению следующих задач: •увеличению объема знаний о ФК и С, повышению интереса к спорту у студентов
•вырабатыванию представления о важности спорта в жизни каждого;
•многостороннему и гармоничному формированию личности [1,3].
Олимпийское образование
необходимо дополнять информационно-методическим сопровождением. Оно может осуществляться либо
специализированным факультативом, либо
кафедрой физического воспитания и проводится по разным направлениям [2,3,4]:
В учебных заведениях Перми и Пермского края созданы музеи и кабинеты олимпийского образования выступающие в качестве сопровождения олимпийского образования. Кабинет предоставляет студентам возможность ознакомиться с фотографиями олимпийских спортсменов, литературой (печатной и в цифровом варианте), просмотреть документальные фильмы с разъясняющими титрами и закадровым голосом, презентации и пр.
Студенты, обучающиеся школе олимпийского резерва на спортивном факультете проходят спецкурс, основанный на изучении олимпийского движения, а также знакомятся с историей Олимпиады во время прохождения научных дисциплин. Благодаря изучению различных аспектов физической культуры молодежь познает историю олимпийских игр и их традиции.
Посещение и участие в соревнованиях является обязательной в программе олимпийского образования.
Преподаватели по ФК, тренеры по различным видам спорта, занимают важную роль в олимпийском образовании студентов, активно занимающихся спортом. Знакомство и изучение олимпийских традиций, спортивных достижений участников олимпиады являются важным компонентом олимпийского образования и
теоретических знаний студента.
В ВУЗах есть возможность освоение олимпийского движения при преподавании и изучении различных дисциплин.
Например:
•студенты-биологи на основе упражнений из Олимпийского спорта могут провести различные анализы состояния здоровья;
•студенты физико-математического факультета могут попробовать сделать математические и динамические расчеты занятий спортсменов в вузе, изучая их физические данные;
•студентам-психологам, в
профессиональном становлении будет полезна такая дисциплина как «Спортивная психология», а также знание различных видов спорта и их специфика;
•студентам-филологам будут
интересны литературные произведения («Ода спорту» Пьера де Кубертена), а расширить кругозор о спортивных достижениях нашей страны им поможет составление рассказов и эссе на тему Олимпиады;
•студенты-правоведы могут
изучить и проанализировать Олимпийскую Хартию;
• студенты института культуры на основе олимпийской тематики могут писать сценарии для массовых спортивных мероприятиях, снимать фильмы и создавать прочие художественные культурные ценности, которые будут прославлять спортивные и олимпийские традиции.
Выводы: - Олимпийское образование на сегодняшний день важный аспект - общей культуры нашего общества в приобщении личности к ФК, С и ЗОЖ.
- Выявлена значимость олимпийского образования в воспитании молодежи.
- Представлены способы формирования и развития олимпийского образования в деятельности высших учебных заведений [3, 4].
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 №1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года»
2. Оплетин, А.А. Потенциальные возможности физической культуры в процессе саморазвития личности студентов вуза/ А.А. Оплетин, З.М. Кузнецова// Мир психологии, 2014, №4. С.80-85
3. Оплетин, А.А. Формирование профессиональной культуры, физкультурно-спортивных компетенций у студентов вуза [Электронный ресурс] / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. -Том 9. - №2. - С. 141-148. Режим доступа:
http://iournal-science.org/ru/article/88.html. DOI: 10.14526/00_1111_19.
4. Оплетин А.А. Педагогическая система по формированию компетентности саморазвития у студентов вуза [Электронный ресурс] / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. - Том 9. - № 2. - С. 154-162. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/92.html. DOI: 10.14526/00_1111_21.
5. Сердюкова, Е.Н. Олимпийское образование в системе физического воспитания дошкольников, учащихся, студентов и взрослого населения /Е. Н. Сердюкова, М. Ф. Костырко, Т. Е. Гуткина // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: материалы IX междунар. науч.-практ. конф., 6-7 окт. 2011 г.: [материалы]: в 2 ч. Ч. 2: /редкол.: О. М. Демиденко [и др.]. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. - С. 241 - 244
6. Кузнецова, З.М. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования [Электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007. -Том 2. - №4. - С. 8-14. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/magazine/48.html.
7. Кузнецова, З.М. О зарубежной истории физического воспитания [Электронный ресурс] /
3.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. -Том 3. - №1. - С. 1-14. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/429. html.
8. Tighe Joe, McKay Kathy. Alive and Kicking Goals!: Preliminary Findings from a Kimberley Suicide Prevention Program. Dostizheniya v oblasti psihicheskogo zdorov'ya [Advances in mental health]. 2012, Vol. 10, No. 3. (Scopus).
9. Alice M. Buchanan, Benjamin Miedema, Georgia C. Frey. Parents' Perspectives of Physical Activity in Their Adult Children With Autism Spectrum Disorder: A Social-Ecological Approach. Adaptirovannayafizicheskaya aktivnost' ezhekvartal'no [Adapted physical activity quarterly]. 2017, Vol. 34, No.
4, pp. 401-420. https://doi.org/10.1123/apaq.2016-0099 (Scopus).
References
1. The government of the Russian Federation dated 07.08.2009, No. 1101-р "Strategy of development of physical culture and sports of the Russian Federation for the period till 2020"(in Russian).
2. Opletin A. A., Kuznetsova Z.M. Potential of physical culture in the process of self-development of students. Mir psihologii [The World of psychology], 2014, No. 4. pp. 80-85 (in Russian).
3. Opletin A. A. Formation of the professional culture, physical culture and sports competence of the
students. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2014, Vol. 9, no 2, pp. 141-148. Available at: http://journal-science.org/ru/article/88.html. DOI: 10.14526/00_1111_19.
4. Opletin A. A. Pedagogical system of self-development competence formation of students of the University. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2014, Vol. 9, no 2, pp. 154-162 Available at: http://journal-science.org/ru/article/92. html.
DOI: 10.14526/00_1111_21.
5. Serdyukov E.N., Kostyrko M.F., Gutkin T.E. Olympic education in the system of physical education of preschool children, pupils, students and adults. Problemy fizicheskoj kul'tury naseleniya, prozhivayuchego v usloviyah neblagopriyatnyh faktorov okruzhayuchej sredy: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 6-7 oktyabrya 2011 [Problems of physical culture of the population living in conditions of adverse factors of the environment: materials of the IX Intern. scientific.-pract. Conf. 6-7 Oct. 2011]. Gomel, GSU them. F. Skorina, 2011, pp. 241 - 244
Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017
6. Kuznetsova Z.M., SimakovYu.P. Historical offer of the formation of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2007, Vol. 2, no 4, pp. 8-14 Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/48.html.
7. Kuznetsova Z. M., Simakov, Yu. P. About foreign history of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2008, Vol. 3, no1, pp. 1-14. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/429. html.
8. Tighe Joe, McKay Kathy. Alive and Kicking Goals!: Preliminary Findings from a Kimberley Suicide Prevention Program. Dostizheniya v oblasti psihicheskogo zdorov'ya [Advances in mental health]. 2012, Vol. 10, No. 3. (Scopus)
9. Alice M. Buchanan, Benjamin Miedema, Georgia C. Frey. Parents' Perspectives of Physical Activity in Their Adult Children With Autism Spectrum Disorder: A Social-Ecological Approach. Adaptirovannaya fizicheskaya aktivnost' ezhekvartal'no [Adapted physical activity quarterly]. 2017, Vol. 34, No. 4, pp. 401-420. https://doi.org/10.1123/apaq.2016-0099 (Scopus)
Оплетин Анатолий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: opletin. a@yandex. ru
Паначев Валерий Дмитриевич- доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), 614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29, E-mail: panachev@pstu.ru
Для цитирования: Оплетин А.А., Паначев В.Д. Потенциальные возможности олимпийского образования в саморазвитии студентов вузов // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 85-90. DOI 10/14526/04_2017_278.
Б01 10/14526/04_2017_269 УДК 37.013.42 ББК 75.1
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Ю.М. Постное - аспирант Л.И. Костюнина - доктор педагогических наук, профессор