УДК 373
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ГРАЖДАНИНА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИДЕЙ
CITIZENSHIP EDUCATION AND CITIZEN: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF FOREIGN IDEAS
Н.Л. Шеховская, А.Г. Косенкова N.L. Shekhovskaya, A.G. Kosenkova
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: shehovskaya@bsu.edu.ru, l1senock@rambler.ru
Аннотация. В настоящей статье анализируется проблема гражданственности и гражданского воспитания в зарубежной науке. Рассмотрены характерные особенности формирования гражданского воспитания в различные временные периоды на примере таких стран как Англия, США, Канада, Австралия и Япония. Основное содержание статьи составляет анализ взглядов на проблему гражданского воспитания начиная с философии Древней Греции и до настоящего времени. В заключении авторами обосновывается вывод о непрерывном развитии понятия «гражданское воспитание» и актуальном наполнении его содержания.
Abstract. In the article the issue of citizenship and civil education in foreign science is analyzed. The characteristic features of the formation of civil education in different time periods, for example, in countries such as England, the USA, Canada, Australia and Japan are considered. The main content of the article is the review of views on the problem of civil education starting from the philosophy of Ancient Greece to the present time. In conclusion, the authors prove the inference about the continuous development of the concept of "civil education" and the actual filling of its content.
Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданственность, гражданин.
Keywords: civil education, citizenship, citizen.
Введение
Проблема гражданского воспитания подрастающих поколений имеет глубокие исторические корни. Воспитание верных, честных, умных, ответственных граждан всегда было актуально. Понятия гражданин и гражданственность имеют общечеловеческое значение, но вместе с тем у каждого народа существует и собственное представление о содержании названных понятий, о методах и средствах гражданского воспитания, основанных на национальном менталитете.
Основная часть
В основе историко-педагогического анализа гражданского воспитания, на наш взгляд, лежит аксиологический подход, т.к. в каждый временной период в каждом из государств был свой набор базовых ценностей, напрямую связанных с господствующим на тот момент мировоззрением.
Началом зарождения народов считается первобытная община. Именно в ней закладываются социально-исторические традиции, появляются зачатки воспитания и первых методов и средств народной педагогики, которые впоследствии станут родоначальниками всего процесса воспитания, в том числе и гражданского.
Основные положения народной педагогики продолжают свое развитие в рабовладельческий период. В это время большое внимание уделяется любви к своей стране и труду, уважительное отношение к родителям, внимание к нравственному и физическому здоровью
воспитанников. Характерной чертой этого времени является зарождение примитивного гражданского общества, а вместе с тем и системы государства и права, что также нашло отражение в требованиях к воспитанию.
Многие философы той эпохи рассматривали аспекты гражданского воспитания. Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон, Плутарх и многие другие мыслители и ораторы в своих трудах пришли к необходимости воспитания для государства воина-патриота, свободного и полезного гражданина, способного достойно осуществлять социальные и политические функции [4, с. 121]. Несмотря на то, что конечная цель была едина - воспитание достойного гражданина своего государства, для ее достижения в разных социальных слоях использовались различные средства. Воспитание носило кастовый характер, поэтому возникли два основных направления: с одной стороны готовили лидеров, способных управлять государством и подчинять себе, а с другой - смиренных и трудолюбивых граждан, любящих свою страну и преданных ей.
Именно в это время появляются первые философские размышления о гражданском воспитании.
Согласно Платону, государство должно уделять пристальное внимание воспитанию законопослушных граждан, более того, это должно стать его первостепенной функцией. В своем философском учении Платон подчеркивает, что проблемы воспитания необходимо решать через установление в государстве справедливого строя, т.к. по его мнению, неправильное воспитание может привести к возникновению уродливых типов. Воспитание по Платону это то, что с детства ведет к добродетели, стимулирует человека «стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать». Платон считал, что при правильном воспитательном воздействии на человека, стремление стать совершенным гражданином, преданным интересам своей страны, не уступит «ни обольщению, ни насилию» и не заставит изменить потребностям государства [12, с. 82].В своих трактатах «Законы», «Государство», «Политика» большое внимание Платон уделял воспитанию граждан и организации идеального государства. Он считал, что всех людей следует разделить на три класса правителей, воинов или ремесленников, в зависимости от преобладания в душе: разума, воли и чувств. Затем, исследовав их задатки и стремления, готовить к отведенной им социальной роли, воспитывать граждан с определенным статусом в государстве и уготовленной им ролевой функции. Платон убежден, что подлинный гражданин будет воспринимать интересы, победы и поражения государства как свои личные. Гражданская ответственность, как одно из важнейших качеств гражданского воспитания, по мнению Платона выражается в мудрости и благоразумии, мужестве и справедливости, а так же в добросовестном исполнении своих обязанностей, в зависимости от присужденной ему социальной роли. Как и Аристотель, основными средствами гражданского воспитания Платон называл мифы, литературу и игры, где особенно подчеркивал важность четкого выполнения правил, иначе впоследствии это может привести к тому, что подросшие граждане захотят изменить законы рабовладельческого государства. Идеи Платона нашли воплощение в мусических школах, гимназиях и эфебиях, где воспитанников (мальчиков) знакомили с общественным строем государства, а они в свою очередь давали присягу эфебов о верности и преданности своей стране.
Аристотель настаивал на массовом государственном общении и участии всех граждан в нем для всеобщей пользы. Гражданские качества признавались им только за участниками судебного процесса и народного собрания, именно в этом и было их отличие от простых зрителей. В своем трактате «Политика» Аристотель говорил о том, что уже до семи лет необходимо воспитывать будущего гражданина с помощью народных игр, сказок и рассказов, одобренных существующей властью. Аристотелю принадлежит идея создания школ, выполняющих государственный заказ, т. к. «все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является его частицей» [2, с. 43].
Демокрит видел конечный результат гражданского воспитания в нравственном и благонравном человеке, почитающем закон и поступающем в соответствии с общественными требованиями. Он один из первых заявил, что государство является одной из высших ценностей, и что интересы государства необходимо ставить выше всего прочего и заботиться, чтобы оно хорошо управлялось.
В Древнем Риме преобладало семейное воспитание: отец обучал сына ведению домашнего хозяйства или каким-либо ремеслам, большое внимание уделялось обучению владения оружием, а так же выработке таких нравственных качеств, как преданность, послушание, исполнительность и любовь к Риму.
В 30 г. до н.э. в так называемом императорском Риме в системе воспитания происходят некоторые изменения. Преданность императорской власти и навеянные христианской религией идеалы способствуют детальной разработке правовой системы, определившей права и обязанности, возможности и свободы граждан в различном социальном статусе. Формула «Я -римский гражданин» означала, что человек свободен на всей территории Рима. Свобода считается наивысшей ценностью для гражданина, и чем больше прав он получает, тем больше у него было свободы. С разделением прав римлян на частные и публично-общественные, появляются и первые
концепции воспитания, отражающие проблему формирования гражданской ответственности будущих граждан.
Знаменитым римским оратором Цицероном была разработана собственная концепция гражданского воспитания. В ее основе лежит представление о том, что необходимость следовать добродетелям обуславливают обязанности идеального гражданина. Среди них доброжелательное отношение к другим, запрет нарушать границы чужой собственности и совершать несправедливости. В обязанность гражданина так же входит оказание помощи тем, кто потерпел несправедливость. Воспитатели подрастающих поколений, которые, по мнению Цицерона, должны направить все силы на формирование у будущих граждан обязанностей перед государством и защиты своего Отечества [16, с. 21-23].
Таким образом, представления об идеальном гражданине в Древнем мире претерпевали трансформацию. В Афинах воспитание было направлено на всесторонне развитого гражданина, в республиканском Риме это патриот, любящий и поддерживающий во всем свое государство, а в имперском Риме рубежа новой эры - преданный императорской власти, послушный и исполнительный римлянин, живущий строго по христианским канонам.
В средние века, в эпоху феодальных отношений, религия считалась основной идеологической силой. Воспитание детей основывалось преимущественно на религиозных догматах и гражданского воспитания, как такового, небыло. Вместе с тем, некоторые представители Средневековья в своих трудах затрагивали проблему гражданского воспитания. Так итальянский историк Павел Диакон (Варнефрид 720-800) основными средствами формирования гражданскоговоспитания считал изучение истории, которую изложил в виде сказок, героических песен и преданий, сказаний и легенд. Это, по его мнению, придавало рассказам интересную форму и патриотическое содержание, а изучение исторического наследия своего народа способствовало воспитанию любви к родине и преданности королям.
Аль-Фараби (872-951), известный философ и педагог Востока, считал, что для развития личности гражданина очень важно нравственное воспитание, патриотизм, сохранение традиций своего народа и преданности ему. Основными средствами гражданского воспитания он видел в изучении «гражданских наук»: юриспруденции, богословия и т.д.
С зарождением новых экономических и социальных отношений меняется и подход к проблеме гражданского воспитания. Деятельность педагогов и философов в эпоху Возрождения главным образом концентрировалась на гражданской позиции личности и раскрытии понятия «гражданин».
В XVI веке английский философ-материалист Т. Гоббс предложил свою концепцию гражданского общества, раскрытую в его трилогии «О гражданине». Согласно этой концепции, граждане должны быть дисциплинированы и подчиняться власти государства. По мнению Т. Гоббса, гражданином становится целостно развитая активная личность, а гражданским обществом - коллектив, «союз индивидуальностей», где у всех его членов формируются все нравственные качества.
По мнению Я.А. Коменского (1592-1670) гражданское воспитание необходимо рассматривать исключительно с демократической позиции. Он создал «Законы хорошего порядка среди всех граждан нашей школы», в которых оговаривалось, что все ребята, вступающие в школу «в качестве новых граждан» обязаны добросовестно исполнять законы школы, основанные на принципе равенства. В труде «Материнская школа» педагог доказывает, что каждый ребенок в период от рождения до шести лет должен усвоить тринадцать базовых «благочестивых» качеств, характеризующих подлинного гражданина, среди них гуманность, справедливость и т.д.
Основываясь на теории естественного права, в Богословско-политическом трактате нидерландского философа-рационалиста Б. Спиноза (1632-1677) особое внимание уделял естественно-природным причинам создания государства. По его мнению, цель гражданского состояния, обеспеченного верховной властью, представляет собой мир и безопасность его подданных. Восстания, войны, неуважительное отношение к закону происходят не столько по вине «злобности» граждан, сколько по причине несостоятельности верховной власти. Из этого следует, что «гражданами не рождаются, но становятся» [13, с. 29].
В педагогических идеях британского педагога и философа Дж. Локка (1632-1704) четко прослеживается зависимость системы воспитания от экономической, политической и социальной сферы общественной жизни. В идеально устроенном государстве, согласно работам Локка, «естественным состоянием» людей должно стать ощущение свободы во всем: в собственной деятельности, в имущественных отношениях, в отношениях собственной личности. В своем сочинении «Мысли о воспитании» выдающийся английский педагог предложил теорию воспитания «джентльмена», который должен владеть несколькими иностранными языками и общественными науками - «великими учителями благоразумия и гражданственности» [7, с. 112].
Понятия «гражданин» и «гражданская ответственность» получают дополнительное звучание благодаря буржуазным революциям XVIII века, которые заложили основы демократического строя. Впервые в Конституции США и французской Декларации прав человека
и гражданина были подробно представлены права человека. Основной акцент делается на обеспечение естественных прав - право на свободу, безопасность, собственность, противостояние давлению со стороны государства. Таким образом, происходит постепенное формирование понятия «гражданин», правовая основа замещается социально-нравственными нормами. Гражданином все чаще называют не просто человека, преданного государству, а всесторонне развитого человека, проявляющего активную социальную и политическую позицию. Талантливые мыслители XVIII века А. Смит, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо негативно отзывались о деспотизме и произволе государственной власти, о религиозном фанатизме, привилегированности некоторых сословий. Всеобщей педагогической идеей стало возрождение национально-патриотичеких чувств и традиций через общественное воспитание. Каждый мыслитель по-своему рассматривал эти понятия. Например, Монтескье видел главное качество гражданина в предпочтении интересов государства своим собственным, а Гельвеций видел его в любви к общественному благополучию и т.д. В целом, благодаря французским просветителям, гражданские качества были дополнены социальным подтекстом, нравственным содержанием и этическими нормами.
Выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827) в своих работах утверждал, что развитие будущих граждан должно быть равномерным и гармоничным, в процессе воспитания подрастающего поколения необходимо формировать интеллектуальные, физические и нравственные качества в равном соотношении, и тогда оно будет протекать естественным образом. И.Г. Песталоцци один из первых предложил идею подготовки человека к жизни в социуме, профессиональной деятельности, семейной жизни как элементам гражданского воспитания и образования. Средства формирования личностных гражданских качеств И.Г. Песталоцци видел в использовании опыта народной педагогики [11, с. 154].
Немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) в педагогической теории особое внимание уделял вопросам воспитания. Согласно его исследованиям, в первую очередь в человеке следует воспитать чувство гражданского долга перед своим Отечеством, причем даже в родственных отношениях должны присутствовать «взаимоотношения граждан одной страны». По его мнению, этого можно достичь используя твердую дисциплину, порядок, разумные требования [3, с. 62-64].
А.Д. Дистервег (1790-1866) ставил перед школой важнейшую задачу - воспитывать гуманность и сознательность среди будущих граждан. Конечным результатом такого воспитания Дистервег видел в «самодеятельности на служение истине, красоте и добру» [4, с. 132].
Таким образом, в указанный период уже была сформирована идея гражданского воспитания и гражданской ответственности.
К середине XIX в. развитие промышленности Западной Европы достигает своего апогея. В это время развивается теория марксизма. К. Маркс (1818-1883) определил гражданственность через общественно-политический статус личности, а гражданина представил как субъекта, деятельность которого не выходит за рамки гражданского общества. По мнению ученого, индивидуальный интерес отдельного гражданина должен реализовываться через формирование гражданского сознания и исполнение его гражданский функций в социальной сфере [9, с. 74].
Разработчиком теории трудовой школы, главная особенность которой заключается в воспитании в своих подопечных безвозмездного «служения товарищам» и государству стал Г. Кершенштейнер (1854-1932). Будущие граждане должны полностью понимать и разделять интересы государства, защищать его, с благодарностью служить ему и уважительно относиться к законам. Г. Кершенштейнер убежден, что государство обязано постоянно укреплять воспитательную систему, «приучать ребенка во всех серьезных случаях жизни не только свое мышление и чувство, но и поступки свои сообразовывать со общими интересами». По мнению немецкого педагога, достичь успеха в воспитании гражданских качеств можно, если в субъекте воспитания присутствуют не только «эгоистические побуждения», но и связывающие людей естественные социальные инстинкты. В основе теории гражданского воспитания Г. Кершенштейнера лежат нравственные, общечеловеческие и религиозные ценности, поэтому в процессе воспитания очень важно своевременно подсказать пути и средства становления порядочного гражданина [6, с. 32].
Родоначальник народной школы, американский философ и педагог Д. Дьюи (1859-1952) в своих исследованиях подчеркивал, что важно воспитывать в детях не только сознательность и предприимчивость, но и целеустремленность, желание добиться успеха в жизни [5, с. 92].Одно из основных направлений гражданского воспитания народной школы Дьюи заключалось в приобщении детей к полезной трудовой деятельности, соответствующей их личным интересам, и, одновременно, потребностям общества.
В основе европейской системы воспитания, кроме ценностей либерального образования, лежат идеи Вильгельма фон Гумбольта (1767-1835), основателя теории воспитания свободного гражданина.
В настоящее время гражданское воспитание в англоязычных странах (Англия, США, Канада и Австралия) базируется на либеральных идеях, сформулированных в трудах
американских ученых: философом Дж. Ролзом, психологами Л. Колбергом и М. Рокичем, социологом и культурологом А. Вилдавски и др.
Л. Колберг по праву считается одним из самых влиятельных ученых в области воспитания, повлиявших на становление системы гражданского воспитания в англоязычных странах, основоположником нравственного воспитания. На нравственное (в том числе и гражданское) воспитание, по мнению Л. Колберга, оказывает в значительной степени уровень образования, характер общения со взрослыми и сверстниками, степень желания получить награду за ожидаемое поведение. Л. Колберг говорит о долге как о необходимости каждым поддерживать общий порядок, а не удовлетворять личные потребности.
Отличительной чертой гражданского воспитания, являющегося составной частью воспитательного процесса, в западных странах является его мультикультурная направленность. Однако, основу концепции гражданского воспитания в англоязычных странах составляют так же результаты научных исследований американского психолога Э. Эриксона, немецкого социолога К. Мангейма, американских педагогов Дж. Вестхеймера и Дж. Кана, американских социологов Х. Макинтоша и Дж. Янисса [14, с. 22]. В Японии, как и в других развитых странах, так же ведутся острые дискуссии по поводу значения гражданского воспитания и образования. В современном образовании Японии гражданское воспитание подразделяется на моральное воспитание, социальное исследование и специальное образование [8].
Стоит отметить, что западное образование использует школьное и общественное воспитание для реализации приоритетов государственного развития. В современном западном обществе воспитание представляет собой важнейшую часть национальной кадроформирующей индустрии. [10, с. 170]. Реализация актуальных направлений воспитания в Англии, США, Канаде и Австралии происходит через модели воспитания в школах, созданных в соответствии с методом проектов (У. Килпатрик) и модель программированного автономного продвижения воспитанника по индивидуальным траекториям (Дж. Ховард), модель «Открытых школ» и сюжетно-ролевые игры, экспедиции и модели интерпретативного, демократического, не «назидающего» воспитания.
Заключение
В начале XXI века западное общество остро переживает негативный опыт «демократических» преобразований, в результате которых был подорван элементарный дух гражданственности. В результате этого значительная часть выросшего поколения считает любовь к родине, патриотизм и чувство гражданского долга необязательными. Эта тенденция не может не влиять на новое поколение, поэтому в сфере образования Западной Европы происходятизменения, призванные предотвратить моральное разложение и падение подрастающего поколения. Основную цель молодежной политики в области образования передовые педагоги видят в развитии гражданского воспитания и формировании гражданственности. В последние десятилетия наблюдается высокая активность государств в области гражданского воспитания будущих поколений. К примеру, в Финальной Декларации Глав государств и Правительств государств членов Совета Европы от 1 октября 1997 г. ярко выражено опасение за состояние демократической культуры и гражданского воспитания. Участники конференции постановили инициировать образование для демократического гражданства для повышения осознания гражданами своих прав и обязанностей в обществе, активизируя существующие сообщества [1]. Практика гражданского воспитания демократического общества к настоящему времени накопила значительный педагогический опыт. В большинстве европейских стран, входящих в Европейский Союз и Совет Европы, разработаны программы по гражданскому воспитанию, которое вводится в содержание школьного образования либо в виде обязательного школьного предмета, либо элективного курса и факультатива. Например, в английских школах это «руководящий курс», в немецких гимназиях - «политика», во французских лицеях -«граждановедение», в японских школах - «особая деятельность» и «граждановедение». В основу этих программ включены знания об обществе и человеке, которые необходимы для подготовки к дальнейшей жизни школьника в современном обществе и становлении гражданственности.
Таким образом, проблема гражданского воспитания не теряла своей актуальности в процессе исторического развития человеческого общества. Предпринятый историко-педагогический анализ показал, что современное состояние проблемы воспитания гражданина и гражданственности имеет глубокие корни, постоянно развивается, ставя перед западным обществом новые задачи.
Литература
Аксенова, Э.А. Педагогические инновации в гражданском образовании школьников зарубежом. -[Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/iournal/2007/0Q3 -ll.htm (дата обращения 2.06.2016)
Аристотель. Политика. Афинская политика. - М.: Мысль, 1997. - 458 с.
Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические сочинения Т.1 С. 62-64 - М.: Гос. Учебно-педагогическое издпроса РСФСФ, 1940.
Дистерверг, А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - 239 с.
Дьюи, Д. Школы будущего. С. 95 - Берлин: Госиздат, 1922
Кершенштейнер, Г. О воспитании гражданственности. С. 32 / пер. З.Н. Журавской. - Пт.: Школа и жизнь, 1917.
Локк, Дж. Мысли о воспитании / Дж. Локк; пер. с анг. А. Басистова. - М., 1986. - 241 с.
Макэллоу, Д. Воспитание гражданского духа: опыт Японии. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dialogs.org.ua/ru/cross/page26357.html (дата обращения 8.06.2016)
Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология : сборник. - М.: Госполитиздат, 1956
Новые ценности образования / Neweducationalvalues»: Культурные модели школ. Х. Исигуро «О японском эгалитаризме». Вып. 6. - М.: ИПИ РАО, 1997. - С. 165-l76
Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. - М., 1982
Платон. Государство: соч. Т.3, Ч.1 / под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1968 - 380 с.
Спиноза, Б. Богословно-политический тракт / Б. Спиноза; пер. с лат. М.Лопаткина. - Минск: Лит., lQQ8. - 527 с.
Тагунова, И.А., Селиванова, Н.Л., Исаева М.А Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2015. Вып. 3 (38). С. 20-36
Тонков, Е. В. К проблеме цели воспитания и его сущности. / Е.В. Тонков // НаучныеведомостиБелГУ. - 2010. - № 6 (77). - Вып. 5. - С. 39-45
Яруллин, И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов. Казань: Хэтер, 2011. - 183 с.