УДК 37.017.4
Т. Б. Игонина, О. Г. Красношлыкова
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ
В статье представлен ретроспективный анализ организации гражданского воспитания в России. Авторы актуализируют проблему организации гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе развития общества, систематизируя взгляды ученых на проблему гражданского воспитания.
Ключевые слова: гражданское воспитание учащейся молодежи, гражданин.
Т. B. Igonina, О. G. Krasnoshlykova
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF CIVIL EDUCATION IN RUSSIA
In article the retrospective analysis of the organization of civil education in Russia is presented. The authors actualize a problem of the organization of civil education of studying youth at the present stage of development of a society, systematizing sights of scientists at a problem of civil education.
Keywords: civil education of studying youth, the citizen.
Одной из актуальных и широко исследуемых проблем педагогики и психологии является проблема гражданского воспитания учащейся молодежи. Гражданское воспитание предусматривает воспитание личности на основе государственных и общественных ценностей. Для государства важно воспитать личность гражданина, способную объединить личные и общественные интересы для блага своей страны.
Целью и результатом гражданского воспитания является сформированная личность - гражданин страны. Еще Платон одной из главных функций государства называл воспитание граждан, которые не будут нуждаться в законах, поскольку смогут сами регулировать свое поведение. А Аристотель определяет, что граждане отличаются своими специфическими функциями в обществе и государстве. Уже в античном обществе гражданское воспитание понимается как воспитание воина-патриота, полез-
ного гражданина, способного к исполнению общественных, прежде всего политических функций. Начиная с античных времен и до наших дней термин «гражданин» имеет глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.
В словаре С. И. Ожегова гражданином называется «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей». Правовед, доктор юридических наук Л. В. Лазарев отмечает, что гражданин - это тот же человек, но уже рас-
сматриваемый как участник политической и правовой жизни общества. К человеку как гражданину данного государства адресуются правовые установления, законы этого государства. Именно как гражданин он получает право на защиту со стороны государства внутри и за пределами своей страны. Таковы правовые последствия принадлежности лица к государству.
Изучая взгляды исследователей на понятие «гражданин» мы приходим к выводу, что гражданин может быть определен как минимум в двух смыслах - в относительно узком - юридическом смысле и в более широком - гуманитарном контексте. Гражданин - это человек, знающий и соблюдающий законы государства, обладающий правами и обязанностями, принимающий участие в жизни общества (в юридическом смысле). В гуманитарном контексте гражданин -это человек, обладающий определенными ценностями, ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу. Ученые отмечают, что в традициях российского общества всегда было важно не столько юридическое определение данного термина, сколько его духовнонравственный смысл. Так, в частности, в российской ментальности термин «гражданин» всегда трактовался в широком гражданско-патриотическом смысле, как гражданин своей страны, гражданин Отечества.
Сущность гражданского воспитания менялась по мере развития и изменения общества. Развитие человеческой личности происходит под влиянием всех социальных условий жизни. В процессе жизнедеятельности человек вступает в многообразные отношения с обществом, в условиях той социально-экономической и политической среды, в которой протекает его развитие, его образ жизни, проявляются его нравственные качества, поступки, действия. Поступки, действия регулируются обычаями, нравственны-
ми устоями, моралью. Кроме того, они регламентируются семейными и национальными традициями, административным, трудовым и другим законодательством. Общество, государство, в котором проживает гражданин, предъявляют определенные требования к организации его жизни, дисциплине, накладывают на него определенные обязанности. Сущность и содержание их зависит от общественных отношений, сложившихся в государственном устройстве данного общества, от тех политических, моральных, юридических отношений, которые господствуют в данном обществе. С изменением экономических, социальных и политических условий жизни граждан того или иного государства меняется и содержание их гражданского самосознания, гражданских прав и обязанностей.
История развития общества показывает, что в государствах антагонистических формаций гражданские права и обязанности, гражданский долг, гражданское самосознание зависели от классового положения людей внутри государства. Например, в рабовладельческом обществе право защиты родины и проявление храбрости при ее защите было монополией только свободнорожденных граждан.
В феодальном и буржуазном обществе задачи, содержание и средства гражданского воспитания были направлены на воспитание, с одной стороны, граждан, умеющих управлять и властвовать (из детей господствующих классов), с другой - умеющих подчиняться, служить интересам господствующего класса (из детей трудящихся классов).
Реакционная буржуазная педагогика в лице Г. Кершенштейнера выдвинула идею такого «гражданского воспитания», которое бы обеспечивало подготовку верных солдат, добросовестных работников и благонамеренных граждан. Теория гражданского воспитания Г. Кершенштейнера, опиравшаяся на об-
щечеловеческие ценности, состоит в том, что она своевременно указала пути и средства воспитания добросовестного и ответственного человека, «обладающего гражданским образом мыслей», умеющего работать на благо своего народа, способного противостоять движениям, направленным на насильственное изменение государственного устройства.
Представители же прогрессивной зарубежной и русской педагогики этого периода ставили требование такого воспитания, которое бы готовило граждан будущего свободного общества. Выдающийся французский просветитель Жан Жак Руссо в своих произведениях выражает протест против системы воспитания, при которой «есть физики, геометры, химики, астрономы, поэты, музыканты, художники, но нет граждан». В воспитании гражданственности у всех сословий общества главной задачей он ставит привитие трудолюбия, самоотверженного исполнения общественного долга, положительных нравственных качеств.
Идеи индивидуализма в воспитании поддерживал Б. Рассел, английский математик и философ. Б. Рассел вслед за Руссо утверждает, что развитие мыслящей личности и формирование гражданина - совершенно разные вещи. В своих педагогических работах он отмечает, что воспитание гражданина предполагает разрушение творческих элементов, склонность к покорности и подчинение внешним силам. Философ резко критиковал современное ему «гражданское воспитание», как воспитание национализма и шовинизма. Отрицая так называемое «гражданское воспитание», он выдвигает идею общественного воспитания свободной творческой личности, которое вдохновлялось бы любовью и руководствовалось бы разумом. Согласно своей педагогической концепции Б. Рассел требует, прежде всего, освободить воспитание от натиска разнородных идеологий и политических интересов.
Со временем изменились взгляды педагогов на проблемы гражданского воспитания, которые считают наиболее важным подготовку гражданина, а не просто независимой личности. Индивидуалистический идеал воспитания сменяется идеалом воспитания человека-гражданина, члена общества, обладающего, прежде всего, теми нравственными качествами, которые необходимы для сохранения данного общественного устройства. Характерны в этом направлении взгляды профессора педагогики С. Нисбетта. Он считает исключительно важным гражданское воспитание в школе. По его мнению, воспитание активного гражданина предполагает хорошие знания в области общественных наук, знание общества и его традиций, умение сотрудничать с другими людьми. А профессор Лондонского университета Р. Питерс определяет общую цель воспитания - «воспитание гражданина демократического общества». Как считает Р. Питерс, задача гражданского воспитания в школе - воспитать у своих учащихся гордость за систему управления, которую может принять каждый разумный человек и в которой он может непосредственно участвовать на разных уровнях.
В общественном движении XIX века появились демократические взгляды, которые составили новое направление в развитии идеи гражданского воспитания в России. Так, для В. Г. Белинского воспитание гражданина заключается в подготовке борца за светлое будущее России, человека высокообразованного, сознательно разбирающегося в действительности, смело смотрящего в жизнь. Гражданское воспитание. по В. Г. Белинскому, должно быть направлено против человека-мещанина, обывателя, эгоиста, который живет в кругу своих личных интересов. Автор подвергает резкой критике людей, безразличных к общественной жизни, инертных празднолюбцев.
Развивая идеи В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов также говорили о воспитании нового человека -патриота своей родины, любящего свой народ и активно участвующего в борьбе за его интересы. Гражданское воспитание, по их мнению, это воспитание идейной убежденности, патриотизма, честности, правдивости, принципиальности.
Мы согласны со взглядами русских демократов XIX века, которые выявили в гражданском воспитании патриотическую основу, определяя, что патриотизм развивается при свободной и активной деятельности народа за интересы своей страны.
Определить место и цель гражданского воспитания в процессе становления человека пытались А. Н. Радищев, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. В. Шелгунов и др. Они отмечали, что чувства национального самосознания человека, его любви к Родине закладываются помимо процесса воспитания и составляют нравственную основу личности гражданина. Проблеме гражданского воспитания уделяли большое внимание педагоги, которые поддерживали взгляды демократов, например, К. Д. Ушинский. Он видел одну из задач гражданского воспитания в формировании «деятельных граждан». Под понятием «деятельных граждан» К. Д. Ушинский понимает граждан, способных максимально отдавать силы и, если надо, жизнь для развития своей страны. Интересен взгляд П. П. Блонского на воспитание гражданина. Педагог отмечает, что если речь идет о гражданине справедливого государства, то тогда гражданское воспитание заменяется нравственным, а если речь идет о специфическом воспитании гражданина данного государства - тогда нравственность подчиняется политике. Высказывания русского педагога Н. Румянцева звучат своевременно, актуально для современного российского общества. Он видит конечную цель не в воспитании «гражданина
определенного государства», а в воспитании «гражданина мира», выступает за воспитание человека, способного служить осуществлению общечеловеческих идеалов.
Таким образом, развитие идеи гражданского воспитания в дореволюционной России нашло отражение в передовой педагогической мысли и было ориентировано на соотношение гражданского и нравственного: путь к идеалу гражданственности лежит через усвоение общечеловеческих ценностей. Гражданское воспитание было свободно от узких рамок классового подхода и определялось как общечеловеческая ценность.
Октябрьская социалистическая революция, утвердившая власть рабочих и крестьян, поставила задачу воспитания нового гражданина - человека активного, сознательного, идейно убежденного борца за новое общество. Воспитание гражданина становится социальным заказом советской власти. Н. К. Крупская и А. В. Луначарский понимают под гражданским воспитанием подготовку гражданина, способного направить свою волю на искоренение индивидуальных потребностей и посвятить всего себя общественным интересам. Понятие «гражданин» при советской власти включало в себя идеологическую направленность. Гражданин, по определению А. С. Макаренко, должен являться творческой индивидуальностью, чтобы он мог в полной мере, реализуя все свои возможности и способности, трудиться на благо общества. Считая воспитание гражданина основой для формирования целостной личности будущего человека социалистического типа, А. С. Макаренко отмечал ведущие аспекты в воспитании гражданина. Прежде всего, он должен быть квалифицированный труженик, политически и экономически образованный, имеющий высокую общую культуру и полное среднее образование, ответственный за все свои действия перед коллективом и перед обществом, умеющий
работать в коллективе, дисциплинированный, с оптимизмом смотрящий вперед, верящий в светлое будущее своей страны. Среди качеств, необходимых советскому гражданину, А. С. Макаренко выделял внимание к человеку, великодушие и требовательность, ответственность, качества будущего семьянина.
В. А. Сухомлинский в гражданском воспитании стремился к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестье, но и переживали непримиримость, ненависть к социальному злу, бесчестию, несправедливости. Сам же педагог стремился воспитывать гражданственность на основе установления добрых связей ребенка с людьми и природой, искусством для того, чтобы каждый будущий гражданин мог выработать подлинно гражданское поведение.
Преобразование государства и демократизация всех сфер общества меняют содержание понятия гражданского воспитания. Содержание гражданского воспитания приобретает принципиально новый характер, заключающийся в том, что гражданственность учащихся понимается как ощущение себя нравственно, юридически и политически дееспособным гражданином страны, ответственным за то, что в ней происходит, за свои поступки и действия.
На протяжении многих лет ученые считали, что воспитывать человека необходимо в интересах государства или в интересах самой личности. Демократическое общество ставит другие цели перед гражданским воспитанием.
По мнению ряда исследователей (А. В. Бодаков, С. Д. Лаптенок, А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов), в гражданском воспитании важное место занимает развитие внутренней позиции гражданина.
Исследователи проблемы гражданского воспитания выделяют качества, которыми должна обладать личность, чтобы быть гражданином. Так, Л. В. Кузнецова опреде-
ляет, что гражданином может стать только цельная, высокоразвитая личность. Человек не «винтик», не рычаг, не приводной ремень общественного развития, а самоцель исторического прогресса. В гражданском облике человека особенно важны качества общественного деятеля, творца новых социальных отношений, инициативного организатора.
Е. Никитенко утверждает, что гражданин сегодня в нашей стране - это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. По мнению А. Ф. Никитина и Я. В. Соколова, гражданин - это непременно творческий, причем всесторонне творческий человек, проявляющий самостоятельность мышления во всех сферах жизни. В. В. Андреев, П. П. Ширяев и др. ученые отмечают, что гражданин - это патриот, остро ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества, интеллигент, приверженный общечеловеческим духовным идеалам. Н. Савотина выделяет среди гражданских качеств человека трудолюбие, нравственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе. Такое сознание, определяющее поведение, является основой существования и развития демократического, самоуправляющегося общества.
В понимании В. М. Шепеля быть гражданином своего Отечества - это естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни. Свобода выступает как результат сознательной деятельности людей как граждан. Таким образом, быть гражданином означает не только являться членом общества (страны), но и глубоко осознавать личную сопричастность своему народу, нести
ответственность за все то, что происходит в обществе (стране), деятельно способствовать его прогрессу.
Современные исследователи проблемы гражданского воспитания выделяют многогранность процесса воспитания гражданина. Здесь важно подчеркнуть нравственный, патриотический, правовой аспекты.
Опираясь на мнение исследователей, можно сделать вывод о том, что гражданское воспитание - это многоплановый, целенаправленный процесс взаимодействия педагога с обучающимися с целью привития необходимых качеств, способных объединить личные и общественные интересы для блага своей страны.
УДК 373.1.013
В. В. Патрина, Г. Г. Солодова
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА
В статье раскрываются содержательные характеристики, овладение которыми способствует становлению профессионального самоопределения студентов на этапе их вузовской подготовки к педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическая культура.
V. V. РаМпа, G. G. Solodova
CONTENT DESCRIPTION OF FORMING PROFESSIONAL SELFDETERMIATION OF STUDENTS UNDER PEDAGOGIC CULTURE IN CHANGING SOCIETY
The article develops the content indicators gaining of which stimulates, forming students professional selfdetermination at the University state of training.
Keywords: professional selfdetermination, pedagogic culture.
Изменения, происходящие в педагогической культуре современного социума, обусловливают необходимость преобразований в системе подготовки студентов вуза к педагогической деятельности. На основании теоретического анализа проблемы и нашей опытно-экспериментальной работы выявлены и обоснованы содержательные характеристики становления профессионального самоопределения студентов в педагогической
культуре изменяющегося социума, которые проявляются в ходе подготовки к педагогической деятельности, в их числе:
- познавательно-ориентационная, которая реализуется в познавательной деятельности студента как приобретение знаний об изменениях в педагогической культуре изменяющегося социума и осмысление поликультурности современной системы образования; студент познает социокультурный тип педа-
i7i