ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИКОЙ. ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Ткачева Т.Я.
Ткачева Татьяна Яковлевна - учитель, отделение дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей МОК №2»,
г. Воронеж
Аннотация: в статье рассматривается эстетическое воспитание детей, его сущность, его значение и возможности в духовно-нравственном воспитании личности, историческое развитие этой науки; направления, возможности и значение дополнительного образования в формировании всесторонне развитого человека, место дополнительного образования в общеобразовательной школе; принципы и формы художественно-эстетического образования, обоснование включения эстетического воспитания детей в общее образование.
Ключевые слова: эстетика, художественное творчество, воспитание, личность, культура, индивидуальность, наука, развитие, эстетическая потребность, система, гармония.
EDUCATION BY AESTHETICS. THE IMPORTANCE OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Tkacheva T.Ya.
Tkacheva Tatyana Yakovlevna - Teacher, DEPARTMENT OF ADDITIONAL EDUCATION, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTIONMOC NO2,
VORONEZH
Abstract: the article discusses the aesthetic education of children, its essence, its importance and opportunities in the spiritual and moral education of the individual, the historical development of this science; directions, opportunities and importance of additional education in the formation of a comprehensively developed person, the place of additional education in a general education school; principles and forms of artistic and aesthetic education, substantiation of the inclusion of aesthetic education of children in general education
Keywords: aesthetics, artistic creativity, upbringing, personality, culture, individuality, science, development, aesthetic need, system, harmony.
УДК 37
Художественно- эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования духовно-нравственной культуры человека. Эстетическое воспитание - это процесс, формирующий способность ребенка осваивать общечеловеческие ценности через восприятие происходящего в мире, через освоение искусства, через творческую деятельность по законам красоты. Эстетическое начало присутствует не только в искусстве, но и в других сферах культуры и человеческой деятельности. Часто говорится об эстетике поведения, спорта, церковного обряда. В процессе всестороннего развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным.
Эстетика - наука о прекрасном в жизни, в природе, в художественном творчестве; об искусстве как особой форме общественного сознания; о наиболее общих принципах эстетического освоения мира. Эстетика, как особая философская дисциплина, появилась не так давно, в XVIII в., хотя начала свое развитие в глубокой древности, идеи этой науки рассматривались давно. Так в Индии, Китае, Греции стали появляться трактаты по искусству, в которых теоретически осмысливались значение и особенности эстетического сознания и принципы эстетической деятельности. В Китае во 2-3-м тыс. до н. э. существовала традиция обучения эстетическим ориентирам в природе, труде, ремеслах, языке, правилах общения. Древняя и самобытная культура Индии питает традиции эстетического воспитания. В древнеиндийских учениях особое значение имели тесная связь человека с миром природы, развитие ощущений, сил и способностей души. Средствами эстетического переживания в Древней Индии считали поэзию, танец, музыку.
В период античности цель воспитания определялась как формирование гармонически развитого человека; главным средством формирования эстетической культуры признавалось искусство, формирование художественных способностей: обучение музыке, пению, игре на музыкальных инструментах, рисованию, риторике.
Вопросами эстетического воспитания детей с давних пор интересовались философы, педагоги, политики, деятели искусства. Аристотель основой для эстетического воспитания считал развитие общественных
добродетелей человека, также уделял внимание влиянию литературы и искусства, считал, что эстетическое воспитание делает человека гражданином и способствует развитию разумной деятельности.
В эпоху Возрождения самым важным средством воспитания считали искусство. Обучение искусствам входило в систему общего универсального образования. Это играло большую роль в подготовке образованного человека: все умели читать, писать, петь, играть на музыкальных инструментах. После средневекового угнетения свободной творческой мысли и деятельности в эпоху Возрождения произошел огромный переворот в общественной жизни, сформировались гуманистические взгляды. Центральное место в искусстве заняла живопись, развивалась архитектура, театр, музыка.
Ж. Руссо, Д. Дидро и др. подчеркивали роль эстетического воспитания в служении национальному благу, считали искусство важнейшим средством гуманистического воспитания.
В Древней Руси эстетическое воспитание происходило через участие в ритуалах, обрядах. Песни, сказания, былины, ремесла, постоянное общение с природой развивало художественный вкус людей. Идеалом красоты являлось служение Родине, сочетание духовного и физического. В живописных образах Андрея Рублева воплотился символ красоты XIV в.- единство мудрости, искусства, красоты. В истории российского образования этетический подход к обучению нашел свое отражение в работах Епифания Премудрого, Феофана Грека, Ивана Федорова, Симеона Полоцкого и др.
В XVIII в. появились первые исторические трактаты Иосифа Владимирова, Симеона Ушакова, которые заложили основы естетического воспитания. Большое наследие оставил К.Д. Ушинский.
Ученые- теоретики, педагоги-практики отмечали, что в период детства должна быть заложена основа эстетической культуры. Б.Т. Лихачев подчеркивал, что «все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания». Программа Б.М. Неменского «Изобразительное творчество и художественный труд» остается востребованной и по сей день.
Всестороннему развитию способностей и эстетическому воспитанию большое значение уделялось в Советский период. Особенное внимание уделялось привлечению детей к внеурочной деятельности. А. С. Макаренко считал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность по законам красоты, человек сам преображается. К. Д. Ушинский полагал, что искреннее наслаждение прекрасным уже является источником нравственного чувства, утверждал: «Ничто-ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не отражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Эстетические впечатления рождают в ребенке доброту. В. А. Сухомлинский относил художественное творчество детей к важнейшему средству воспитания чувств, и считал его неотъемлемой частью эстетического воспитания.
Наиболее в полной мере эстетическое воспитание реализуется во внеурочной деятельности. В дополнительном образовании есть важные особенности: основной формой общения является диалог между наставником и его воспитанником, что способствует более доверительным отношениям между взрослым и ребенком. Дополнительное образование не является обязательным, что очень важно: у детей нет цели получения оценки, что делает свободным творческий процесс, улучшается психологическое самочувствие, главным является желание творить красоту, самовыражаться, учитель помогает в этом, направляет. Почти не стоит вопрос о дисциплине, не надо убеждать учащихся, как это нужно для них, Дети сами хотят учится. Это позволяет очень эффективно решать важные задачи развития, воспитания и образования. Процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей. Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер, в основу его деятельности положены личностно-ориентированные подходы и технологии, которые позволяют успешно развиваться всем детям, независимо от их способностей. Дефицит преподавания наук художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе не предоставляет возможности для гармоничного развития детей, что компенсируется наличием дополнительного образования, в арсенале которого-коллективное творчество, взаимопомощь, взаимопонимание, индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, более внимательный взгляд на каждого ребенка
Кружковые формы художественной творческой деятельности являются наиболее востребованными. Главным условием вступления в кружок является желание ребенка заниматься тем, что ему интересно. Творческая мастерская, как промежуточное пространство между домом и школой помогает быстрее и бережнее адаптировать ребенка к каждой конкретной ситуации, помогает социализации учащихся. Занятия художественным творчеством обогащают душу, помогают эстетическому освоению мира.
Художественно-эстетическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования можно рассматривать, как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс, как специально организованную деятельность, направленную на формирование эстетического отношения к жизни, воспитанию нравственно красивых людей, образованных, культурных, уважающих историческое и культурное наследие своей страны и других народов, которые не только понимают и ценят прекрасное, но и сами являются творцами красоты. Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение художественных потребностей человека. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются: многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы ребенка; создание условий для самореализации, мотивация личности к познанию и творчеству.
Список литературы /References
1. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание в детском доме. М.: Просвещение, 1990,106с.
2. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Просвещение, 1981,324с.
3. Андрюкова М.Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей. Москва, апрель,2012г.
4. Медведев Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие-М.: Центр гуманистической литературы «РОН, 2002 -48с.
5. Выготский Л. Педагогическая психология. Москва, АСТ Астрель, 2010