Музыкальное образование
Музыкальное образование Исследования молодых ученых
Т. В. Леонтьева
ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
Статья посвящена анализу потенциала народных музыкальных традиций в воспитании эстетической культуры подростков, для чего автором была разработана модель эффективности воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки, выделены педагогические условия ее реализации, а также дан отчет о результатах внедрения программы для подростков, занимающихся в музыкальных школах и школах искусств, -«Изучение народных музыкальных традиций ». Ключевые слова: музыкальное образование, эстетическая культура, народные музыкальные традиции, процесс обучения.
Трудности эстетического развития подростков средствами народных музыкальных традиций на современном этапе определяются процессами и содержанием условий, которые характеризуют жизнь современного общества. В первую очередь — налицо несколько противоречий, во-первых, между ориентацией общества на духовно активную творческую личность подростка и ростом проявлений бездуховности в социальной среде; во-вторых, между педагогической потребностью в эстетически культурных учащихся подросткового возраста, способных воспринимать и любить музыкальную культуру своего народа, и недостаточной разработанностью вопросов эффективного использования ресурсов народных музыкальных традиций в воспитании эстетической культуры подростка.
В целях решения данных проблем в качестве задач воспитания эстетической культуры подростков средствами народных музыкальных традиций мы определили следующие:
— приобретение подростками системных знаний о музыке своего народа;
— формирование ценностного отношения подростков к народной музыкальной культуре, формирование эстетического опыта, интереса, потребностей, вкуса через изучение народной музыки;
— развитие музыкальных и других творческих способностей подростков;
— развитие художественно-образного сознания и мышления в разных формах общения с народной музыкой;
— формирование у подростков способности и стремления к познанию и изучению народных музыкальных традиций своего народа.
Для решения данных задач нами была разработана модель эффективности воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки. Были выделены общие педагогические условия: готовность педагогов музыкальных школ к осуществлению эстетического развития подростков средствами народной музыки; эстетическое воспитание подростков в учебно-воспитательной работе осуществ-
ляется эффективнее при использовании народной музыки, способствующей формированию ценностей и развитию у учащихся эстетических чувств, воображения, мышления, памяти; необходимость на занятиях с учащимися по изучению музыкального фольклора и народной музыки учитывать возрастные их особенности; необходимость дифференцированного и индивидуального подхода в процессе эстетического воспитания на уроках цикла групповых уроков (сольфеджио, музыкальная литература, оркестр, ансамбли и т.д.) музыкальной школы.
А также частные педагогические условия: 1) организация эмоционального пространства в процессе обучения народной музыкальной традиции; 2) необходимость для понимания народной музыкальной культуры узнать ее коды, путем изучения традиционного быта народа; 3) необходимость овладения музыкальным языком народной культуры для воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки; 4) необходимость использовать коммуникативные особенности народной музыки; 5) понимание того, что изучение народных музыкальных традиций и исполнение народной музыки меняет у подростков мировосприятие, изменяет отношение к культуре вообще, в результате чего меняется стиль общения и поведения.
Экспериментальная работа осуществлялась в направлении формирования эстетической культуры подростков средствами народных музыкальных традиций. В ходе эксперимента решались следующие задачи:
— определялись уровни развития эстетической культуры подростков;
— выявлялся интерес к народным музыкальным традициям у подростков;
— раскрывалась способность подростков к активной творческой деятельности;
— внедрялись в учебный процесс методики по восприятию и исполнению народной музыки подростками;
— проверялась эффективность воздействия народной музыкальной культуры на развитие эстетической культуры подростков.
Была разработана программа для подростков, которые занимаются в музыкальных школах и школах искусств, — «Изучение народных музыкальных традиций», включающая в себя теоретические и практические занятия. В программе даются основы понимания народных музыкальных традиций, формируются навыки восприятия и исполнения народной музыки, подростки учатся расшифровывать и понимать коды народной культуры, у них складывается устойчивый интерес к народным музыкальным традициям. Программа дает возможность, на основе полученных знаний о народной музыке, освоить музыку русских, зарубежных и современных композиторов. Полученный опыт в ходе этой программы с успехом используется подростками в дальнейшей музыкальной деятельности.
Уровень развития эстетической культуры подростков средствами народных музыкальных традиций складывался из нескольких показателей: уровня интереса к народным музыкальным традициям; уровня музыкальных способностей; развития эстетической культуры; способности к активной творческой деятельности.
В ходе проведения диагностирующего эксперимента было проведено анкетирование. Для выявления уровня интереса к народным музыкальным традициям были заданы вопросы. При этом хочется обратить внимания, что при ответе на вопрос «Назовите произведения народной музыки» подростки не могут назвать народные произведения вообще: КГ — 90,58%, ЭГ — 71,42%, а называют 1—2 произведения: КГ — 5,82%, ЭГ — 15,40%. На вопрос: «Слушаете ли вы народную музыку в свободное время », были получены следующие ответы: в КГ — 77,53% подростков, ЭГ — 58,37% ответили, что вообще не слушают, а в КГ — 14,54% и в ЭГ — 24,12% — слушают ее иногда.
Однако 22,14% подростков в КГ и 31,72% — в ЭГ ответили, что хотят научиться понимать и исполнять музыку своего народа; стремятся к изучению народных му-
зыкальных традиций в КГ — 20,03% подростков, в ЭГ — 29,61%; КГ — 16,26%, ЭГ — 21,84% ответили, что народная музыка поднимает им настроение; КГ — 19,43%, ЭГ — 29,01% подростков считают, что музыкальные традиции помогают понять культуру своего народа, а в КГ — 8,05%, ЭГ — 17,63% подростков уверены, что «музыкальный язык» народной музыки помогает понять содержание и смысл народной музыки. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что подростки, не проявляя явный интерес к народной музыке, хотят исполнять народную музыку и стремятся понять ее смысл и содержание.
Анализ, проведенный в рамках формирующего эксперимента, показал, что по отношению к контрольной группе в экспериментальной уменьшается количество подростков с низким уровнем заинтересованности к народным музыкальным традициям (диагностирующий эксперимент ЭГ — 35,5%, после формирующего эксперимента ЭГ — 15,72%). Подростки экспериментальной группы стали больше знать произведений народной музыки (это произошло не только за счет накопления слушательского опыта учащихся, но и за счет той музыки, которую они исполняли в течение года). Заметно вырос интерес к посещению концертов и фестивалей народной музыки, а также участие подростков в различных мероприятиях. Значительно повысился интерес учащихся к ценностям народной музыкальной культуры.
Для выявления способности к активной творческой музыкальной деятельности мы раскрывали желание подростков заниматься творчеством в процессе музыкальной деятельности. Во время проведения анкетирования выяснилось, что многие подростки при ответе на вопрос «Какие виды творческой деятельности вам нравятся?», выбирают не один, а несколько вариантов ответа (КГ — 47,47%, ЭГ — 48,25%; это говорит о том, что желание заниматься творчеством у подростков велико). При анализе выбора предпочтений, подростки, занимающиеся в музыкальной школе и школе искусств, в КГ — 48,84% и в ЭГ — 49,62% — на первое место ставят желание заниматься творчеством.
Однако в то же время в КГ — 15,82% подростков и ЭГ — 16,60% ответили, что лишь иногда стремятся к проявлению творческой свободы в процессе музыкальной деятельности, а 13,81% подростков в КГ и 14,59% учащихся в ЭГ предпочитают использовать готовую трактовку произведения, предлагаемую преподавателем; 16,07% подростков в КГ и 16,85% — в ЭГ не принимают участие в концертах, мероприятиях; а 16,85% подростков в КГ и 17,63% — в ЭГ сами не посещают концерты и театры. Однако достаточно большое число отвечавших (КГ — 46,65%, ЭГ — 47,43%) отметили, что им нравится исполнять музыкальные произведения перед аудиторией.
В ходе формирующего эксперимента уровень эстетической культуры в ЭГ изменился на 25,26% в сторону повышения. Это произошло за счет привлечения подростков к активной творческой деятельности, формирования потребности подростков к изучению и восприятию произведений искусств. В результате чего, путем формирования эстетических взглядов, идеалов, ценностей, потребностей на примере изучения народных музыкальных традиций, у них изменилось отношение к содержанию искусства. В КГ этот показатель к концу учебного года изменился на 10,22%.
Таким образом, анализ показал, что потенциал народных музыкальных традиций в воспитании эстетической культуры подростков очень высок, а отсутствие должного использования ее в образовательном процессе объясняется недостаточной разработанностью теории и методологии обучения средствами народных музыкальных традиций именно в подростковом возрасте. Разработанные подходы могут служить основанием для определения возможностей народных музыкальных традиций в эстетическом воспитании современных подростков на базе музыкальных школ и школ искусств, а также других культурно-воспитательных учреждениях.