Научная статья на тему 'Воспитание эстетической культуры учащихся средствами народных музыкальных традиций'

Воспитание эстетической культуры учащихся средствами народных музыкальных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Т. В.

Статья посвящена анализу потенциала народных музыкальных традиций в воспитании эстетической культуры подростков, для чего автором была разработана модель эффективности воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки, выделены педагогические условия ее реализации, а также дан отчет о результатах внедрения программы для подростков, занимающихся в музыкальных школах и школах искусств, -«Изучение народных музыкальных традиций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание эстетической культуры учащихся средствами народных музыкальных традиций»

Музыкальное образование

Музыкальное образование Исследования молодых ученых

Т. В. Леонтьева

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

Статья посвящена анализу потенциала народных музыкальных традиций в воспитании эстетической культуры подростков, для чего автором была разработана модель эффективности воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки, выделены педагогические условия ее реализации, а также дан отчет о результатах внедрения программы для подростков, занимающихся в музыкальных школах и школах искусств, -«Изучение народных музыкальных традиций ». Ключевые слова: музыкальное образование, эстетическая культура, народные музыкальные традиции, процесс обучения.

Трудности эстетического развития подростков средствами народных музыкальных традиций на современном этапе определяются процессами и содержанием условий, которые характеризуют жизнь современного общества. В первую очередь — налицо несколько противоречий, во-первых, между ориентацией общества на духовно активную творческую личность подростка и ростом проявлений бездуховности в социальной среде; во-вторых, между педагогической потребностью в эстетически культурных учащихся подросткового возраста, способных воспринимать и любить музыкальную культуру своего народа, и недостаточной разработанностью вопросов эффективного использования ресурсов народных музыкальных традиций в воспитании эстетической культуры подростка.

В целях решения данных проблем в качестве задач воспитания эстетической культуры подростков средствами народных музыкальных традиций мы определили следующие:

— приобретение подростками системных знаний о музыке своего народа;

— формирование ценностного отношения подростков к народной музыкальной культуре, формирование эстетического опыта, интереса, потребностей, вкуса через изучение народной музыки;

— развитие музыкальных и других творческих способностей подростков;

— развитие художественно-образного сознания и мышления в разных формах общения с народной музыкой;

— формирование у подростков способности и стремления к познанию и изучению народных музыкальных традиций своего народа.

Для решения данных задач нами была разработана модель эффективности воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки. Были выделены общие педагогические условия: готовность педагогов музыкальных школ к осуществлению эстетического развития подростков средствами народной музыки; эстетическое воспитание подростков в учебно-воспитательной работе осуществ-

ляется эффективнее при использовании народной музыки, способствующей формированию ценностей и развитию у учащихся эстетических чувств, воображения, мышления, памяти; необходимость на занятиях с учащимися по изучению музыкального фольклора и народной музыки учитывать возрастные их особенности; необходимость дифференцированного и индивидуального подхода в процессе эстетического воспитания на уроках цикла групповых уроков (сольфеджио, музыкальная литература, оркестр, ансамбли и т.д.) музыкальной школы.

А также частные педагогические условия: 1) организация эмоционального пространства в процессе обучения народной музыкальной традиции; 2) необходимость для понимания народной музыкальной культуры узнать ее коды, путем изучения традиционного быта народа; 3) необходимость овладения музыкальным языком народной культуры для воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки; 4) необходимость использовать коммуникативные особенности народной музыки; 5) понимание того, что изучение народных музыкальных традиций и исполнение народной музыки меняет у подростков мировосприятие, изменяет отношение к культуре вообще, в результате чего меняется стиль общения и поведения.

Экспериментальная работа осуществлялась в направлении формирования эстетической культуры подростков средствами народных музыкальных традиций. В ходе эксперимента решались следующие задачи:

— определялись уровни развития эстетической культуры подростков;

— выявлялся интерес к народным музыкальным традициям у подростков;

— раскрывалась способность подростков к активной творческой деятельности;

— внедрялись в учебный процесс методики по восприятию и исполнению народной музыки подростками;

— проверялась эффективность воздействия народной музыкальной культуры на развитие эстетической культуры подростков.

Была разработана программа для подростков, которые занимаются в музыкальных школах и школах искусств, — «Изучение народных музыкальных традиций», включающая в себя теоретические и практические занятия. В программе даются основы понимания народных музыкальных традиций, формируются навыки восприятия и исполнения народной музыки, подростки учатся расшифровывать и понимать коды народной культуры, у них складывается устойчивый интерес к народным музыкальным традициям. Программа дает возможность, на основе полученных знаний о народной музыке, освоить музыку русских, зарубежных и современных композиторов. Полученный опыт в ходе этой программы с успехом используется подростками в дальнейшей музыкальной деятельности.

Уровень развития эстетической культуры подростков средствами народных музыкальных традиций складывался из нескольких показателей: уровня интереса к народным музыкальным традициям; уровня музыкальных способностей; развития эстетической культуры; способности к активной творческой деятельности.

В ходе проведения диагностирующего эксперимента было проведено анкетирование. Для выявления уровня интереса к народным музыкальным традициям были заданы вопросы. При этом хочется обратить внимания, что при ответе на вопрос «Назовите произведения народной музыки» подростки не могут назвать народные произведения вообще: КГ — 90,58%, ЭГ — 71,42%, а называют 1—2 произведения: КГ — 5,82%, ЭГ — 15,40%. На вопрос: «Слушаете ли вы народную музыку в свободное время », были получены следующие ответы: в КГ — 77,53% подростков, ЭГ — 58,37% ответили, что вообще не слушают, а в КГ — 14,54% и в ЭГ — 24,12% — слушают ее иногда.

Однако 22,14% подростков в КГ и 31,72% — в ЭГ ответили, что хотят научиться понимать и исполнять музыку своего народа; стремятся к изучению народных му-

зыкальных традиций в КГ — 20,03% подростков, в ЭГ — 29,61%; КГ — 16,26%, ЭГ — 21,84% ответили, что народная музыка поднимает им настроение; КГ — 19,43%, ЭГ — 29,01% подростков считают, что музыкальные традиции помогают понять культуру своего народа, а в КГ — 8,05%, ЭГ — 17,63% подростков уверены, что «музыкальный язык» народной музыки помогает понять содержание и смысл народной музыки. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что подростки, не проявляя явный интерес к народной музыке, хотят исполнять народную музыку и стремятся понять ее смысл и содержание.

Анализ, проведенный в рамках формирующего эксперимента, показал, что по отношению к контрольной группе в экспериментальной уменьшается количество подростков с низким уровнем заинтересованности к народным музыкальным традициям (диагностирующий эксперимент ЭГ — 35,5%, после формирующего эксперимента ЭГ — 15,72%). Подростки экспериментальной группы стали больше знать произведений народной музыки (это произошло не только за счет накопления слушательского опыта учащихся, но и за счет той музыки, которую они исполняли в течение года). Заметно вырос интерес к посещению концертов и фестивалей народной музыки, а также участие подростков в различных мероприятиях. Значительно повысился интерес учащихся к ценностям народной музыкальной культуры.

Для выявления способности к активной творческой музыкальной деятельности мы раскрывали желание подростков заниматься творчеством в процессе музыкальной деятельности. Во время проведения анкетирования выяснилось, что многие подростки при ответе на вопрос «Какие виды творческой деятельности вам нравятся?», выбирают не один, а несколько вариантов ответа (КГ — 47,47%, ЭГ — 48,25%; это говорит о том, что желание заниматься творчеством у подростков велико). При анализе выбора предпочтений, подростки, занимающиеся в музыкальной школе и школе искусств, в КГ — 48,84% и в ЭГ — 49,62% — на первое место ставят желание заниматься творчеством.

Однако в то же время в КГ — 15,82% подростков и ЭГ — 16,60% ответили, что лишь иногда стремятся к проявлению творческой свободы в процессе музыкальной деятельности, а 13,81% подростков в КГ и 14,59% учащихся в ЭГ предпочитают использовать готовую трактовку произведения, предлагаемую преподавателем; 16,07% подростков в КГ и 16,85% — в ЭГ не принимают участие в концертах, мероприятиях; а 16,85% подростков в КГ и 17,63% — в ЭГ сами не посещают концерты и театры. Однако достаточно большое число отвечавших (КГ — 46,65%, ЭГ — 47,43%) отметили, что им нравится исполнять музыкальные произведения перед аудиторией.

В ходе формирующего эксперимента уровень эстетической культуры в ЭГ изменился на 25,26% в сторону повышения. Это произошло за счет привлечения подростков к активной творческой деятельности, формирования потребности подростков к изучению и восприятию произведений искусств. В результате чего, путем формирования эстетических взглядов, идеалов, ценностей, потребностей на примере изучения народных музыкальных традиций, у них изменилось отношение к содержанию искусства. В КГ этот показатель к концу учебного года изменился на 10,22%.

Таким образом, анализ показал, что потенциал народных музыкальных традиций в воспитании эстетической культуры подростков очень высок, а отсутствие должного использования ее в образовательном процессе объясняется недостаточной разработанностью теории и методологии обучения средствами народных музыкальных традиций именно в подростковом возрасте. Разработанные подходы могут служить основанием для определения возможностей народных музыкальных традиций в эстетическом воспитании современных подростков на базе музыкальных школ и школ искусств, а также других культурно-воспитательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.