Научная статья на тему 'Эстетическое пространство народной музыки в воспитательном процессе подростков'

Эстетическое пространство народной музыки в воспитательном процессе подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народная музыка / народная музыкальная культура / эстетическая культура / воспитание эстетической культуры / подростковый возраст

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Т. В.

В статье приводится часть диссертационного исследования, посвященная проблеме приобщения подростков к народным музыкальным традициям и воспитания у них эстетической культуры. Воспитательный процесс происходит за счет погружения подростков в пространство народной музыкальной культуры. В статье приводятся общие и частные педагогические условия, необходимые для воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of introducing folk musical traditions to teenagers and development of their aesthetic culture. An educational process takes place when teenagers are absorbed into folk musical culture. The article reveals general and individual pedagogical conditions, which are necessary for development of teenagers" aesthetic culture by the means of folk music.

Текст научной работы на тему «Эстетическое пространство народной музыки в воспитательном процессе подростков»

Т. В. Леонтьева

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДРОСТКОВ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Казанского государственного университета культуры и искусств Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. Ю. Сироткин

В статье приводится часть диссертационного исследования, посвященная проблеме приобщения подростков к народным 1 музыкальным традициям и воспитания у них эстетической культуры. Воспитательный процесс происходит за счет погружения подростков в пространство народной музыкальной культуры. В статье приводятся общие и частные педагогические условия, необходимые для воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки.

Ключевые слова: эстетическая культура, подростки, народная музыкальная культура.

333

The article is devoted to the problem of introducing folk musical traditions to teenagers and development of their aesthetic culture. An educational process takes place when teenagers are absorbed into folk musical culture. The article reveals general and individual pedagogical conditions, which are necessary for development of teenagers' aesthetic culture by the means of folk music.

Key words: aesthetic culture, teenagers, folk musical culture.

В новой исторической, общественно-социальной, духовной и экономической ситуации в глобальном масштабе встает вопрос о ценности народной музыки и ее месте в современной культуре. Народная музыкальная культура является не только необходимым, но и специфически объективным фактором эстетического развития личности подростка, в которой заранее запрограммированы основные эстетические ценности народа, в ней отображены особенности национального мировоззрения и характера, народный идеал человека. Народная мудрость, аккумулированная в многовековой памяти национальной музыкальной культуры, указывает современному подростку пути духовного и физического совершенствования, достижения единства внутреннего и внешнего, гармонии с миром и самим собой. Через музыкальную культуру осуществляется процесс самодетерминации эстетического развития личности.

Воспитание средствами народной музыки актуально: во-первых, в связи с бурным расцветом средств массовой информации и возникающей необходимостью в межнациональном взаимопонимании на основе понимания культурных смыслов других народов. Во-вторых, в связи с явным скачком в развитии знаково-символических систем. Кроме того, в связи с возрастающей потребностью изучения своих корней, тяги к народному искусству, имеющего места в обществе. В современных условиях, считает 3. И. Гладких, возрастает интерес к фольклору как выразителю и воспитателю национального самосознания [2, с. 19].

Нельзя не согласиться с С. В. Зотовой, в том, что «в рамках единых духовных ценностей культура сохраняет уникальность субкультур отдельных народов, регионов,

социальных групп. Как бы ни прогрессировали культурные коммуникации, самую высокую степень активного включения индивидов в духовное творчество может обеспечить лишь развитие культуры конкретного региона, конкретной общности» [4, с. 11].

Музыкальное народное искусство сохранило свой образ мира, свои понятия о красоте, добре, чести, уважении. Погружение подростков в пространство народной музыкальной культуры раздвигает горизонты видения окружающего мира, формирует новые потребности, совершенствует их эстетический вкус.

Педагогическое и воспитательное значение народной музыки, а особенно песен, заметили еще наши предки. «В песни определенно присутствует педагогическая идея, она обуславливает образовательно-воспитательную функцию песен. Народная педагогика эмпирическим путем приходила к выяснению воспитательно-образовательных функций песен» [1, с. 97].

Через народную музыку от поколения к поколению передаются ценные крупицы накопленного опыта, через нее передаются шедевры искусства далеких друг от друга эпох и обнаруживают родство различные по типу народные музыкальные традиции.

Задачи эстетического развития подростков средствами народной музыки в рамках музыкальных школ и школ искусств нами условно делят на две группы: приобретение теоретических знаний о народной музыке и формирование практических навыков ее исполнения. Первая группа - теоретические дисциплины (сольфеджио, музыкальная литература) - решает вопросы усвоения определенного объема научных знаний, изучения музыкального языка народной музыки; изучение мировоззрения

Эстетическое пространство народной музыки в воспитательном процессе подростков

народа его эстетических ценностей, образов, идей, символов и обычаев через народную музыку; ознакомление с различными кодами народной культуры (вербальными, акустическими, знаковые и др.); развития познавательного интереса, потребности постоянно пополнять свои знания. В подростковом возрасте преобладает интерес к изучению знаковых культур. Для подростков становится интересно изучать музыкальный текст народной музыки.

Вторая группа - практические занятия (игра на инструменте, пение, игра в оркестре, ансамбле) - посвящена музыкально-эстетической деятельности, развитию умений и навыков, необходимых для восприятия и исполнения народной музыки, а также развитию художественного сознания, мышления, опыта, воображению. В ходе практических занятий подростки включены в активную творческую деятельность, это различного рода выступления, участие в мероприятиях, концертах, фестивалях, конкурсах и т. д.

В ходе диссертационного исследования народная музыкальная культура использовалась как:

1) метод познания жизни, в ходе изучения народных музыкальных традиций осуществлялось воспитание учащихся. Подростки изучали историю и теорию фольклора и народной музыки, ее традиции, формы, жанры, эстетические ценности и идеалы, которые были заложены в народной музыке;

2)творческая деятельность, направленная на развитие эстетических чувств, воображения, мышления и т. д., создающая благоприятные условия для индивидуального творческого самовыражения. Учащиеся не только воспринимали народную музыкальную культуру, но и были исполнителями народных мелодий - как фольклора, так и обработок народных мелодий (пение народных песен, игра на инструментах в качестве солистов, а также в составе ансамблей и оркестров). Важно, что народная музыкаль-

ная культура дала возможность проявить себя учащимся в активном творчестве посредством активной музыкальной деятельности;

3) социокультурное пространство развития, которое позволяет подростку усваивать культуру, социальный опыт, эстетические ценности прошлого, настоящего и будущего. Учащиеся организовывали фольклорные праздники, посещали фестивали народной музыки, встречались с исполнителями народной музыки, посещали концерты.

Музыкальная школа и школы искусств, несомненно, являются благодатной почвой для воспитания эстетической культуры подростков и включения их в пространство народной музыки. Предметный потенциал эстетического воспитания личности подростков в процессе изучения данных дисциплин очень высок, однако недостаточно используется материал именно народной музыки. Для преодоления противоречия между значительным уровнем предметного потенциала музыкальных школ и школ искусств в эстетическом развитии подростков средствами народной музыки и низким уровнем эстетической культуры подростков и нежеланием их изучать музыкальную культуру и фольклор своего народа необходимо создать систему по изучению народной музыки в образовательном процессе музыкальных школ. Для решения данной проблемы нами была разработана программа для подростков «Изучение народных музыкальных традиций». В программе даются основы понимания народных музыкальных традиций, формируются навыки восприятия и исполнения народной музыки, подростки учатся расшифровывать и понимать коды народной культуры, у них складывается устойчивый интерес к народным музыкальным традициям. Программа дает возможность на основе полученных знаний о народной музыке освоить музыку русских, зарубежных и современных композиторов.

При организации воспитательного процесса были разработаны общие и частные педагогические условия. Общие педагогические условия: готовность педагогов музыкальных школ к осуществлению эстетического развития подростков средствами народной музыки обеспечивает эффективность воспитательной работы с учащимися; эстетическое воспитание подростков в учебно-воспитательной работе осуществляется эффективнее при использовании народной музыки, которая способствует формированию ценностей и развитию у учащихся эстетических чувств, воображения, мышления, памяти; на занятиях с учащимися при изучении музыкального фольклора и народной музыки необходимо учитывать возрастные особенности; дифференцированный и индивидуальный подход в процессе эстетического воспитания на уроках цикла групповых уроков (сольфеджио, музыкальная литература, оркестр, ансамбли и т. д.) музыкальной школы.

А также частные педагогические условия: 1) организация эмоционального пространства в процессе обучения народной музыкальной традиции; 2) для понимания народной музыкальной культуры необходимо изучить ее коды путем изучения

традиционного быта народа; 3) для воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки необходимо овладеть музыкальным языком народной культуры; 4) необходимо использовать коммуникативные особенности народной музыки; 5) изучение народных музыкальных традиций и исполнение народной музыки меняет у подростков мировосприятие, изменяет отношение к культуре вообще, в результате чего меняется стиль общения и поведения.

Необходимо осознание руководством школ и педагогами важности задач эстетического развития подростков именно на основе народной музыки, создание единой программы для всех предметов музыкальной школы. Это требует согласованности не только в плане образования подростков (научить их играть на музыкальном инструменте), но и в первую очередь в воспитательном плане (развить их уровень эстетической культуры). Для этого необходимо использовать внеклассные мероприятия, такие как посещение концертов, фестивалей, курсов лекций, встречи с исполнителями народных песен, а также предоставлять возможность самим подросткам принимать участие в подготовке различных мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред и высш. пед. учеб заведений. 2-е изд., исп. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

2. Гладких 3. И. Национальный образ мира и художественное образование // Искусство и культура. 2004. № 1. С. 11-24.

3. Еремина В. И. Ритуалы и фольклор / Отв. ред. А. А. Горелов. Л.: Наука, 1991. 207 с.

4. Зотов С. В. Традиции как константы национальных культур // Вестник МГУКИ. 2006. № 3. Ч. 2. С. 11-16.

5. Народное музыкальное творчество / Отв. ред. О. А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005. 568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.