УДК 37.036:78 ББК 74.00 Л 72
Р.И. Лозовская
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета; E-mail: raisloz@ yandex.ru
П.А. Сергеева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру у обучающихся в процессе музыкально-образовательной деятельности
(Рецензирована )
Аннотация. В статье с позиции гуманитарного подхода дана характеристика музыкально-образовательной деятельности, обоснованы ее возможности в воспитании эмоционально-ценностного отношения к миру у школьников и студентов. Авторами предложены этапы воспитания эмоционально-ценностного отношения к миру у обучающихся музыке, приведены примеры организации воспитательной деятельности в этом направлении с участниками детского фольклорного коллектива и со студентами-музыкантами.
Ключевые слова: эмоционально-ценностное отношение к миру, обучающийся музыке, духовные идеалы, ценности, смыслы, музыкально-образовательная деятельность.
R.I. Lozovskaya
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of the Theory, History of Music and Technique of Musical Education at Institute of Arts, Adyghe State University, E-mail: [email protected]
P.A. Sergeyeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Musical Performance Disciplines at Institute of Arts, Adyghe State University, E-mail: [email protected]
education of the emotional and valuable attitude to the world at trainees in the course of musical educational activity
Abstract. The paper provides the characteristic of musical educational activity in terms of the humanity approach and substantiates its opportunities in education of the emotional and valuable attitude to the world at school pupils and students. Authors propose stages in education of the emotional and valuable attitude to the world at music trainees. Examples are given of the organization of educational activity in this direction with participants of children's folklore group and with students-musicians.
Keywords: the emotional and valuable attitude to the world, music trainee, spiritual ideals, values, meanings, musical educational activity.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру у детей и молодёжи на современном этапе развития российского общества представляется важнейшей задачей образования. В силу отсутствия общей национальной идеи в нашем обществе, утраты общечеловеческих духовных ценностей, преобладания в молодёжной среде инфантильности и культа материальных потребностей и ценностей исследуемая нами проблема является актуальной.
Известными учёными В.В. Кра-евским, И.Я. Лернером, М.Н. Скат-киным выделены элементы социального опыта, составляющие содержание образования: знания о мире, опыт осуществления способов деятельности (умения и навыки), опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Несмотря на специфику музыкального образования, долгое время знания, умения и навыки являлись ведущими элементами обучения музыке, а процессу воспитания эмоционально-ценностного отношения к миру уделялось недостаточно внимания.
Не умаляя значимости знание-вого и деятельно-практического подходов, считаем, что в системе музыкального образования опыт эмоционально-ценностного отношения к миру выдвигается на первый план, а знания, умения и навыки выступают в качестве средства передачи эмоционально-смыслового содержания музыки. Это подтверждается тем, что сама музыка выражает ценностное отношение автора к явлениям и событиям окружающего мира. Как мы отмечали ранее, именно «отношение автора (композитора или народа)... составляет содержание музыки» [1: 59], она выражает его эмоции и чувства, передаёт различные душевные переживания и духовные состояния. В целом музыка отражает весь внутренний мир человека, его
отношение к себе, к другим людям, к внешнему окружающему миру.
Известно, что эмоциональная реакция является психическим процессом, чаще всего она возникает у человека неосознанно, спонтанно, может быстро появиться и быстро угаснуть. Но эта первичная стадия закрепляется переживанием и переходит в более устойчивое состояние, в чувство. С помощью оценочной деятельности на основе чувства и разума формируется ценностное отношение человека к тому или иному жизненному явлению, событию. Учёные делят эмоции на низшие, имеющие органическое происхождение, и высшие, к которым относят эстетическое чувство, любовь, религиозные чувства и т.п. Полагаем, что музыка воспитывает эмоциональную культуру не только в плане достижения эмоций высшего порядка, но и в плане сдерживания негативных и культивирования позитивных чувств, их интенсивности, глубины, уместного проявления в социуме. Это достаточно длительный процесс, и протекает он неравномерно. Поэтому его следует внимательно и терпеливо отслеживать и направлять.
Эмоционально-ценностное отношение к миру воспитывается у обучающихся в процессе активной музыкальной деятельности при условии, что она носит духовный характер. Это означает, что в такой деятельности личностью осваиваются духовные идеалы, ценности, смыслы, происходит приобретение духовного опыта, содержащегося в музыке. По мнению Т.А. Затя-миной, к основным свойствам музыкальной деятельности относятся духовные, обуславливающие «её интенциальность по отношению к всеобщим ценностям...» [2: 4]. Однако, учитывая замечание В.А Беляевой о том, что «процесс приобщения к общечеловеческой духовной культуре, к ее ценностям является весьма обобщенным и не может быть актуальным для конкретной
личности» [3: 68], считаем, что в этом процессе следует опираться на субъектный духовный опыт обучающихся музыке. Для этого необходимо включать их духовные потребности, способности и качества в музыкально-образовательную деятельность.
В гуманитарной парадигме музыкально-образовательная деятельность предстаёт не как авторитарный процесс, жёстко управляемый педагогом, а как взаи-мообогащающая духовная деятельность педагога и обучающегося, где достаточно сильно проявляется субъектность обеих сторон взаимодействия, направленного на образование в их сознании новых духовных идеалов, ценностей, смыслов в результате восприятия музыки.
Музыкально-образовательная деятельность понимается нами как совместная духовно-творческая деятельность педагога и обучающихся музыке, в результате которой все участники обогащают свой внутренний мир духовными ценностями и смыслами музыкального искусства, происходит создание и укрепление «человеческого Образа в человеке». В нашем понимании музыкально-образовательная деятельность
представляет собой совокупность музыкально-педагогической деятельности как сопровождающей, поддерживающей и регулирующей процесс духовного познания музыки обучающимися и различные виды их музыкальной деятельности.
Один из феноменологических принципов запускания механизма познания ценностей и смыслов, названный З.К. Меретуковой и А.Р. Чиназировой, полностью соответствуют специфике музыкально-образовательной деятельности. По свидетельству авторов, он заключается в «очеловечивании ценностей (для чего ценности должны быть приняты на уровне личного смысла, т.е. поняты как имеющие значение для личности)» [4: 69]. Музыкально-образовательная деятельность име-
ет достаточно большой потенциал воспитания эмоциональной сферы, формирования ценностных ориента-ций обучающихся музыке. Но для его реализации необходима специальная организация и педагогическое сопровождение этого процесса.
Нами выделены следующие этапы воспитания эмоционально-ценностного отношения к миру у обучающихся в процессе музыкально-образовательной деятельности:
1) эмоциональное восприятие содержания музыкального произведения;
2) осмысление ценностного содержания музыкального произведения;
3) выражение эмоционально-ценностного отношения обучающихся через исполнение музыкального произведения.
На первом этапе необходимо вызвать у обучающихся эмоциональное сопереживание художественному образу произведения, включить их духовные способности и качества в музыкально-образовательную деятельность. Как известно, переживание является способом усвоения эмоциональной и ценностной информации. Следовательно, необходимо целенаправленно привлекать внимание обучающихся к содержательной стороне музыки, к чувствам и переживаниям, заложенным в произведении. Для этого используются различные педагогические средства: вступительное слово педагога, эмоциональная насыщенность беседы о содержании произведения, активизация жизненного опыта обучающихся музыке и т.п.
На втором этапе решаются задачи осмысления обучающимися эмоционально-ценностного содержания музыкального произведения. Педагогическими средствами этого процесса выступают: интерактивные и активные методы обучения, вызывающие у обучающихся рефлексию, эмоционально-познавательную активность, работу
творческого мышления, стремление к познанию ценностного содержания музыки и т. п. В результате этого у обучающихся происходит собственная оценка содержания музыкального произведения, обретение духовных идеалов, ценностей, заложенных в нём. Однако важно, чтобы на этом этапе педагог направил осмысление обучающихся не только на содержание музыки, но и на анализ их собственных эмоциональных реакций, переживаний, своего ценностного отношения к этой музыке.
Третий этап воспитания направлен на закрепление и выражение эмоционально-ценностного отношения к исполняемой музыке у обучающихся. Это позволяет им по-своему передать содержание музыкального произведения, раскрыть заложенные в нём духовные ценности и смыслы. Педагогическое сопровождение этого этапа заключается в предоставлении возможности обучающимся свободы самовыражения в процессе музыкального исполнения. Как точно отмечает A.B. Лысенко, ученик при организации самостоятельной работы над исполнением музыкального произведения должен сам «найти нужные приёмы и средства воплощения художественного замысла» [5: 63]. Но, естественно, педагог предварительно направляет ученика на творческий поиск и поддерживает его стремление по-своему выразить заложенные в музыке эмоции, ценности, смыслы. Для этого используются методы сотворчества, интерпретации, импровизации, ценностно-смысловой со-трансформации и т.п.
Рассмотрим организацию воспитательной деятельности в этом направлении с участниками детского фольклорного коллектива. Для этого был подготовлен комплекс методических материалов, направленный на воспитание у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру на основе хо-
рового исполнения народных песен. В него вошли: рабочая тетрадь школьника, методические разработки вокально-хоровых занятий с проблемными творческими заданиями. Тематика занятий отражает содержание народных песен, выражающих взаимоотношения: человек - природа, человек - человек, человек - общество, человек - его внутренний мир. Одно из самых существенных свойств народной песни - это постоянный переход от чувства восприятия окружающего мира к собственному переживанию и от него обратно к выражению отношения к окружающему миру. Это качество народных песен способствует воспитанию в ребенке этических норм поведения, формированию у него аксиологического восприятия мира.
Приведём пример одного из занятий по теме «Окружающий мир Природы в народно-песенном фольклоре». На занятии участникам фольклорного ансамбля было предложено познакомиться с русскими народными песнями «Солнышко», «Земелюшка-чернозем», «Во поле береза стояла».
На первом этапе работы руководитель настроил участников фольклорного коллектива на эмоциональное восприятие содержания русских народных песен о природе. Педагог обратил внимание детей на то, как мир природы разворачивается в своем удивительном многообразии в каждой из народных песен. Во вступительном слове он познакомил обучающихся с историей возникновения и постоянного исполнительского обновления народных песен, призывая их представить природные явления, вспомнить свои ощущения, почувствовать сопричастность образам природы: «В народных песнях отражается гармония красоты цветущих трав, щебетания птиц с дуновением ветерка, с ярко светящим солнышком. Приглядитесь попристальней, и вы обнаружите
себя окруженными природой: небом, солнцем, землей, облаками, деревьями, птицами, травами, насекомыми и т.д. Вы убедитесь, что представления наших предков, помещенных в пространство природы (воздух, свет, ветер, снег, дождь и т.д.), с удивительной точностью передавались ими на языке звуков особого свойства. Первичное музыкальное впечатление переходило в обобщение интонационных красок природы, создавалось и шлифовалось в речевых интонациях голоса. Эти интонации человеческой речи выражают отношение к природным явлениям, они эмоционально насыщенны, сотканы из человеческих чувств, передающихся из поколения в поколение, а теперь они передаются и вам» [6: 204].
После этого обучающимся было предложено прослушать в исполнении руководителя русские народные песни и обсудить их содержание.
На втором этапе работы для осмысления эмоционально-ценностного содержания русских народных песен о природе детям были заданы следующие вопросы:
- Какими чувствами вы смогли бы выразить различные природные явления (например, восход солнца, весенний дождь, наступление поздней осени, зимы и т.д.)?
- С какими жизненными явлениями и событиями связаны образы природы в народных песнях?
- Кого олицетворяют в народных песнях такие образы природы, как «солнышко», «травушка», «берёзонька»?
- Какие чувства вы испытываете, слушая народные песни о природе?
- Какими звуками вы можете выразить своё отношение к образам природы в этих народных песнях? (Громкими или тихими, тёмными или светлыми, быстрыми или медленными, резкими или плавными и т.д.).
Эти вопросы активизировали жизненный опыт обучающихся,
пробуждали их эмоциональные реакции на природные явления, настраивали на эмоциональное восприятие содержания народных песен, способствовали установлению ассоциативных связей мира природы с миром человека. Тем самым вызывали у обучающихся эмоциональное сопереживание образному содержанию народных песен. Одновременно включалась работа творческого мышления, повышалась эмоционально-познавательная активность, подготавливалась интерпретация содержания песен. Происходил анализ собственных эмоциональных реакций, переживаний детей, у них вырабатывалось своё ценностное отношение к содержанию русских народных песен о природе.
На третьем этапе воспитания эмоционально-ценностного отношения к миру применялись различные виды творческой деятельности. Учитывая то, что наиболее эффективным средством в творческом освоении народно-песенного репертуара являются импровизация, интерпретация, детям предоставлялась возможность сочинять новые слова на знакомую мелодию, придумывать мелодию к словам этих народных песен. Конечно, детское творчество не имеет высокой художественной ценности, но смысл этих видов работы заключается в развитии своего собственного отношения к исполняемой музыке. У детей вырабатывалось правильное понимание вариаци-онности музыкального и поэтического текстов народных песен. После этого участники фольклорного коллектива более проникновенно и выразительно пели, выражали своё эмоционально-ценностное отношение к образам природы при исполнении народных песен.
Конечно, после одного занятия не может быть сформирован опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, но систематическая работа в этом направлении показа-
ла, что у обучающихся повысилась активность оценочной деятельности содержания народных песен, укрепились навыки интерпретации и импровизации не только словесного и музыкального текстов, но и эмоционального выражения своего отношения к художественному образу исполняемых песен. Дети научились выражать своё отношение к природе, друг к другу, к себе, к миру, находить свой личный смысл эмоционально-ценностного содержания народных песен. Всё это в целом свидетельствовало об эффективности организации воспитания эмоционально-ценностного отношения к миру у участников фольклорного коллектива.
На другом уровне музыкального образования в процессе вузовской подготовки педагога-музыканта была организована деятельность по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к миру у студентов Института искусств Адыгейского государственного университета [7: 31]. Это потребовало решения следующих задач: выявить исходный уровень опыта эмоционально-ценностного отношения к миру у первокурсников; определитьнаправ-ления трансформации этого опыта в сферу будущей профессиональной деятельности педагога-музыканта; выбрать соответствующие этой категории обучающихся музыке педагогические средства воспитания эмоционально-ценностного отношения к миру; подготовить комплекс диагностических методик оценки воспитанности этого отношения у студентов-музыкантов.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру признан нами ведущим компонентом профессионально-духовного становления педагога-музыканта. Однако следует отметить, что в системе высшего образования выделенные нами этапы восприятия, осмысления и выражения эмоционально-ценностного отношения к миру выглядят как подэтапы более
сложной системы и распространяются не только на мир музыки и на внутренний мир обучающегося студента, но и на его взаимоотношения с обучающимися детьми. Музыкально-образовательная деятельность студента-музыканта осуществляется в двух плоскостях: как его деятельность, в которой он сам обучается, и как деятельность, в процессе которой он обучает детей музыке.
Полагаем, что опыт эмоционально-ценностного отношения к миру трансформируется в разные сферы профессиональной деятельности педагога-музыканта: в музыкально-исполнительскую в виде отношения к содержанию музыки и к себе как к музыканту, в коммуникативно-организаторскую в виде отношения к учащимся, к процессу познания ими музыки, в виде отношения к себе как педагогу. Соответственно этому нами были выделены три направления трансформации опыта эмоционально-ценностного отношения к миру у студентов-музыкантов: отношение к музыке, отношение к учащимся и отношение к себе как педагогу-музыканту. Рассмотрим возможности музыкально-образовательной деятельности в воспитании этих направлений опыта эмоционально-ценностного отношения к миру у студентов Института искусств АГУ.
Исходный уровень сформированное™ у первокурсников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру выявлялся с помощью модифицированных и авторских тестов «Ценностные ориентации педагога-музыканта» (М. Рокич), «Духовные потребности педагога-музыканта», «Музыкально-эстетический вкус», музыкальной викторины «Музыкально-жизненные ассоциации педагога-музыканта» (Л.В. Школяр), диагностической карты «Профессионально-духовные свойства личности педагога-музыканта», контент-анализа рисунков и мини-сочинений «Музыка в моей жизни».
По результатам опроса было определено, что 65,7% первокурсников не владеют ценностными смыслами будущей профессии, они отдают предпочтение передаче музыкальных знаний и умений школьникам, но они не нацелены на развитие у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке. В целом студенты неоднозначно охарактеризовали содержание музыкальных сочинений, часто отходя от авторского замысла. Точную характеристику эмоционально-ценностного содержания музыкальных произведений всех направлений дали только 14% первокурсников. Никто из студентов не показал высокого уровня развития эмоционально-ценностного отношения к миру.
На первом этапе формирующего эксперимента (1-2 курсы) была организована музыкально-образовательная деятельность, направленная на приобретение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и к себе как музыканту. Работа проводилась в соответствии с выделенными нами подэтапами воспитания обучающихся в процессе музыкально-образовательной деятельности: восприятия, осмысления и выражения эмоционально-ценностного отношения студентов к музыке. Приведём пример работы со студенткой-первокурсницей в классе вокальной подготовки. При исполнении романса А. Варламова «Ты не пой, душа девица» студентка не выражала своего личного отношения к этой музыке. В беседе с педагогом выяснилось, что она даже не понимает, от чьего лица идёт обращение в романсе. Для активизации эмоционального и жизненного опыта студентке были заданы следующие вопросы:
- Вам нравится петь этот романс?
- Какие чувства в нём выражаются?
- К кому обращается автор? Кому посвящён романс?
- Почему такое трепетное бережное отношение к родным напевам? В какое время автором написан романс?
- Представьте, что это Вы сочинили романс, спойте от своего имени. Хочу услышать Ваше отношение к этому.
Заданные вопросы направлены на включение студентки в размышления об эмоционально-ценностном содержании исполняемого произведения, о своём понимании и отношении к этому содержанию. Однако это не даёт сиюминутного результата, а требует постоянного вовлечения духовных качеств обучающихся в музыкально-образовательную деятельность. Поэтому в таких ситуациях практикуется ещё слушание разучиваемых произведений в исполнении известных певцов, чтобы усвоить целостность художественного образа, понять эмоционально-ценностное содержание музыки. Кроме того, студентам дается задание узнать историю создания произведения, найти биографические сведения о жизни композитора, поэта, побудившие их написать свои сочинения. В результате осмысления жизненного содержания произведения и включения своего ценностного отношения музыкальное исполнение студентов становится выразительным, прочувствованным, эмоционально окрашенным.
Промежуточный опрос показал, что на первом этапе у студентов сформировалась способность понимать духовное содержание музыки, укрепилось уважительное отношение к себе как к музыканту. Это отразилось в умении точно и правильно определять эмоционально-ценностное отношение автора и выражать своё отношение к жизненному явлению, заложенному в содержании музыки.
Второй этап эксперимента (3 курс) был нацелен на формирова-
ние у студентов-музыкантов опыта эмоционально-ценностного отношения к учащимся, познающим музыку, к себе как педагогу. В период учебной педагогической практики отношение студентов-музыкантов к учащимся развивалось на основе имеющегося у них эмоционально-ценностного опыта отношения к музыке и к себе как музыканту. Им была дана установка: поделиться своим отношением к музыке с учащимися, выбрать для уроков и для внеклассных музыкальных мероприятий только те произведения, которые нравятся самим студентам. Только с любовью к музыке и с уважением к учащимся, к их восприятию этой музыки можно вызвать у них положительное эмоциональное отношение к музыке, к музыкально-образовательной деятельности и к окружающему миру в целом.
Сначала студентами осуществлялось эмоциональное восприятие всего класса и оценивалось отношение всех учащихся к музыкальным произведениям. Затем перед практикантами ставилась задача восприятия ценности каждого учащегося как субъекта музыкально-образовательной деятельности. Для этого они обучались рациональному распределению внимания, были нацелены замечать реакцию каждого учащегося во всех видах музыкальной деятельности. С помощью педагога-методиста и учителя музыки анализировались итоги работы студентов, у них происходило осмысление своих взаимоотношений с учащимися. Были активизированы собственные духовные качества, музыкальные потребности и ценности студентов, применялись методы интроспекции и различные виды супервизии.
В результате наблюдения экспертов и опроса студентов-музыкантов было выяснено, что на этом этапе у них в разной степени сформировалась способность чувствовать и оценивать эмоциональное состояние учащихся при восприятии музыки.
У студентов, достигших высокого уровня развития эмоционально-ценностного отношения к учащимся, это проявилось во владении эмпатией, в умении предопределять эмоциональную реакцию учащихся на музыку, в развитии потребности передавать учащимся своё отношение к музыке.
На третьем этапе формирующего эксперимента (4 курс) музыкально-образовательная деятельность студентов была направлена на приобретение основ опыта эмоционально-ценностного отношения к себе как педагогу-музыканту. Это достаточно сложная задача была разбита на подэтапы: восприятия своего профессионального образа, осмысления отношения к себе как к педагогу-музыканту, выражения этого отношения в своей профессиональной деятельности в период производственной педагогической практики. На всех подэтапах использовались методы развивающей психодиагностики, при этом учитывался уровень самооценки студентов. Здесь у студентов происходило творческое преломление всех направлений их опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, в результате чего отношение к себе как музыканту интегрировалось с отношением к себе как педагогу.
В процессе прохождения производственной педагогической практики студенты самостоятельно анализировали и оценивали характер своего взаимодействия с учащимися, стремились контролировать свои эмоциональные состояния и включенность эмоциональной сферы учащихся в процесс восприятия и активного исполнения музыки. В организуемой студентами музыкально-образовательной деятельности использовались методы сотворчества, интерпретации, импровизации, постижения духовно-интонационного содержания музыки, способствующие раскрытию внутреннего мира учащихся, раскрытию аксиологической сферы сту-
дентов и осуществлению ценностно-смысловой со-трансформации в соответствии с воспитательным потенциалом музыки.
Экспертами оценивалась степень духовного раскрытия личности студента в образе «Я как педагог-музыкант», степень его творческой самореализации в музыкально-образовательной деятельности. В результате итогового опроса было выявлено, что более половины студентов-музыкантов (59%) овладели способностью к профессионально-духовному самоопределению, у них сформировалась готовность к поиску личных смыслов будущей профессиональной деятельности, укрепилось положительное эмоционально-ценностное
отношение к музыке, к учащимся, к себе как педагогу-музыканту и в целом к окружающему миру.
Таким образом, в результате проведённой нами работы было теоретически обосновано и доказано на практике, что музыкально-образовательная деятельность
имеет большие возможности в воспитании эмоционально-ценностного отношения к миру у школьников и студентов. Для реализации этих возможностей следует вызывать у обучающихся эмоциональное переживание, ценностное осмысление содержания музыкальных произведений и свободное выражение своего отношения к музыке и к различным видам музыкально-образовательной деятельности.
Примечания:
1. Лозовская Р.И. Специфические принципы воспитания духовности личности в системе музыкального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. Вып. 4 (129). С. 55-61.
2. Затямина Т.А. Подготовка педагога-музыканта в системе постдипломного образования: монография. Волгоград: Перемена, 2008. 180 с.
3. Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: монография. Рязань: РОИРО, 1998. 135 с.
4. Меретукова З.К., Чиназирова А.Р. Феномен суггестопедийной культуры учителя и проблема ее формирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. Вып. 4 (129). С. 68-74.
5. Лысенко А.В. Организация самостоятельной работы студента-музыканта в процессе исполнительской подготовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. Вып.4 (129). С. 62-67.
6. Сергеева П. А. Хоровое пение народных песен как средство формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру. Майкоп: Изд-во АГУ, 2015. 220 с.
7. Дёмкина Е.В. Моделирование системы профессионального воспитания личности спеиалиста с учётом социальных и профессиональных качеств // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2012. № 4 (109). С. 3141.
8. Roceach М. Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisko, 1968. 463 p.
References:
1. Lozovskaya R.I. The specific principles of person's spiritual education in the system of musical education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: AGU publishing house, 2013. Issue 4 (129). P. 55-61.
2. Zatyamina T.A. Training of the teacher-musician in the system of post-degree education: a monograph. Volgograd: Peremena, 2008. 180 pp.
3. Belyaeva V.A. Spiritual and moral formation and development of teacher's personality in the context of secular and orthodox pedagogical culture: a monograph. Ryazan: ROIRO, 1998. 135 pp.
4. Meretukova Z.K., Chinazirova A.R. Phenomenon of teacher's suggestopedia culture and problem of its formation // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: AGU publishing house, 2013. Issue 4 (129). P. 68-74.
5. Lysenko A.V. Organization of independent work of a student-musician in the course of training // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2013. Issue 4 (129). P. 62-67.
6. Sergeyeva P. A. Choral singing of folk songs as means of formation of school students' emotional and valuable attitude to the world. Maikop: ASU publishing house, 2015. 220 pp.
7. Dyomkina E.V. Modelling of system of professional education of a specialist taking into account social and professional qualities // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house. 2012. No. 4(109). P. 31-41.
8. Roceach M. Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisko, 1968. 463 pp.