Искусствоведение
УДК 78.05
ББК 85.31 р
В 65
Воитлева Н.А.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейского государственного университета:e-mail:nafiset11@yandex.ru
Луганская Г.Б.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейского государственного университета, ведущий научный сотрудник АРИГИим. Т. Керашева: e-mail: luganskaya-galina@yandex.ru
Лысенко А.В.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейского государственного университета: e-mail:lanna1961@mail.ru
Реализация национально-регионального компонента в музыкально-образовательном пространстве Республики Адыгея
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматривается проблема регионализации образования. Возрождение культуры посредством образовательных систем приобретает большое значение в формировании личности современного человека, стремящегося сохранить самобытность, уникальность своей культуры, что представляется актуальным. Цель заключается в анализе опыта реализации национально-регионального компонента в музыкально-образовательном пространстве Республики Адыгея. Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в изучении и обобщении накопленного опыта работы учреждений образования и культуры Республики Адыгея в данном направлении, позволяющего определить стратегические и тактические задачи, которые необходимо решать в рамках указанной проблемы. Краткий обзор творчества композиторов Адыгеи и Кубани дает представление о значимости музыки этих авторов в культурно-образовательной деятельности региона. Воспитание на основе регионального музыкального материала способствует духовно-нравственному развитию учащихся, развитию их музыкальной культуры и любви к родному краю через изучение культурных традиций, расширению музыкального кругозора и исполнительской культуры. Обращение к данной теме открывает перспективы для дальнейшего изучения и адаптации в музыкально-образовательном пространстве инструментальной музыки, созданной на фольклорной основе.
Ключевые слова:
Национально-региональный компонент, музыкальная культура, инструментальное творчество, композитор, народная музыка, конкурс.
Voitleva N.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Musical Performance Disciplines, Adyghe State University: e-mail:nafiset11@yandex.ru
Luganskaya G.B.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Musical Performance Disciplines, Adyghe State University, the leading researcher of the Adyghe Republican Research Institute for Humanities named after T. Kerashev: e-mail: luganskaya-galina@yandex.ru
Lysenko A.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Musical Performance Disciplines, Adyghe State University, e-mail:lanna1961@mail.ru
Implementation of a national and regional component in musical educational space of the Republic of Adyghea
Abstract:
The paper deals with the problem related to education regionalization. Revival of culture by means of educational systems takes on the greater significance in formation of the personality of the contemporary person seeking to keep originality, and uniqueness of the culture, which is relevant. The goal of this study is to analyze experience in realizing a national and regional component in musical educational space of the Adyghea Republic. The theoretical and practical importance of this work lies in studying and synthesis of the saved-up experience of institutions of the education and culture in the Republic of Adyghea. These data make it possible to define strategic and tactical tasks which need to be solved within the specified problem. The short review of works of composers from Adyghea and Kuban gives an idea of importance of their music in cultural and educational activity of the region. Education on the basis of regional musical material promotes spiritual moral development of pupils, as well as the development of their musical culture and love to the native land through studying cultural traditions and expansion of a musical outlook and performing culture. The address to this subject opens prospects for further studying and adaptation in musical educational space of the instrumental music created on a folklore basis.
Keywords:
National and regional component, musical culture, instrumental creativity, composer, folk music, competition.
Исторически территория российского государства складывалась из отдельных регионов, отличающихся своими природно-географическими, национально-этническими особенностями, образом жизни, деятельности населения, уровнем экономического и культурного развития. Кубань и Адыгея принадлежат к южно-российскому региону, в котором на протяжении столетий бережно хранят язык, обычаи, быт, культуру народов, их населяющих.
Регионализация образования - это системный процесс развития и совершенствования содержания образования через непрерывное и открытое взаи-
модействие образовательного пространства с динамикой развития региона. Однако как показывает практика, решение проблемы регионализации образования осуществляется сложно и неоднозначно. Так, Н.Р. Туравец, изучив проблемы теории и практики музыкального образования Кубани, отмечает, что современный педагог-музыкант в практике работы сталкивается «как с отсутствием обоснования содержания регионального компонента, так и с проблемой выработки исходных методологических, культурологических, научно-теоретических и музыковедческих позиций». Исследователь предлагает комплексный подход к изуча-
емой проблеме, через призму рассмотрения социального, культурологического, психолого-педагогического и музыковедческого уровней [1: 7].
А.Н. Соколова, анализируя проблемы разработки, внедрения и усвоения национально-регионального компонента (далее - НРК) в многоуровневой системе музыкального образования Адыгеи, рассматривает его как составную часть дидактического материала, ориентированного на «духовную культуру личности студента, содержание духовной культуры в ее национальном выражении». Одновременно это и механизм повышения интереса студентов к региональной культуре, и средство подготовки специалистов, способных формировать социокультурное, музыкально-эстетическое и музыкально-исполнительское развитие региона [2: 69]. Освоение дидактических материалов по НРК способствует осуществлению взаимодействия - культурного диалога славянской и адыгской культур.
Учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях Республики Адыгея опирается на классические традиции музыкального обучения. Педагогический репертуар обучающихся состоит из произведений западноевропейских, русских, современных композиторов, эстрадно-джазовых пьес, обработок народных песен и танцев. К сожалению средства массовой информации и особенно интернет-ресурсы предлагают круглосуточно транслируемую музыку «общекавказского стиля», что способствует созданию ложных представлений о национальном, народном, подмене традиционных эстетических идеалов новыми - с небесспорной эстетической основой [3: 164]. В музыкальных учебных заведениях республики на всех уровнях обучения основы региональной культуры постигают через изучение произведений композиторов Адыгеи и Кубани.
Инструментальное творчество адыгейских композиторов многожанрово. В педагогическом репертуаре оно представ-
лено произведениями Умара Тхабисимова (пьесы для фортепиано с ярко выраженной песенной основой), танцевальными пьесами Рамазана Сиюхова, пьесы и ансамбли для фортепиано (Кафа, Зафак и др.) Каплана Туко. Студенты и учащиеся ДШИ обращаются к сборнику пьес Аслана Нехая; сборнику колоритных фортепианных произведений Гиссы Чича, иллюстрирующего художественно-звуковую специфику освоения различных музыкальных жанров (Песня, Танец, Марш, Поэма и др.; триптих - «Баллада», «Токката», «Новелла»). Глубокое проникновение в сущность народного песенно-танцевального искусства демонстрирует в произведениях для детей и юношества композитор Виталий Бурдеев (фортепианный цикл «8 адыгейских мелодий»).
Сочинения крупной формы и инструментальные миниатюры постигаются учащимися через образы и интонации национальной музыки. Изучение особенностей мелодики, ритма, гармонии, фактуры и формы, взаимосвязь произведения с жизненными явлениями служат формированию у обучающихся необходимых исполнительских приемов воплощения в инструментальном классе. Форшлаги, акценты, разнообразные фигурации, четкая смены штрихов в моторных пьесах (танцы, марши, токкатные и звукоизобразитель-ные миниатюры) и ритмическая гибкость, мягкость, лиричность мелодики кантилен-ных, способствуют развитию технической свободы. Художественное и педагогическое значение таких произведений - это и дань уважения к творчеству композиторов, и постижение региональной культуры, и расширение педагогического репертуара посредством включения пьес, в которых адыгейский фольклор показан в разных вариантах: от цитирования и обработок до переинтонирования и переосмысления его в контексте авторского стиля.
В последние годы студентами и учащимися класса фортепиано учебных заведений музыкального образования ча-
сто исполняются произведения адыгских композиторов молодого поколения: Мурата Хупова и Довлета Анзарокова (Республика Адыгея), Аслана Готова (Карачаево-Черкесская Республика), Мурата Кабардо-кова (Кабардино-Балкарская Республика) и др. Их творчество являет собой синтез музыкального языка классической и современной музыки, но с сохранением национального колорита.
Интересны также и произведения из учебных пособий, составленных местными авторами. Это обработки адыгейских танцевальных мелодий, пьесы и ансамбли для адыгейской гармоники В. Анзарокова, А. Тлехуча, С. Зекох, З. Хота, А. Сусиды. Во всех учебных музыкальных заведениях Адыгеи (ДШИ, колледж искусств, Институт искусств) заслуженной любовью пользуется сборник Керима Тлецерука «Адыгские танцевальные наигрыши», изданный в Москве как учебник для музыкальных учебных заведений Северного Кавказа (1987 г). В произведениях К. Тлецерука как знатока старинных и современных наигрышей, виртуозного гармониста «ткань адыгской инструментальной музыки обрела богатейшую лексику и совершенную стилистику».
Инструментальная музыка композиторов не только Адыгеи, но и Кубани является неотъемлемой частью репертуара обучающихся в классах фортепиано, баяна, аккордеона и пшинэ (адыгейской гармоники). Творчество кубанских композиторов отличается стремлением к универсальности. Оно характеризуется полистилистикой, при этом его отличают как традиционные, так и стили, сложившиеся в начале ХХ столетия: неоклассицизм, необарокко, неоромантизм [1: 28].
Композитором, заложившим фундамент профессиональной музыкальной культуры Кубани, является Григорий Плотни-ченко. Его музыка пронизана певучестью, лиричностью, очень близка к народному творчеству. Инструментальная музыка Василия Волченко - это сплав современного музыкального языка и кубанской народ-
ной песни. Сочинениям Владимира Магда-лица присуща психологическая обостренность, драматизм, углубленная экспрессия, философское осмысление событий прошлого и настоящего. Владимир Чернявский драматургически ярко выстраивает художественные образы, прототипы которых черпает преимущественно в фольклоре, в картинах народной жизни. Для музыкального мышления Бориса Целковникова характерно органичное сочетание тонкого лиризма, эмоциональной открытости и сдержанного драматизма. Фактура его произведений разнообразна и тщательно выписана. Эмоциональная палитра музыкальных образов композитора широка, разнообразна и всегда индивидуальна. Музыке Сергея Бахаре-ва свойственна романтическая направленность. Выразительное отображение художественного замысла его сочинений достигается удачно найденными средствами композиции. Фортепианные произведения Евгения Петрова отличает стиль, обладающий эмоциональной открытостью, выразительностью, искренностью высказывания [4: 54]. У композитора Михаила Водопьянова-Беруашвили особый стиль письма, особенно в области применения красочных тембров, звуков, гармонии [5: 43]. Виталий Кеворков в большинстве своих сочинений применяет джазовый стиль. Произведениям Германа Селезнева присуща яркая мелодическая интонация, пластичный и нестандартный язык.
Музыкальный фольклор адыгов и казаков, композиторское творчество содержат богатый духовно-культурный потенциал, являющийся одним из элементов содержания музыкального образования региона. Сочинения композиторов Адыгеи и Кубани исполняются на конкурсах, фестивалях различного уровня. Региональный смотр-конкурс юных музыкантов Северного Кавказа, проводимый в Майкопе раз в два года, собирает авторитетную музыкальную исполнительскую аудиторию. Широка и география его участников: Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесская и
Кабардино-Балкарская республики, Республика Северная Осетия-Алания, Республики Адыгея и Калмыкия, города Астрахань и Ростов-на-Дону. Концертные программы музыкантов согласно требованиям включают сочинения кубанских и адыгейских композиторов. Это произведения Р. Сиюхо-ва (Мелодия любви, Шутка), А. Нехая (Романс), У Тхабисимова (Ноктюрн, В свадебном танце), К. Туко (Маленький джигит), Г. Чича (Баллада, Токката), Д. Анзарокова (Прелюдия E-dur), В. Анзарокова (Размышление), М. Хупова (Прелюдия, Фортепианная фреска), В. Комиссинского (Юмореска), В. Магдалица (Полька-кадриль), В. Бурдее-ва (Мелодия, Лирическая песня, Прелюдия), А. Готова (Романтическая прелюдия, Пейзаж), Б. Целковникова (Вечер в горной долине) и др.
Среди обязательных произведений III и IV Открытого регионального конкурса юных исполнителей на народных инструментах - произведения В. Волчен-ко «Частушки», «Изящный вальсок» и К. Тлецерука «Фантазия на адыгейские народные мелодии».
Участники I Республиканского фестиваля исполнителей произведений композиторов Республики Адыгея, посвященного 20-летнему юбилею Республики Адыгея, играли пьесы из фортепианного цикла «Мои внучата» Ч. Анзарокова, произведения В. Бурдеева, А. Нехая, Г. Чича, А. Готова, концертную пьесу «Памяти У. Тхабисимова» К. Тлецерука.
В 2015 г. на базе колледжа искусств им. У. Тхабисимова проведен V Межрегиональный конкурс юных исполнителей на народных инструментах. Более ста аккордеонистов, баянистов, домристов, гитаристов, балалаечников и гармонистов из Адыгеи, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии выступали в трех номинациях: клавишные, струнные инструменты и ансамбли. Конкурсная программа традиционно содержала классическую основу: произведение полифонической формы, канти-ленную пьесу и обработку народной песни
или танца. В число обязательных пьес входили обработки танцев К. Тлецерука «Ка-ракамыль» и «Си Рамазан», Г. Плотничен-ко «Кубанские синие ночи», кубанские народные песни в обработке Г. Пономаренко. Членами жюри конкурса были А.В. Мо-стыканов (ректор Астраханской консерватории, заслуженный артист РФ, профессор) и А.С. Бабушкин (декан оркестрового факультета Астраханской консерватории, заслуженный артист РФ, профессор), которые не только оценивали выступления юных музыкантов, но и в составе квартета народных инструментов «Скиф» исполнили для участников и гостей конкурса концертную программу.
С 2009 г в Адыгее проводится республиканский фестиваль-конкурс исполнителей на национальной гармонике имени Керима Тлецерука. Инициатором его выступили преподаватели АРДШИ им. К. Тлецеру-ка при поддержке Министерства культуры. Место проведения - Адыгейский республиканский колледж искусств им. У. Тхабиси-мова. На сегодняшний день проведено четыре конкурса (2009, 2011, 2014, 2016 гг.). В них участвовали учащиеся музыкальных школ и школ искусств, колледжей искусств не только нашей республики, но и республик Северного Кавказа. Как отмечают его организаторы, конкурс проводится с целью сохранения и развития исполнительского мастерства на национальной гармонике, выявления наиболее одаренных исполнителей, стимулирования их творческого роста и пропаганды народной музыки.
Сольные программы исполнялись на диатонической и хроматической национальной гармонике. В конкурсе приняли участие около ста юных музыкантов. Программа выступающих состояла из двух-трех танцевальных и песенных наигрышей, обработок К. Тлецерука. В состав авторитетного жюри IV конкурса вошли доцент кафедры народных инструментов Северо-Кавказского Государственного института искусств М. А. Ко-жева, председатель предметно-цикловой
комиссии «Инструменты народного оркестра» АРКИ им. УХ. Тхабисимова, артист Государственного оркестра народных инструментов Республики Адыгея «Русская удаль», Заслуженный артист Республики Адыгея А. Е. Полун и руководитель народного ансамбля адыгских музыкальных инструментов «Удж», лауреат Международных и Всероссийских конкурсов И. А. Калакуток. Педагоги школ искусств и сами конкурсанты отмечают, что интерес к игре на национальной гармонике с каждым годом растет, ведь Керим Тлеце-рук был не только виртуозом, импровизатором, аранжировщиком, великолепным концертмейстером, но и мастером по изготовлению народных инструментов, знав-
шим секреты их производства. Участников фестиваля-конкурса с уверенностью можно назвать последователями исполнительской школы К. Тлецерука.
Вышеназванные конкурсы создают благодатную почву для популяризации народной музыки адыгов и музыки композиторов региона. Таким образом, реализация национально-регионального компонента в музыкально-образовательном пространстве Республики Адыгея основана на популяризации лучших образцов народной музыки и музыки композиторов региона, совершенствовании форм образовательной, культурно-просветительской деятельности в учебных музыкальных учреждениях.
Примечания:
1. Туравец Н.Р Региональный компонент профессионального музыкального образования (Методология, теория, практика): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 46 с.
2. Соколова А.Н. Проблемы разработки, внедрения и усвоения национально-регионального материала в многоуровневой системе образования Республики Адыгея // Гармония будущего: материалы I Респ. метод. конф. пед. работников сферы искусства. Майкоп: Коблев М.Х., 2012. С. 68-73.
3. Басте А.К., Митус И.В. Концертная деятельность фольклорного ансамбля «Ащемэз» как направление в воссоздании адыгской народно-певческой традиции // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2014. Вып. 3. С. 163-167.
4. Покладова Е.В. Музыка Кубани. Краснодар, 2011. 112 с.
5. Деятели искусств Кубани: сборник / сост. И.Ф. Гайворонская. Краснодар: Традиция, 2006. 97 с.
References:
1. Turavets N.R. Regional component of professional musical education (methodology, theory, practice): Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. M., 1999. 46 pp.
2. Sokolova A.N. Problems of development, implementation and assimilation of national and regional material in the multi-level educational system of the Republic of Adygheya // Harmony of the future: proceedings of the I Resp. method. conf. of ped. workers in the sphere of art. Maikop: Koblev M.Kh., 2012. P. 68-73.
3. Baste A.K., Mitus I.V. The concert activity of "Ashchemez" folk group as a new wave in recreating the Adyghe folk singing tradition // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2014. Iss. 3, P. 163-167.
4. Pokladova E.V. Music of the Kuban area. Krasnodar, 2011. 112 pp.
5. Art figures of the Kuban area: a collection / comp. by I.F. Gaivoronskaya. Krasnodar: Tradition, 2006. 97 pp.