Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / страна / кризис / подход / природа / ответственность / воспитание / представление / подход / требование / наука / общество / правонарушение / ущерб / последствие / парадигма. / education / country / crisis / approach / nature / responsibility / upbringing / representation / approach / requirement / science / society / offense / damage / consequence / paradigm.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стожко Дмитрий Константинович, Стожко Константин Петрович, Шиловцев Андрей Владимирович, Некрасов Станислав Николаевич, Синько Вера Николаевна

В настоящее время система образования, в том числе и высшего образования, в нашей стране переживает серьезный кризис, обусловленный растущей геополитической, социокультурной и макроэкономической турбулентностью. На этом фоне происходит глубинная трансформация традиционных систем ценностей, всей системы нравственного воспитания людей, в том числе и в экологической области. Традиционный потребительский и гедонистический подход к природе, который привел к формированию «общества потребления» (Ж. Бодрийяр), «общества риска» (У. Бек), в условиях глобального экологического кризиса показал свою несостоятельность и ограниченность. Свидетельством тому является существенное ухудшение качества природной среды при переходе к новому технологическому укладу, растущие экологические риски и угрозы. Общество стоит перед новой гносеологической парадигмой, связанной с необходимостью формирования современной экологической культуры, составным элементом которой является экологическая ответственность личности и бизнеса. В исследовании рассмотрен важный аспект формирования современной экологической ответственности в вузе воспитание экологической ответственности студентов. На фоне сложившегося множества теоретико-методологических подходов в понимании феномена экологической ответственности раскрыты наиболее актуальные вопросы ее развития и укрепления, среди которых особо выделены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся, развития иммерсивной модели экологического образования, возможности использования теоретического опыта в развитии представлений о феномене ответственности, накопленного в истории российской гуманитарной мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стожко Дмитрий Константинович, Стожко Константин Петрович, Шиловцев Андрей Владимирович, Некрасов Станислав Николаевич, Синько Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY IN A MODERN UNIVERSITY

Currently, the education system, including higher education, in our country is experiencing a serious crisis caused by growing geopolitical, socio-cultural and macroeconomic turbulence. Against this background, there is a profound transformation of traditional value systems, the entire system of moral education of people, including in the environmental field. The traditional consumer and hedonistic approach to nature, which led to the formation of a “consumer society” (J. Baudrillard), a “risk society” (U. Beck), in the context of the global environmental crisis, has shown its inconsistency and limitations. Evidence of this is a significant deterioration in the quality of the natural environment during the transition to a new technological order, increasing environmental risks and threats. The society is facing a new epistemological paradigm associated with the need to form a modern ecological culture, an integral element of which is the environmental responsibility of the individual and business. The study examines an important aspect of the formation of modern environmental responsibility at the university the education of students’ environmental responsibility. Against the background of the prevailing set of theoretical and methodological approaches to understanding the phenomenon of environmental responsibility, the most pressing issues of its development and strengthening are revealed, among which the issues of spiritual and moral education of students, the development of an immersive model of environmental education, the possibility of using theoretical experience in the development of ideas about the phenomenon of responsibility accumulated in the history of Russian humanitarian thought are highlighted.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

os4 экологическое право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2024-4-542-549 СТОЖКО Дмитрий Константинович,

NIION: 2018-0076-4/24-420 кандидат философских наук,

MOSURED: 77/27-023-2024-4-420 доцент кафедры креативного

управления и гуманитарных наук, Уральский государственный экономический университет, e-mail: [email protected]

СТОЖКО Константин Петрович,

доктор исторических наук, профессор кафедры философии, главный научный сотрудник Института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: [email protected]

ШИЛОВЦЕВ Андрей Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, Уральский государственный аграрный университет, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления,

Уральский федеральный университет, e-mail: а[email protected]

НЕКРАСОВ Станислав Николаевич,

доктор философских наук, профессор кафедры философии главный научный сотрудник Уральский государственный аграрный университет, профессор кафедры культурологии и дизайна Уральский федеральный университет e-mail: [email protected]

СИНЬКО Вера Николаевна,

старший преподаватель кафедры философии, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: [email protected]

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В настоящее время система образования, в том числе и высшего образования, в нашей стране переживает серьезный кризис, обусловленный растущей геополитической, социокультурной и макроэкономической турбулентностью. На этом фоне происходит глубинная трансформация традиционных систем ценностей, всей системы нравственного воспитания людей, в том числе и в экологической области. Традиционный потребительский и гедонистический подход к природе, который привел к формированию «общества потребления» (Ж. Бодрийяр), «общества риска» (У. Бек), в условиях глобального экологического кризиса показал свою несостоятельность и ограниченность. Свидетельством тому является существенное ухудшение качества природной среды при переходе к новому технологическому укладу, растущие экологические риски и угрозы. Общество

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2024

стоит перед новой гносеологической парадигмой, связанной с необходимостью формирования современной экологической культуры, составным элементом которой является экологическая ответственность личности и бизнеса.

В исследовании рассмотрен важный аспект формирования современной экологической ответственности в вузе - воспитание экологической ответственности студентов. На фоне сложившегося множества теоретико-методологических подходов в понимании феномена экологической ответственности раскрыты наиболее актуальные вопросы ее развития и укрепления, среди которых особо выделены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся, развития иммерсивной модели экологического образования, возможности использования теоретического опыта в развитии представлений о феномене ответственности, накопленного в истории российской гуманитарной мысли.

Ключевые слова: образование, страна, кризис, подход, природа, ответственность, воспитание, представление, подход, требование, наука, общество, правонарушение, ущерб, последствие, парадигма.

STOZHKO Dmitry K.,

PhD (Philosophy), Associate Professor, Department of Creative Management and Humanities, Ural State University of Economics

STOZHKO Konstantin P.,

Dr. Sci. (History), Professor of the Department of Philosophy, Chief Researcher, Institute of Agro-Environmental Problems

and Agricultural Management, Ural State Agrarian University

SHILOVTSEVAndту V,

PhD (History), Associate Professor,

Department of Philosophy, Ural State Agrarian University;

Associate Professor, Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

NEKRASOV Stanislav N,

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy , Chief Researcher Ural State Agrarian University, Professor of the Department of Cultural Studies and Design

Ural Federal University

SINKO Vera N.,

Senior Lecturer,Department of Philosophy, Ural State Agrarian University

EDUCATION OF ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY IN A MODERN

UNIVERSITY

Annotation. Currently, the education system, including higher education, in our country is experiencing a serious crisis caused by growing geopolitical, socio-cultural and macroeconomic turbulence. Against this background, there is a profound transformation of traditional value systems, the entire system of moral education of people, including in the environmental field. The traditional consumer and hedonistic approach to nature, which led to the formation of a "consumer society" (J.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2024

Baudrillard), a "risk society" (U. Beck), in the context of the global environmental crisis, has shown its inconsistency and limitations. Evidence of this is a significant deterioration in the quality of the natural environment during the transition to a new technological order, increasing environmental risks and threats. The society is facing a new epistemological paradigm associated with the need to form a modern ecological culture, an integral element of which is the environmental responsibility of the individual and business.

The study examines an important aspect of the formation of modern environmental responsibility at the university - the education of students' environmental responsibility. Against the background of the prevailing set of theoretical and methodological approaches to understanding the phenomenon of environmental responsibility, the most pressing issues of its development and strengthening are revealed, among which the issues of spiritual and moral education of students, the development of an immersive model of environmental education, the possibility of using theoretical experience in the development of ideas about the phenomenon of responsibility accumulated in the history of Russian humanitarian thought are highlighted.

Key words: education, country, crisis, approach, nature, responsibility, upbringing, representation, approach, requirement, science, society, offense, damage, consequence, paradigm.

Введение

Формирование концепта экологической ответственности в современном вузе связано, прежде всего, с развитием представлений об экологической ответственности бизнеса. Подготовка будущих специалистов для национальной экономики в условиях современного экологического кризиса оказалась перед новыми вызовами, одним из которых стала востребованность экологически грамотных и ответственных специалистов.

Понятие экологической ответственности в самом общем виде определено в Законе «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде», принятой на третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ от 3.12.2009 г., в котором под экологической ответственностью понимается «сознательное отношение хозяйствующего субъекта к нормативно-правовым требованиям охраны окружающей среды на основе понимания им последствий осуществляемой хозяйственной деятельности для окружающей среды и добровольно принятых на себя обязанности и готовности осуществлять превентивные мероприятия по предотвращению ущерба окружающей среде, а также добровольно ликвидировать нанесенный ей вред; обязанность субъекта правоотношений претерпеть неблагоприятные последствия в связи с нанесением им вреда окружающей среде» [7]. В ФЗ № 7 РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. предусмотрены уголовная и административная ответственность за нанесение ущерба ее состоянию [8] , а в Уголовном кодексе РФ -определен перечень конкретных экологических преступлений и санкции по каждому из них (ст. 246 - ст. 262) [14]. Аналогично, и в Административном кодексе РФ перечислены экологические

правонарушения, предусматривающие меры административной ответственности для физических и юридических лиц [6].

На текущий момент в науке сложился определенный паллиатив представлений об экологической ответственности: «экологическая ответственность», «финансово-экологическая ответственность», «эколого-правовая ответственность», «социально-экологическая ответственность», «корпоративная экологическая ответственность», «корпоративная социальная ответственность» и др. Такое многообразие теоретико-методологических подходов к изучению экологической ответственности не только не позволяет сформулировать единое, общепризнанное ее понимание и научное определение, но и ставит ряд серьезных вопросов в области воспитания и образования (чему и как учить, чему и как воспитывать), Думается, не случайным является то обстоятельство, что уровень социальной ответственности бизнеса, в том числе и его экологической ответственности в современном российском обществе остается все еще сравнительно низким. По данным ВЦИОМ, подготовленным для Экологического Форума РСПП в 2023 г., значительная часть современного российского общества (53% в 2022 г. против 49% в 2021 г.) не видит улучшения экологической ситуации в стране [19]. Это в значительной мере, среди всего прочего, связано с состоянием экологического образования. Уже на уровне школьного образования встает «вопрос о том, как написаны учебники», и создается «такое ощущение, что школьнику в голову хотят впихнуть просто все, что достигло человечество к этому времени, и это напрягает» [18, с. 31]. Не говоря уже о вузовском экологическом образовании, в котором довольно много проблемных (узких) мест.

А ведь именно экологическая ответственность является одним из направлений организа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2024

ции хозяйственной деятельности и важным фактором устойчивого развития общества в целом, поскольку способствует сохранению стабильности окружающей среды [12, с. 15].

Материалы и методы

В исследовании использованы диалектический, герменевтический, структурно-функциональный и программно-целевой методы. Объектом исследования является система высшего образования (экологический аспект). Предметом исследования являются вопросы воспитания экологической ответственности студентов в системе современного вузовского образования и ее связь с проблемой устойчивого социально-экономического развития.

Результаты и обсуждение

Известна истина, согласно которой «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» (Т. Рузвельт). Как известно, ценность интеллекта заключается в том, что он обладает способностью к постановке и решению задач, гибкой реакцией на различные ситуации, формулированием и проверкой гипотез, освоением окружающей среды и приобретением навыков быстро и адекватно ориентироваться в ее изменяющихся условиях. Но он ничего не говорит о желании и побудительных мотивах человека быть экологически ответственным, не раскрывает сам механизм формирования такой мотивационный системы в области формирования экологической ответственности студентов. Поэтому закономерно встает вопрос о так называемом «зажигании», «триггере», «первоначальном толчке» (И. Фихте), с помощью которых у человека появляется склонность, а затем и субъектно-осмысленная мотивация и необходимость быть экологически ответственным.

Здесь особую роль играет воспитание личности учащихся на всех ступенях образовательного процесса, начиная с дошкольного, и заканчивая послевузовским образованием. И «кодовым ключом» к этому процессу было и остается именно духовно-нравственное воспитание человека, освоение и усвоение им тех ценностных ориента-ций, всего того аксиологического поля, которые предполагают его существование как духовно -нравственного существа. Это очень важно иметь в виду в контексте специализации, фрагментации и растущей инструментализации современного высшего образования (андрогогика, эвтагогика, хьютагогика. цифровизация, иммерсивное обучение, инклюзивное обучение, компьютерные сети, искусственный интеллект и т. д.). В связи с этим особое значение в процессе формирования эко-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2024

логической ответственности студентов приобретает именно мировоззренческий, социально-философский контент.

Одним из наиболее ярких разработчиков этого контента в области философии образования и воспитания был российский философ И. А. Ильин (1883-1954 гг.), который сформулировал собственное учение о воспитании ответственности. Он отмечал, что все люди делятся на две категории: «одни безответственно ищут в жизни или своего наслаждения, или пользы», другие -«смысл жизни и не успокаиваются на том потоке «ничтожной суеты» и «мелкого сора», в котором тонут столь многие» [4, с. 690]. Рассматривая человека, относящегося ко второй категории, как существо духовное, И. А. Ильин обосновывает мысль о том, что «человек как свободное и зрелое существо, отвечает за свою жизнь, за ее содержание и направление» [4, с. 693].

Формирование ответственности начинается в эмоциональной области, в сфере человеческой психики. Психологи полагают, что поведение человека, а ответственность как раз и есть характеристика такого поведения, представляет собой «явное, видимое, неоспоримое действие - это и есть предмет психологии, а вовсе не память, рассуждения, воля и прочие невидимые процессы» [15, с. 323]. Здесь как раз и скрыта первая причина низкого уровня экологической ответственности современного человека, как, впрочем, и его социальной ответственности в целом. С одной стороны, все усилия в ее формировании оказываются психологически интенциальными, т. е. направленными на видимое поведение личности, когда «невидимой» стороне человеческой деятельности (работе сознания, формированию убеждений, роли воли в осуществлении тех или иных действий) не уделяется должного внимания. С другой стороны, это выглядит диссонансом: психология, в том числе и поведенческая психология, психология личности, социальная психология не преподаются в большинстве вузов нашей страны. Так, в экономических вузах ее преподавание - это крайне редкое явление. А ведь без знания психологии потребителей или психологии управления вряд ли можно рассчитывать на ответственное отношение и тем более ответственное поведение будущего специалиста. В экологической области это оказывается тем более очевидным, что экологические проблемы все в большей степени приобретают глобальный контент, когда и отвечать вроде бы «не перед кем и незачем». Отмечая три главные парадигмы в современном глобальном экологическом развитии - лапласов-ский детерминизм, стохастизм (вероятностную определенность в поведении объектов живой природы) и растущую неопределенность в динамике

поведения таких объектов или хаос, современные исследователи высказывают надежды на развитие системного подхода и системологии в формировании некоей глобальной экологической ответственности [9].

Но стоит заметить, что системный подход и системность могут быть разными. Отсутствие в этой системности «нравственного начала», в качестве которой И. А. Ильин называл «волю к совершенству», ничуть не приблизит нас к глобальной экологической ответственности, как, впрочем, и на региональном или местном уровнях. И причиной этому оказывается развитие личности учащихся вне аксиологического поля духовной культуры, секуляризация их сознания, прагма-тизация морали, нацеленность на гедонизм и голый рационализм, который в своей гипертрофированной форме превращается в элементарный эгоизм. Учение И. А. Ильина о воспитании ответственности и о «духовной личности» в контексте современного глобального экологического кризиса оказывается весьма актуальным. Называя духовностью такое состояние человека, когда «он живет своими главными силами и глубокими слоями, устремляясь к тому, что человек признает высшим и безусловным благом», И. А. Ильин дает четкое определение самому понятию «дух»: дух - это, то, что объективно значительно в душе человека [3, с. 22]. В этом ключе следует рассматривать и вопрос о том «духовном акте», о котором писал И. А. Ильин и который, в своем конечном счете, представляет ее самоопределение, формирование ее социальной, в том числе и экологической ответственности. По сути, «духовный акт» у И. А. Ильина - это совестливый акт, определение собственной ответственности перед собственной совестью. «Не подлежит никакому сомнению, - указывал российский философ, - что требования теоретической совести и вытекающее из них чувство ответственности должны лежать в основании всякого научного творчества как такового» [5, с. 455].

Таким образом, роль духовно-нравственного воспитания в формировании ответственного сознания и ответственного поведения в целом, а экологической ответственности личности, в частности, в системе образования вряд ли могут вызывать какие-либо возражения. Другое дело: как такое воспитание осуществлять в условиях глубинной трансформации существующих на текущее время ценностных систем, в условиях разрастающегося экзистенциального кризиса личности, суть которого состоит в том, что творчество, в том числе и научное, «перестает быть экзистенциальным переживанием, а превращается в постоянный конвейер, участие в котором становится

гарантом стабильной занятости», когда «экзистенциальный творческий поиск становится практически невозможным, так как оказывается подчиненным критериям эффективности, продуктивности и т. д.» [13, с. 147].

Одним из важных ресурсов формирования экологической ответственности учащихся могут служить технологии иммерсивного образования, которое предполагает погружение учащихся в изучаемую ими среду, ее моделирование в конкретных условиях. Создавая такую среду (виртуальную, дополненную, смешанную) участники образовательного процесса добиваются эффекта «непосредственного присутствия» учащихся в конкретной экологической ситуации, активизации их, освоения и усвоения содержания и характера такой среды через «эффект переживания» - чувственно-эмоциональное восприятие конкретного контента. Это позволяет преодолеть фактор отстраненности, «эффект наблюдателя» в обучении, что как раз и способствует усилению его воспитательного потенциала.

В рамках иммерсивного обучения особо стоит отметить значение для формирования экологической ответственности учащихся ролевых экологических (тематических) игр, под которыми понимается определенный метод обучения, имеющий свой (игровой) контекст (игровую зону, время и пространство) [10, с. 83]. Различают ролевые игры живого действия и онлайн ролевые игры [16]. Под «ролью» в психологии понимается «нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает ту или иную социальную позицию». При этом сами роли могут быть инвариантными (множественными). Например, преподаватель может одновременно или поочередно выступать в разных ролях, как тьютор, консультант, модератор, фасилитатор, ментор, тренер и т. д. [11, с. 115]. Аналогичным образом и учащиеся могут выступать в ролевых экологических играх (например, при разборе той или иной ситуации, разработке той или иной стратегии, подготовке экспертных заключений, аналитических справок по системе корпоративной социальной отчетности и др.) поочередно или одновременно в роли научных работников фирмы (исследователей), экспертов, арбитров, аудиторов, консультантов и т. д.

Активизация деятельности студентов в рамках таких игр за счет и посредством исполнения разных ролей не только повышает компетенции в экологической области, но и способствует росту экологической ответственности в каждом конкретном случае (ситуации). Тем самым, личность учащихся оказывается «лицом к лицу» не перед названными ранее парадигмами, обусловлен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2024

ными ролью системологии в постановке и решении экологических задач, а перед совершенно иной парадигмой - определением роли культуры, одним из явлений которой как раз и выступает ответственность. Именно с этой точки зрения феномен ответственности рассматривал не только И. А. Ильин, но и российские философы -экософы и геософы (В. И. Вернадский. П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и др.). Именно культурный контент ответственности в области экологии позволяет сформировать и успешно реализовать в учебной и хозяйственной практике будущих специалистов фундаментальные ее принципы: культ биосферы в противоположность культу техносферы, защиту самого человека (безопасность его существования), принципы устойчивого развития, полиморфизма и т. д. [17, С. 287].

На сегодняшний момент в научной литературе предлагаются разные подходы к построению модели экологической ответственности: индивидуализированные, групповые, корпоративные, глобальные, стандартизированные, сертифицированные, специализированные, креативные, ситуационные и т. д. Далеко не все они в полной мере соответствуют требованиям «зеленой экономики», отражают условия функционирования «циркулярной экономики», а потому должны разрабатываться и усваиваться в вузе с учетом его профиля и специфики. Точно также серьезных инноваций и совершенствования требует система современного экологического образования и экологическая наука в области составления рейтингов экологической ответственности как в отраслевом, так и в региональном разрезе. Но признается как аксиома тот факт, что «уровень экологической ответственности предприятия можно повысить, используя более результативную модель экологической ответственности» [1, с. 88]. Результативность в данном случае не сводится к формированию более благоприятного представления о фирме (предприятии) в экологических рейтингах или о ее растущей капитализированной стоимости, а определяется на основе выбора и активной научной и образовательной практики в контексте ее отношения к уровню и характеру экологической безопасности.

Рассматривая экологическую ответственность в качестве условия устойчивого развития общества, представляется правомерным выделение ее конкретных функций, определяющих ее значение. Сюда относят следующие функции: компенсационную, превентивную, стимулирующую, бюджетную, культурно-просветительскую и др. [12, с. 17]. Определенные разночтения в количестве и содержании функций экологической ответственности бизнеса обусловлены существованием трех основных (базисных) интерпретаций

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2024

самого феномена социально-ответственного бизнеса. Первая из них исходит из того, что социально ответственный бизнес - это прибыльный бизнес и ничего более. Считается, что поскольку фирма удовлетворяет потребности клиентов, то она социально ответственна. Что касается экологического качества ее продуктов, вопрос остается как бы за рамками оценок. Эта интерпретация называется теорией «корпоративного эгоизма». Сторонники второй интерпретации феномена «социально-ответственного бизнеса» считают, что таковым является бизнес, способствующий росту качества жизни. Поскольку в понятие качества жизни включен экологический контент, то эта интерпретация представляется более справедливой. Но вопрос о том, насколько экологический аспект в деятельности того или иного субъекта хозяйства отражен в индексах «качества жизни» или «человеческого счастья», остается открытым. И третья интерпретация феномена социально-ответственного бизнеса связана с его пониманием как теории «разумного эгоизма» [2, с. 51-52]. Смысл этой интерпретации можно пояснить расхожим стереотипом мышления «живи сам и давай жить другим». Но и здесь о гармонии интересов и экологической ответственности говорить не приходится. Тем самым, современное общество действительно стоит на пороге новой гносеологической парадигмы, связанной с новом пониманием экологической ответственности как элемента экологической культуры в условиях новой реальности.

Важным аспектом новой парадигмы - формирования экологической ответственности и экологической культуры является осмысление многомерного характера связи между экологической ответственностью и состоянием окружающей среды, представления о коэволюции природы и общества (Н. В. Тимофеев-Ресовский), ноосферы и развития окружающей среды (В. И. Вернадский), представления о пневматосфере и ее связи с экологией (Т. де Шарден) и др.

Выводы

Воспитание экологической ответственности учащихся в современном вузе требует синтеза системного и духовно-нравственного подходов к постановке и решению данной проблемы, преодолению узких рамок экономического рационализма и гедонизма, пересмотра прежней традиционной идеологемы охраны природы в сторону нового концепта расширенного ее воспроизводства. В этом отношении должно меняться и само экологическое образование, в котором особую роль призваны сыграть иммерсивное обучение и экологические ролевые игры, создающие оптимальные условия для получения «эффекта присутствия» и

повышения экологической активности учащихся, выработки у них необходимых ценностных ориен-таций и экологических убеждений.

В связи с этим существующий компетент-ностный подход к организации высшего образования представляется не самодостаточным в силу отсутствия четко прописанных духовно-нравственных ценностей, которые должны определять экологическое сознание и экологическую психологию будущего специалиста. Поэтому было бы своевременным и весьма полезным принять специальный федеральный закон «Об экологической культуре» (проект которого неоднократно обсуждался экспертным сообществом и даже вносился в Государственную Думу), а также разработать для российских вузов в ближайшие годы специальные тематические карты экологических ролевых игр, в которых стоило бы более последовательно и конкретно прописать принципы, сущность, содержание и функции экологической ответственности как на личностном (субъектном) уровне, так и на уровне востребованной в нынешних условиях модели социально ответственного бизнеса в целом. Включение этих тематических карт в учебные планы и рабочие (профессиональные) программы могло бы стать новым этапом в развитии экологического образования в системе российской высшей школы.

Список литературы:

[1] Александрова Т. В., Воеводкин Н. Ю. Обоснование модели корпоративной экологической ответственности нефтегазовых предприятий для этапа перехода к «зеленой» экономике // Вестник Омского государственного университета. 2019. № 2. С. 83 - 98.

[2] Данилова О. В. Сущность и функции социально ответственного бизнеса в рыночной экономике // Финансы и кредит. 2005. № 25 (193). С. 51 - 54.

[3] Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 1996. Т. 1. 401 с.8.

[4] Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: ЭКС-МО-ПРЕСС, 1998. 912 с.

[5] Ильин И. А. Философия как духовное делание / Русская философия. Конец XIX - начало XX века. Антология. СПб.: Изд-во С. Петербургского государственного университета. 1993. С. 452 - 467.

[6] Кодекс Российской Федерации об административно-правовых правонарушениях. ФЗ № 195 от 30.12.2001. (ред. от 25. 12. 2023). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

[7] Модельный Закон «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и

ликвидации вреда окружающей среде». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/902351384

[8] Об охране окружающей среды. ФЗ РФ № 7 от 10. 01. 2002 (ред. от 25.12.2023). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/ doc/FZ-ob-ohrane-okruzhajuwej-sredy/

[9] Розенберг Г. С., Филатова О. Е. Три парадигмы изучения мира (взгляд экологов) // Принципы экологии. 2022. № 2. С. 4 - 14.

[10] Сайидова С. Е. Ролевые игры как метод обучения // Достижения науки и образования. 2017. № 4 (17). С. 82 - 83.

[11] Сергеева О. В. Межличностные ролевые позиции преподавателя вуза // Вестник Вятского государственного университета. Серия: Философия, педагогика, психология. 2018. № 3. С. 113 -120.

[12] Скараник С. С. Экологическая ответственность в современной практике корпоративного управления российских компаний // Экономика строительства и природопользования. 2020. № 2. С. 15 - 23.

[13] Слюсарев В. В., Хусяинов Т. М. Цифровая революция и экзистенциальный кризис личности // Век глобализации. Исследования современных глобальных процессов.2018. № 4. С.145 -151.

[14] Уголовный Кодекс Российской Федерации. ФЗ № № 63 от 13.06.1996 (ред. от 12.042. 2024). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/

[15] Хант М. История психологии. М.: АСТ, 2009. 863 с.

[16] Цыганкова П. В. Ролевые игры живого действия и ролевые онлайн игры: психологические функции в современном социокультурном пространстве // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. 2020. № 3. С. 459 - 474.

[17] Шиловцев А.В. К вопросу о состоянии системы социально-гуманитарного образования в контексте стратегии национальной безопасности российской федерации (2010-2020 годы) // Образование и право. 2020. № 9. С. 286-289.

[18] Экологическая повестка как стратегический ориентир российской экономики и общества. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xnp1ai/upload/ EcologyZDoklad_Ecology_16.01.2023.pdf

[19] Экологическая ситуация в России: мониторинг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-ob-zor/ehkologicheskaja-situacija-v-rossN-monitor-тд-20230309.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2024

Spisok literatury:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Aleksandrova T. V., Voevodkin N. YU. Obos-novanie modeli korporativnoj ekologicheskoj otvetst-vennosti neftegazovyh predpriyatij dlya etapa perek-hoda k «zelenoj» ekonomike // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 2. S. 83 -98.

[2] Danilova O. V. Sushchnost' i funkcii social'no otvetstvennogo biznesa v rynochnoj ekonomike // Finansy i kredit. 2005. № 25 (193). S. 51 - 54.

[3] Il'in I. A. Put' duhovnogo obnovleniya // Il'in I. A. Sobranie sochinenij. M.: Russkaya kniga, 1996. T. 1. 401 s.8.

[4] Il'in I. A. Put' k ochevidnosti. M.: EKSMO-PRESS, 1998. 912 s.

[5] Il'in I. A. Filosofiya kak duhovnoe delanie / Russkaya filosofiya. Konec HIH - nachalo HKH veka. Antologiya. SPb.: Izd-vo S. Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 1993. S. 452 - 467.

[6] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivno-pravovyh pravonarusheniyah. FZ № 195 ot 30.12.2001. (red. ot 25. 12. 2023). - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34661/

[7] Model'nyj Zakon «Ob ekologicheskoj otvet-stvennosti v otnoshenii preduprezhdeniya i likvidacii vreda okruzhayushchej srede». - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/docu-ment/902351384

[8] Ob ohrane okruzhayushchej sredy. FZ RF № 7 ot 10. 01. 2002 (red. ot 25.12.2023). - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/ doc/FZ-ob-ohrane-okruzhajuwej-sredy/

[9] Rozenberg G. S., Filatova O. E. Tri para-digmy izucheniya mira (vzglyad ekologov) // Principy ekologii. 2022. № 2. S. 4 - 14.

[10] Sajidova S. E. Rolevye igry kak metod obu-cheniya // Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2017. № 4 (17). S. 82 - 83.

[11] Sergeeva O. V. Mezhlichnostnye rolevye pozicii prepodavatelya vuza // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya, pedagogika, psihologiya. 2018. № 3. S. 113 - 120.

[12] Skaranik S. S. Ekologicheskaya otvetst-vennost' v sovremennoj praktike korporativnogo upravleniya rossijskih kompanij // Ekonomika stroi-tel'stva i prirodopol'zovaniya. 2020. № 2. S. 15 - 23.

[13] Slyusarev V. V., Husyainov T. M. Cifrovaya revolyuciya i ekzistencial'nyj krizis lichnosti // Vek glo-balizacii. Issledovaniya sovremennyh global'nyh pro-cessov.2018. № 4. S.145 - 151.

[14] Ugolovnyj Kodeks Rossijskoj Federacii. FZ № № 63 ot 13.06.1996 (red. ot 12.042. 2024). - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

[15] Hant M. Istoriya psihologii. M.: AST, 2009. 863 s.

[16] Cygankova P. V. Rolevye igry zhivogo dejstviya i rolevye onlajn igry: psihologicheskie funkcii v sovremennom sociokul'turnom prostranstve // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2020. № 3. S. 459 - 474.

[17] SHilovcev A.V. K voprosu o sostoyanii sis-temy social'no-gumanitarnogo obrazovaniya v kon-tekste strategii nacional'noj bezopasnosti rossijskoj federacii (2010-2020 gody) // Obrazovanie i pravo. 2020. № 9. S. 286-289.

[18] Ekologicheskaya povestka kak strategich-eskij orientir rossijskoj ekonomiki i obshchestva. -[Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xnp1ai/upload/ Ecology/Doklad_Ecology_16.01.2023.pdf

[19] Ekologicheskaya situaciya v Rossii: monitoring. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-ob-zor/ehkologicheskaja-situacija-v-rossii-monitor-ing-20230309.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.