Научная статья на тему 'Воспитание экологической культуры у учащихся в условиях летнего экологического лагеря'

Воспитание экологической культуры у учащихся в условиях летнего экологического лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2974
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЕТНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронов Р. П., Товарищева Ф. Д.

В статье показана роль летнего экологического лагеря как важного компонента системы дополнительного экологического образования в формировании экологической культуры и воспитании личности; представлена деятельность лагеря, в частности организация и проведение учебно-исследовательской работы учащихся и схема этапов ее проведения в летнем экологическом лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание экологической культуры у учащихся в условиях летнего экологического лагеря»

УДК 373.1.02:372.8

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

© 2014 Р. П. Софронов1, Ф. Д. Товарищева2

1канд. пед. наук,

доцент каф. методики преподавания биологии, химии и географии e-mail: vorovul@yandex. ru 2канд. пед. наук, доцент каф. педагогики

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

В статье показана роль летнего экологического лагеря как важного компонента системы дополнительного экологического образования в формировании экологической культуры и воспитании личности; представлена деятельность лагеря, в частности организация и проведение учебно-исследовательской работы учащихся и схема этапов ее проведения в летнем экологическом лагере.

Ключевые слова: экологическая культура, летний экологический лагерь, учебноисследовательская работа учащихся, дополнительное экологическое образование.

На современном этапе все социальные процессы, в том числе воспитание личности, находятся под влиянием экологической тенденций, которая, на наш взгляд, предполагает формирование и развитие общечеловеческой культуры личности. Этой сфере воспитания необходимо уделять особое внимание, поскольку на современном этапе развития общества все более усиливается негативное влияние результатов человеческой деятельности на природу, что весьма остро ставит вопрос не только о здоровье людей, но и о возможности дальнейшего существования всего человечества [Голубев, Битинас 1989].

В этой связи отметим, что в настоящее время в школьной практике приобретает значимость дополнительное (непрерывное) образование. Как отмечают И.А. Зимняя, И.И. Рожков и др., дополнительное образование формирует особую образовательную среду и атмосферу заинтересованности, взаимозаботы, творчества [Рожков 1995]. В теории дополнительного образования понятие воспитание в учреждениях дополнительного образования рассматривается как педагогически целесообразно организованная сфера жизнедеятельности ребенка, обеспечивающая ему конструктивное личностное развитие и творческое, культурное и профессиональное самоопределение [Боровиков 1999]. Данное определение позволяет рассмотреть основные дидактические положения дополнительного образования. Н.А. Морозова выделяет следующие основные принципы построения воспитательной среды в учреждения дополнительного образования [Морозова 1995]: принцип дополнительности, заключающийся в непрерывном предоставлении личности возможности дополнения, расширения и обогащения своего воспитательного потенциала, удовлетворения личностных воспитательных потребностей, поступательного движения личности в воспитательной среде не столько средствами базового, сколько средствами дополнительного образования; принцип непрерывности, заключающийся а непрерывном воспитании, формировании позитивных особенностей личности человека, ее обогащении общечеловеческими и национальными ценностями, личностном росте; принцип системности, позволяющий рассматривать воспитательную среду дополнительного образования в системе всех ее элементов, цели, системообрузующей непрерывного творческого развития человека.

Таким образом, экологическое воспитание учащихся должно быть системным, осуществляться не только на уроках, но и во внеурочное время.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Экологическое воспитание прежде всего связано с формированием у учащихся экологического знания, включающего совокупность взглядов и идей о проблемах оптимального соотношения взаимодействия общества и природы в соответствии с конкретными жизненными потребностями людей и возможностями природы. Воспитание в этой сфере нацелено также на формирование экологической культуры. Развитие экологической культуры начинается с раннего школьного возраста. Система экологического воспитания школьников включает и «внеурочное» школьное дополнительное образование. Несомненный интерес представляет непрерывная практическая внеурочная (дополнительная) деятельность учащихся. Значимость летнего экологического лагеря в системе экологического воспитания очевидна. Особое значение в разработке программ по воспитанию экологической культуры у учащихся сельских общеобразовательной школы имеет реализация идей В.И. Вернадского, которые мы рассматриваем как необходимое требование, предъявляемое каждому, кто хочет овладеть современной культурой. Экологическая культура требует новых направлений, новой морали. Нравственный и экологический императивы - неразделимое понятие. Поэтому данная проблема связана с абсолютной ценностью человека как части Природы.

В деятельности летнего экологического лагеря определяющим компонентом и основой гуманного отношения к природе и к жизни в целом становятся организация и проведение учебно-исследовательской работы учащихся. Исходя из современных требований модернизации образования, экологического образования и реализации идеи В.И. Вернадского, мы разработали схему этапов проведения учебно-исследовательской работы, учащихся в летнем экологическом лагере.

Предлагаемая нами схема содержит четыре взаимосвязанных блока: подготовительный, обучающий, исследовательский, практико-просветительский. Каждый блок содержит ряд действий, направленных на достижение цели учебно-исследовательской работы учащихся, происходящих в определенном порядке и находящихся во взаимной связи. Блоки состоят из нескольких этапов. Этап - это конкретная деятельность учащихся, направленная на реализацию учебно-исследовательской работы учащихся.

Выбор темы УИР учащихся

f элок I Подготовительный

Е

Определение Цели и задач УИР учащихся

Координационная работа .Научно-методического совета ла: 'еря (планирование, рук-во )

Блок II Обучающий

Комплексная естественнонаучная подготовка уч-я (развитие и углубление естественнонаучных знаний)

Конкретизация объектов исследования

Учебно-исследовательская работа (развитие ИУ и навыков)

Учебная экологическая тропа (изучение объектов и явлений % рироды, способов рационального природопользования)

Блок III Исследовательский -I-

Выбор методов и средств УИР учащихся

Блок IV Практико-просветительский

Проведение учебных исследований (изучение флоры и фауны, эды, почвы и т.д.; сбор матери-aia; обработка и обсуждение ре-з; гльтатов исследования)

1 1 1 ■——

Разработка рекомендаций по результатам УИР ^ Природоохранная деятельность -► I1росветительская деятельность Летние экологичес- ► кие чтения

Схема этапов проведения учебно-исследовательской работы учащихся, в летнем экологическом лагере

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Софронов Р. П., Товарищева Ф. Д. Воспитание экологической культуры у учащихся

в условиях летнего экологического лагеря

Блок 1. Подготовительный

Эффективность учебно-исследовательской работы учащихся в летнем экологическом лагере во многом зависит от правильности ее организации. Если лагерь организуется впервые, то организаторы (директор школы, учитель биологии, химии и географии) предварительно выезжают на место его расположения, с тем чтобы ознакомиться с физико-географическими условиями местности. Это поможет им заранее определить характер и содержание предполагаемой учебно-исследовательской работы, наметить и подготовить соответствующее оборудование и материалы, подобрать научную и научно-популярную литературу по темам исследования учащихся. На следующий день после торжественного открытия лагеря проводится общее собрание, где обсуждается план деятельности учащихся в течение сезона. На этом же собрании уточняется план проведения основных теоретических занятий, экскурсий и тематики индивидуальной учебно-исследовательской работы учащихся.

Выбор темы исследования является наиболее сложным этапом. Здесь все определяется специализацией, кругозором и компетенцией учителя. Основное требование к учебно-исследовательской работе учащихся летнего экологического лагеря - актуальность, новизна и практическая значимость результатов, логическая завершенность работы. При выборе темы учебно-исследовательской работы нами учитывались следующие критерии: заинтересованность участников учебно-

исследовательской работы и их руководителей в данной экологической проблеме села или региона; возможность полного или частичного решения экологической проблемы местности.

Очень много внимания уделялось сохранению природы родного края. Так, уникальность аласной экосистемы Таттинского улуса Якутии как объект исследования, многообразие озер, животного и растительного мира дали прекрасную возможность познакомить детей с указанными объектами. Флора и фауна аласов данного улуса характеризуется многообразием и значительным количеством редких и исчезающих форм. Существующая угроза нарушения аласных экосистем улуса в связи с частой засухой и антропогенной нагрузкой усиливают социальную значимость его изучения и борьбы за его сохранение.

Определение цели и задач учебно-исследовательской работы

Под целью учебно-исследовательской работы учащихся в условиях летнего экологического лагеря мы понимаем формирование активной жизненной позиции, базирующейся на системных знаниях по биологии, экологии, исследовательских умениях и навыках по оздоровлению окружающей среды через участие в учебных исследованиях по комплексному изучению аласной экосистемы в окрестностях летнего лагеря. Достижение цели учебно-исследовательской работы обеспечивается комплексным решением образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Образовательные задачи: изучение особенностей методов полевых

исследований, наблюдения, эксперимента, количественного учета живых существ; изучение видов и характера загрязнения компонентов природной среды. Воспитательные задачи: формирование у школьников в условиях летнего

экологического лагеря активной жизненной позиции и ответственного отношения к окружающей среде, экологически грамотного поведения; пропаганда среди населения экологически грамотной деятельности, связанной с загрязнением среды. Развивающие задачи: развитие умений по оценке экологического состояния аласной экосистемы, сбору и обработке материалов исследования, оценке результатов учебноисследовательской работы; выработка рекомендаций и предложений по результатам исследования и пропагандистской деятельности среди школьников и населения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Координационная работа научно-методического совета лагеря (далее НМС)

Для выполнения учащимися четко сформулированной, продуманной учебноисследовательской работы в условиях летнего экологического лагеря необходима научно-методическая помощь, которую осуществляет НМС лагеря. В состав его входят учителя естественно-научных дисциплин, сотрудники кафедры методики преподавания биологии, химии и экологии института естественных наук (ИЕН) Северо-Восточного федерального университета имени М,К. Аммосова (СВФУ).

НМС экологического лагеря утверждает темы учебно-исследовательской работы учащихся. На утверждении тем каждый участник экологического лагеря обосновывает актуальность своей учебно-исследовательской работы; показывает правильность постановки цели и задачи исследования; демонстрирует овладение методикой исследования и содержанием работы. В свою очередь, научно-методический совет корректирует формулировку темы учебно-исследовательской работы, консультирует выполнение работ. Итоговым документом работы научно-методического совета является принятие постановления об утверждении учебно-исследовательских тем учащихся.

Блок II. Обучающий

Комплексная естественно-научная подготовка участников лагеря

Одним из направлений работы летнего экологического лагеря является комплексная естественнонаучная подготовка учащихся с основами экологии. В данном направлении обучение включает теоретическую и практическую межпредметную подготовку учащихся по биологии, химии и географии, где особое внимание уделяется местным и региональным экологическим проблемам. В условиях летнего экологического лагеря теоретический материал, изучаемый на занятиях, получает дальнейшее расширение в ходе экскурсий на местности и углубление при выполнении индивидуальной учебно-исследовательской работы учащихся.

Учебно-исследовательская работа учащихся

В нашем исследовании целью учебно-исследовательской работы учащихся в условиях летнего экологического лагеря является не столько получение собственных результатов исследования, сколько приобретение основных представлений о методике и методах исследования, о том, как ставить цель и задачи исследования, как правильно выбрать место и объект исследования, описать наблюдаемый объект, как провести анализ результатов исследования, обеспечить получение надежных результатов, подвести итог учебно-исследовательской работы, оформить отчет, выступить с докладом на конференции.

Учебная экологическая тропа

Во время занятий на учебной экологической тропе учащиеся приобретают знания и умения, необходимые им для работ по созданию и изучению нового пикета. Для закрепления навыков по описанию растительности проводятся пробные описания различных растительных сообществ. Таким образом, одним из условий, способствующих развитию знаний и исследовательских умений, навыков, учащихся в летнем лагере служит организация и проведение учебно-исследовательской работы на экологической тропе.

Блок III. Исследовательский

Конкретизация объектов исследования

Конкретизация объектов исследования учащихся основывается на следующих принципах: личностная значимость объекта исследования; заданность программы исследований; прикладной характер темы исследования; доступность объекта; ландшафтная ценность местности; явно выраженное проявление негативного воздействия на окружающую среду. При выборе объекта исследования мы

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Софронов Р. П., Товарищева Ф. Д. Воспитание экологической культуры у учащихся

в условиях летнего экологического лагеря

рассматривали следующие показатели: увеличение антропогенной нагрузки на аласную экосистему; гибель хвойных деревьев, пораженных сибирским шелкопрядом и чехольницей лиственничной; исчезновение муравейников; зацветание озер аласов; засоленность почв аласов; мерзлотные процессы аласов; миграция позвоночных животных.

Выбор методов и средств исследований

Выбор методов и средств исследований во время выполнения учебноисследовательской работы учащихся зависит не столько от того, какие параметры окружающей среды необходимо исследовать, сколько от цели исследований и особенностей темы исследования. Методы полевых исследований И.Н. Пономарева и В. А. Радкевич подразделяют на маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные [Пономарева 1996; Радкевич 1983]. Из указанных методов в учебно-исследовательской работе в условиях летнего экологического лагеря учащихся используются маршрутные и описательные методы.

В учебно-исследовательской работе учащимися экологического лагеря использовался в основном маршрутный метод полевых исследований. Так, в процессе выполнения исследований были применены следующие приемы маршрутного метода: прямое самостоятельное наблюдение за биологическим объектом (выявление видового состава птиц и определение плотности заселения гнездовий), описание объекта (геоботаническое описание участков), количественные измерения (подсчет птиц на контрольных и опытных участках), оценка влияния антропогенного фактора на количество птиц в исследуемом участке, составление карты-схемы экспериментального участка.

Среди средств обеспечения исследований, которые использовали участники учебно-исследовательской работы в условиях летнего экологического лагеря, можно выделить следующие: приборы визуального наблюдения и измерения (микроскопы, лупы, бинокли); химические реактивы, индикаторы и материалы; фильтры бумажные; лабораторная посуда; оборудование для сбора беспозвоночных (пинцеты, морилки, сачки, планктонная сеть, почвенные ловушки, экскурсионная сумка); оборудование для транспортировки беспозвоночных (энтомологические конверты и др.); оборудование для содержания беспозвоночных (аквариумы, садки и др.); оборудование для лабораторной обработки беспозвоночных (энтомологические матрасики, коробки, булавки, расправилки, жидкости для хранения беспозвоночных) и другие.

Блок VI. Практико-просветительский

Разработка рекомендаций по результатам исследования

Для того чтобы результаты, полученные в процессе выполнения учебноисследовательской работы в условиях летнего экологического лагеря, использовались с большей эффективностью и оказали влияние на формирование местной экологической политики, участниками учебно-исследовательской работы на основе своих материалов были разработаны рекомендации по улучшению экологической ситуации той местности, в которой проведены учебные исследования. Рекомендации, связанные с решением проблемы питьевой воды, разрабатывались по следующим направлениям: просветительская работа со школьниками и населением; практические природоохранные мероприятия; привлечение специалистов управления охраны природы, органов местного самоуправления к решению проблемы загрязнения окружающей среды местности; экологический мониторинг силами участников учебно-исследовательской деятельности.

Просветительская деятельность

По возвращении из летнего экологического лагеря все его участники ведут активную просветительскую работу как среди своих сверстников, так и среди местных жителей. Так, ежегодно в начале учебного года участниками летнего лагеря

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

организуется внутришкольная экологическая конференция. На этой конференции учащиеся выступают с сообщениями по результатам своих исследований и зачитывают свои рекомендации. Следующим этапом просветительской деятельности участников лагеря является выпуск информационных бюллетеней и фоторепортажей, отражающих процесс выполнения и результаты учебно-исследовательской работы учащихся в условиях летнего экологического лагеря. Преимуществами учебно-исследовательской работы в экологическом лагере являются массовость, привлечение внимания к наиболее острым экологическим проблемам местности всех заинтересованных специалистов администрации наслега и улусного управления охраны природы. Заключительным этапом просветительской деятельности участников летнего экологического лагеря является организация круглого стола с представителями администрации села, со специалистами управления охраны природы улуса Якутии по результатам проведенных учебных исследований.

Природоохранная деятельность учащихся

В работе летнего экологического лагеря ежегодно принимают участие студенты старших курсов кафедры методики преподавания биологии, химии и географии ИЕН СВФУ. Они являются также руководителями кружков по охране природы.

В экологическом лагере природоохранная деятельность учащихся включает мероприятия, при проведении которых используются наглядные средства: информационный бюллетень, плакаты и стенгазеты. Конкурсы плакатов и стенгазет по природоохранной тематике проводятся в лагере систематически и планомерно. Следует отметить также тематические выставки. Они обладают большой познавательной и воспитательной силой. Юные экологи делают репродукции картин, посвященных природе. По плану воспитательной работы лагеря проводятся вечера инсценированных песен и танцев о природе. Организуются познавательно-развлекательные мероприятия с экологическим содержанием. Одним из выразительных показателей экологической культуры учащихся является реальная практическая деятельность. В условиях летнего экологического лагеря весьма полезным и доступным материалом для этого является работа с лекарственными растениями, так как Республика Саха располагает огромными запасами дикорастущих лекарственных растений. Выявление и сбор лекарственных растений начинается с подготовительной работы по изучению видового состава и особенностей его биологии, ознакомлению школьников с правилами сбора, заготовки, сушки этих растений. Как показывает практика, эту работу в летнем экологическом лагере на достаточно высоком уровне могут организовать студенты-биологи старших курсов ИЕН СВФУ.

Подведение итогов, летние экологические чтения

Чрезвычайно сложный и ответственный этап в любой работе - подведение итогов и оценка ее результатов. Результаты учебно-исследовательской работы учащихся подводятся на научной конференции «Летние экологические чтения», где учащиеся выступают с докладами по теме исследования перед школьниками, учителями, родителями, администрацией села и др. Доклады сопровождаются таблицами, картами-схемами, гербариями и другими демонстрационными

материалами. Участники летнего экологического лагеря составляют доклад в письменной форме, оформляют стенд, что приучает доводить дело до логического результата, четко излагать мысли, адекватно оценивать себя.

В ходе всего этого школьники осваивают все стадии учебно-исследовательского процесса: постановка задач и выбор метода, сбор и обработка данных, анализ и обсуждение полученных результатов. В обсуждении докладов участвуют не только ученые, учителя, студенты, школьники, но и родители, и администрация села. На

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Софронов Р. П., Товарищева Ф. Д. Воспитание экологической культуры у учащихся

в условиях летнего экологического лагеря

«летних экологических чтениях» члены экспертной группы выбирают лучшие доклады и рекомендуют их авторов для участия в конференциях разных уровней.

Таким образом, подводя итоги рассмотрения проблемы воспитания экологической культуры учащихся в условиях летнего экологического лагеря, необходимо подчеркнуть особую значимость в применении качественно новых подходов к решению проблем воспитания и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации школьников.

Библиографический список

Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. Новосибирск, 1999.

Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика. 1989.

Морозова Н.А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России. М.: МГУП, 2001.

Рожков М.И. Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области. Ярославль, 1995.

Пономарева И.Н. Полевая практика по экологии // Непрерывное педагогическое образование. СПб., 1996. С. 60

Радкевич В.А. экология: краткий курс: учеб. для биологических специальностей пед. институтов. Мн.: Высш. школа, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.