ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
SPIRITUALITY EDUCATION AS AN ONTOLOGICAL PROBLEM
P.A. Косолапое, T.B. Косолапова
R.A. Kosolapov, T.V. Kosolapova
Природа духовности, творение, создание, православная теология, Святой Дух, религиозное воспитание. В статье рассматривается процесс воспитания с точки зрения онтологии. Через антропологический анализ в контексте православного богословия раскрываются сущность феномена «духовность» и его онтологическое содержание. Современные исследования по духовному воспитанию учащихся показывают, что понимание этой проблемы в светском и религиозном аспектах во многом схоже. Однако разное понимание источника духовного в человеке ведет к различному толкованию смысла человеческой жизни и воспитания человека.
Nature of spirituality, creation, development, orthodox theology, the Holy Spirit, religious upbringing. The article deals with the process of education from the ontological point of view. The essence of the phenomenon of spirituality and its ontological content are revealed through the anthropological analysis in the context of orthodox theology. The current research on the spiritual education of pupils show that the awareness ofthe problem in the secular and the religious aspects is much like each other. However, a different understanding of the source of the spiritual in man leads to a different interpretation of the meaning of human life and human education.
Главной целью этого исследования является рассмотрение процесса воспитания с точки зрения онтологии. За базовое понятие возьмем феномен «духовность» и обоснуем его онтологическое содержание.
Широкое распространение изучение феномена «духовность» получило в 90-е годы, и до сих пор продолжается его активное исследование. В настоящее время, когда низвергаются или подлежат трансформации многие смысложиз-ненные ориентиры, особо значимой является проблема воспитания духовности.
В современных исследованиях рассматриваемый аспект духовности изучался следующими учеными: Л.А. Коневских [Коневских, 2008] (духовность как атрибут человеческой сущности, реализующийся в культурном пространстве), С.Е. Хомутцов [Хомутцов, 2009] (духовность как неотъемлемая составляющая культуры человечества), H.A. Канапацкий [Канапацкий, 2009] (анализ истинности человеческой духовности в ее онтологическом аспекте), С.И. Бокачев [Бока-чев, 2006] (сущность духовного и его осуществление на уровне жизнедеятельности личности),
B.О. Волкова [Волкова, 2006] (духовно-прак-тическая компетенция субъекта), Е.А. Бурцева | Бурцева, 2007] (экзистенциально-феноменоло-гический подход проблемы духовного бытия),
C.Б. Токарева [Токарева, 2005] (религиозное восприятие сущности духовности как идеальное учение о духовном самосовершенствовании человека).
Проведенный краткий анализ позволяет заключить, что, несмотря на разноплановые исследования одной и той же проблемы, тем не менее в большинстве рассмотренных научных работ прослеживается общая идея: духовность рассматривается как источник ценностно-смыслового наполнения жизни как отдельно взятой личности, так и целого общества. Следовательно, духовность - это категория, выступающая в качестве изначальной и сущностной природы человека. А так как в человеке духовное доминирует над вещественным, то характеристика человека как существа духовного более фундаментальна по сравнению с его другими характеристиками. В таком онтологическом качестве при сопоставлении с материальной реаль-
<
m
Щ
$9
I %
tí и
о
ь
к к
W m н
сJ
Рч < ^
о ^ О о
о Q
$ W
н S о
Рч W
0 §
к
1
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н и
щ
PQ
ностью духовность оказывается «первичной» в том смысле, что именно она для человека более значима и весома, чем эмпирическое бытие [Ка-напацкий, 2009, с. 17].
Рассмотрим понимание онтологического содержания феномена «духовность» в религиозном контексте. В связи с тем что духовность не существует в абстрактном виде, а реализуется через конкретного носителя - человека, в православном богословии сначала делается антропологический анализ, что позволяет раскрыть сущность этого феномена.
Для христианской теологии характерно представление о человеке как личности, воплощающей в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную духовностью. Подтверждение этого мы находим в Библии, христианском первоисточнике, где описана деятельность Бога по устройству земного мира. Эта деятельность представлена в двух различных терминах: творение и создание. Акт создания используется тогда, когда из уже имеющегося (сотворенного) формируется, производится новый образ. Так в третий день творения «и сказал Бог: да произведет земля зелень, траву... дерево... и стало так» (Быт.: 1.11). В пятый: «...да произведет вода пресмыкающихся...» (Быт.: 1.20). В шестой: « ...да произведет земля душу живую по роду ее...» (Быт.: 1.24). Акт творения используется для возникновения принципиально новой сущности, ранее не существовавшей, при этом абсолютно из ничего. Акт творения упоминается в Библии три раза - сотворение неба и земли в первый день творения мира: «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт.: 1.1), в шестой день творения - сотворение различных животных «души живой» (Быт.: 1.24) и сотворение человека. При этом сотворение человека происходит как исключительный Божественный акт. Весь мир творится в течение пяти библейских дней простым и последовательным произнесением Богом необходимых повелений: «И сказал Бог...». Перед сотворением человека происходит некоторое совещание между лицами Пресвятой Троицы: «... сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владыче-
ствуют они... по земле» (Быт.: 1.26). Далее Бог принимает непосредственное личное участие: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.: 2.7), фактически «своими руками» творит человека, и сверх того, создав тело, дает ему дыхание жизни, только после чего человек становится Человеком.
Таким образом, Библия говорит нам о том, что человек имеет сложный состав: тело имеет земное происхождение, а Дух, оживотворивший тело и сделавший его Человеком, происходит от Бога. И если с земным происхождением тела все понятно, то за разъяснением духовной составляющей человека обратимся к святым отцам (христианские мыслители, которые преуспели в осмыслении и толковании Священного Писания и явили безупречную жизнь). Свое понимание значения данного для оживотворения человека Духа они основывают на двух терминах, использованных при создании человека: образ и подобие. Образ - это данные (при сотворении) Адаму различные способности, отличающие его от неразумной твари и сближающие его с Богом (свобода, разумность, творчество и т.д.). Святители Григорий Богослов и Иоанн Дамаскин называли образом душу человека, высказывая мысль, что образ Божий составляет саму природу души человеческой. Подобие - цель человеческого существования, которая достигается усилием собственной воли в добродетельной жизни - бого-уподобление.
Это значит, что сточки зрения православного вероучения источником духовности является действие Духа, данного человеку Творцом для богоподобия, и, следовательно, духовность человека определяется степенью приближения его к Божиему образу и подобию. Как пишет профессор Глеб Каледа, «разговоры о духовности, по меньшей мере, беспредметны, если не признается существование Духа Божия, Духа Святого, вдунутого Творцом в человека» [Каледа, 1998, с. 34].
Соответственно, высший смысл бытия человека состоит в стяжании благодати Духа Святого, которая призывает человека к самоуглубле-
нию и развитию духовных даровании, возвышению личности над самим собой в стремлении к Абсолюту (Богу) в процессе саморазвития и самосовершенствования.
Современные исследователи тоже обращают внимание на онтологическое содержание феномена «духовность». Так, С.П. Штумпф пишет, что «дух, будучи проводником между идеальным цельным Абсолютом (должным) и личностным пространством индивида (сущим), задает глубинные основы человеческого бытия, выражает внутреннюю наполненность духовности» [Штумпф, 2014, с. 178-179]. В работе C.B. Коваленко и Л.К. Ермолаевой утверждается, что «дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "человечности" как универсальной всеобщности, объединяющей идеальное и реальное бытие человека»[Коваленко, Ермолаева, 2008, с. 67].
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что онтологическое содержание духовности человека заключается в стремлении к соответствию образу и подобию Божию, это постоянный поиск личной связи с совершенством идеала.
Но направленность нашего исследования предполагает рассмотрение особенностей феномена «духовность» не только в философском аспекте, который связан преимущественно с ответом на вопрос «Что?», но в большей степени в педагогической науке, которая более всего занята решением проблемы «Как?».
Педагогические исследования конкретизируют научное представление понятия «духовность ученика», раскрывают содержание и способы воспитания духовности в деятельности учреждений образования: И.В. Метлик [Метлик, 2012], Е.Л. Завгородняя [Завгородняя, 2015], В.В. Игнатова [Игнатова, 2010], C.B. Пашков [Пашков, 2010], С.П. Акутина [Акутина, 2010], Е.В. Михай-лик [Михайлик, 2006], O.A. Воронова [Воронова, 2006], O.A. Смагина [Смагина, 2005].
В исследованиях православных педагогов акцент делается на понимании феномена «духовность» в религиозном контексте: С.Ю. Дивно-горцева [Дивногорцева, 2010], игумен Киприан
Ященко [Киприан (Ященко), 2012], Т.И. Склярова [Склярова, 2006], архимандрит Георгий Шестун [Шестун, 2002], A.B. Кураев [Кураев, 2003], протоиерей Борис Ничипоров [Ничипоров, 1994].
Краткий анализ современных исследований по духовному воспитанию учащихся показывает, что понимание этой проблемы в светском и религиозном аспектах во многом схоже, поскольку основным предметом внимания являются особенности внутреннего мира человека, его самосознание, пути восхождения к духовным вершинам бытия. Однако разное понимание источника духовного в человеке ведет к различному толкованию смысла человеческой жизни и разным путям его достижения, а значит, и воспитания человека.
Обратимся к этимологии слова «воспитание». В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», но существенно отличается от него по смыслу. Приставка вое- придает смыслу направленность вверх, к горним высотам, к миру духовному. Таким образом, питание есть насыщение тела земным, а воспитание есть насыщение духовным. Исходя из такого понимания процесса воспитания и соотнося его с феноменом «духовность», цель воспитания духовности определяется как онтологическая проблема, которая ориентирует человека в его смысложизненном определении и пробуждает в нем стремление к восстановлению своего первообразного состояния (быть с Богом).
В этой глубинной интуиции обретения человеком смысла бытия и заключается значение религиозного компонента в воспитании. Ведь созданный по Божьему образу и подобию человек все силы своей души устремляет на выявление этого образа, но ни в чем материальном и вещественном он не находит удовлетворения, так как неосознанно жаждет и ищет возвращения к своему небесному Отечеству. Это значит, что для религиозного воспитания характерны видение ценности высшего смысла бытия человека в «стяжании Духа Святого», возвышение личности над самой собой в стремлении к Абсолюту (Богу) в процессе саморазвития и самосовершенствования, в отличие от современного свет-
<С
Î
ч
с m
о
ь
X
Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о ^ h О Й
Е* W H
s о
Рч
w
0
1
X %
«
«
о w
V
s
ь
l-ч
<с n w с
« s
X
H
и
W M
ского представления, где важнейшим моментом является самореализация личности в процессе ее жизнедеятельности. Общим здесь является направленность личности на саморазвитие и самосовершенствование, а особенным - смысловое значение данных процессов. В первом случае - служение Творцу (Богу) и другим людям, в другом - служение себе.
В.В. Знаков обращает наше внимание на то, что наука ищет порождение духовности в человеке, а религия - в Божественном откровении [Знаков, 1998, с.105]. В этом контексте следует заметить, что жизнь довольно часто показывает нам примеры людей с «потерянным» смыслом жизни в силу их стремления к ложным идеалам. В.В. Зеньковский по этому поводу пишет, что «...вне связи с Абсолютом человек теряется в системе природы, растворяется в слепой и безустанной смене явлений» [Зеньковский, 2003, с. 172]. С этой точки зрения духовность в православии немыслима без внимания к своему внутреннему миру. Если человек не смотрит внутрь себя, не видит в себе зла (греха), то у него нет стимулов к исправлению себя и самосовершенствованию [Дивногорцева, 2010, с. 107], то есть духовность как качество личности можно справедливо считать ключевым звеном механизма принятия решений и доминантой поведения человека.
Предпосылки духовности заложены в каждом человеке от рождения и надо их только развивать. В этом смысле духовность изначально дана всем как некая архетипическая (всеобщая, единая, присущая всем людям) доминанта мотивообразования, являющаяся «врожденной» (то есть обусловленной исключительно онтогенетическим развитием человека) основой развития направленности личности. Эта мысль вполне созвучна православному пониманию человека, согласно которому он есть образ и подобие Божие и наделен духовностью от рождения. Имеющиеся же предпосылки духовности могут быть развиты с точки зрения православного вероучения воспитанием в религиозно-церковной традиции. Поэтому в каждом человеке на тот или иной момент его жизнедеятельности уровень духовности может быть весьма различным,
и здесь все зависит оттого, в чем человек видит
свой смысл жизни, чем руководствуется при совершении поступков.
Библиографический список
1. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 50 с.
2. Бокачев И.А. Духовность в контексте со-циально-философского анализа: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2006. 42 с.
3. Бурцева Е.А. Проблема духовного бытия: экзистенциально-феноменологический подход: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Иваново. 2007. 22 с.
4. Волкова В.О. Духовно-практическая компетенция как принцип субъектности человека: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2006. 44 с.
5. Воронова O.A. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2006. 143 с.
6. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. 240 с.
7. Завгородняя Е.Л. Формирование духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015. 24 с.
8. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения / сост. Е.Г. Осовский, O.E. Осовский. Саранск: 2003. Т. 2. С. 173. (Педагогическая библиотека российского зарубежья).
9. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104-115.
10. Игнатова В.В. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2010. 238 с.
11. Каледа Г. протоиерей. Домашняя церковь. М.: Зачатьевский Монастырь, 1998. 112 с.
12. Канапацкий H.A. Философский анализ истинности человеческой духовности (онтологический аспект): автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. Уфа, 2009. 19 с.
13. Киприан (Ященко). Православное воспитание. М.: Покров, 2012. 344 с.
14. Коваленко С.В., Ермолаева Л.К. Онтология духовности. Полевой аспект // Вестник Ивановского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина. 2008. № 1. С. 65-70.
15. Коневских Л.А. Духовность как предмет философско-культурологического анализа: автореф. дис.... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2008. 22 с.
16. Кураев A.B. «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма: очень личные размышления. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. 64 с.
17. Метлик И.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. 264 с.
18. Михайлик Е.В. Особенности и развитие духовности личности учащихся православной
гимназии и светской школы: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2006. 167 с.
19. Ничипоров Борис (священник). Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей // Вестник духовного просвещения. 1994. № 1. С. 10.
20. Пашков C.B. Духовно-нравственное воспитание в системе современного Российского образования: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2010. 191с.
21. Склярова Т.В. Православное образовании в контексте социолизации. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. 149 с.
22. Смагина O.A. Воспитание духовности учащихся в процессе обучения в школе: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2005. 207 с.
23. Токарева С.Б. Сущность и эволюция духовности: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2005. 31 с.
24. Хомутцов C.B. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Барнаул, 2009. 45 с.
25. Шестун Е. (прот.). Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2002. 576 с.
26. Штумпф С.П. Концептуальная модель духовности: содержательный контент // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 178-182.
<С
Î
ч
с m
о
ь
X
Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о ^ h О Й
Е* W H
s о
Рч
w
0
1
X %
«
«
о w
V
s
ь
l-ч
<с п w с
« s
X
H
и
W
м