Хачирова О. А. Воспитание духовно-нравственных качеств личности как первоначальный этап становления человека, готового принять иную культуру // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 3 (75). C. 82-85.
КЬаеЫгоуа O. A. Education of the spiritual and moral qualities of the person as the initial stage of human evolution, ready to accept another culture. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 3 (75). Pp. 82-85. (In Russ.)
УДК 373.2
О. А. Хачирова
Детский сад № 4, ЗАТО Звёздный, Пермский край, Россия
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ГОТОВОГО ПРИНЯТЬ ИНУЮ КУЛЬТУРУ
Хачирова Оксана Алексеевна - воспитатель.
E-mail: hachirova67@mail. ru
В статье описывается процесс воспитания у дошкольников духовно-нравственных качеств личности с использованием различных форм работы с детьми и их родителями, основанных в том числе на совместной деятельности, раскрывающих основные нравственные понятия.
Ключевые слова: духовные ценности, нравственные понятия, развивающая система, народные традиции, образовательные практики, кружковая работа.
O. A. Khachirovа
Kindergarten № 4, Closed Administrative-Territorial Formation Zvyozdny,
Perm krai, Russia
EDUCATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF THE PERSON AS THE INITIAL STAGE OF HUMAN EVOLUTION, READY
TO ACCEPT ANOTHER CULTURE
Khachirovа Oksana A. - kindergarten teacher.
The article describes the process of educating preschool children spiritual and moral qualities of the person, through the use of various forms of work with children and their parents, based on the use of literary works of popular culture, revealing the basic moral concepts.
Key words: spiritual values, moral concepts, developing system, traditions, educational practices, sectarian work.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно-нравственного состояния общества, разрушения его моральных устоев. Безусловно, состояние духовно-нравственного мира общества и семьи, отражается на воспитании современных детей.
Древнейшим институтом воспитания ребенка является семья. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В современных семьях в воспитании детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
© Хачирова О. А., 2016
формируется ошибочное суждение о доброте, сострадании, благородстве, бескорыстности, справедливости. Воспитание малыша с раннего возраста превращается в подготовку к учебе в школе и в достижение некоторых жизненных целей. Педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, народную культуру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Дошкольники всё больше времени проводят перед экранами телевизоров, играют на планшете. И герои мультфильмов, компьютерных игр, сказок не всегда отличаются душевной и нравственной чистотой.
Под влиянием всех этих отрицательных факторов растут циничность, агрессивность, жестокость в подростковой и молодежной среде, неуважительное отношение к представителям другой культуры, к их обычаям, нравам.
Дети нуждаются во внимательных взрослых, которые умеют их чувствовать, понимать и делать то, что необходимо для их развития, ведь человек начинается с детства. Недаром В. А. Сухомлинский говорил, что «...от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» [2, с. 6].
Поэтому очень важно ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы по духовно-нравственному воспитанию, но и с ее содержанием.
Перед педагогом стоит цель создать развивающую систему «ребенок - воспитатель -родитель», которая предполагает целенаправленную, организованную совместную работу педагогов, детей и родителей по духовно-нравственному воспитанию.
Опыт использования таких форм взаимодействия, как родительские собрания и консультации на духовно-нравственные темы («Иерархия в семье», «Сотрудничество детского сада и семьи», «Не жадина, а собственник», «Этикет для малышей»), фото- и видеопоказы образовательного процесса на официальном сайте учреждения и в социальных сетях, создание библиотечки педагогической литературы, проведение дней открытых дверей, размещение информации на сайте учреждения, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье, позволяет сделать вывод, что данные формы ставят родителей в положение объекта деятельности, а это не позволяет выстроить полноценные взаимоотношения сотрудничества. Только активное вовлечение родителей в педагогический процесс позволяет быстро получить предполагаемый результат. Именно поэтому наиболее эффективными формами взаимодействия всех участников воспитательного процесса являются краткосрочные образовательные практики совместно с родителями и детьми («Ягодные истории», «Куклы-обереги», «Ромашковые посиделки»), семейные посиделки в традициях народных праздников («Покров день», «Рождественские посиделки»).
Такие мероприятия помогают реализовывать следующие задачи:
- создавать праздничную атмосферу и положительные эмоции;
- стимулировать творческую активность детей и родителей;
- развивать трудолюбие и уважение к результатам труда;
- расширять и обобщать знания детей;
- знакомить участников с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол;
- содействовать эстетическому восприятию народного творчества;
- развивать коммуникативные способности детей в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- создавать условия для участия родителей в образовательном процессе;
- воспитывать уважение и любовь ко всем членам семьи;
- воспитывать желание заботиться о близких;
- содействовать становлению представлений о своей семье и ее традициях;
- способствовать сплочению всех участников педагогического процесса.
Помимо названных форм работы, мы используем и другие совместные виды деятельности, которые также позволяют родителям быть активными участниками духовно-нравственного воспитания детей. Такими формами взаимодействия стали:
- проведение совместных образовательных мероприятий (творческие выставки, конкурсы);
- создание альбомов или выставок фотографий семьи ребенка («Мой папа и мама всегда со мной, смотрят на меня»);
- изготовление подарков к памятным датам семьи в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен;
- постановка спектаклей («Пирожки с любовью», «Рукавичка», «Под грибом», «Колосок»);
- участие в благотворительных акциях («О той, что дарует нам жизнь и тепло»).
Проводимая в данном направлении работа с родителями способствует формированию у личности основ духовной культуры, которая концентрирует в себе основные признаки мировой культуры, необходимой для полноценного развития человека как гражданина общества.
Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание толерантности, любви к своей семье, родному городу, краю.
Помимо привлечения родителей к воспитательному процессу духовно-нравственных качеств у детей, эффективно использовать дополнительные формы работы с воспитанниками в рамках кружковой деятельности. Усвоение и закрепление «уроков доброты» наиболее успешно осуществляется посредством чтения сказок и рассказов, игр-драматизаций, коллективных обсуждений и педагогических напутствий, самостоятельной или коллективной изобразительной деятельности на заданную тему.
Литературные произведения помогают привить ребенку чувство милосердия, сформировать привычку помогать другим. Анализируя поступки литературных героев, мы знакомим детей с такими нравственными понятиями, как доброта, сочувствие, сорадование, искренность, щедрость, доброжелательность, правдивость, способность прощать и просить прощения; помогаем ребенку учиться различать доброе и недоброе, пробуждаем способность видеть в себе движения в сторону добра или зла; даем возможность поучаствовать в переживании и осмыслении наставления («Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»); побуждаем ребенка делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Посредством литературных произведений мы поддерживаем начатки нравственного, человечного отношения к ближним, бережного обращения с природой и с результатами чужого труда. Подбор произведений осуществляется по темам, ориентированным на основные нравственные понятия: «Умей трудиться», «Умей делиться», «Умей прощать», «Умей отдать», «Умей порадовать», «Умей ценить», «Умей любить», «Умей понять». При подборе произведений мы учитываем календарь народных праздников и дополняем «уроки доброты» народными играми, пословицами и поговорками.
Начиная со старшего дошкольного возраста в образовательный процесс необходимо включать фольклор разных народов мира. Можно использовать сказки народов мира, поговорки, пословицы, песни, танцы, игры, которые нравятся всем детям и сближают их. В устном творчестве отражены народная мудрость, жизнь и быт людей. При сравнении по-
словиц разных народов дети узнают, что они равноценно оценивают моральные качества человека, воспитывают трудолюбие. Знакомясь с произведениями художественной литературы национальных поэтов и писателей, дети познают традиции, быт, кухню, профессии разных народов мира.
Эффективность работы в данном направлении показывают ожидаемые результаты:
- дружеские взаимоотношения детей в группе, способность детей выразить свои положительные и отрицательные эмоции и чувства в оценке поведения и поступков своих сверстников;
- появление интереса к познанию истории родного края, культуры, традиций семьи;
- повышение активности родителей в проведении разных мероприятий, народных праздников, собраний;
- возникновение новых традиций в семьях и группе;
- установление теплых отношений между родителями, педагогами и детьми.
Л. Н. Толстой писал: «...из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.» [3, с. 95]. Оттого важно помнить, что только при условии совместной работы педагогов, детей и родителей можно достичь наиболее значимых результатов. Задача взрослых идти вместе с детьми этой дорогою добра, тогда повзрослевший ребенок сумеет понять и принять человека любой культуры.
Библиографический список
1. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 11. С. 51-54.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. 144 с.
3. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 64. М.: Гос. изд. худ. лит., 1953.