Солнцев Владимир Олегович
кандидат педагогических наук, помощник начальника Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
Воспитание дисциплинированности курсантов вузов государственной противопожарной службы
МЧС России
В современных условиях существует необходимость поиска новых путей для решения проблемы воспитания дисциплинированности сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России.
В вузах ГПС МЧС России данная проблема приобретает особую значимость в силу того, что в ходе образовательного процесса происходит формирование основ дисциплинированного поведения молодых сотрудников ГПС МЧС, которым предстоит в профессиональной деятельности при выполнении служебных задач самостоятельно принимать ответственные решения, от которых будет зависеть жизнь и здоровье граждан России. В силу этого, эффективное решение проблемы воспитания дисциплинированности курсантов вузов ГПС МЧС России является одним из значимых условий добросовестного выполнения ими служебных обязанностей. Проведение в период обучения систематической воспитательной работы, направленной на поддержание и укрепление служебной дисциплины в учебных подразделениях, выступает залогом дальнейшего профессионального роста сотрудников ГПС МЧС.
Исследования проблемы воспитания дисциплинированности личности берут свое начало в трудах основоположников педагогики: И.Ф. Гер-барта, Д. Дидро, Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др. Важная роль дисциплины в образовательном процессе показана И.И. Бецким, К.Д. Ушинским, И.П. Пирого-вым и др. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые, как А.В. Барабанщиков, В.Е. Гмурман, В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин, А.С. Макаренко, Э.И. Моносзон, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, Г.И. Щукина и др.
Результатом проведенных ранее исследований стали теоретические и практические разработки, связанные с воспитанием дисциплинированности учащихся. Однако в связи с возрастанием требований государства и общества, предъявляемых к подготовке специалистов ГПС МЧС России в системе профессионального образования, необходима дальнейшая научно-педагогическая разработка проблемы воспитания дисциплинированности курсантов вузов ГПС МЧС России.
Психолого-педагогические исследования, установившие зависимости, в которых наблюдается положительное влияние дисциплинированности на социализацию личности (В.Е. Гмурман, М.И. Бобнев, А.С. Макаренко и др.), культурно-нравственное воспитание учащихся (С.В. Алаб-жин, Б.В. Бушелева, Л.М. Гордеева, А.И. Сопоч-кин и др.), мотивацию поведения (В.Г. Асеев,
A.С. Белкин, В.В. Зайцев, Е.П. Ильин и др.), формирование умений и привычек воспитанника управлять своим поведением (В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин, Г.И. Щукина и др.), ответственное отношение личности к поступкам (А.В. Барабанщиков, С.Б. Елканов, В.Е. Кнохинов и др.), воспитание гражданственности и патриотизма (А.С. Га-язов, И.М. Дуранов, А.А. Жиляев и др.), формирование правосознания сотрудников правоохранительных органов (В.М. Кукушин, В.В. Попов,
B.И. Хальзов и др.), убеждают в необходимости и возможности разработки теоретических и практических основ воспитания дисциплинированности курсантов в вузах ГПС МЧС России.
Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории, изучение опыта работы вузов ГПС МЧС России и современных требований к профессиональной подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России показали многообразие научных идей и практических подходов к организации процесса воспитания в ву-
159
зах ГПС МЧС России. При этом в образовательном процессе вузов ГПС МЧС России сложилась ситуация, характеризующаяся противоречиями между:
имеющимися недостатками в состоянии дисциплины сотрудников ГПС МЧС России и требованиями современного общества к деятельности сотрудников ГПС МЧС, соответствующей высокому уровню дисциплинированности;
потенциалом педагогики в плане воспитания дисциплинированности курсантов и его недостаточным использованием в образовательном процессе вузов ГПС МЧС России;
социальной значимостью создания в образовательном процессе вузов ГПС МЧС России условий для формирования высокого уровня дисциплинированности курсантов и преобладанием авторитарного воздействия командиров и педагогов.
На основании выделенных противоречий, а также в результате анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы вузов ГПС МЧС России была сформулирована проблема исследования, которая заключается в разработке путей повышения эффективности процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России, включая воспитание дисциплинированности курсантов этих вузов.
Воспитание является одним из основных факторов социализации личности. Воспитание в системе образования предполагает согласование поведения учащихся с определенными правилами и требованиями. Обязательное подчинение индивида в ходе воспитания установленному порядку и правилам является необходимым условием эффективности воспитательного процесса, что обуславливает наличие дисциплины при его реализации.
В аспекте изучаемой проблемы следует подробнее остановиться на раскрытии сущности её основных понятий.
В энциклопедическом словаре дисциплина определяется как «...порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».
Толкование феномена «дисциплина» дается в различных словарях. Большинство определений раскрывают содержание данного понятия с позиции необходимости подчинения личности установленному общественному порядку, правилам и требованиям.
Подчинение личности установленному общественному порядку может носить различные формы, в крайних своих проявлениях выступающие как принуждение или свобода субъекта в определении поведения в ситуации морально-правового выбора.
Понимание дисциплины только как несвободы, как принудительной силы, ограничивающей спектр гипотетически возможных выборов вариантов поступков в конкретной ситуации, мера и разумность которых определяются только внешними по отношению к личности средствами, приводит к отчуждению последней от целей общественного развития, лишению творческой инициативы. Функционирование дисциплины целесообразно рассматривать в контексте свободы личности в выборе формы поведения. При этом дисциплину нельзя полностью отождествлять и с понятием «свобода», она является лишь той ее частью, которая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, самодеятельной творческой личностью, не умаляя при этом интересы других, интересы свободного развития всех, то есть дисциплина является не только условием свободного развития индивида, осознающего необходимость подчинения общим требования и нормам, но и способствует свободному личностному прогрессу других членов социума.
В повседневной речи термины «дисциплина» и «дисциплинированность» часто употребляются как синонимы, хотя они неравнозначны, так как дисциплина включает двусторонние отношения (руководство и подчинение), а дисциплинированность подразумевает качества характера и поведения.
В.Е. Гмурман отмечает, что цель дисциплины состоит в том, чтобы «добиться единства сознания и поведения наших воспитанников, чтобы превратить привычку к дисциплине в черту характера -дисциплинированность»1.
В Российской педагогической энциклопедии дисциплинированность определяется, как качество личности, «включающее выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям (законам, нормам, принципам).
Учитывая тот факт, что развитие педагогических идей берет начало в философских концепциях, а воспитание дисциплинированности личности носит конкретно-исторический характер, целесообразно раскрытие центрального понятия на-
1 Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 134.
шего исследования осуществить с опорой на философские учения, занимающиеся изучением данной проблемы.
Конфуций отмечал, что воспитание дисциплины должно синтезировать культуру и естественность в человеке. В этом процессе важным является личное поведение тех, кто «стоит на верху». Если оно осуществляется правильно, то передается народу.
Сократ выступал за индивидуальную моральную и социальную ответственность личности, за осуществление выбора и дальнейшую реализацию избранной формы поведения, считая, что образец поведения должен формироваться в результате свободного творчества индивида, которое не терпит принуждения. Он акцентировал внимание на формировании нравственного начала в сознании индивида1. Позже идеи Сократа развивает Сенека, делая акцент на формировании самостоятельной высоконравственной личности. В дальнейшем эта позиция нашла свое развитие во взглядах философов-экзистенциалистов (А. Камю, А. Маслоу, Ж.П. Сартр, и др.), личнос-тно-ориентированной педагогике (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.)2.
Платон, являясь идеалистом, отрицал возможность существования дисциплины в реальном чувственном мире. Философ призывает к формированию личностью внутренней дисциплины (самодисциплины), не соотнося ее с внешним миром. Развивая идеи Платона, Плутарх и Квинти-лиан приходят к выводу о формировании свободного человека и отрицанию насилия над личностью в процессе воспитания3.
Данная точка зрения впоследствии стала опорной во взглядах различных направлений философов-идеалистов и определила их отношение к поведению человека: от полной вседозволенности (Ф. Ницше) - свободы сверхчеловека и идее богоубийства, до абстрактной свободы воли (Н. Бердяева, С. Соловьева), предполагающей уход от реальности к идее боголюбия. Эти философские идеи нашли свое отражение в педагогическом направлении свободного воспитания (Э. Кей, М. Монтесори, А. Нил, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.)4.
Аристотель был убежден в том, что поведение субъекта является результатом осознанного вы-
бора и реализации поступка, осуществляемого на основании желания и воли человека, которые зачастую могут противоречить общественным нормам и требованиям. В силу этого Аристотель сдержанно оценивал возможности педагогического воздействия в формировании личности, придавая огромное значение законодательному принуждению5. Его идеи получили свое развитие в средневековье во взглядах Августина, считавшего, что воспитание дисциплины должно носить принудительные формы, связанные главным образом не с законодательными, а с религиозными санкциями и иметь сознательный характер. В то же время он признавал необходимость избегать физических наказаний, которые наносят детям ощутимые психические травмы6.
И. Кант при воспитании дисциплинированности предполагает принуждение личности; совершение поступка только из-за нравственных соображений вопреки актуальным потребностям индивида - это акт высоко сознательной личности7. Данное философское направление нашло свое отражение в авторитарном воспитании (И.Ф. Гер-барт, В. Рейн, Т. Циллер и др.)8.
Анализ развития педагогической мысли в отношении воспитания дисциплинированности показывает, что центральным направлением поиска решения данной проблемы был и остается вопрос о том, какие средства и методы приемлемы в процессе воспитания дисциплинированности, на что они должны быть направлены в большей мере (какова их векторная доминанта): формирование подчинения (управляемости) или развитие самостоятельности (активности) личности воспитанника.
Педагогическая мысль нового времени стремиться гармонизировать сочетание принуждения и свободы в воспитании дисциплинированности (Я.А. Коменский, В. Ратке и др.). Продолжая традиции Ф. Рабле и М. Монтеня,противопоставляя принуждению воспитанника понимание им норм регламентированного поведения, воли к их выполнению, Я.А. Коменский признает необходимость санкций, включающих телесные наказания в случаях, когда воспитуемый проявляет высокомерие, лень. Важным средством решения данной проблемы Я.А. Коменский считает выработку у воспитанника привычки к обдумыванию сво-
1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М.: Проспект, 2000.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999.
161
их действий и поступков1.
В Эпоху Просвещения педагоги делают дальнейшие попытки интеграции управления поведением воспитанника с развитием его самостоятельности (Дж. Локк, Д. Дидро). Допуская принуждение в воспитании дисциплинированности на начальном этапе формирования нравственности воспитанника, Дж. Локк считает, что последующие этапы воспитания личности могут осуществляться с опорой на сознательность. Он выступает, как за отказ от излишних наказаний, так и за недопустимость особых поощрений и наград. В первом случае достигается рабское послушание, которое постепенно формирует рабский характер, во втором - поощряется влечение воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются2.
Педагогические идеи свободного воспитания дисциплинированности в Эпоху Просвещения продолжает развивать Ж.Ж. Руссо, провозгласивший свободу главным естественным правом человека. Развитие принципа природосообразнос-ти приводит педагога к мысли о том, что наказание должно осуществляться не наставником, а реакцией среды на ошибочные действия воспитанника («теория естественных последствий»). Трудовая деятельность, способствующая формированию сознательности воспитанника, по мнению Ж.Ж. Руссо, дисциплинирует его лучше, чем любые внешние санкции3.
В России идеи свободного воспитания дисциплинированности развивает И.И. Бецкой, выступивший с требованием отказа от принуждения, в особенности, телесных наказаний. Основным средством воспитания дисциплинированности личности он считал дисциплинированное поведение самого педагога.
В XIX в. идеи свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и принцип природосообразности Я.А. Коменс-кого находят свое отражение в педагогической концепции И.Г. Песталоцци, исключающей методы и средства принуждения при воспитании дисциплинированности, в которой делается упор на развитие сознательности воспитанника. Он уделяет большое внимание формированию у ребенка стремления к совершению добродетельных поступков, выработке у него волевых усилий, сдержанности в словах и поведении. Выступая против опрометчивых действий, И.Г. Песталоцци
учил воспитанников осознавать их последствия4.
В отечественной педагогике подобной точки зрения придерживался К.Д. Ушинский, считавший, что способность к обдуманности поведения, сознательное отношение к своим поступкам, является важнейшей характеристикой личности, ее дисциплинированности5.
В это же время происходит развитие авторитарного подхода в воспитании дисциплинированности. И.Ф. Гербарт считал, что к нравственному воспитанию тесно примыкает управление поведением воспитанника, задача которого состоит во внешнем дисциплинировании последнего, его приучении к порядку, что является необходимым этапом развития сознательности субъекта. Он выделяет такие воспитательные методы, как надзор, приказание, запрещение; считает телесные наказания обязательными6.
В XX веке идеи авторитарной педагогики в воспитании дисциплинированности нашли свое развитие «в странах с фашистскими режимами, культом «вождизма» и «избранности» отдельных рас и народов»7.
Авторитарная воспитательная концепция предполагала полное подчинение поведения воспитанника воле воспитателя - проводника государственных идей. В формировании сознательности упор делался на развитие исполнительности, подавлялись инициатива и самостоятельность, что препятствовало развитию активности воспитанников, их индивидуальности. Воспитанники приспосабливались к устрашению, что приводило к толерантности наказания и заставляло авторитарных педагогов увеличивать силу принуждения. Усвоенное поведение в данной воспитательной концепции носит ригидные формы, становится стереотипным. Это приводит к подавлению творческой активности личности. Стереотипные реакции жестко структурируют поведение, сдерживают его вариативность, подавляют внутреннюю свободу.
В силу вышесказанного, можно сделать вывод о том, что возможности авторитарной педагогики в воспитании дисциплинированности носят ограниченный характер и позволяют сформировать основы дисциплинированного поведения личности - подчинение установленному порядку на уровне безынициативного исполнителя.
1 Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Антилогова Л.Н. Роль учебного коллектива в нравственном становлении личности курсанта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 1. С. 39.
6 Леонтьев А.А. Указ. соч.
7 Там же.
_162
В конце XIX - начале XX вв. идеи свободного воспитания отразились во взглядах гуманистов (Э. Кей, М. Монтесори, А. Нил), которые считали, что задачей педагога является устранение препятствий на пути саморазвивающейся личности1. Подобное стихийное саморазвитие индивида способствовало формированию иерархии мотивов с ярко выраженной индивидуалистически-эгоистической доминантой личностной направленности, что предопределяло желаемый, а не должный поступок в ситуации морально-правового выбора. В то же время свободное воспитание способствовало деидеологизации личности, ее ориентиру на общечеловеческие ценности и демократические отношения.
Попытки гармонизировать идеи авторитарного и свободного воспитания прослеживаются в педагогических концепциях Я.А. Коменского, Д. Дидро, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушин-ского2.
В отечественной педагогике послереволюционного периода (XX века) в развитие проблемы воспитания дисциплинированности наиболее яркий вклад внёс А.С. Макаренко. Он считал дисциплинированность одной из основных черт гражданина и обосновал диалектику дисциплины как цели, условия, средства и результата воспитания, обобщив в своей педагогической практике позитивные начала различных педагогических направлений. А.С. Макаренко выделил социально-нравственный принцип при воспитании дисциплинированности, включающий диалектическое единство демократии и дисциплины, предполагающее соединение огромного уважения и доверия к личности воспитанника с высокой требовательностью к ней и ответственностью.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания дисциплинированности личности позволил определить сущность и своеобразие данного понятия. В своем исследовании мы разделяем точку зрения тех авторов, которые рассматривают дисциплинированность, как единство исполнительности и инициативности, подчинения и самостоятельности, как интегративное качество личности, включающее умения и привычки управлять своим поведением, подчинять его установленным в обществе нормам, правилам и требованиям, образующееся как элемент сознания и способ практического привычного действия по мере накопления
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА опыта успехов и достижений3.
Проведенный нами анализ показал, что воспитание дисциплинированности, с одной стороны, невозможно без управления поведением воспитанника, с другой - без развития его самостоятельности. Прогрессивные педагоги отражали вышеуказанные стороны в научных концепциях: от отрицания необходимости управления поведением воспитанника (свободное воспитание) до полного подчинения требованиям наставника (авторитарное воспитание), от отрицания формирования исполнительности в пользу развития инициативы и самостоятельности (свободное воспитание) до игнорирования творческого развития личности, ее активности (авторитарное воспитание). Можно сделать вывод о необходимости использования педагогических идей авторитарного воспитания для создания основ дисциплинированности личности (формирования знаний, умений и навыков дисциплинированного поведения в стандартных ситуациях) и педагогических идей свободного воспитания для осуществления перехода воспитанников на более высокие уровни дисциплинированности (самостоятельное определение форм поведения в ситуациях морально-правового выбора).
В процессе изучения состояния проблемы воспитания дисциплинированности в педагогической теории была обоснована связь общественной дисциплины с воспитанием дисциплинированности личности.
Одной из составляющих общественной дисциплины является служебная дисциплина. Содержание данного понятия включает характеристики общественной дисциплины и преломляет их в контексте профессиональной деятельности. В силу этого служебная дисциплина понимается нами как порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нравственно-правовым требованиям к той или иной деятельности, регламентированной государством.
Особую значимость проблема воспитания дисциплинированности приобретает в силовых ведомствах, которые в силу своей профессиональной специфики осуществляют деятельность по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Важная роль в этом принадлежит деятельности сотрудников ГПС МЧС России. Дисциплинированность сотрудников ГПС МЧС России - качество, являющееся основой их про-
1 Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999.
2 Там же.
3
3 Антилогова Л.Н. Роль учебного коллектива в нравственном становлении личности курсанта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 1. С. 39; Лойт Х.Х., Шамаров В.М. Основы воспитательной работы в органах внутренних дел: Учеб. пособие. М., 1998.
163
фессионального становления и развития. Основы дисциплинированности сотрудников закладываются в ходе образовательного процесса в системе образовательных учреждений ГПС МЧС России.
Служебная дисциплина в ГПС МЧС России ориентирует сотрудников на соблюдение правовых норм, регламентирующих деятельность ГПС МЧС России. В то же время следует отметить важность соблюдения сотрудниками ГПС нравственных норм, которые не менее значимы, чем правовые при осуществлении сотрудниками своей профессиональной деятельности.
Правовые и нравственные нормы, регламентирующие деятельность сотрудников ГПС МЧС России, представлены правовым и нравственным компонентами служебной дисциплины в МЧС России, образующими содержательный аспект данного понятия.
Воспитание нравственного компонента дисциплинированности курсантов вузов ГПС МЧС России базируется на общечеловеческих и профессионально-значимых нравственных ценностях:
отношение к человеку как высшей ценности, уважение и защита его прав, свобод и достоинства в соответствии с международными правовыми нормами, общечеловеческими принципами морали;
глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, ответственности за пожарную безопасность, охрану жизни и здоровья граждан, защищенности людей;
разумное и гуманное использование сотрудником ГПС МЧС предоставленных законом прав в соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;
добросовестность и ответственность в решении задач по предназначению;
безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации сотрудника ГПС МЧС.
В то же время, доминирование правового компонента в воспитании дисциплинированности у курсантов вузов ГПС МЧС России обусловлено спецификой их деятельности и необходимости соблюдения законности. Поэтому служебная дисциплина в ГПС МЧС России в большей степени ориентирована на нормы права, чем в некоторых других профессиональных областях. Следствием этого является жесткая регламентация требований служебной дисциплины в вузах ГПС МЧС России, что может приводить к преобладанию
авторитарных педагогических воздействий в процессе воспитания курсантов, к шаблонности при определении ими форм поведения в ситуациях морально-правового выбора при выполнении служебных обязанностей, препятствовать развитию инициативности и самостоятельности сотрудников ГПС МЧС России.
Проведенный анализ специальной и педагогической литературы, специфики деятельности ГПС МЧС и педагогической категории «дисциплинированность личности» позволяет определить дисциплинированность сотрудника ГПС МЧС как ин-тегративное качество личности, включающее единство исполнительности и инициативности, подчинения и самостоятельности; умения и привычки управлять своим поведением в соответствии с требованиями служебной дисциплины в ГПС МЧС России, образующееся как элемент сознания, в котором закрепляется отношение сотрудника ГПС МЧС России к законам государства и нравственным нормам общества.
Одним из этапов формирования дисциплинированности сотрудников ГПС МЧС России является период обучения в образовательных учреждениях ГПС МЧС России, осуществляющих профессиональную подготовку сотрудников ГПС МЧС.
В своей деятельности вузы ГПС МЧС России руководствуются Законом Российской Федерации «Об образовании», другими законодательными актами Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, нормативными актами МЧС России и своим уставом.
Вуз ГПС МЧС России является специфической профессионально-педагогической системой, выполняет функции, связанные с обучением и воспитанием курсантов, способствует формированию профессионально-значимых качеств сотрудника ГПС МЧС.
Можно выделить следующие направления воспитательной работы по укреплению законности и служебной дисциплины курсантов вузов ГПС МЧС России: формирование правовой культуры, включающей правовые знания, установки, убеждения и правомерные действия курсантов; принятие курсантами нравственных основ профессиональной деятельности; совершенствование индивидуальной воспитательной работы с курсантами со стороны командного и профессорско-преподавательского состава; контроль наставников (кураторов) за деятельностью курсантов; осуществление дисциплинарной практики (применение к курсантам мер поощрения и дисциплинарных взыс-
_164
каний).
Воспитание дисциплинированности курсантов в вузах ГПС МЧС России регламентируется п. 6 общих требований к организации образовательного процесса Закона РФ «Об образовании». В нем говорится, что «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов...».
Поддержание и укрепление дисциплины является одной из основных задач воспитательного процесса, основная цель которого состоит в формировании гармоничной личности сотрудника ГПС МЧС России, сочетающей различные профессионально-значимые качества, в числе которых дисциплинированность занимает важное место.
Анализ научно-педагогической и специальной литературы позволяет выделить ряд особенностей образовательного процесса вузов ГПС МЧС России в контексте воспитания дисциплинированности курсантов:
сочетание широких образовательных и воспитательных целей с задачами профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России;
регламентация норм и правил поведения курсантов вузов ГПС МЧС РФ требованиями служебной дисциплины и авторитарный контроль за их выполнением;
использование самостоятельной подготовки
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА при воспитании дисциплинированности, ответственности и самостоятельности курсантов, при овладении программным материалом;
своеобразие возрастных, социальных, психологических и физиологических особенностей курсантов, которые отслеживаются посредством многоступенчатого профессионального отбора;
определение учебного коллектива курсантов как единицы воспитательного воздействия;
личная ответственность курсантов за качество учебы и поведение;
регламентация внутреннего руководства в коллективах учебных взводов;
включение в содержание учебных дисциплин требований, регламентирующих поведение сотрудника ГПС МЧС.
В целом следует отметить, что деятельность вузов ГПС МЧС России непосредственно связана с воспитанием личности. Но в настоящее время проблеме воспитания дисциплинированности в педагогике не уделяется должного внимания, несмотря на то, что в современных условиях назрела необходимость повышения эффективности процесса воспитания дисциплинированности личности сотрудника ГПС МЧС России. В связи с этим требует своего научно-педагогического решения проблема воспитания дисциплинированности курсантов в вузах ГПС МЧС России.
165