Научная статья на тему 'Музейная педагогика: историко-педагогический анализ'

Музейная педагогика: историко-педагогический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11231
2315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЕЯ И ШКОЛЫ / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеховская Н. Л., Мандебура Е. П.

В статье рассматриваются история становления и развития музейной педагогики, проблемы её современного состояния. Характеризуются формы взаимодействия музея и школы, организуемые в рамках музейно-педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика: историко-педагогический анализ»

УДК 37.013:069.121 МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Н. Л. Шеховская1 Е. П. Мандебура2

1 Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

2Белгородский государственный институт культуры и искусств

e-mail:

Shehovskaya@bsu.edu.ru

lenalila75@mail.ru

Одной из важнейших функций образования является культурнообразовательная направленность. П.А. Флоренский писал, что культура - это среда, растящая и питающая личность. Культура целостна по своей природе и поэтому именно она как в общечеловеческих, так и в национальных рамках создает объективную основу для единства общества и личности, целостности деятельности человека и духовно-нравственных позиций общества [13].

В настоящее время, когда наличие духовного кризиса общества на лицо, философское осмысление сущности человека и механизмов его становления позволяет прийти к выводу, что между культурой и образованием существует прочная двусторонняя связь.

С 1990-х гг. XX в. в науку вошёл термин «человек культуры», впервые употреблённый А. Ф. Малышевским, в связи с рассмотрением диалогического характера взаимодействия личности и культуры. Культура выступает духовным компонентом человеческой деятельности. Общепризнано, что образовательный процесс составляет основу человеческой деятельности, а современная культура базируется на способности работать с различными типами культур. Культура и образование по широте своего развития и значимости для человека и общества в целом становятся в центре внимания всего мирового сообщества, выступая важными факторами прогресса общества и развития человеческой цивилизации. Культура и образование являются не только социальными институтами, через которые осуществляется трансляция и воплощение базовых культурных ценностей, но именно в культурнообразовательной среде, прежде всего, формируется развитие общества. Поэтому на наш взгляд важно знать и уметь оценить силу влияния культурно-образовательной среды на развитие отдельного человека и всего общества в целом.

Современные концепции культурно-образовательной среды позволяют рассматривать образовательное значение музея как образование культурой через формирование у посетителей ценностного отношения к культурно-историческому наследию. В связи с чем, в конце XX в. стало актуальным обращение к такой дисциплине как музейная педагогика.

Предпосылкой зарождения музейно-педагогической мысли явилось осознание музея как социального института образования, что ярко проявилось на рубеже XIX и XX вв. в Германии.

В своих исследованиях Е. Б. Медведева отмечает, что основополагающие идеи музейной педагогики связны с именами немецких ученных: А. Лихтварка -директора Гамбургской картинной галереи, К. Фолля - профессора Мюнхенского

В статье рассматриваются история становления и развития музейной педагогики, проблемы её современного состояния. Характеризуются формы взаимодействия музея и школы, организуемые в рамках музейно-педагогического процесса.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, музейная педагогика, музейно-педагогическая программа, формы взаимодействия музея и школы, музейно-педагогический процесс.

университета и деятельностью Г. Кершенштайнера, концепция которого легла в основу деятельности Немецкого музея шедевров естествознания и техники г. Мюнхена, что позволило воспринимать экспозиции музея не только специалистам, но и простым учащимся [4].

Термин «музейная педагогика» впервые появился в книге Г. Фройденталя «Музей - образование - школа» (1931 г.), в которой он описывает методику работы со школьниками, включающую подготовку учащихся к посещению музея и последующее закрепление полученных знаний и впечатлений, где центральное место отводится учителю, выступающему одним из участников музейно-педагогического процесса [16].

Рейхвейн А. вслед за Г. Фройнденталем употребляет термин «музейная педагогика» в контексте взаимодействия музея и школы. А. Рейхвейн, являясь руководителем отдела «Музей и школа» Берлинского музея этнографии, впервые создает для учащихся специализированные экспозиции, построенные по принципу музеев-мастерских, что в дальнейшем станет одним из важнейших направлений музейной педагогики [16].

В Германии были разработаны и внедрены в практику важнейшие музейнопедагогические идеи, впервые появился термин, обозначающий первоначально особое направление деятельности музея: участие в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения и создание образовательных программ для учащихся.

Однако в последнее время, как подчеркивает Е. Б. Медведева, в западной Германии произошел окончательный отказ от трактовки музейной педагогики как использования музея в целях обучения. Этим термином стали обозначать новую научную дисциплину, рассматривающую образовательные проблемы музейной коммуникации. Согласно трактовке западногерманских специалистов сферой музейной педагогики является создание наиболее благоприятных условий для общения с культурным наследием [16].

Изучение трудов немецких специалистов русскими учеными на рубеже XIX - XX вв. оказало влияние на процессы формирования теоретических и практических аспектов отечественной музейной педагогики. Вопросами музейно-педагогической традиции в России занимались: А. В. Бакушинский, Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко, Я. П. Мексин, Н. И. Романов, Н. Ф. Федоров и др.

Большое влияние на формирование отечественной музейно-педагогической традиции оказали воззрения философа, представителя русского космизма Н. Ф. Федорова, который считал музей нравственно-воспитательным учреждением, влияющим на цели и смысл человеческой деятельности. Ученый выделял три основные функции музея: исследование, учительство и деятельность, совокупная реализация которых будет способствовать формированию духовности и творческих начал [11, с. 31].

Особое место в теоретическом осмыслении опыта педагогической работы в российских музеях принадлежит Н. И. Романову и А. В. Бакушинскому. В своей деятельности они сочетали разработку теории художественного воспитания с методикой экскурсионной работы в художественном музее.

Рассматривая становление музейно-педагогических традиций в России, следует упомянуть о развитии детских музеев на рубеже XIX - XX вв., которые приобрели характер музеев детского творчества и детского труда, к ним можно отнести музей игрушки Н. Д. Бартрама; проект Детского музея-дворца ребенка А. У. Зеленко; Музей детской книги Я. П. Мексин. Названные музеи несли черты своих создателей, но вместе с тем имели много общего. Они были спроектированы с учетом особенностей детской психологии - с опорой на чувственное восприятие и активность ребенка, который стремится познавать мир через игру. Концепция детских музеев строилась на том, что ребенок познает мир через органы чувств, в связи с этим каждый из музеев имел не только экспозиционную часть, но также, часть, где дети

могли практически ознакомиться и поучаствовать в процессе создания экспонатов музея.

Говоря о развитии музейной педагогики в России, отметим характерные черты для отечественной музейной работы: необходимость акта сопереживания в процессе восприятия произведения искусства (А. В. Бакушинский); необходимость формирования потребности навыков эстетического созерцания, в рамках школьного учебно-воспитательного процесса; зарождение отечественной экскурсионной школы (Н. И. Романов, А. В. Бакушинский); возникновение детских музеев, которые являлись центрами альтернативного образования (Н. Д. Бартрам, Я. П. Мексин) [11].

Необходимость разработки музейной педагогики, обеспечивающей научный подход к трактовке музейных собраний на основе использования принципов современной педагогики и психологии, возникла в 1970-х гг. XX века.

В 1980-х гг. XX в.а один из ведущих музееведов России А. М. Разгон отметил, что «создание такой научной дисциплины, находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей» [6, с. 42].

Формированию музейной педагогики как самостоятельной научной дисциплины в 1980 - 1990-х гг. XX в. способствовала сложившаяся в области культурнообразовательной деятельности музея ситуация, характеризующаяся следующим особенностями.

Во-первых, формируется новая аксиологическая образовательная концепция отечественного музея, согласно которой у посетителей в рамках культурнообразовательной деятельности музея формируется ценностное отношение к культурно-историческому наследию.

Во-вторых, меняется отношение к самой аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде.

В-третьих, впервые серьезно стала рассматриваться проблема результативности музейной коммуникации, воздействия музея на различные группы посетителей, эффективности тех или иных музейных форм. В музее стали проводиться психологические исследования.

В-четвертых, возникла необходимость в появлении особого типа музейного специалиста, способного осуществлять образовательную деятельность в музее.

В-пятых, возникла потребность в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами, такими, как педагогика и психология [16, 8-9].

Все эти особенности свидетельствовали о переходе на новый культурнообразовательный уровень при контакте музея с аудиторией, что создало предпосылки для осознания роли накопленной теории, и как следствие этого - возникновение нового термина «музейная педагогика» и новой научной дисциплины.

Являясь самостоятельной научной дисциплиной, сформировавшейся на стыке музееведения, педагогики и психологии, музейная педагогика, рассматривает музей как культурно-образовательную систему и выполняет свои функции: познавательную, воспитательную, творческую и социальную, которые между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет ввести её в каждый из разделов педагогического знания [11].

Музейная педагогика обладает собственной внутренне-согласованной системой категорий и понятий, отражающей ключевое содержание образовательной деятельности музея и способствующей продуктивному движению теоретической мысли. Рассмотрение и изучение категорий и понятий как инструментария необходимого для исследования и использования образовательной деятельности музея.

Говоря о родстве музееведения и педагогики и их соотношении с момента введения К. Фризенем (Германия) термина «музейная педагогика» в научный оборот, обозначились педагогический, посреднический и междисциплинарный аспекты в молодой научной дисциплине. В связи с этим в Германии и России возникают

различные трактовки определения музейной педагогики. Вот как они выглядят в исторической последовательности:

музейная педагогика - это наука о воспитании средствами музея, а музейная дидактика - посредническая миссия музея (А. Кунтс, В. Хильгерс) [11, с. 105];

музейная педагогика - пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук и исследующая образовательновоспитательные цели общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации (К. Патцвал, Й. Аве);

музейная педагогика - научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему (М. Ю. Юхневич) [15, с. 3];

музейная педагогика - это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды (Б. А. Столяров) [10, с. 7]. Данное определение рассматривается применительно к художественному музею;

музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями [7, с. 89];

музейная педагогика - отрасль педагогической науки и построенная на её основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды (Б. А. Столяров) [11, с. 211].

Как научная дисциплина, музейная педагогика имеет свои направления исследований и проблемы, связанные с многообразием контактов музея и аудитории. Основными проблемами музейной педагогики на современном этапе развития являются:

проблема образовательной специфики музея. Решение которой, связано с ответом на вопрос, зачем люди ходят в музей и в чем они видят смысл музейного посещения;

проблема эффективности музейной коммуникации, которая связана с результатами изучения воздействия музея, музейного пространства, музейной экспозиции и музейного предмета на посетителя;

проблема изучения музейной аудитории, опирающаяся на исследование особенностей людей, которые приходят в музей или игнорируют его;

проблема создания и апробации новых методик, программ, экспозиций для различных посетителей;

проблема установления оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной деятельности, организация сотрудничества с образовательными учреждениями;

изучение истории музейно-педагогической мысли и культурнообразовательной деятельности музея [15, с. 10 - 11].

Для решения этих и других проблем в России создаются музейнопедагогические центры, наиболее известными из которых являются: Творческая лаборатория «Музейная педагогика» кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства культуры и туризма (рук. И. М. Коссова, Москва); Российский центр музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (рук. Б. А. Столяров, Санкт-Петербург); Лаборатория музейного проектирования Российского института культурологи (рук. Н. А. Никишин); Лаборатория эстетического образования Московского института развития образовательных систем (рук. Г. П. Сергеева, Москва); Республиканский детский музейный центр Карелии при Государственном музее-заповеднике «Кижи» (рук. Л. В. Шилова, Карелия) и др.

Деятельность центров направлена на решение проблем комплектования, изучения, сохранения музейных фондов; проектирования и экспозиционирования музейных фондов; разработку программ работы с музейной аудиторией и сотрудничества со школами и другими партнерами по культурной деятельности; использование информационных технологий, организация и проведение семинаров и на-учно-практическихконференций и др. [1; 3; 5; 8].

В рамках деятельности указанных центров были подготовлены музейнопедагогические программы: «Музей и культура» (авторы Е. Г. Ванслова, Т. В. Чу-малова, Т. Н. Панкратова и др., Москва); «Предметный мир культура» (разработанная на базе Московского института развития образовательных систем); «Здравствуй, музей!» (г. Санкт-Петербург) и др. [2; 11; 12].

Музейно-педагогические программы, содержат два блока - «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в образовательном пространстве школы», - предоставляя возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создаются предпосылки для формирования музейно-педагогической деятельности в рамках школьного образовательного процесса. Говоря о блоках, необходимо отметить, что блок «школа в образовательном пространстве музея» характеризуется погружением учащихся в музейное и око-ломузейное пространство, что способствует развитию эмоционально-эстетической сферы личности, все предлагаемые формы работы в данном блоке, организуются сотрудниками музея, учащиеся же выступают в роли слушателей, наблюдателей. Основные задачи школьного педагога в данном блоке - организовать экскурсию в музей, провести работу с учащимися до и после посещения музея, формировать культуру поведения в музее.

Блок «музейная педагогика в образовательном пространстве школы» обладает меньшими возможностями для погружения учащихся в музейное и около-музейное пространство, но в большей степени позволяет включить средства музейной педагогики в образовательный процесс, что способствует формированию самостоятельной исследовательской деятельности школьников, развитию проектировочных умений, умений работать на музейной экспозиции и с музейным предметом. Основные формы данного блока организуются и проводятся школьным педагогом.

Шляхтина Л. М. выделяет формы взаимодействия музея и школы, которые распределяются по блокам «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в образовательном пространстве школы», следующим образом (см. табл. 1):

Таблица 1

Формы взаимодействия музея и школы

Блок «школа в образовательном пространстве музея» Блок «музейная педагогика в образовательном пространстве школы»

Совместная работа по организации и проведению учебной экскурсии в музее Участие музея в организации школьных факультативов, кружков, воспитательных мероприятий

Сотрудничество музейного работника с педагогом при подготовке и проведению различных музейных занятий Использование учителем музейных предметов в качестве наглядных пособий на школьном уроке

Проведение в музее мероприятий научноисследовательского характера (семинаров, лекций, конференций) Совместная организация мероприятий воспитательного значения

Помощь в создании школьного музея и организации его работы

Названные формы могут, реализовывается, как в стенах музея, так и за его пределами. В рамках школьной программы выделяются отдельные учебные предметы, освоение которых может осуществляться с опорой на сотрудничество музея и обра-

зовательного учреждения в рамках музейно-педагогических программ для достижения целей образования и воспитания.

Отсюда возникает необходимость подготовки учителя начальных классов к восприятию и трактовке музейной информации, методике её использования в образовательном процессе начальной школы, информирования специалистов системы образования о деятельности музеев и знание ими музейно-педагогических программ региональных музеев.

Говоря о культурно-образовательной среде музея необходимо отметить образовательную деятельность музея, осуществляемую через реализацию педагогического процесса, который проходит в различных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) на основе музейного памятника с привлечением разнообразных текстов, наглядных пособий, аудио-, видео- и компьютерной техники, а также технологий, позволяющих включать в педагогический процесс как интеллект, так и эмоции. Средством реализации образовательной деятельности музея выступает музейно-педагогический процесс, представляющий собой, по мнению Б. А. Столярова, «системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности» [11, 106].

Музейно-педагогический процесс включает три взаимосвязанных звена: музейный педагог, музейный предмет, зритель. Схематически музейнопедагогический процесс с учетом взаимоотношений субъекта и объекта можно представить так:

Рис. 1. Музейно-педагогический процесс

С этой точки зрения справедливо утверждение В. А. Сластенина и Л. М.Мищенко, что истинным объектом педагогической деятельности является не сам ученик, вырванный из педагогического процесса, а «именно педагогический процесс, представляющий собой систему взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов» [9, с. 82]. Таким образом, в триаде, представляющей музейнопедагогический процесс в системе общего школьного образования процесс совершенствования и развития личности ученика в совместной деятельности учителя и школьника направлен на: духовно-нравственное становление личности; формирование чувственнообразного мышления на основе восприятия музейного предмета; гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития школьника; освоение необходимых способов взаимодействия с музеем; развитие мотивации и познания к творчеству; формирование и развитие способности к эстетическому восприятию и переживанию (чувства прекрасного); формирование мировоззренческих и гуманистических идеалов.

Образовательная деятельность музея, характеризуется педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности средствами музейной педагогики [11]. Музей дает возможность:

увидеть неизвестные образцы художественной культуры, которые не входят в число часто упоминаемых и тиражируемых;

познакомиться со специфическими способами передачи информации, характерными для музейной экспозиции, это: музейные экспонаты, коммуникация с которыми

происходит на нескольких уровнях: вербальная информация (информация об авторе, время создания и т.п. предмета) и «раскодирование» информации, которое представлено не вербально (эпоха, условия создания, среда и т. п. существования предмета). Музейная экспозиция, являясь художественным текстом, нуждается в осмыслении аудиторией, и представляет собой новый мир, транслируемый музейными предметами;

овладеть «инонаучными» способами постижения мира, которые в школьных программах почти не представлены, - культурное собеседование, переживание, воображение, интерпретирование и др. Для познания музейной среды необходимо освоить присущие музею способы познания и формы деятельности: рассматривание, сопоставление, сравнение, исследование;

приобрести навыки музейного ориентирования, т. е. понять законы существования музея, структуру музея, специфику его деятельности, логику построения музейной экспозиции;

приобрести опыт соприкосновения с подлинником, где каждый экспонат имеет историческую, художественную и эстетическую ценность. Через опыт общения с подлинником посетитель приобретает навык различия «настоящего» и «мнимого», учится понимать, что есть искусство;

способствовать поиску ценностных ориентиров, которые в дальнейшем помогают выстроить собственную иерархию смыслов и ценностей.

Названные возможности музея, прежде всего, обусловлены свойствами музейных предметов, фондом научно-вспомогательных материалов, музейной экспозицией и музейной средой, в которых заключается специфика музейной информации, посредством которой музей включается в образовательный процесс и реализует свои возможности в целостном процессе обучения, воспитания и развития личности школьника.

Таким образом, музейная педагогика, сформировавшись на рубеже XIX - XX вв. как научная дисциплина, раскрывающая взаимодействие музея и школы, на современном этапе модернизации отечественного образования перешла в качественно новую фазу развития, открывающую возможность поэтапного формирования личности посредством музейно-педагогических программ, тем самым вызывая необходимость подготовки педагогических кадров системы образования к органичному включению музея в систему образования и воспитания. В связи с этим, встает необходимость овладения педагогом не только знаниями о направлениях деятельности музея, формах и методах работы с музейной аудиторией, но и практическими навыками и умениями использования средств музейной педагогики в образовательном процессе. Отбор средств музейной педагогики и включение их в образовательный процесс музея и школы зависит от поставленных целей и конкретных задач, возрастных особенностей аудитории, а также от характерных особенностей организуемой деятельности в условиях региона.

Список литературы

1. АПРИКТ - Кафедра музейного дела / Режим доступа: http://www.aprik.ru/mus/ default.htm.

2. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие / Под ред. Е. Г. Вансловой. - М.: МИРОС, 1995. - С. 16 - 17.

3. Лаборатория музейного проектирования / Режим доступа: http://www.future.museum.ru/lmp/ mission/ default.htm.

4. Медведева Е. Б. Музейная педагогика в Германии и России: История и современность. Учебное пособие / Е. Б. Медведева. - М.: АПРИКТ, 2003. - 92 с.

5. Образование культурой. Образовательные программы музея-заповедника «Кижи». Детский музейный центр музея-заповедника «Кижи» ДМЦ / Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/education/rdmc/.

6. Разгон А. М. Музейный предмет как исторический источник / А.М.Разгон // Проблемы ис-точниковеденения истории СССР и специальных исторических дисциплин. - М., 1984. - С. 177 -185.

7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1: А - М. - М., 1993. - С. 89.

8. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / Режим доступа: http:/ / www.muzped.net/.

9. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание структура, финансирование / В. А. Сластенин // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. -С. 19 - 28.

10. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: учебное пособие для вузов / Б. А. Столяров. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 222 с.

11. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика.: учеб. пособие /

Б. А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004. - 216 с.

12. Столяров, Б.А. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» / Б.А. Столяров, А.Г. Бойко // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 1998. - 318 с.

13. Флоренский, А.П. Анализ пространственности и времени в художественноизобразительных произведениях / П.А. Флоренский // Курс лекций, прочитанных во BXYTE-MACe. М.: «Прогресс», 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие / Л. М. Шляхтина. - М.: Высш. шк., 2005. - 183 с.

15. Шулепова Э. А. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э. А. Шулепова. -М.: Едиториал УРСС, 2005. - 504 с.

16. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. - М., 2001. - 223 с.

MUSEUM PEDAGOGY: HISTORICALAND PEDAGOGICAL ANALYSIS

N-LShehovskaya1 E. P.Mandebura2

1 BelgorodNational

Research University

2Belgorod State Institute of

Culture and Art

e-mail: Shehovskaya@bsu.edu.ru lenalila75@mail.ru

The history of museum pedagogics formation and development, the problems of its modern status are considered in the article. The forms of interaction between museum and school, being organized in the limits of museum pedagogical process are characterized.

Kew words: cultural and educational sphere of, museum pedagog- ics, museum pedagogical program, the forms of museum and school inte- raction, museum pedagogical process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.