Ibidem.
Ibid. P. 102.
Ibid. Р. 8.
Ibidem.
См.: Russia and England from 1876 to 1880 : A Protest and an Appeal by O. K. 2nd ed. L., 1880. P. 186.
Цит. по: Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев и общественно-политическая жизнь Великобритании (1870-е
- начало 1900-х годов) // Константин Петрович Победоносцев : мыслитель, ученый, человек. Материалы междунар. юбил. науч. конф. СПб., 2007. С. 87.
35 И. А. Гончаров - И. С. Тургеневу, 15/29 сентября 1866 г. // Гончаров И. А. Собр. соч. : в 8 т. М., 1980. Т. 8. С. 320.
36 Там же. С. 320-321.
37 Tuckwell R. W. Op. cit. P. 93.
38 The M. P. for Russia. Vol. I. Р. 1-2.
УДК 325.36+94(71)
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ИМПЕРСКОГО ЕДИНСТВА У АНГЛОКАНАДСКОЙ МОЛОДЕЖИ В 70-е Годы XIX ВЕКА (по материалам канадской учебной литературы)
М. а. Гамидова
российский государственный педагогический им. А. и. герцена, Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
университет
В статье оценивается комплекс идей, которые прививались англо-канадским школьникам на уроках истории в 70-е гг. XIX в., и исследуется процесс формирования у канадской молодежи представлений о внутреннем единстве жителей метрополии и колоний - чувства имперского единства.
Ключевые слова: история доминиона Канада, Британская империя, школа, образование, учебник.
An Education of sense of Imperial Unity for British-Canadian Youth in 70s of XIX Century (Based on Materials of Canadian Education Literature) M. A. Gamidova
The article is devoted to the estimate complex ideas which were schooled to the British Canadians schoolchildren during lessons of history in 70s of XIX century and the research process formation of the conception for Canadians youth about population’s unity of mother country and colonies - imperial unity.
Key words: history of Dominion of Canada, British Empire, school, education, schoolbook.
Первой переселенческой колонией Великобритании, которая получила в 1867 г. новый политический, правовой и административный статус (доминиона) в рамках империи, была Канада. На основании статьи 93 акта «О Британской Северной Америке» от 1867 г., ставшего Конституцией Канады, законодательное собрание каждой провинции молодого доминиона могло принимать законы в области образования1, не оглядываясь на Лондон, то есть контроль над системой образования был полностью отдан канадским провинциальным властям и последние, таким образом, получили возможность влиять на процесс воспитания молодежи.
Надзор за деятельностью администрации учебных заведений, сертификацией преподавателей, подготовкой учебных программ, а также за выпуском учебной литературы и ее содержанием после вступления в силу вышеупомянутого акта стал прямой обязанностью муниципальных учреждений провинций доминиона. Однако единства в организации и развитии системы образования Канады не было. Например, в провинции Онтарио к моменту образования доминиона система учебных заведений состояла из сети государственных школ, включающей детские сады, средние школы и ряд колледжей, и провинциального университета с отдельными школами для католиков и протестантов, белых и цветных. Все заведения курировались департаментом образования и его главой - министром образования2. В то же время в соседней провинции Квебек государственные школы были редким явлением, а вмешательство государства в систему образования было сведено к минимуму - министерство образования в Квебеке просуществовало всего 8 лет, с 1867 по 1875 г., а затем было ликвидировано и все его полномочия перешли к протестантскому и католическому комитетам Совета народного просвещения3. Таким образом, школы в провинции Квебек полностью находились под контролем церкви. А в провинции Нью-Брансуик в начале 1870-х гг. процесс формирования сети государственных школ сопровождался борьбой государства и церкви за контроль системы образования, итогом которой стали компромисс провинциальных властей с церковью и закрепление государственного контроля школ4.
К учебной литературе властями провинции Онтарио, где система государственных школ была самой развитой, предъявлялись довольно жесткие требования: проводилась так называемая политика одного учебника5; школьная учебная литература подвергалась «некоторой цензуре» со стороны департамента образования провинции6;
30
31
32
33
34
© Гамидова М. А., 2012
М. А. Гамидова. Воспитание чувства имперского единства у англоканадской молодежи
все учебные пособия, за исключением учебников по чтению, каждые десять лет проверялись и при необходимости заменялись новыми7. Важно, что к созданию учебников власти провинции относились очень серьезно - для написания нового учебного пособия иногда даже назначалась экспертная комиссия8. В других провинциях доминиона требования к учебной литературе были не столь жесткими, хотя и в провинции Квебек, и в Нью-Брансуике также осуществлялся контроль качества литературы для учебных заведений.
Особый интерес для исследования первых шагов взаимоотношений доминиона Канада и Британской империи представляют материалы школьных учебников истории, выпущенных для провинций доминиона в 70-е гг. XIX в. Они позволяют оценить комплекс идей, которые должны были усвоить юные англоканадцы.
Так, в школьном курсе истории провинции Онтарио особое внимание должно было уделяться истории Канады - тому, как она управляется, ее отношениям с империей9. Поэтому учебник истории Канады, выпущенный в Торонто издательством «Джеймс Кампбелл и сын» в 1875 г., описывает политическую историю провинций доминиона. Его цель - «проследить основные этапы формирования канадской конституции» и «повторить основные и наиболее интересные события канадской истории»10.
История Канады преподавалась и в других провинциях доминиона. Для школ Нью-Брансуика специально по заказу департамента образования этой провинции в 1875 г. лондонским издательством «Нельсон и сыновья» в «Школьной серии Нью-Брансуика» было опубликовано учебное пособие по истории Канады. В следующем, 1876 г. дополнительный тираж учебника вышел в другой серии - «Школьная серия Нельсона», - предназначавшейся, видимо, уже не только для школ Нью-Брансуика. Особый интерес для нас представляет одно из приложений к этому учебному пособию -«Внутренний прогресс Канады с 1492 по 1867 г.». Этот раздел является дополнением к учебнику и дает представление об экономическом развитии страны.
Учебное пособие под названием «История доминиона Канада и других частей Британской Северной Америки», вышедшее в Монреале в издательстве «Ловелл» в 1876 г., предназначалось для протестантских школ провинции Квебек. Помимо материалов по истории провинций Британской Северной Америки, этот учебник содержит довольно подробный и обстоятельный обзор состояния дел в провинциях на момент публикации книги.
В каждом из учебников история Канады условно делится на четыре периода:
1. Открытие Канады.
2. «Новая Франция», или период французского владычества.
3. Канада - британская колония.
4. Период ответственного правительства11.
Иногда выделяется также период доминиона12.
Такое деление обоснованно хронологически, хорошо отражает динамику развития Канады: каждый этап - новая ступень прогресса страны.
На страницах учебников период британского владычества в Канаде постоянно сравнивается с периодом «Новой Франции», благодаря чему Великобритания предстает перед читателями в безусловно положительном свете. Показательна статистика роста населения североамериканских провинций. Так, в 1713 г., когда Канада еще была французской колонией, ее население составляло 20 000 человек. За сорок лет после заключения Утрехтского мира, по условиям которого часть территории провинции перешла от Франции к Великобритании, ее население увеличилось с
20 000 до 50 000 человек13. «В 1760 г. население Канады составляло 80 000 человек, из которых
8 000 были индейцы»14, - констатируется в учебнике. В начале же XIX в., как следует из учебника, ситуация была такова: «В Канаде тогда было около 1 090 000 человек (из которых 625 000 были жителями Нижней провинции, и 461 000 - Верхней провинции)...»15. Таким образом, у канадских школьников не должно было остаться сомнений, что с момента перехода территорий Канады под власть Великобритании для североамериканских провинций начались новые, лучшие времена.
Другим показателем бурного внутреннего развития североамериканских провинций в период британского господства являются изменения, произошедшие в канадской экономике за это время. Со страниц учебников юные англоканад-цы узнают, что «во время войны правительство Франции тратило (на Канаду. - М. Г.) много денег, но они не обогащали страну, а шли на военные операции, и часть их была обманом присвоена чиновниками. В результате завоевания Канада стала банкротом»16. «С началом британского правления, - пишется в учебнике далее, - в Канаде наблюдался рост народонаселения, сельского хозяйства и торговли. Ощущался переход от ... репрессивной формы правления к мягкой и справедливой. Люди больше не были придавлены суровыми поборами коррумпированных интендантов, не были вынуждены нести неоплачиваемую военную службу. Их не трогали, чтобы они могли спокойно возделывать поля»17.
Еще одним свидетельством увеличения темпов внутреннего роста Канады в период, когда она была британской колонией, являются приведенные в учебнике данные о развитии системы внутренних коммуникаций. Дороги и мосты -первая необходимость для страны - сооружались посредством общественных работ. «Деньги на их строительство, - доводилось до сведения читателей, - выделялись законодательными учреждениями всех провинций в виде ежегодных грантов (annual grants), которые распределялись между
Всеобщая история. Британские чтения
65
несколькими округами»18. Кроме дорог и мостов, строились каналы, и средства на их сооружение частично также выделялись имперским прави-тельством19. В итоге у канадских школьников при изучении истории должно было сформироваться убеждение, что Великобритания, в отличие от Франции, которая относилась к североамериканским колониям потребительски, больше заботилась о благополучии своей колонии.
Следующий этап - период «ответственного правительства» - отмечен активным развитием Канады уже не только в экономическом, но и в политическом плане. Еще с 1791 г., согласно «Конституционному Акту 1791 г.», в провинциях Верхняя и Нижняя Канада были заложены основы представительного правления20. А с началом периода ответственного правительства, утверждается в учебнике, «Канада (добилась. - М. Г.) замечательных достижений в области внутренних реформ. Конституционные вопросы и вопросы феодального землевладения и привилегий духовенства были окончательно урегулированы. Система образования была поставлена на прочную основу. Было завершено (строительство. - М. Г. ) системы каналов, заложены основы железнодорожной системы. Муниципальные учреждения, которые дали людям контроль над местными делами своих городов, деревень и поселков, были созданы как в Верхней, так и в Нижней Канаде. Была введена система налогообложения для поддержания школ, дорог, мостов и ряда других объектов сферы услуг...»21. Таким образом, у канадских школьников определенно должно было сформироваться убеждение, что Канада всецело обязана своим процветанием Великобритании. И то, что канадские провинции являются частью Британской империи, - несомненное благо для них.
Но вот ощущали ли юные англоканадцы себя частью британской имперской нации? Вопрос сложный, и однозначного ответа на него нет. Думается, что англоканадские школьники в 1870-е гг. воспитывались прежде всего как граждане доминиона Канада. Один из первых исследователей школьной системы образования провинции Онтарио Джордж Росс утверждает, что преподаванию истории Канады власти провинции уделяли особое внимание22. Важно и то, что все учебники по истории Канады, выпущенные в это время, обязательно содержали информацию об основах канадской государственности23.
Тем не менее при получении аттестата о среднем образовании требовалось знание не только канадской истории, но и истории Британской империи. В предисловии к учебнику У. Ф. Кольера, который был выпущен в 1870-х гг. в Торонто издательством «Джеймс Кемпбл и сын» специально для школ Британской Северной Америки, указывалось, что «материал, который содержится в этом учебнике, является достаточным минимумом для получения сертификата о среднем образовании»24.
Юные англоканадцы изучали и историю Англии. Учебник с одноименным названием25 был издан в Торонто в 1878 г. Британский исследователь Джон Мак-Кензи, проанализировавший материалы английских учебников, изданных в 1870-е гг., отмечал, что все они были одинаковыми по структуре: материал в них излагался в хронологическом порядке26. В этом смысле учебники Уильяма Френсиса Кольера и Эдит Томпсон, предназначенные для школ провинции Онтарио, отвечали духу времени, описывая историю Англии «от правления к правлению» английских монархов27.
Преподавание истории Англии и Британской империи в провинции Онтарио к 1870-м гг. стало уже традицией - учебная литература на эту тему выпускалась в Торонто еще с 30-х гг. XIX в.28 Тем не менее сам факт публикации «Истории Британской империи» и «Истории Англии» для школ провинций Канады в 1870-е гг. свидетельствует о том, что при помощи приобщения канадской молодежи к истории Британской империи власти стремились привить молодому поколению англоканадцев чувство имперского единства. Оно должно было основываться на понимании того, что доминион Канада, а значит, и его жители, является частью Британской империи.
Таким образом, изучая историю Канады в 1870-е гг., школьники доминиона должны были усвоить две основные идеи. Первая - всеми экономическими и политическими достижениями Канада обязана Великобритании. Вторая - то, что Канада была и остается частью Британской империи, несомненное благо как для империи, так и для самой Канады. «Мы всегда должны быть благодарны Господу за то, что оказались здесь, - говорится во введении к одному из учебников, - за то, что сейчас можем пользоваться теми гражданскими и религиозными правами и свободами, за которые сражались наши отцы и которыми так отличается нация нашей Королевы»29.
Все больше осознавая себя гражданами своей страны, канадские школьники одновременно являлись и должны были чувствовать свою причастность к Британской империи. Таким образом, учебники по истории, по которым учились канадские школьники в 70-е гг. XIX в., призваны были сформировать у англоканадской молодежи представление о внутреннем единстве жителей метрополии и колоний - чувство имперского единства.
Примечания
1 См.: The British North American Act, 1867 / Documents of the Canadian Constitution, 1759-1915 / ed. by W. P. M. Kennedy. Toronto, 1918. P. 677.
2 См.: Ross G. W. The school system of Ontario (Canada). Its history and distinctive features. N. Y, 1896. P. 24.
3 См.: Young D. C. The transition from denominational to linguistic school boards in Quebec. University of New Brunswick, 2000. P. 26-27.
бб
Научный отдел
4 См.: Acheson T. W King, George Edward // Dictionary of Canadian Biography Online. URL. : www.biographi. ca/009004-119.01-e.php?&id_nbr=6823 (дата обращения: 21.11.2011).
5 См.: Ross G. W. Op. cit. P. 164.
6 Ibid. P. 165.
7 Ibid. P. 167.
8 Ibid. P. 165-166.
9 Ibid. P. 63.
10 Jeffers J. F. A history of Canada. For the use of schools. Toronto, 1875. P. III.
11 См.: Archer A. A history of Canada. For the use of schools. L., 1875. P. 447.
12 См.: Jeffers J. F. Op. cit. P. VIII.
13 См.: Archer A. Op. cit. P. 448-449.
14 Lovell’s history of the Dominion of Canada and other parts of British America. Montreal, 1876. P. 110.
15 Archer A. Op. cit. P. 453.
16 Archer A. Op. cit. P. 449 ; Lovell’s history of the Dominion. P. 110 ; Jeffers J. F. Op. cit. P. 135.
17 Archer A. Op. cit. P. 449.
18 Ibid. P. 452.
19 См.: Jeffers J. F. Op. cit. P. 215.
20 Ibid. P. 156.
21 Archer A. Op. cit. P. 453.
22 См.: Ross G. W. Op. cit. P. 63.
23 См.: Archer A. Op. cit. P. 444-447 ; Jeffers J. F. Op. cit. P. 302-305; Miles H. H. A school history of Canada. For the use of elementary and model schools. Montreal, 1870. P. 301-305.
24 Collier W. F. History of the British Empire. For the use of schools in British North America. Toronto, 1871. P. IV
25 Thompson E. History of England. Toronto, 1878.
26 См.:MacKenzie J.M. Propaganda and Empire. The Manipulation of British Public Opinion, 1880-1960. Manchester University Press, 1984. P. 177.
27 См.: Collier W. F. Op. cit. P. VVII ; Thompson E. Op. cit. P. IXX.
28 См.: School Books Collection of the Archives of Ontario Library. URL : www.archives.gov.on.ca/english/about/ library_l18.aspx (дата обращения: 21.11.2011).
29 Lovell’s history of the Dominion ... P. 4.
УДК 94” 15/18”
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «МУСУЛЬМАНСКОГО РЕНЕССАНСА» В БРИТАНСКОЙ ИНДИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА
с. а. Богомолов
Ульяновский государственный университет E-mail: [email protected]
Данная статья содержит краткий анализ теоретических основ «мусульманского ренессанса» в Британской Индии в последней трети XIX в. Автор анализировал публикации У. С. Бланта, У. Г. Грегори, М. Р. Ахмада, Хаджи Гулам-ус-Саклайна по этой проблеме. Автор придерживается мнения, что британские политики и мусульманские интеллектуалы создали эффективную модель модернизации мусульманской общины в Британской Индии. Ключевые слова: Британская империя, Османская империя, Индия, колония, ислам, «мусульманский ренессанс», Абдул Хамид II, У. С. Блант, У. Г. Грегори, М. р. Ахмад, Хаджи Гулам-ус-Саклайн.
The Theoretical Bases of the «Mohammedan Renaissance» in the British India in Last third of XIX Century s. A. Bogomolov
This article contains the brief analysis of the theoretical bases of «Mohammedans Renaissance» in the British India in the last third of XIX century. The author analyzes the publications of W. S. Blunt, W. H. Gregory, M. R. Ahmad, Khawji Ghulam-us-Saqlain on this problem. The author is of the opinion that the British politics and Mohammedan intellectuals created the effective model of modernization of Mohammedan community in British India.
Key words: British Empire, Ottoman Empire, India, colonia,
Islam, «mohammedan renaissance», Abdul Hamid II, W. S. Blunt, W. H. Gregory, M. R. Ahmad, Khawji Ghulam-us-Saqlain.
Одной из главных проблем колониальной истории Индии является проблема зарождения и эскалации конфликта между индусской и мусульманской общинами. После подавления в 1857-1859 гг. Великого мятежа сипаев и ликвидации власти Моголов в Индии был нарушен межэтнический и межконфессиональный баланс, что привело к дестабилизации ситуации. Все попытки британской колониальной бюрократии нормализовать отношения индусов и мусульман провалились, что и привело в итоге к расколу Британской Индии на два независимых государства - Индийский Союз и Пакистан.
В отечественной литературе данной проблеме уделялось много внимания. А. А. Празаускас отмечал, что до 60-х гг. XIX в. британцы стремились опираться на индусскую элиту, обеспечивая ее образование по европейским образцам, допуская к участию в колониальной администрации и экономике. В итоге мусульманская элита потеряла свои административные посты и сословные привилегии, что вызвало снижение уровня жизни и социальную деградацию всей уммы. Религиозный обскурантизм стал серьезной помехой для обучения мусульман в британских школах и
© Богомолов С. А., 2012