Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 24 (379). История. Вып. 66. С. 137-143.
УДК 94(71).05 ББК 63.3(7)
О. В. Ильина
«ШКОЛА ИМПЕРИАЛИЗМА» ИЛИ ИМПЕРИАЛИЗМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: ДЖ. ПАРКИН И ПРОПАГАНДА ИМПЕРСКОЙ ИДЕИ СРЕДИ АНГЛИЙСКОГО ЮНОШЕСТВА
(конец XIX - начало XX века)
Статья посвящена изучению развития и распространения идей империализма в Британской империи в конце XIX- начале XX в. Целью работы является выявление особенностей их пропаганды в учебной литературе на примере книги «Вокруг империи» канадского общественного деятеля и педагога Дж. Паркина.
Ключевые слова: история идей; империализм; ды; школьное образование; Джордж Паркин.
Долгое время политическая жизнь Канады находилась под определяющим влиянием Великобритании. В конце XIX - начале XX в. для североамериканского доминиона наступил период активизации процесса национального самоопределения. Теперь канадская политическая мысль, воспринимая идеи извне, все больше ориентировалась на собственные реалии. Но, даже поддерживая веяния с Британских островов, представители интеллектуальных кругов доминиона пытались привнести в них новизну и стать активными участниками идеологических дискуссий. Изучение их вклада в развитие политической мысли Британской империи позволяет как всесторонне оценить ее, так и проследить истоки ряда тенденций в развитии независимой Канады.
В группе ярких фигур общественно-политической жизни Канады рубежа веков заметно выделялся Джордж Паркин (1846-1922 гг.). Публицист, журналист и педагог, он позиционировал себя как приверженца идеологии империализма, пытаясь сплотить сторонников модернизации и сохранения Британской империи. Первым посвященным ему биографическим исследованием была работа Джона Уилсона1. Долгое время она оставалась фактически единственной. Обстоятельность этого труда, а главное - утрата актуальности имперской идеологии в получившей независимость Канаде обусловили временную потерю интереса к деятельности Паркина. Но с 1960-х гг. переосмысление политического опыта начала XX в. заметно оживилось. На этом фоне общественная активность и идеи Паркина привлекли к себе серьезное внимание историков2.
1 Willison J. Sir George Parkin...
2 Cole D. L. Canada's 'nationalistic' imperialists. P. 44-49;
Британская империя; политическая мысль Кана-
Одной из последних работ о нем стала биография Уильяма Кристиана. В центре ее вопрос: почему этот идеолог империализма, бывший в свое время одним из наиболее авторитетных канадцев англоговорящего мира, к концу XX в. после столь долгого забвения оказался «самым известным из забытых людей»3. В отечественных исследованиях Дж. Паркин упоминается лишь в назывном порядке4 или в общем контексте характеристики империалистического движения5.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть механизм трансляции имперской идеологии в специфической детской аудитории на примере принадлежащего перу Дж. Паркина популярного учебника для английских школ. В этой связи интерес представляет также выбор тем и конкретных идей из комплекса имперских воззрений, которые автор включил в текст, объясняя через их призму происходивших внутри Британской империи процессы.
На рубеже XIX-XX вв. перспективы эволюции Британской империи активно обсуждались как в метрополии, так и в самоуправляющихся колониях. В политических и интеллектуальных кругах Канады эти дискуссии привели к распространению идеи трансформации имперских отношений в партнерские через создание имперской федерации. Свое организационное выражение подобные устремления нашли в создании в 1884 г.
Cook T. George R. Parkin. P. 15-31; Berger C. The sense of
power.
3 Christian W. Parkin: Canada's Most Famous Forgotten Man. Toronto, 2008.
4 Акимов Ю. Г. «Истинный Север, сильный и свободный»... С. 197-201; Соков И. А. Влияние идеологических воззрений канадских интеллектуалов. С. 96-108.
5 Нохрин И. М. Общественно-политическая мысль Канады.
Лиги имперской федерации, открытие канадского филиала которой состоялось 9 мая 1885 г. На первом заседании участники определили свою задачу как «широкое общественное обсуждение тех вопросов, от которых зависит сохранение единства империи и дальнейшее развитие ее различных частей»1.
Настроения имперской солидарности имели в Канаде в начале 1890-х гг. высокую степень общественной поддержки, хотя либеральная партия и католическая церковь выступали в оппозиции к ним. Многие представители канадской политики, бизнеса и журналистики причисляли себя к империалистам, в той или иной степени разделяя планы модернизации империи2.
Одним из активистов канадского филиала Лиги имперской федерации был Дж. Паркин. Прежде всего, он приобрел известность как талантливый пропагандист империалистических идей, посетивший с лекциями большую часть владений короны. Дж. Паркин также занимался журналистикой и публицистикой. Наиболее известная его работа - «Имперская федерация: проблема национального единства». В ней нашли отражение основные принципы структурных реформ, исповедуемые империалистами. «Если люди во всех концах империи хотят и дальше оставаться вместе, - излагал он свое кредо, - то они должны обладать равными правами и равной степенью автономии»3.
В Канаде к мнению этого общественного деятеля прислушивались политически верхи, включая премьер-министров и генерал-губернаторов. Современники упоминали его имя в одном ряду с Редьярдом Киплингом и Сесилом Родсом, ведущими пропагандистами «нового империализма»4. Исследователи считают, что Дж. Паркин повлиял на становление взглядов Герберта Асквита, Альфреда Мильнера и Уинстона Черчилля5. Но, освещая политическую и публицистическую деятельность канадца, они оставляют в стороне его работу в области педагогики и образования, которая долгое время была для него основной.
Джордж Паркин родился в 1846 г. на ферме в провинции Нью-Брансуик. Его отец эмигрировал из Йоркшира в 1817 г., а семья матери вела свое происхождение от американских лоялистов. Дж. Паркин был младшим среди тринадцати детей. Из-за стесненного материального положения все они активно привлекались к работе на семейной
1 Report [of] the first meetings... P. 2.
2 Нохрин И. М. Op. cit. P. 102.
3 Parkin G. R. Imperial Federation. P. 31.
4 Parkin, Sir George Robert ...
5 Christian W. Op. cit.
ферме, в том числе и в ущерб образованию. Но мать привила Джорджу любовь к литературе и старалась дать возможность посещать школу. «Это пробудило во мне жгучее желание узнать и увидеть своими глазами места, о которых я читал, увидеть людей, которые писали книги или делали иные интересные вещи, чтобы прикоснуться к миру, только слабые отголоски которого доходили до моей родины», - вспоминал позднее политик6.
Видя в образовании ключ к переменам в своей жизни и реализации устремлений, Дж. Паркин с 1862 г. начал работать в школах родной провинции. За два года он накопил достаточно средств для поступления в университет Нью-Брансуика. В 1873-1874 гг. ему представилась возможность пройти обучение в Оксфорде. Эта поездка стала поворотным моментом в его судьбе и взглядах. Например, там состоялось знакомство с педагогом-новатором Эдвардом Трингом, благодаря которому Аппингемская школа из небольшой начальной стала одной из самых известных частных школ Англии. Воспринятые от него идеи организации школьного образования, в том числе государственного, оказали большое влияние на Дж. Паркина и во многом определили его дальнейшую деятельность. Именно благодаря Э. Трингу, знакомствам в Баллиол-колледже Оксфорда и посещению лекций Джона Рёскина молодой канадский интеллектуал приобщился к идеям идеализма и романтизма. Соединившись с евангелическими воззрениями, они и определили вектор его общественно-политической активности.
Энергичный, получивший престижное образование Дж. Паркин выделялся в педагогических кругах Канады того времени. Этому также способствовало стремление модернизировать систему канадских школ, творческий подход к непосредственному процессу обучения и яркий ораторский талант. Неудивительно, что вскоре он оказался на посту директора коллегиальной школы г. Фредерикстона, считавшейся лучшей в провинции Нью-Брансуик. Позднее Паркин возглавил колледж Верхней Канады в Торонто, а также на протяжении двадцати лет занимал должность руководителя фонда стипендии Родса.
По мнению Дж. Паркина, образовательная политика являлась одной из основ концепции единства империи и залогом ее процветания. Он был убежден в том, что «ступень цивилизованности, достигнутая какой-либо нацией» является прямым результатом ее уровня образования, а учитель обладает огромной силой, формируя мораль
6 Dictionary of Canadian Biography. Op. cit.
и нравы молодого поколения1. Вслед за работой «Имперская федерация» в 1892 г. Дж. Паркин написал учебник под названием «Вокруг империи», предназначенный для средней школы, в которой дети обучались с 11 до 16 лет. Вслед за первым тиражом, составившим 200000 экземпляров, книга до 1919 г. выдержала еще четыре почти таких же переиздания. Ориентированная, в первую очередь, на юных жителей Великобритании, это учебное пособие было призвано создать у них образ огромной империи как единой родной страны.
Учебник «Вокруг империи» строился в форме рассказа о путешествии, большей частью основанного на опыте личных поездок Дж. Паркина. Предполагалось, что повзрослевшие читатели вполне смогут повторить этот маршрут самостоятельно. Школьники, следуя за составителем, пересекали Атлантический океан, знакомились с Канадой, Ньюфаундлендом, близлежащими островными владениями; затем, через Тихий океан, отправлялись в Тасманию, Новую Зеландию и Австралию; минуя Индийский океан, осматривали британские территории в Африке, Индии, Цейлоне и Новой Гвинее. Завершалось это воображаемое кругосветное путешествие обзором стратегически важных точек империи - Суэцкого канала и мыса Доброй надежды.
Но, прежде чем отправиться в обещанный вояж вокруг империи, автор посчитал необходимым уделить внимание общим сведениям о ней. В этом разделе его политические взгляды и пристрастия проявлялись наиболее явно.
С первых строк Дж. Паркин, утверждая принцип равенства, пытался представить Великобританию и остальные части империи в одном ряду, а не как метрополию и подчиненные ей колонии. Идея величия империи раскрывалась наиболее понятным для школьников образом - через ее впечатляющие размеры. «Британские острова, на которых мы проживаем, занимают лишь малую часть суши, - сообщает он юному читателю. - Но Британская империя, центром которой они являются, охватывает значительную долю земной поверхности, гораздо большую, чем какая-либо нация до и кроме нее»2.
Постоянно подчеркивалось англосаксонское единство и общая культурная близость жителей империи. Океаны больше не разделяют ее, потому как скорость передачи информации сократила расстояния, создавая единое информационное поле. «Ежедневно утренние и вечерние газеты Мельбурна и Монреаля сообщают о новостях из
различных частей мира, которые появляются в тот же день и в английских газетах, - приводил пример Дж. Паркин. - Поэтому все британские подданные одновременно размышляют об одних и тех же событиях»3. Таким образом, жители Соединенного королевства, отправляясь в самые отдаленные концы света, сохраняли чувство единства. И даже окончательно переселяясь на окраины империи, они оставались гражданами своей страны и не теряли связь с родиной, находящейся на Британских островах. А чтобы жизнь вне метрополии предстала в наиболее узнаваемом для школьников виде, автор при отборе и изложении фактов стремился подчеркнуть ее схожесть с их повседневностью.
Будучи увлеченным педагогом-новатором, Дж. Паркин постарался заинтересовать детей и сделать их знакомство с регионами Британской империи как можно нагляднее. К экземпляру книги прилагалась подробная карта мира. На ней владения английской короны и названия ключевых городов выделялись ярко-красным, Британские острова располагались в центре, а поля карты были украшены гербами Канады, Индии, Австралии и Капской колонии. Визуализация не только помогала ученику ориентироваться, но и давала возможность оценить впечатляющие масштабы империи относительно остального мира. Этот педагогический прием неоднократно использовался и для других целей. Один из наиболее удачных примеров - диаграмма, демонстрирующая сравнение площадей всех частей империи путем наложения пропорциональных им квадратов друг на друга.
Но чаще всего иллюстративный материал применялся для раскрытия идеологического потенциала символики, обилие которой во многом объясняется сопутствующим империализму романтическим флером. Каждый раздел учебника сопровождался тематической заставкой, связанной с особенностями описываемого региона. В случае Канады это было изображение строящих плотину бобров в рамке из кленовых листьев. Таким образом происходило знакомство с символами стран империи, подчеркивающими их самобытность. Визуализация также помогала читателям проводить параллели с привычными реалиями. Например, кленовый лист Дж. Паркин сравнивает по значению и символизму с английской розой и шотландским чертополохом4. Многие пейзажи Северной Америки, по его словам, напоминали эмигрантам из Великобритании род-
1 Рагкт Sir George Robert...
2 Рагкт G. R. Round Ше етрке... Р. 1.
3 т. Р. 5.
4 т. Р. 82.
ные края, а некоторые административные здания и церкви полностью копировали существовавшие в метрополии.
Начинается воображаемое путешествие из Ливерпуля - главного порта, откуда эмигранты устремлялись в разные уголки империи. «Удивительно, насколько велики цифры. За 33 года, с 1853 г. по 1886 г., более шести миллионов британцев покинуло эти края, чтобы найти новый дом в отдаленных землях, - писал Дж. Паркин, - Этот поток эмиграции все еще продолжается. В 1888 г. число уехавших составило 280000, в 1890 г. - 218000, а в 1902 г. - 205910»1. Такая статистика как нельзя лучше вписывалась во взгляды канадского педагога, являвшегося сторонником полицентричности и усиления миграционных процессов внутри империи. Жители Британских островов больше не связывали жизненные перспективы исключительно с метрополией, а видели растущий потенциал доминионов. Автор выделял ряд распространенных причин для миграции. Кроме искателей удачи и любителей приключений («дух приключений свойственен нашей британской крови»), назывались интересы трудоустройства и бизнеса, а также переезд из желания предоставить более широкие возможности детям2.
Среди прочих соратников по Лиге имперской федерации Дж. Паркин, пожалуй, выделялся наибольшим вниманием к роли транспорта и коммуникаций в развитии государства. Британская империя, по его мнению, скреплялась телеграфными линиями, проведенными по дну океанов, и недорогими почтовыми пересылками. Например, по прибытию в Галифакс он рекомендовал первым делом уведомить близких о благополучном завершении первого этапа путешествия посредством надежной, быстрой и доступной почтовой службы.
Особое впечатление на своих читателей Дж. Паркин намеревался произвести описанием Канады. Сам автор, даже прожив длительное время в Англии, позиционировал себя как канадца и особо ратовал за перемены в судьбе своей родины. Более того, Канада, получившая статус доминиона еще в 1867 г., являлась крупнейшим по площади и самым экономически развитым владением короны. Поэтому она, по мнению местных империалистов, имела полное право выступать как инициатор структурных изменений в империи.
Главу «Великий Доминион» открывает географическое и краткое историческое описание Кана-
1 Parkin G. R. Round the empire. P. 17.
2 Ibid. P. 17-18.
ды. Они были призваны впечатлить юного читателя, подчеркнуть ее мощь и уникальность. На огромной площади с «отлично подходящим для европейцев климатом, делающим нас мужественными и закаленными», соседствовали старейшие форпосты европейцев в Новом свете, обширные сельскохозяйственные угодья, богатые залежи полезных ископаемых, динамично развивавшиеся транспортные пути и многообещающие, но еще не изученные до конца северные территории. Даже в ориентированном на среднюю школу тексте, Канада, с точки зрения империалиста, представала страной, полной самодостаточности которой препятствовала лишь низкая численность населения.
Но жители этого огромного доминиона, по заверению Дж. Паркина, видели свою страну прежде всего частью Британской империи. В первую очередь, этому способствовало единое политическое пространство, дарованное им широкое самоуправление, сгладившее множество разногласий, присущих полиэтничному и мультикультурному региону. Предоставление возможностей свободного развития автор называл «важнейшим необходимым шагом для того, чтобы канадцы были так же довольны и счастливы, как и подданные империи в самой Великобритании»3. Продолжение этого курса являлось гарантией поддержки метрополии канадцами.
Описание каждой из провинций содержит краткий обзор природы, социального состава населения и особенностей демографии, основных сфер занятости населения. Определявшие место Канады в имперской экономике отрасли хозяйства, среди которых особое место занимали лесозаготовки и получение кленового сиропа, удостоились подробной характеристики.
Но именно в детальном изображении Канады проявляются наиболее уязвимые положения империалистической концепции Дж. Паркина. Одно из них заключалось в крайней скудности сведений об особенностях культуры и быта регионов империи. Вероятнее всего, это связано с попытками подчеркнуть культурное единство подданных британской короны по всему земному шару, которые прослеживались в предназначенных для взрослых работах канадского империалиста.
Однако наиболее критикуемый современными исследователями момент заключается в изображении Британской империи как империи исключительно англоговорящих народов. Даже повествуя о Канаде, известной своей сложной этнической картиной, Дж. Паркин не отступал
3 Ibid. P. 34.
от этого замысла. Так, аккадцы выглядят в его представлении как почти полностью англизированные, индейцы и эскимосы упоминались лишь единожды в назывном порядке, а в разделе о Манитобе ничего не говорилось о многочисленной этнической группе «метисов», во многом определявшей политику в регионе.
Показателен в этом отношении раздел, посвященный Квебеку, заселенному преимущественно потомками переселенцев из Франции. Хозяйство региона обрисовывалось кратко и без упоминания о какой-либо промышленности или портах, в которые и прибывала большая часть иммигрантов. Жители провинции представлялись как «простые, живущие в довольстве, трудолюбивые люди, сильно привязанные к католичеству и старинным обычаям, привезенным из Нормандии и Бретани»1. Здесь же размещался портрет «типичного» франкоканадца - сельского жителя, облаченного в архаичное одеяние. А отличительной чертой наиболее образованных из них считалось «умение говорить по-английски так же свободно, как и по-французски»2. В 1892 г. такое изображение жителей Нижней Канады вряд ли могло быть объективным. Хотя Квебек и уступал в развитии провинции Онтарио, оставаясь преимущественно аграрным, на его территории возникали новые производства, открывались учебные заведения разного уровня, создавалась инфраструктура, а через четыре года после издания «Вокруг империи» премьер-министром доминиона стал франкоканадец У. Лорье. Аналогичные умолчания
1 Parkin G. R. Round the empire. P. 55.
2 Ibid. P. 55.
или крайне избирательно показанная жизнь не англоязычных европейцев, проживавших на территории Британской империи, а также коренного населения прослеживались и в других главах.
В итоге автору удалось отразить в тексте учебника основные принципы имперской идеологии. У читателя должна была сложиться уверенность в том, что благодаря единству политического, правового и культурного пространства, не только Великобритания, но вся Британская империя -его собственный дом. Одновременно подчеркивалось, что мощь и благосостояние огромного государства обеспечиваются экономическим многообразием и ускоряющимися темпами развития его отдельных регионов. Жизненные перспективы всех подданных короны напрямую связаны не только с сохранением, но и совершенствованием этой сложной структуры. Не поднимая напрямую тему предлагаемых империалистами реформ, Дж. Паркин на протяжении всей книги настойчиво подчеркивал органическое единство Британской империи, открытость всех владений короны к диалогу с метрополией.
Видовая принадлежность источника определила особенности изложения материала. Среди них активное использование визуализации, большое количество сравнений реалий Великобритании и доминионов, а также наделение обыденных действий (например, отправки письма) новым смыслом. Таким образом, анализ работы Дж. Паркина позволяет расширить представление не только о направлениях и методах пропаганды имперской идеи, а также об аргументах, использовавшихся сторонниками данного политического движения.
Список литературы
1. Акимов, Ю. Г. «Истинный Север, сильный и свободный»: фактор северности в формировании канадской национальной идентичности / Ю. Г. Акимов // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana).
- 2012. - № 1. - С. 197-201.
2. Нохрин, И. М. Общественно-политическая мысль Канады и становление национального самосознания (последняя треть XIX - начало XX в.) / И. М. Нохрин. - Huntsville: Altaspera Publishing & Literary Agency, 2012. - 232 с.
3. Соков, И. А. Влияние идеологических воззрений канадских интеллектуалов на политическую культуру в Канаде в начале XX в. / И. А. Соков // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 4: История. Реги-оноведение. Междунар. отношения. - 2014. - № 2. - С. 96-108.
4. Berger, C. The sense of power: studies in the ideas of Canadian imperialism, 1867-1914 / С. Berger.
- Toronto: University of Toronto Press, 1970. - 304 p.
5. Christian, W. Parkin: Canada's Most Famous Forgotten Man / W. Christian. - Toronto: Blue Butterfly, 2008. - 369 p.
6. Cole, D. L. Canada's 'nationalistic' imperialists / D. L. Cole // Journal of Canadian Studies. - 1970. -№ 5. - P. 44-49.
7. Cook, T. George R. Parkin and the concept of Britannic Idealism / T. Cook // Journal of Canadian Studies. -1975. - № 10. - P. 15-31.
8. Parkin, G. R. Imperial Federation: the problem of national unity / G. R. Parkin. - London: London and Macmillan and Co., 1892. - 330 p.
9. Parkin, G. R. Round the empire for the use of schools / G. R. Parkin. - London, Cassell, 1892, 290 p.
10. Parkin, Sir George Robert // Dictionary of Canadian Biography. [Toronto], 2003-2015. - URL: http://www.biographi.ca/en/bio/parkin_george_robert_15E.html (дата обращения: 28.09.2015).
11. Parkin Sir George Robert // Oxford Dictionary of National Biography. [Oxford], 2004 - 2015. -URL: odnb2.ifactory.com/view/article/35389/35389 (дата обращения: 28.09.2015).
12. Report [of] the first meetings of the League in Canada. - Montreal, 1885. - 58 p.
13. Willison, J. Sir George Parkin: a biography / J. Willison. - London: Macmillan, 1929. - 294 p.
Сведения об авторе
Ильина Ольга Викторовна - аспирант кафедры политических наук и международных отношений Челябинского государственного университета.
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 24 (379). History. Issue 66. P. 137-143.
"SCHOOL OF IMPERIALISM" OR IMPERIALISM FOR STUDENTS: G. PARKIN AND PROPAGANDA OF IMPERIAL IDEAS AMONG ENGLISH YOUTH (late XIX - early XX century)
O. V. Ilyina
Chelyabinsk State University. [email protected]
The article is devoted to the development and conveyance of ideas of imperialism in the British Empire in the late XIX - early XX century. The main problem is to reveal the peculiarities of their propaganda in the academic literature on the example of the book "Round the empire" by G. Parkin, canadian social activist and educator.
Keywords: history of ideas; imperialism; British Empire; political ideas of Canada; school education; George Parkin.
References
1. Akimov Ju.G. «Istinnyj Sever, sil'nyj i svobodnyj»: faktor severnosti v formirovanii kanadskoj nacional'noj identichnosti ["True North strong and free": North location factor in the formation of canadian national identity]. Obshestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) [Society. Environment. Development], 2012, no. 1, pp. 197-201. (In Russ.).
2. Nohrin I.M. Obshhestvenno-politicheskaja mysl' Kanady i stanovlenie nacional'nogo samosoznanija (poslednjaja tret'XIX-nachaloXXvv.) [Political ideas of Canada and the formation of national identity (last third of XIX - beginning of XX centuries)]. Huntsville, Altaspera Publishing & Literary Agency, 232 p. (In Russ.)
3. Sokov I.A. Vlijanie ideologicheskih vozzrenij kanadskih intellektualov na politicheskuju kul'turu v Kanade v nachale XX v.[The influence of ideological views of canadian intellectuals on the political culture in Canada at the beginning of the XX century]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 4: Istorija. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnoshenija [Journal of Volgograd State University. Episode 4: History. Regional Studies . International relationships], 2014, no. 2, pp. 96-108. (In Russ.).
4. Berger C. The sense of power: studies in the ideas of Canadian imperialism, 1867-1914. Toronto, University of Toronto Press, 1970. 304 p.
5. Christian W. Parkin: Canada's Most Famous Forgotten Man. Toronto, Blue Butterfly, 2008. 369 p.
6. Cole D.L. Canada's 'nationalistic' imperialists. Journal of Canadian Studies, 1970, no. 5, pp. 44-49.
7. Cook T. George R. Parkin and the concept of Britannic Idealism. Journal of Canadian Studies, 1975,no. 10, pp. 15-31.
8. Parkin G. R. Imperial Federation: the problem of national unity. London: London and Macmillan and Co., 1892. 330 p.
9. Parkin G. R. Round the empire for the use of schools. London, Cassell, 1892. 290 p.
10. Parkin, Sir George Robert. Dictionary of Canadian Biography. [Toronto], 2003-2015. Available at: http://www.biographi.ca/en/bio/parkin_george_robert_15E.html, accessed 28.09.2015.
11. Parkin Sir George Robert. Oxford Dictionary of National Biography. [Oxford], 2004-2015. Available at: odnb2.ifactory.com/view/article/35389/35389, accessed 28.09.2015.
12. Report [of] the first meetings of the League in Canada. Montreal, 1885. 58 p.
13. Willison J. Sir George Parkin: a biography. London, Macmillan, 1929. 294 p.