Научная статья на тему 'Воронежское жандармское полицейское управление железных дорог в 1914 году'

Воронежское жандармское полицейское управление железных дорог в 1914 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жандармские полицейские управления железных дорог / Отдельный корпус жандармов / прохождение службы / of the railways / the Separate case of gendarmes / passing of service

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гостева Светлана Степановна, Мыцыков Владимир Васильевич

В статье рассмотрены организационная структура, численность, отдельные вопросы прохождения службы чинами Воронежского жандармского полицейского управления железных дорог в 1914 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VORONEZ GENDARM POLICE ADMINISTRATION OF THE RAIL WAYS IN 1914

In article the organization structure, number? Individualguestions of service by ranks of the Voronez gendarme police adninistration of the railways in 1914 are considered.

Текст научной работы на тему «Воронежское жандармское полицейское управление железных дорог в 1914 году»

УДК 342.9:351.749.6 (470.324) «1914» ББК 63.3(2Р-4Вор) М95

С.С. Гостева, доктор исторических наук, профессор, В.В. Мыцыков ( г. Воронеж)

ВОРОНЕЖСКОЕ ЖАНДАРМСКОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В 1914 ГОДУ

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым, доктором исторических наук, профессором A.B. Перепелицыным.

Аннотация. В статье рассмотрены организационная структура, численность, отдельные вопросы прохождения службы чинами Воронежского жандармского полицейского управления железных дорог в 1914 году.

Ключевые слова: жандармские полицейские управления железных дорог, Отдельный корпус жандармов, прохождение службы.

S.S. Gosteva, doktor of history, professor, V.V. Mytsykov (Voronez)

THE VORONEZ GENDARM POLICE ADMINISTRATION OF THE RAIL WAYS IN 1914

[Abstract.. In article the organization structure, number? Individualguestions of service by ranks of the Voronez gendarme police adninistration of the railways in 1914 are considered.

Key words: Gendarme police administration of the railways, the Separate case of gendarmes, passing of service.

Деятельность Воронежского жандармского полицейского управления железных дорог в рассматриваемый период частично освещена в ранее опубликованных авторами работах [1].

В государственном архиве Воронежской области (ГАВО), фонд И-213, хранятся копии приказов Воронежского жандармского полицейского управления железных дорог (ВЖПУ) за 1914-1916 годы. За 1914 год отложилось 342 копии приказов, напечатанных типографским способом.

По своей структуре приказы состоят из двух разделов. Первый - по строевой части, второй - по хозяйственной части.

По строевой части отразился прием, перевод, перемещения, увольнения, исключение из списка чинов Управления, отпуска, болезни, командировки, исключение из послужных списков умерших членов семьи, внесение родившихся детей, поощрения и взыскания, объявление

приказов, циркуляров и предписаний Отдельного корпуса жандармов к руководству и исполнению; приказов Юго-Восточных железных дорог к сведению и исполнению, возложения исполнения обязанностей начальников отделений на период их отсутствия, о вступлении в законный брак унтер-офицеров, разрешения на размещение рекламы на станциях железных дорог, плакатов и объявлений различных фирм.

В разделе по хозяйственной части: полученные суммы денежного содержания, на канцелярские расходы, жалованье нижним чинам, на знаки отличия Военного ордена, на наем помещений и другие вопросы, касающиеся вещевого довольствия, обеспечения оружием и боеприпасами, секретные расходы.

Приказами утверждался расчет по предметам расхода: для выдачи, для сдачи на почту - в офицерский заемный капитал Штаба Отдельно-

10

го корпуса жандармов собственных вкладов и на оплату долгов, в Комитет общества взаимопомощи офицеров Отдельного корпуса жандармов членских взносов офицеров, в кассу взаимопомощи нижних чинов;

для сдачи в местное казначейство: страховыгх взносов в Воронежское отделение экономического общества офицеров Московского военного округа.

Ежемесячно утверждалась ведомость состояния денежный сумм Управления, которая состояла из хозяйственной суммы, образной суммы, экономического капитала и переходящих сумм.

Поквартально утверждался расчет квартирного довольствия, расчет «построенного» для нижних чинов обмундирования. В этом разделе объявлялась ведомость дознаниям и протоколам, произведенных чинами за определенный период; ведомость офицерам и нижним чинам других жандармских управлений, прибывшим в распоряжение Управления для усиления охраны пути при следовании императорского поезда.

Авторами изучены и проанализированы все приказы Управления за 1914 год, документы введены в научный оборот впервые - они являются ценным источником и дают представление о некоторых сторонах деятельности жандармских полицейских управлений железных дорог царской России и в частности Воронежского жандармского полицейского управления.

Воронежское жандармское полицейское управление железных дорог организационно состояло из аппарата управления и десяти отделений: Воронежского, Лискинского, Каменского, Новочеркасского, Елецкого, Орловского, Грязского, Борисоглебского, Царицынского и Восточно-Донецкого.

Отделения разделялись на участки, на крупных станциях находились пунктовые унтер-офицеры.

Аппарат управления состоял из начальника управления, адъютанта управления и двух штатный писарей.

Управление находилось в городе Воронеже по адресу: улица М. Садовая, дом 13 [2], которое возглавлял полковник Деболи В.Н., адъютант -ротмистр Гридин А.Т., писари - Никифор Глазьев и Федор Пирогов.

Начальники отделений: Воронежского - подполковник Глотов М.Д., Лискинского - ротмистр

Шпринкпн М.П., с 5 октября за отличие по службе произведен в подполковники; Каменского -подполковник Крякин A.A., с 11 октября подполковник Пастрюлин; Новочеркасского - подполковник Бобриков А.Л., с 14 марта подполковник Заглухинский М.В., Елецкого - ротмистр Ежов H.A.; Орловского - подполковник Миллер И.Е; Грязского - подполковник Заглухинский М.В., с 29 марта подполковник Перепелкин; Борисоглебского - подполковник Белявский М.Н.; Царицынского - ротмистр Орловский С.М.; Восточно-Донецкого - ротмистр Руженцев Д.П.

В соответствии со ст. 680 кн. 3 Свода Во-еннык Постановлений 1896 года началыник отделения жандармского полицейского управления железный дорог полызовался правами эскадронного командира, «есты местный исполнителы предписаний и приказаний началыника Управления и непосредственный блюстителы общественной безопасности, спокойствия и порядка в районе вверенного ему участка» [3].

Приказом по Управлению № 1 от 1 января 1914 года началыник Управления обязал началы-ников отделений ежемесячно обыезжаты свой район для осмотра и проверки службы пункто-вык унтер-офицеров, «обыезды эти производиты с товарными поездами, дабы иметы время всесторонне ознакомитыся, как работает унтер-офицер, провериты его дела, нет ли задержек в переписке. Все ли им исполнено, как он ведет себя, всегда ли на месте, трезвую ли ведет жизны, нет ли на него жалоб, последние немедля на месте расследоваты и все это лично выясниты путем опроса старших агентов станции, живущих вблизи земских началыников, чинов общей полиции и других должностных лиц. Обо всем замеченном началыник должен отдаты в приказании по отделению, а копию представиты мне».

Вахмистры отделений: Воронежского - Авраам Хмелы, Лискинского - Федор Борзенков, Каменского - Филат Мишин, Новочеркасского -Иван Воробыев, Елецкого - Иван Старостин, Орловского - Степан Дорофеев, Грязского -Филипп Сотников, Борисоглебского - Александр Климов, Царицынского - Степан Скири-дов, Восточно-Донецкого - Матвей Тарадымов.

Вахмистр отделения, являясы ближайшим началыником унтер-офицеров, передавал им все

распоряжения и приказания начальника отделения и следил за порядком, поведением и точным исполнением ими возложенных на них обязанностей. На вахмистра возлагались обязанности по обучению нижних чинов жандармским полицейским обязанностям. В отсутствии начальника отделения имел право вскрывать все служебные пакеты и телеграммы, и во всех случаях, требующих безотлагательных распоряжений, принимал соответствующие меры к исполнению. Вахмистр отвечал за «исправное состояние казенных вещей, хранящихся в цейхгаузе отделения, и заботился о чистоте и правильности в форме одежды всех унтер - офицеров во время отправления ими наружной службы»[4].

Вахмистрами назначались унтер-офицеры, прослужившие в Корпусе жандармов не менее 6 лет, которые по опыту, знанию службы, грамотности и нравственных качествах могли поддерживать среди подчиненных им унтер-офицеров образцовый порядок и строгую дисциплину и служить примером безупречного поведения, ревности к службе и беззаветной преданности престолу [5].

Преимущество отдавалось тем нижним чинам, которые ранее несли службу вахмистрами [6], фельдфебелями [7] и старшими унтер-офицерами.

На станциях, где несли службу двое и более жандармов, один из них назначался старшим, из старослужащих Корпуса жандармов, грамотных, развитых, расторопных и очень благонадежных людей. Старшим унтер-офицерам предоставлялись права взводных унтер-офицеров, но они не считались произведенными в высшие звания.

Старший унтер-офицер следил за соблюдением порядка, поведением и точным исполнением подведомственными ему унтер-офицерами, возложенных на них обязанностей.

Он передавал жандармам все отданные начальником отделения письменные и словесные приказания и заносил их во входящий журнал. Отмечал наряды нижних чинов на службу со строгим соблюдением очереди. Заведовал всей служебной перепиской и предоставлял донесения обо всех происшествиях в своем районе. Составлял протоколы и вел книги для записи всех железнодорожных служащих и проживающих как в станционных домах, так и на линии; принимал адресуемые на пункты пакеты и телеграммы, вскрывал их во всех

случаях, требующих безотлагательных распоряжений, принимал меры к исполнению, обходил и объезжал участок, вверенный надзору, осуществлял паспортный контроль [8].

Район действия Воронежского жандармского полицейского управления простирался на все пространство земли Юго-Восточных железных дорог, отчужденное под железные дороги и все находящиеся в полосе отвода постройки и сооружения, кроме линии Харьков - Балашов, которая входила в район действия Харьковского жандармского полицейского управления.

На 31 декабря 1913 года эксплуатационная длина Юго-Восточных железных дорог составляла 3252 версты. Линия Козлово - Воронежская -1.355,69 версты, линия Грязи - Царицынская -844,39, линия Орловско - Грязская - 575,29, линия Харьково - Балашовская - 1.085,18, линия Елец - Валуйская - 559,50, линия Восточно-Донецкая: от ст. Лихой до Кривой Музги - 473,55, от ст. Волжской до Кривой Музги - 66,64. Общее протяжение путей - 5148,070 верст. На дорогах имелось 225 станций, пассажирских зданий -281, пассажирских платформ - 212, товарных платформ - 300, паровозных зданий - 81, казарм - 406, полуказарм - 218, сторожевых домов -1479, общежитий - 6, жилых домов - 979, пакгаузов - 536, стрелочных и сторожевых будок - 794, училищ и школ - 33, больниц - 14, элеваторов -19. Перевезено за год пассажиров - 7.800.680 человек, багажа - 2.205.383 пудов, товаров большой скорости 5.712.549 пудов, малой скорости 773.726.637 пудов. За предыдущий год произошло 33 случая столкновений и сходов с рельс подвижного состава в пути, на станциях - 41. Убито служащих - 75 человек, ранено - 138, убито пассажиров - 8, ранено - 30, посторонних убито -92, ранено - 85. Вне железнодорожного движения убито 3 человека, ранено 82 человека [9].

Руководил дорогами инженер путей сообщения, статский советник Харитонович И.И. [10].

Канцелярия^правления

Канцелярия управления по предметам ведения подразделялась на две части: строевую и хозяйственную [11]. К строевой части относился архив, и в ней велась переписка по судным делам. В

12

канцелярии хранились: действующий свод Военных постановлений со всеми к нему продолжениями; приказы по Военному ведомству и циркуляры Главного штаба, в отдельный переплетенный книгах за каждый год; высочайшие приказы, приказы и циркуляры по Корпусу и Штабу жандармов; все воинские уставы и официальные наставления; положение об императорских поездах; постановления, изданные в порядке ст. 87 Основнык государственных законов; программа для поступающих на службу офицеров в Отдельный корпус жандармов; положение о письмоводстве в Военном ведомстве (изд. 1911 г.); циркуляры МВД; книжки общего состава чинов управления Корпуса жандармов; приказы управляющего Юго-Восточными железными дорогами; циркуляры товарно-коммерческого отдела Юго-Восточнык железнык дорог; журнал «Вестник полиции» и газета «Правительственный вестник»; приказы по Управлению за истекшие годы, переплетенные по годам; дела и книги за истекшие годы и общая опись делам за все годы, имеющихся в канцелярии; таблица срочных донесений; инструкция чинам полиции прокурора Харьковской судебной палаты; инструкция начальнику железнодорожного летучего отряда.

В строевой части канцелярии велись: приказы, которые отдавались по мере надобности; послужные списки офицерских и классных чинов; алфавитные и послужные списки на всех нижних чинов; алфавитный журнал взысканий, налагаемых на офицеров; журналы входящих и исходящих бумаг; книга дежурного писаря; рассыльная книга; книга о больнык.

В хозяйственной части канцелярии хранились: денежный журнал, опись имущества, паспортная книга, приходно-расходная книга и другие.

Делопроизводство унтер-офицеров заключалось в следующем: на каждом пункте (станции) велся журнал входящим и исходящим бумагам.

Имелось три дела: № 1 - со всеми бумагами, приказами и приказаниями к постоянному руководству нижних чинов; № 2 - с текущей перепиской по разным делам, касающимся жандармско-полицейских обязанностей и № 3 - исключительно с секретной перепиской по разным делам; подробное описание района участка с особым расписанием числа войск, высылаемых для охраны участка в случае проезда императорских поездов; тет-

ради с приказами по Управлению и приказаниями по отделению за текущий год; книга о лицах, служащих и проживающих на участке; список агентов дороги, которым разрешено иметь револьверы и ружья; список агентов дороги, которых нельзя допускать на линию при Высочайших проездах; тетрадь заявлений и происшествий; тетрадь регистрации коммерческих протоколов; разносная книга для сдачи служебный пакетов.

По усмотрению начальника управления на каждую станцию выдавались: законы, правила, положения, инструкции и руководства, необходимые унтер-офицерам для служебной подготовки.

Заведовал канцелярией и делопроизводством адъютант управления, он назначался на должность из обер-офицеров Отдельного корпуса жандармов приказом по Корпусу [12].

Делопроизводство в канцелярии велось согласно Положению о письмоводстве в Военном ведомстве.

ХозяйственнаяЩеятельность

Хозяйственная деятельность Управления велась на основании Правил ведения хозяйства в частях и управлениях Отдельного корпуса жандармов.

Наем помещений для канцелярий начальников Орловского и Елецкого отделений оплачивал Орловский губернский распорядительный комитет. Соответственно по территориальности, Царицынского и Восточно-Донецкого - Саратовский комитет. Областное правление войска Донского - Новочеркасского и Каменского отделений. Тамбовский комитет - Борисоглебского и Грязского.

Московское окружное интендантское управление ежемесячно перечисляло деньги через местное казначейство на канцелярские расходы для Управления - 25 рублей и нижним чинам -116 рублей.

Московский вещевой склад поставлял для унтер - офицеров годовые вещи и постельные принадлежности: нательные рубахи, исподние брюки, носовые платки и утиральники, портянки, голенища, подошвы, подметки, простыни, верхние и нижние подушечные наволочки, тюфячные наволочки. Там же получали: сукно, козырьки, холст, равентух, хлопчатобумажные ткани.

Из Тамбовского вещевого склада получали шерстяные одеяла. Московский артиллерийский склад поставлял револьверные и винтовочные боевые патроны.

Портные унтер-офицеры, прикомандированные при швальне [13] Управления шили для нижних чинов по срокам: мундиры, шаровары, шинели, фуражки зимние, летние рубахи - гимнастические.

Теплые сапоги заказывали в Воронежской городской тюрьме. Шили и для сторонних Управлений. Так, например, начальник Курского губернского жандармского управления для нижних чинов заказал 7 мундиров и 8 шинелей. Летние фуражки заказывали в Воронеже у фуражного мастера Фатеева, полушубки - у шубного мастера Сухоедова. Приобретали материалы для швальни в магазинах компании Зингер, Платонова, Грачева, Веретенникова, Бадаева, Кожухова.

С января по ноябрь в швальне Управления пошито 139 мундиров, 435 шаровар, 138 шинелей, 305 гимнастических рубах [14].

Изготовленные вещи вносились в опись имущества Управления и выдавались в отделения по принадлежности. В цейхгаузах [15] отделений летом хранилась зимняя одежда унтер-офицеров: полушубки, теплые сапоги, фуражки; зимой - летние фуражки, рубахи, погоны.

Пришедшие в негодность к носке мундиры, шинели, шаровары «уступались» за плату нижним чинам. Так, например, унтер-офицеры Лискинско-го отделения за 14 мундиров, 15 шинелей и 18 шаровар внесли в кассу Управления 17 рублей 20 копеек, Каменского отделения за 19 шинелей, 20 мундиров и 16 шаровар внесли 22 рубля 60 копеек.

Выслужившие табельные сроки и пришедшие в негодность мундирные и теплые вещи также продавались с аукционного торга. Так в декабре теплых вещей было продано на 225 рублей.

Денежноейодержание

Денежное содержание чины Управления получали с 20 числа каждого месяца из местного казначейства по ассигновке Московского окружного интендантского управления. Так, денежное содержание за январь и столовые на январь и февраль всем офицерам Управления

составило 3285 рублей, жалованье нижним чинам за январь - 8153 рублей.

В июне: офицерам - 2521 рублей, нижним чинам - 8153 рубля; в декабре: офицерам -1713 рублей, нижним чинам - 8159 рубля.

Из Управления Юго-Восточных железных дорог поступали добавочные квартирные для всех офицеров ежемесячно в сумме 731 рубль, нижним чинам квартирные деньги - 3812 рублей.

Согласно циркуляра Штаба Отдельного корпуса жандармов от 9 декабря 1913 года размер квартирного довольствия нижних чинов устанавливался по соглашению с Управлением Юго-Восточных железных дорог и разделялся на пять групп: по 15, 16, 17, 18 и 20 рублей в месяц. По

15 рублей ежемесячно получали 137 человек, по

16 рублей - 36, 17 рублей - 29, 18 рублей - 11 и по 20 рублей - 22 человека.

Московское окружное интендантское управление в соответствии с приказом по Военному ведомству от 1907 года № 274 оплачивало унтер-офицерам командировочные расходы (суточные и кормовые) за сопровождение вагонов с ценностями государственного банка.

Управление Юго-Восточных железных дорог оплачивало: суточные нижним чинам за охрану касс и артельщиков с денежными суммами; розыск похищенных грузов, поездки по делам Общества дорог и нахождения в командировках; за сопровождение комиссии Управления по обмену секретных документов в подразделениях дороги; снятие копий с полицейских протоколов; за присутствие жандармов при печатании секретных документов для нужд ЮВЖД в типографии Яковлева; за содержание полицейских собак (приобретение корма, дрессировку, обрезание хвостов и ушей щенков, приобретение билетов на проезд с собаками по чужим дорогам, покупку теплых курток для дрессировщиков).

Начальнику жандармского полицейского управления, начальникам отделений и унтер-офицерам выплачивалось вознаграждение «за труды, понесенные по заведыванию железнодорожными стражниками». Так, в марте Управление дорог выплатило вознаграждения начальнику управления 300 рублей, начальникам Царицынского и Лискинского отделений по 150 рублей; начальникам Воронежского и Елецкого отделений

по 100 рублей; адъютанту Управления и остальным офицерам по 75 рублей. В апреле получают вознаграждения нижние чины в сумме 180 рублей. В декабре снова вознаграждения начальникам отделений в общей сумме 950 рублей.

Унтер-офицеры пользовались правом бесплатного проезда по Юго-Восточным железным дорогам и в основном соблюдали установленные правила, но как показывает анализ приказов по Управлению, в связи с выявленными ревизорами движения нарушениями и за несоблюдение чинами и их семействами правил о проезде по провизионным билетам, просроченным свидетельствам к ним, взысканы дополнительные сборы с 17 унтер-офицеров в сумме 30 рублей 57 копеек и сданы в главную кассу дорог.

Дело в том, что членам семьи чинов Управления, как и железнодорожникам, проживающих на станциях, находящихся не при городах, выдавались для бесплатных поездок в торговые центры за покупкой провизии особые временные бесплатные билеты. Эти служебные провизионные билеты давали право проезда до ближайшего города или торгового центра данного района и притом не иначе, как в вагонах третьего класса или в служебных помещениях товарных поездов.

Управляющий Юго-Восточными железными дорогами поощрял унтер-офицеров за энергичные действия по розыску похищенных грузов и обнаружения злоумышленников, за год было поощрено 16 нижних чинов, в размере от 10 до 20 рублей каждому.

Заведующий строительством зернохранилищ Государственного банка в Воронежско-Там-бовском районе поощрял унтер-офицеров, обслуживающих элеваторы на станциях: Борисоглебск, Жердевка, Мордово, Токаревка, Грязи, Миллеро-во, Лиски, Филоново, Урюпино, Серебряково, Морозовская, Тацинская, Обливская. Не остались в стороне Южно-Русское металлургическое общество, управляющий Свинаревских рудников и наказной атаман области войска Донского.

Унтер-офицеры пользовались кассой взаимопомощи нижних чинов Отдельного корпуса жандармов. Вступительный взнос составлял один рубль. Касса взаимопомощи служила хорошим подспорьем семьям умерших унтер-офицеров. Так, например, вдова умершего унтер-офи-

цера Семена Нужного получила пособие в сумме 500 рублей, в октябре - вдова Ивана Антонова - 500 рублей, в декабре - Иосифа Филюко-ва - 200 рублей, сыновья Иван, Василий и дочь Пелагея по 100 рублей.

При выслуге двух лет на сверхсрочной службе нижним чинам выплачивалось единовременное пособие по 150 рублей.

На крупных железнодорожных станциях в залах ожидания, в канцелярии Управления, в отделениях под иконами выставлялись образные кружки для сбора пожертвований. За год сумма собранных денег составила более 200 рублей. Из образной суммы деньги выделялись на похороны членов семей, выплачивались деньги и на другие неотложные семейные нужды.

Заболевшие унтер-офицеры пользовались услугами железнодорожных больниц, лечились под наблюдением участковый железнодорожный врачей при своих квартирах, при необходимости продолжали лечение в Московском Военном госпитале. В течение года 47 нижних чинов болели 1049 дней.

Офицеры состояли в обществе взаимопомощи офицеров Корпуса жандармов и пользовались офицерским заемным капиталом, могли получать ссуды из Санкт-Петербургской конторы государственного банка, покупали необходимые товары в Воронежском магазине правления общества офицеров Московского военного округа.

Периодически возникавшие долги офицерами погашались. Так в сентябре перечислен в магазин долг Деболи - 7 рублей, Глотова - 30 рублей, Ежова - 22 рубля, Орловского - 19 рублей, Руженцова - 10 рублей. В октябре: Деболи -7 рублей 20 копеек, Глотов - 30 рублей, Орловский - 19 рублей, Ежов - 22 рубля.

Прохождениейлужбы

Штатная численность нижних чинов Управления на 1 января 1914 года составляла 280 единиц: Воронежское - 27 , Лискинское - 21, Камен-ское - 25, Новочеркасское - 40, Елецкое - 20, Орловское - 21, Грязское - 34, Борисоглебское - 26, Царицынское - 35, Восточно-Донецкое - 29. Приказом по отдельному Корпусу жандармов от 31 марта за №116 состав нижних чинов Орловского отделения сокращен на 4 унтер-офицера. Штат-

ные единицы переданы: две в Воронежское и по одной в Новочеркасское и Каменское.

Согласно действующим нормативным актам состав Управления пополнялся приемом на сверхсрочную службу унтер-офицеров всех родов оружия из запаса или отставки и переводом из других частей Отдельного корпуса жандармов.

Зачисление на службу производилось приказом начальника Управления, как лицом, наделенным правами командира полка.

О каждом поступающем на сверхсрочную службу собирались подробные сведения официально и частным путем от прямого начальства, по месту жительства о поведении и нравственных качествах кандидата. Все полученные сведения сосредотачивались в особом деле и хранились в канцелярии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принимаемые должны быть «отличного поведения, трезвые, не бывшие никогда в штрафах, основательно знакомые со службою. Расторопные и грамотные» [16].

В течение года принято на вакантные должности унтер-офицеров 24 человека. Из них: 19 запасных армии, один - состоящий на льготе старший урядник третьего Донского казачьего полка и четверо - состоявшие в отставке бывшие унтер-офицеры Воронежского, Варшавского и Забайкальского полицейских Управлений железных дорог. По имеющимся званиям в запасе они распределились следующим образом: 11 старших унтер-офицеров, один старший урядник [17], один старший фейерверкер [18], один фельдфебель, 7 унтер-офицеров [19], 3 - младших унтер-офицера.

Кандидаты согласно их желания и данной подписки приказом по Управлению зачислялись на пятилетний срок сверхсрочной службы с награждением узким серебряным шевроном, с жалованием из низшего оклада.

Состоящие унтер-офицеры на низшем окладе по старшинству службы и наиболее достойные на открывшиеся вакансии перечислялись на средний оклад. Состоящие на среднем окладе, за примерное поведение, при наличии вакансий перечислялись на высший оклад.

Для проверки знаний жандармско-поли-цейской службы унтер-офицеров, оканчивающих пятилетний срок сверхсрочной службы

приказом по Управлению, назначалась комиссия из начальников отделений. Список чинов, подвергшихся испытанию с выставленной оценкой, объявлялся в приказе. В октябре 5 унтер-офицеров подверглись испытанию на знание жандар-мско-полицейской службы: Федор Попов, Федор Лаптев, Федор Маслов - «хорошо» знают жан-дармско-полицейскую службу, Григорий Маня-кин, Михаил Данилов - «отлично».

За месяц до окончания пятилетнего срока службы унтер-офицер обязан заявить начальнику отделения о своем желании: или остаться на службе в Корпусе не менее чем на годичный срок, или же быть уволенным в запас или отставку. Подписка об оставлении на сверхсрочной службе возобновлялась ежегодно.

В течение года ежемесячно издавался приказ примерно следующего содержания: «нижепоименованные унтер-офицеры, как окончившие годичный срок сверхсрочной службы, согласно их желаний и ходатайства начальников отделений, оставляются мною еще на один год таковой же службы: Фома Костюченко с первого, Яков Кри-венко с пятого сего июня, что внести в послужные списки названных нижних чинов».

С января оставлено на сверхсрочной службе 12 нижних чинов, с февраля - 10, с марта -15, с апреля - 12, с мая - 13, с июня - 18, с июля - 20, с августа - 17, с сентября - 26, с октября -21, с декабря - 15 человек.

За пятилетний срок сверхсрочной службы нижним чинам присваивался узкий золотой шеврон для ношения на левых рукавах мундира и шинели, с внесением в послужной список.

За год уволено и исключено из списков личного состава Управления 19 человек. Из них: 5 - за окончанием срока подписки, 4 - в связи со смертью, 2 - по болезни, 2 - за несоответствие к службе, 3 - в дисциплинарном порядке, 2 - как преданные полковому суду, 1 - в порядке перевода в Варшавское жандармское полицейское управление железных дорог.

При увольнении по болезни руководствовались расписанием болезней [20] и ст. ст. 722 и 848 книги 7 Свода Военный постановлений 1869 года.

За неисправимо дурное поведение и непонимание воинской дисциплины унтер - офицеры увольнялись в запас армии в дисциплинарном порядке согласно ст. 741 книги 7 Свода Во-

16

енных постановлений и ст. 10 Устава дисциплинарного, ст. ст. 722 и 748 Свода Военных постановлений, в редакции приказа по Военному ведомству 1904 года № 30.

При увольнении от службы в запас армии, как преданные полковому суду, на основании циркуляра Штаба Отдельного корпуса жандармов 1900 года № 42 и приказа по Военному ведомству 1913 года № 503 унтер-офицеры передавались в распоряжение уездного воинского начальника.

В соответствии со Сводом Военных постановлений, приказами по Военному ведомству, приказами и циркулярами по Корпусу жандармов в Управлении сложилась и практиковалась система наград и поощрений офицеров и нижних чинов. Издано и объявлено 52 приказа по Управлению и Отдельного корпуса жандармов о награждении чинов с формулировками: за умелую розыскную деятельность; за раскрытие преступлений против личной и имущественной безопасности; за выдающиеся энергичные и умелые розыски грабителей; за задержание воров; за розыск похищенного груза из подвижного состава; за энергичную розыскную деятельность и умелое ведение дознания; за отличие в службе; за правильное понимание долга службы; за внимательное отношение к обязанностям службы; за человеколюбивые и похвальные поступки; за спасение погибавших; за охрану пути при Высочайших проездах.

Начальником Управления объявлена благодарность 2 офицерам и 54 унтер-офицерам. Пять нижних чинов награждены серебряными медалями «За спасение погибавших» для ношения на груди на Владимирской ленте, четверо награждены бантами к имеющимся медалям «За спасение погибавших».

В награду за десятилетнюю сверхсрочную службу девяти унтер-офицерам вручены серебряные медали «За усердие» для ношения на груди на Аннинской ленте.

В воздаяние продолжительной и во всех отношениях отличной службы пожалованы нижним чинам золотые и серебряные медали «За усердие».

Одиннадцать человек награждены серебряной медалью «За усердие» для ношения на шее на Александровской ленте.

Один награжден золотой медалью «За усердие» для ношения на груди на Аннинской ленте.

Два нижних чина награждены золотой медалью «За усердие» для ношения на шее на Андреевской ленте.

Семь унтер-офицеров награждены золотой медалью «За усердие» для ношения на шее на Александровской ленте.

По представлению начальника Управления командиром Отдельного корпуса жандармов Джунковским объявлена благодарность трем унтер-офицерам, награждены деньгами 12 человек, все принимавшие участие в охране общественного порядка при следовании царского поезда также награждены деньгами.

Начальнику Царицынского отделения ротмистру Орловскому объявлена благодарность с выплатой 200 рублей, Новочеркасского - подполковнику Бобрикову - благодарность, Елецкого отделения ротмистру Ежову вручен орден Святой Анны третьей степени, Орловского отделения - подполковнику Миллеру - благодарность. Начальник Лискинского отделения за отличие по службе произведен в подполковники.

Начальник Управления принимал предусмотренные законодательством и нормативными актами меры по укреплению дисциплины и законности. За допущенные нарушения 26 чинов подвергнуты аресту: на трое суток - 1 человек, на пять суток - 2, семь суток - 6, десять суток -8, четырнадцать суток - 2, двадцать суток - 8, тридцать суток - 3 человека, в том числе, четверо переведены для дальнейшего прохождения службы в другие отделения.

Аресты нижних чинов производились на основании статьи 15 пункта 4 и статьи 29 пункта 1 Устава дисциплинарного.

Взыскания наложены и приведены в исполнение: за небрежное отношение к своим служебным обязанностям, за нетрезвое поведение, за некачественное производство дознания, за невыход на станцию во время проследования экстренного поезда, за не составление полицейского протокола, за грубое обращение с пассажирами, за выход на службу не по форме одетым, за непринятие мер по розыску похищенных грузов, за неумелое обращение с табельным оружием и другие проступки.

Для пользы службы унтер-офицеры постоянно или временно переводились в другие отделения или внутри отделений на другие станции.

Так, только за первое полугодие приказом начальника Управления перемещены: Орловское отделение: двое - в Воронежское отделение, один

- в Новочеркасское, один - в Каменское, четыре унтер-офицера переведены на другое место службы (на другие станции) этого же отделения.

Грязское отделение: один - в Каменское отделение, один - в Новочеркасское отделение, один - в Воронежское отделение, восемь унтер

- офицеров переведено внутри отделения.

Каменское отделение: один - в Грязское отделение, один - в Лискинское отделение, девять унтер-офицеров переведено на другие станции.

Царицынское отделение: переводов в другие отделения нет. Четыре унтер-офицера переведено на другие станции в этом же отделении.

Новочеркасское отделение: один в Каменс-кое отделение, один - в Лискинское отделение. Одиннадцать нижних чинов переведено внутри отделения.

Воронежское отделение: двое - в Грязское отделение, один - в Елецкое отделение, один -в Восточно-Донецкое, один - в Новочеркасское отделение. Трое внутри отделения.

Лискинское отделение: один - в Новочеркасское отделение, один - в Каменское. Двое внутри отделения.

Восточно-Донецкое отделение: один - в Новочеркасское, один - в Грязское. Двенадцать унтер-офицеров переведено на другие станции.

Борисоглебское и Елецкое отделения - переводов нет.

Всего переведено 74 человека. Из них 20 унтер-офицеров в другие отделения.

Отбор кадров, их расстановка, прохождение службы и выполнение обязанностей жандармскими чинами в первую очередь предполагали высокие нравственные качества, дисциплину, профессионализм и преданность престолу.

Начальник Управления полковник Деболи в целях организации работы и контроля отделений, проведения инспекторских смотров в течение года находился в общей сложности 66 дней в командировках на линии. Им лично проинспектированы все отделения, изданы соответ-

ствующие приказы и донесения представлены командиру Отдельного корпуса жандармов.

По итогам инспекторских смотров Царицынского, Восточно-Донецкого, Каменского, Новочеркасского, Лискинского, Грязского, Елецкого, Орловского и Воронежского отделений в приказе № 112 от 1 мая он отмечал, что «поведение унтер-офицеров очень хорошее, очень мало унтер-офицеров, на которых пришлось наложить взыскания, приятно отметить, что за последнее полугодие совершенно не поступало жалоб на унтер-офицеров».

В то же время констатировал, что «к сожалению не все унтер-офицеры берут пример с достойных унтер-офицеров управления» и поименно перечислил 20 нижних чинов, которые «отличаются леностью, нерадивостью, а некоторые и пьянством» и подтвердил, что «такие унтер-офицеры не могут быть терпимы на службе, если к будущему смотру не исправятся, то будут уволены от службы».

6 декабря, в день тезоименитства Николая II и в день Корпусного праздника, во время пребывания в Воронеже Император во время завтрака в вагоне царского поезда поздравил Джунковского с праздником и выпил бокал за Корпус, и поблагодарил всех чинов за службу, которую, как изволил Государь Император выразиться, его Величество видит и ценит. К обеденному столу были приглашены временно исполняющий делами начальника Воронежского губернского жандармского управления подполковник Долгов и начальник Воронежского жандармского полицейского управления железных дорог полковник Деболи.

Об этом событии было объявлено в приказе по Отдельному корпусу жандармов от 7 декабря № 415, в котором сказано:

«Несказанно счастлив объявить по Корпусу о столь Высокой милости и лестном отзыве Верховного Вождя - нашего обожаемого Государя о нашей службе; пускай эта высшая для нас награда в такую серьезную для Родины минуту послужит нам неисчерпаемым источником сил для новой напряженной работы, в каких тяжелых условиях она бы ни протекала.

Я ни минуты не сомневаюсь, что эти дорогие и незабвенные для нас Царские слова и дорогое внимание навсегда запечатлятся в сердцах

18

наших, удесятерят наши силы и заставят всех чинов Высочайше вверенного мне Корпуса, от генерала до нижнего чина, с особой радостью и тщанием нести свои обязанности на радость нашего обожаемого Монарха и славу Родины......»

Примечания:

1. См.:Мыцыков, В.В. Из истории организации деятельности железнодорожной полиции в России./ / 80 лет транспортной милиции: История и современность /В.В. Мыцыков/. Материалы научно-практической конференции - М., 1999. - С. 155164; Мыцыков, В.В. Высочайшим приказом поощрены.. .//Милиция - 2000. - №2. - С. 44-47; Мыцыков, В.В. К неуклонному исполнению всеми чинами.. .//В.В. Мыцыков/. Милиция - 2000.

- № 9. - С. 51-52; Мыцыков, В.В. Организация борьбы с кражами грузов на железных дорогах России //В.В. Мыцыков/Российская цивилизация: История и современность. Межвузовский сборник научных трудов.- вып.15. - Воронеж. - 2002.

- С. 28-44; Гостева, С.С., Мыцыков, В.В. Обеспечение защиты особо важных лиц от диверси-онно - террористических актов на железных дорогах Российской Империи //С.С. Гостева, В.В. Мыцыков/Российская цивилизация: История и современность. Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж. - 2002. - С. 3-16; Мыцыков, В.В. Охрана общественного порядка на железных дорогах России. Наблюдение за порядком в станционном районе //В.В. Мыцыков/Российская цивилизация: История и современность. Межвузовский сборник научных трудов. - вып.18. - Воронеж. - 2003. - С. 15-33; Гостева, С.С. Мыцыков, В.В. Жандармско-полицейский надзор на железных дорогах России в начале XX века /С.С. Гостева, В.В. Мыцыков/Берегиня-777-Сова. - 2009 - №1.

- С. 9-34; Гостева,С.С., Мыцыков, В.В. Охрана перевозимых по железным дорогам России ценностей, почты и артельщиков (конец XIX - начало XX в.в.)//С.С. Гостева, В.В. Мыцыков/ Евразийский форум. - 2009. - №1. - С. 41-50; Госте-ва,С.С., Мыцыков, В.В. Охрана общественного порядка при перевозке войск по железным дорогам царской России //С.С. Гостева, В.В. Мыцы-ков/Евразийский форум. - 2009. - №1. - С. 51-64;Мыцыков, В.В. Царский поезд //В.В. Мыцы-ков/Вперед. - 19 дек 2003. - С. 11.

2. В настоящее время улица Дурова.

3. См.: Тимофеев. Справочная книга для чинов жандармских полицейских управлений железных дорог. По жандармско-полицейской части. Общие обязанности жандармской железнодорожной полиции /СПб., 1908 - С. 193.

4. Там же. С. 214.

5. Там же. С. 216.

6. Вахмистр. В царской армии: унтер-офицерское звание в кавалерии и конной артиллерии, соответствующее фельдфебелю, а также лицо, имеющие это звание. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. 4 изд., дополненное М., 1999. - С.69.

7. Фельдфебель. В дореволюционной русской и не-

которых других армиях: звание старшего унтер-офицера - помощника командира роты по хозяйству и внутреннему распорядку, а также лицо, имеющее это звание. Там же. С. 850.

8. Инструкция старшим унтер-офицерам жандармских управлений/Литвинов Н.Д., Нурадинов Ш.М. Противодействие терроризму на железных дорогах Российской империи. - М., «Голос». -199. - С.8-9.

9. Обзор эксплуатации Юго-Восточных железных дорог за 1913 год/Архивный фонд ЮВжд. № 56 оп.1 Арх № 27, 82 с.

10. Памятная книжка Воронежской губернии - Воронеж. - 1914. - С. 57.

11. Залесский. Справочная книга для адъютантов частей и управлений отдельного Корпуса жандармов. - СПб., 1910. - С.68.

12. См.: Тимофеев. Справочная книга для чинов жандармских полицейских управлений железных дорог. По жандармско-полицейской части. Общие обязанности жандармской железнодорожной полиции. - СПб., 1908. - С. 12.

13. Швальня - портняжная мастерская //Толковый словарь русского языжа...- С.893.

14. Здесь и далее подсчитано авторами по приказам Управления.

15. Цейхауз - воинский склад для хранения обмундирования, снаряжения, вооружения и продовольствия // Толковый словарь русского языка. - С. 873.

16. Справочная книга для адъютантов частей и управлений Отдельного корпуса жандармов. -СПб., 1910. - С.17.

17. Урядник - в царской армии: казачий унтер-офицер //Толковый словарь русского языка.С.838.

18. Фейерверкер. В дореволюционной русской и некоторых других армиях: звание военнослужащего младшего начальствующего состава в артиллерии; лицо, имеющее это звание // Толковый словарь русского языка.- С.850.

19. Унтер-офицер. В царской армии и некоторых других армиях: звание младшего командного состава, а также лицо, имеющее это звание // Толковый словарь русского языка.- С.834.

20. Приказ по Военному ведомству № 289 1913 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.