Рецензии
Воробьев В.К. Школы Симбирского края, открытые и построенные при И.Н.Ульянове. - Ульяновск: Изд-во «Вектор-С», 2008. - 172 с.
Педагог-демократ XIX в. Илья Николаевич Ульянов (1831 - 1886 гг.), чье имя носит Чувашский государственный университет, открытый в 1967 г., хорошо известен научной и педагогической общественности. Его прогрессивная просветительная деятельность была высоко оценена его современниками и последующими поколениями. Читателю известны труды таких «ульяноведов», как Н.И.Алпатов, А.К.Ани-сенкова, Д.А.Балика, Б.В.Болгарский, В.М.Горохов, Б.П.Рождественский, Б.Н.Жаданов, А.И.Иванский, А.Л.Карамышев, А.И.Кондаков, Н.Г.Краснов, Т.Д.Корнейчик, П.П.Кузнецов, В.Т.Лашко, М.П.Макаров, Е.Н.Ме-дынский, О.М. Савин, Т.С.Сергеев, Ж.А.Трофимов, М.С.Шагинян, Н.Ф.Эфиров, И.Я.Яковлев (Саламбек) и др. Материалы о научно-педагогическом наследии И.Н.Ульянова широко представлены в Музее И.Н.Ульянова и И.Я.Яковлева, функционирующем с 1971 г. (автор этих строк был одним из создателей и в течение трех десятилетий научным консультантом этого очага культуры).
При всем многообразии литературы об И.Н.Ульянове, отмечает автор рецензируемой книги, краевед из рабочего поселка Майна Ульяновской области, опубликовавший ряд публикаций об. И.Н.Ульянове, историк по образованию В.К.Воробьев, «нельзя, однако, сказать, что одинаково и исчерпывающе изучены все стороны деятельности И.Н.Ульянова, особенно симбирского периода - наиболее продолжительного по времени и самого результативного по достижениям. Нет еще исследований о его общественной деятельности, литературных интересах и ближайшем окружении, о совместной работе с левым крылом симбирского земства по развитию начальных школ. Подготовлена, но не издана летопись жизни и деятельности Ильи Николаевича (симбирский период). Не опубликованы многие его работы и труды, обширная переписка. Давно у разных исследователей (А.И.Кондаков, В.М.Горохов, Б.П.Рождественский, Н.А.Константинов, В.З.Смирнов и др.) о количестве школ, открытых И.Н.Ульяновым — от 41 до 480». Автор сокрушается тем, что «причем никто из названных авторов не ссылается на архивные источники и не раскрывает методики подсчета числа таких школ» (с. 4). Исследователь насчитал у разных исследователей пять различных ответов на вопрос о количестве построенных усилиями И.Н.Ульянова школьных помещений - от 140 до 450 (с. 8).
В отличие от предыдущих исследователей, большинство из которых непосредственно в архивах занимался мало, краевед В.К.Воробьев досконально изучил большинство из сохранившихся годовых отчетов и отчетов по осмотру народных училищ как самого И.Н.Ульянова, так и его непосредственных помощников - районных инспекторов, а также служебную переписку между ними и воспоминания современников по данному вопросу. Такой подход он объясняет тем, что в годовых отчетах Ильи Николаевича и инспекторов в обязательном порядке, в соответствии с требованиями того времени, приводились полные списки вновь открывшихся школ: назывались населенные пункты и их уезд, приводились сведения о типе училищ (мужское, женское, смешанное, начальное народное, образцовое и т.д.), о средствах содержания (министерское, земское, частное), нередко - и о помещениях.
Выписав эти сведения со всех годовых отчетов И.Н.Ульянова за 1870 - 1885 гг. и сверив их с отчетами шести вверенных Ульянову районных инспекторов, автор рецензируемой книги составил общий список новых школ по годам их открытия и по уездам. Им выявлено и подсчитано, что за годы деятельности Ильи Николаевича в Симбирской губернии было открыто 250 школ, из них 52 в городах и 198 - в сельской местности. По уездам новые школы распределялись так: в Симбирском уезде, включая губернский центр, было открыто 68 школ (из них в г. Симбирске - 35), Сызранском - 42, Алатырском - 34, Ардатовском - 33, Карсун-ском и Сенгилеевском - по 21 и в Буинском -10. Небезынтересно было бы читателю наших дней узнать, что по современному административно-территориальному делению населенные пункты бывшей Симбирской губернии, где И. Н. Ульянов открывал школы, распределяются следующим образом: на территории нынешней Ульяновской области открылось тогда 129 школ (чуть более половины от их общего числа), Самарской - 21, Нижегородской - 20, Пензенской - 2, в Республике Мордовия - 40, Чувашской Республике - 26, Республике Татарстан - 12 (с. 5 - 6).
Используя всю совокупность первоисточников, автор установил, что при И.Н.Ульянове в 1870 - 1885 гг. в Симбирской губернии было выстроено 262 новых школьных помещения, некоторые из них - по собственноручно составленным чертежам и планам Ульянова (с. 8).
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2, 2011
На с. 17 - 118 даются подробные сведения о каждой из построенных школ с ссылкой на источники. Это в основном фонды Государственного архива Ульяновской области (ГАУО) и Национального архива Республики Татарстан (НАРТ), опубликованные отчеты И.Н.Ульянова, сборники документов, монографии перечисленных выше авторов. По мере необходимости использована периодическая печать: Симбирские губернские ведомости», «Симбирская земская газета», «Ульяновская правда» и др.
В Приложении даны краткие сведения о ближайших соратниках И.Н.Ульянова, помогавших ему в открытии и строительстве новых школ в Симбирской губернии. Среди них -А.А.Алытырцев, В.Г.Зимницкий, И.В.Ишер-ский, А.А.Красев, В.Н.Назарьев, В.М.Стра-жалковский, В.И.Фармаковский, Н.А.Языков, небезызвестный нам просветитель чувашского народа И.Я.Яковлев (с. 123 - 124).
На с. 125 - 161 приводится таблица со списком школ, связанных с деятельностью И.Н.Ульянова, состоящая из 5 столбиков: наименование населенного пункта; дата открытия новой школы при И.Н.Ульянове; дата строительства здания школы при И.Н.Ульянове; учителя-«ульяновцы», работавшие при И.Н.Ульянове; даты посещения школы И.Н.Ульяновым. При этом в первом столбике после названия населенного пункта цифрой обозначается принадлежность данного населенного пункта к областям и республикам по современному административно-территориальному делению: 1 - к Ульяновской области, 2 - Самарской области, 3 - Нижегородской области, 4 - Пензенской области; 5 - к Татарстану; 6 -к Мордовии; 7 - к Чувашии.
Ценность издания, несомненно, повышается наличием в заключительной ее части фотоиллюстраций зданий школ, открытых И.Н.Ульяновым и сохранившихся до наших дней: женского приходского училища, второго мужского приходского училища (ныне 2-й переулок Мира, д. 37), четвертого мужского и четвертого женского начальных народных училищ (ныне ул. Крымова, д. 39), чувашской школы в Симбирске (набережная р. Свияги), в с. Баевка, Верхнесвияжское (Кузоватовский район), в с. Выры (Майский район), в с. Краснополка, Та-волжанка (Карсунский район), в с. Криуши (Ульяновский район), в с. Мордово (Сенгиле-евский район), в с. Сосновка (Теренгульский район), в с. Средние Алгаши (Цильнинский район), в с. Труслейка, Чумакино (Инзенский район), в с. Шадовка (Барышский район), в с. Промзино (Сурский район).
В целом научно-популярное издание краеве-да-ульяноведа В.К.Воробьева вносит в новое в изучение научно-педагогического наследия педагога-демократа, интернационалиста, просветителя народов Поволжья И.Н.Ульянова. Приведенные в рецензируемой книге материалы можно применять в ходе изучения истории культуры народов России, в проведении в жизнь музейной педагогики, краеведения. Остается сожалеть, то тираж книги (140 экз.) явно маловат, хотелось бы, чтобы больше людей знало об этом выдающемся просветителе.
Профессор Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева, действительный член Международной академии наук педагогического образования Т. С. Сергеев