кие теологи должны изучать, прежде всего, идеальную модель исламской экономики, сформулированную в трудах мусульманских ученых. В отличие от теологов, экономисты изучают не то, как должно быть, а то, что есть в реальной жизни, иначе говоря, существующую практику исламских финансовых институтов. В любом экономическом или финансовом вузе исламская экономика рассматривается с позиций западной экономической мысли — в отличие от исламских теологических учебных заведений, где исламская экономика изучается в контексте мусульманской науки. При этом экономисты, в отличие от теологов, не просто исследуют исламскую экономику как феномен, присущий некоторым мусульманским и немусульманским странам, но и анализируют ее эффективность.
Что касается исламоведов, чья подготовка осуществляется в светском вузе, то им важна не столько эффективность исламской экономической модели, сколько сам факт реализации в социально-экономической жизни постулатов ислама.
Есть еще одна категория учебных заведений (бизнес-школ) или консалтинговых структур, предлагающих всем желающим на коммерческой основе прослушать специализированные курсы. В качестве примера я уже приводил Школу страхового бизнеса при МГИМО, где в период с 2002 по 2005 гг. мною были прочитаны лекции по исламскому страхованию. Слушателями таких курсов могут быть разные люди, но, как правило, это либо сотрудники финансовых институтов, исповедующие ислам, представители малого и среднего бизнеса из среды мусульман, или же люди, старающиеся повысить свою ценность как сотрудника путем получения новых знаний.
Вопрос о целесообразности и эффективности таких курсов обсуждать здесь, на мой взгляд, бессмысленно. Очевидно одно: поскольку на подобные услуги есть спрос, количество предложений будет только расти. Что касается качества, то оно зависит от компетенции приглашаемых лекторов. Если это хорошие специалисты, то задача ознакомления с дисциплиной может быть успешно выполнена.
Наиболее известным примером являются курсы по исламской экономике и финансам при Московской международной вы-
сшей школе бизнеса (МИРБИС). Это одни из первых коммерческих курсов такого рода. Было осуществлено несколько наборов слушателей. Стоимость курсов составляла 28 300 руб. (72 акад. часа). К чтению лекций по различным аспектам исламской экономики и финансов были привлечены ведущие отечественные и зарубежные специалисты по исламской экономике.
О дистанционном обучении в сфере исламской экономики мне практически ничего неизвестно. Некоторые Интернет-сайты предлагают такую услугу, но о том, насколько она востребована, данных нет.
Несмотря на наличие большого числа предложений в сфере образования по изучению исламской экономики в таких городах как Москва и Казань возможности приобрести хорошие знания из первых рук ограничены. Качественная подготовка по указанной дисциплине в настоящее время может осуществляться лишь в нескольких вузах России, принимая во внимание небольшое число специалистов и отсутствие практического опыта применения исламской экономической модели в нашей стране.
В заключении обозначим некоторые важные выводы:
— исламскую экономику как отдельную дисциплину необходимо изучать в трех категориях учебных заведений: 1) в экономических и финансовых вузах (на экономических и финансовых факультетах), 2) в востоковедных вузах (на востоковедных факультетах) и 3) в исламских религиозных (теологических) вузах.
— вводить исламскую экономику как массовую специализацию (например, осуществлять подготовку бакалавров или создавать магистратуру по исламской экономике) в настоящее время нецелесообразно по причине отсутствия возможностей для трудоустройства будущих выпускников,
— углубленную подготовку по специальности «Исламская экономика и финансы» необходимо осуществлять лишь тем вузам, которые смогут гарантировать в будущем своим студентам практику и, возможно, трудоустройство в исламских банках и других исламских финансовых институтах (в России или за рубежом).
ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ
предпринимательской этики
Н.В. Бурова,
профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук bagiev@finec.ru
В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи системы высшего образования и формирования предпринимательской этики, выделены межстрановые различия в менталитете молодежи, анализируются образовательные инновации в совместных с зарубежными вузами-партнерами программах подготовки магистров.
Ключевые слова: деловая этика, предпринимательство; образовательные инновации; программы двойных дипломов
УДК 174.4: 334.7
Предпринимательское сообщество заинтересовано в при- школы в формировании предпринимателей, одновременно токе образованных специалистов, обладающих компетенция- обладающих багажом знаний и имеющих твердый этический ми, навыками и умениями, сформированными в соответствии стержень?
с нормами современной деловой этики. Как известно, деловая Высшая школа и развитие деловой этики. Мировой
этика представляет собой совокупность принципов поведения опыт показывает, что отправной точкой, инициатором процесса
людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности. модернизации общества может быть институт высшего образоДеловая этика — система идеалов, моральных норм, на которые вания и студенческая молодежь как особая социальная группа.
опирается любой деловой человек, чтобы достичь поставлен- От молодежи зависит инновационное настоящее и будущее
ной цели. Каковы задачи и возможности российской высшей страны. От молодежи, занятой в бизнесе, получающей экономи-
ческое и управленческое образование, зависит экономическое будущее страны, а значит, и в целом, ее развитие.
Ежедневно специалисты, менеджеры, служащие, руководители на разных уровнях принимают решения в своей профессиональной, деловой жизни и подчас эти решения связаны с серьезным этическим выбором. Решение о приеме на высокооплачиваемую, престижную должность знакомого или родственника, тендер в пользу определенного предприятия, согласие на продвижение лекарств определенной компании, или создание системы «платных» экзаменов в университете. И в том, и в другом, и в третьем случае, перед человеком встает проблема выбора. Каким, более или менее этичным будет решение, зависит от многих факторов: это и воспитание в семье и школе, это и социальная среда, в которой происходит взросление человека, это, так называемые, «лучшие практики», которые молодой человек может наблюдать в процессе обучения в университете или производственной среде.
Высшее образование как институт социализации молодежи. Система высшего образования может быть рассмотрена как институт социализации, который передает студентам не только профессиональные знания и умения, но и общепринятые в обществе стили поведения и особенности мышления. Кроме явных, формализованных знаний, образовательная система (университетские преподаватели, система администрирования в вузе, преддипломная практика на предприятиях и т.д.) транслирует неявное, неформальное знание — информацию о культурных характеристиках, которые присущи данному сообществу или обществу в целом. Чем больше будет расхождение между нормативной этикой и этикой практической, тем более привлекательнее станет пример последней. Но роль преподавания дисциплин, в которых, так или иначе, упоминается профессиональная или деловая этика, по-прежнему, остается чрезвычайно важной.
Понятие деловой этики в мировой практике и науке, включая Россию, безусловно, основывается на Аристотелевских принципах, хотя и трансформировалось в истории, приобретая черты современности.
Российский абитуриент опирается на небольшой опыт социальной жизни, воспитание семьи в процессе выбора и принятия решений, а так же культурные особенности страны, где сильно развит патриархальный уклад в семье, и довольно поздно для большинства молодых людей наступает момент осознания истинного призвания. Процесс выбора и принятия решений неизбежно всегда связан с этикой — с согласованием сделанного выбора с нормами и ценностями, принятыми в обществе, а также с внутренними нормами самого человека.
В России ответственность университета заключается в развитии, укреплении и утверждении этического «стержня» молодого специалиста, и должна быть особенно высока, в силу юного возраста абитуриентов.
Отличительные особенности студенчества в России, Европе и США. Различие в деловой этике дипломированных специалистов в разных странах имеет ряд объяснений, и одно из основных — это состав абитуриентов высшей школы в России и других странах мира. Во-первых, в России в вузы поступают более молодые люди (16-18 лет), чем, например, во Франции (18-19 лет) или в США (18-22). Наши европейские коллеги имеют дело с более взрослыми и ответственными абитуриентами, которые довольно часто платят за свое обучение самостоятельно или берут кредит на образование.
Второй особенностью российского студенчества выступает факт конкурсного поступления в вузы (по результатом ЕГЭ, объективность которого мы в данном случае не оцениваем), тогда как в Европе в вузы принимаются все желающие учиться, получившие диплом о среднем образовании, путем простой «записи» в университеты. В США, напротив, портфолио абитуриента должно содержать не только положительные результаты об окончании среднего образования, но и спортивные и творческие достижения, благотворительную деятельность.
Не одинаковым нам представляется и отношение студентов к учебе. Многие российские студенты ориентированы на получение диплома, как самоцели, а не на получение знаний. В США и странах ЕС у обучающейся молодежи четко сформирована ориентация на получение знаний, что исключает явление списывания.
Отличными являются и конечные стремления российских студентов и студентов других стран. Многие российские студен-
ты стремятся после окончания вуза стать менеджерами среднего и высшего уровня (иначе говоря занять «теплое местечко»). Студенты же стран ЕС и США ориентированы на профессиональную карьеру и предпринимательство.
Еще одной отличительной чертой российского высшего образования является единый образовательный стандарт для всех вузов страны. Возможности учебного заведения самостоятельно формировать структуру курсов, а также стратегию обучения невелики. Современный стандарт подчас не включает дисциплин, где студенты могли бы обсуждать вопросы профессиональной и деловой этики, а если и существует курс «Культура делового общения» или «Профессиональная этика и этикет», то в усеченном виде. Этикету и правилам поведения в обществе уделяется больше внимания в силу недостатка часов. Представляется чрезвычайно важным обсуждать вопросы деловой этики на старших курсах университета, в процессе решения ситуационных задач и кейсов, чтобы на реальных примерах студенты могли оттачивать «мастерство» принятия решений, не только исходя из вопросов прибыли, но и учитывая интересы общества, природы, отдельно взятых людей. Студенты разных курсов и специализаций выбирают в качестве тем докладов вопросы коррупции и отношения к ней молодежи, а также вопросы проявления национализма и расизма в деловой жизни, проблемы родственных связей при поиске работы и т.д. Результаты исследований, проводимых самими студентами, практически не удивляют: процент молодежи, считающей, что коррупция — неизбежное зло, сталкивались с ней лично или через знакомых и родственников — больше 50. Больше половины студенческой молодежи готовы дать взятку преподавателю, чтобы успешно сдать экзамен. Коррупция, существующая в вузах, всего лишь капля воды, в которой отражается ситуация в обществе в целом. Учебный стандарт третьего поколения немногим отличается от предыдущего в области чтения курсов по деловой или профессиональной этике. Это означает, что не только практически, но и теоретически — через обучение, современное высшее образование не способно повлиять на этическое и нравственное развитие будущего специалиста или руководителя. Решение может быть найдено, как это традиционно было принято в России, через обучение «лучшим практикам» из-за рубежа.
Образовательные инновации для формирования современной деловой этики. Под инновациями стратегии понимаются качественные изменения системы образования, ее моделей и механизмов их реализации для достижения долгосрочных целей. В рамках международного образовательного сотрудничества СПбГУЭФ1 применяются следующие инновационные стратегии:
— подготовка по программам двойного диплома;
— импорт образовательных услуг (привлечение профессорско-преподавательского состава из-за рубежа);
— экспорт образовательных услуг (преподавание российского профессорско-преподавательского состава за рубежом, обучение иностранных студентов в российских вузах);
— интеграция вузов с профессиональными сообществами.
Под инновациями продукта (услуги) понимается создание
и распространение новых образовательных программ, отвечающих потребностям инновационной экономики, основанной на знаниях, а именно:
— разработка интегрированных образовательных программ на основе образовательных и профессиональных стандартов;
— включение в образовательную программу инновационных курсов;
— включение предпринимательских идей в содержание курсов;
— создание современного контента учебно-методических материалов.
К числу инновационных технологий, успешно применяемых в рамках программ двойных дипломов СПбГУЭФ2 можно отнести: преподавание на иностранном языке; профессорско-преподавательский состав из России и Европы; мастер-классы, видеоконференции, кейсы, тренинги, открытые лекции практиков и профессоров, круглые столы; педагогическая платформа Доке-ос; Adobe Connect—единый рабочий стол; научные студенческие конференции на иностранном языке; внедрение тематических ресурсных центров (создание сети единомышленников, функция накопления информации (закрытой и открытой); участие и проведение образовательных выставок, создание презентационных буклетов программ, и многое другое.
Международные образовательные программы двойных дипломов СПбГУЭФ, которые вуз реализует уже более 15 лет, являются программами с инновационными технологиями.
Во-первых, потому, что само понятие «программы двойного диплома» относится к инновационному явлению в системе высшего профессионального образования. Во-вторых, факт обучения на иностранном языке, в группах, где учатся студенты из различных стран, по учебному плану, составленному командами профессоров двух и более стран, завершающийся получением двух национальных государственных дипломов магистерского уровня, даже в современных условиях не является обыденностью для большинства вузов России. В-третьих, тезис о формировании единой деловой культуры в рамках обучения на программах двойного диплома обусловлен тем, что учебные планы программ двойных дипломов включают в себя такие дисциплины как: «Менеджмент межкультурных коммуникаций», «Стратегическое управление человеческими ресурсами», «Международная бизнес-этика и корпоративная социальная ответственность», «Международные кейс-стадиз», «Международные корпоративные организации», «Социальная ответственность компаний», «Трудовые отношения и коллективные переговоры в Европе», «Взаимодействие компаний и общественных организаций в международной среде», и др.
В результате, выпускники программ двойных дипломов обладают особым набором общекультурных и профессиональных компетенций. В составе общекультурных компетенций выделим умение сотрудничать в межкультурных командах, улучшенное знание делового английского языка. Состав особых, сформированных при обучении на программах двойных дипломов, профессиональных компетенций — это и наличие социальных компетенций, базирующихся на знании различных деловых культур и опыте межличностного кросс-культурного взаимодействия, и
способность учитывать межкультурные аспекты при формировании организационной структуры компании, действующей на международном рынке, понимать взаимное влияние организационной структуры, корпоративной культуры и национальной культуры. В итоге, сохраняя национальные особенности и приобретая опыт межкультурной коммуникации, у выпускников формируется новая деловая и профессиональная этика, основными чертами которой выступают честность, ответственность, порядочность, трудолюбие, самостоятельность, целеполагание и целеустремленность, экологичность принимаемых решений и т.д.
Международные совместные программы в рамках бакалавриата и магистратуры, стажировки студентов в разных странах мира оказывают неоценимое влияние на развитие морали и представлений российских студентов о нормах поведения в учебе и бизнесе. Списывание на экзаменах и компиляция без цитирования в дипломных и курсовых работах, бывшие нормой во вчерашней России и искореняемые в сегодняшней, в западных странах преследуются строго. Ответственность за собственные знания, судьбу, профессиональный рост, уровень жизни лежит на самом студенте. До тех пор, пока сила денег будет влиятельнее честных и моральных решений, доверие и открытость, о которых мечтают наши деловые партнеры из западных стран, останутся лишь идеалом или мечтой. Необходимы не только изменения в стандартах обучения, требуется коренное изменение в повседневных стандартах поведения преподавателей, администрации и студентов. И тогда можно надеяться на дальнейшее развитие автономной этики в российском деловом и профессиональном сообществе, да и в обществе в целом. Признавая все положительные моменты фундаментального российского образования, имеющего оригинальные, высококачественные программы, отметим, что программы двойных дипломов способствуют его развитию и признанию.
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
2 Подробнее см. www.miep.finec.ru
О СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ
инновационной инфраструктуры с участием
ВУЗОВ В российской ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ 1)
Е.Е. Досужева,
аспирант кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск) dosuzheva@gmail.com
О.Л. Лямзин,
доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск), кандидат экономических наук oll@fb.nstu.ru
Первая часть стать, посвящена основным тенденциям формирования и развития инновационных инфраструктур образовательных учреждений высшего профессионального образования. Приведены основные формы научно-производственной интеграции на базе вузов. Также авторами рассмотрены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур вузов — победителей открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, научно-производственная интеграция, инновационная экономика.
УДК 334.758.6 ББК 65.292
Одним из значимых направлений повышения эффек- заций, реализующих отдельные этапы инновационных циклов. тивности национального инновационного процесса является Отработанность стратегических и тактических аспектов такой обеспечение интеграции различных его участников, органи- интеграции, во многом определяет как количество и качество