Международные образовательные программы двойных дипломов СПбГУЭФ, которые вуз реализует уже более 15 лет, являются программами с инновационными технологиями.
Во-первых, потому, что само понятие «программы двойного диплома» относится к инновационному явлению в системе высшего профессионального образования. Во-вторых, факт обучения на иностранном языке, в группах, где учатся студенты из различных стран, по учебному плану, составленному командами профессоров двух и более стран, завершающийся получением двух национальных государственных дипломов магистерского уровня, даже в современных условиях не является обыденностью для большинства вузов России. В-третьих, тезис о формировании единой деловой культуры в рамках обучения на программах двойного диплома обусловлен тем, что учебные планы программ двойных дипломов включают в себя такие дисциплины как: «Менеджмент межкультурных коммуникаций», «Стратегическое управление человеческими ресурсами», «Международная бизнес-этика и корпоративная социальная ответственность», «Международные кейс-стадиз», «Международные корпоративные организации», «Социальная ответственность компаний», «Трудовые отношения и коллективные переговоры в Европе», «Взаимодействие компаний и общественных организаций в международной среде», и др.
В результате, выпускники программ двойных дипломов обладают особым набором общекультурных и профессиональных компетенций. В составе общекультурных компетенций выделим умение сотрудничать в межкультурных командах, улучшенное знание делового английского языка. Состав особых, сформированных при обучении на программах двойных дипломов, профессиональных компетенций — это и наличие социальных компетенций, базирующихся на знании различных деловых культур и опыте межличностного кросс-культурного взаимодействия, и
способность учитывать межкультурные аспекты при формировании организационной структуры компании, действующей на международном рынке, понимать взаимное влияние организационной структуры, корпоративной культуры и национальной культуры. В итоге, сохраняя национальные особенности и приобретая опыт межкультурной коммуникации, у выпускников формируется новая деловая и профессиональная этика, основными чертами которой выступают честность, ответственность, порядочность, трудолюбие, самостоятельность, целеполагание и целеустремленность, экологичность принимаемых решений и т.д.
Международные совместные программы в рамках бакалавриата и магистратуры, стажировки студентов в разных странах мира оказывают неоценимое влияние на развитие морали и представлений российских студентов о нормах поведения в учебе и бизнесе. Списывание на экзаменах и компиляция без цитирования в дипломных и курсовых работах, бывшие нормой во вчерашней России и искореняемые в сегодняшней, в западных странах преследуются строго. Ответственность за собственные знания, судьбу, профессиональный рост, уровень жизни лежит на самом студенте. До тех пор, пока сила денег будет влиятельнее честных и моральных решений, доверие и открытость, о которых мечтают наши деловые партнеры из западных стран, останутся лишь идеалом или мечтой. Необходимы не только изменения в стандартах обучения, требуется коренное изменение в повседневных стандартах поведения преподавателей, администрации и студентов. И тогда можно надеяться на дальнейшее развитие автономной этики в российском деловом и профессиональном сообществе, да и в обществе в целом. Признавая все положительные моменты фундаментального российского образования, имеющего оригинальные, высококачественные программы, отметим, что программы двойных дипломов способствуют его развитию и признанию.
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
2 Подробнее см. www.miep.finec.ru
о современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием ВУЗОВ В российской ФЕДЕРАЦИИ (НАСТЬ 1)
Е.Е. Досужева,
аспирант кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск) dosuzheva@gmail.com
О.Л. Лямзин,
доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск), кандидат экономических наук oll@fb.nstu.ru
Первая часть стать, посвящена основным тенденциям формирования и развития инновационных инфраструктур образовательных учреждений высшего профессионального образования. Приведены основные формы научно-производственной интеграции на базе вузов. Также авторами рассмотрены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур вузов — победителей открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, научно-производственная интеграция, инновационная экономика.
УДК 334.758.6 ББК 65.292
Одним из значимых направлений повышения эффек- заций, реализующих отдельные этапы инновационных циклов.
тивности национального инновационного процесса является Отработанность стратегических и тактических аспектов такой
обеспечение интеграции различных его участников, органи- интеграции, во многом определяет как количество и качество
инновационного результата, так и минимизацию времени на прохождение его от идейной до овеществленной стадии.
Необходимо отметить, что важнейшую роль в формировании эффективных интегрированных инновационных структур призваны играть крупные научно-образовательные учреждения.
В настоящее время на базе активного участия российских ВУЗов организуются и апробируются различные формы и схемы научно-производственной интеграции. Так, наиболее известны сегодня учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), учебно-научно-производственные комплексы (УНПК), научные парки, а также и другие варианты формирования инновационных структур. Рассмотрим их более подробно.
В работе В.С. Кортова, С.В. Кортова и С.В. Устелемова дается определение УНИК как «формы организации высшего учебного заведения независимо от его отраслевой принадлежности, обеспечивающей конкурентоспособность предлагаемых образовательных, научно-технических и производственных услуг в долгосрочной перспективе на территориальном, российском и международном рынках на основе анализа и удовлетворения требований потребителей, единства образовательного, научного, научно-технического и инновационного процессов и формирования основы для инновационного развития региона» [7]. В структуру УНИК обычно входят ВУЗы, малые и средние инновационные предприятия, чаще всего формирующиеся на базе ВУЗов, венчурный фонд для финансирования инновационной деятельности УНИК, а также бизнес-инкубаторы, студенческие инкубаторы и технологические инкубаторы, оказывающие содействие в разработке инновационной продукции. Инновационной продукцией УНИК являются новые специальности и направления для подготовки и переподготовки кадров, опытные образцы новых материалов, новые технологии, наукоемкая продукция. В основные задачи УНИК входит [2] создание новых образовательных продуктов, повышение качества образования, увеличение инновационного потенциала ВУЗа, развитие научного потенциала элементов структуры УНИК, привлечение молодых специалистов и студентов к научно-исследовательской и инновационной деятельности. Финансирование деятельности УНИК [4] осуществляется не только венчурным фондом, но также бюджетными источниками, международными и внебюджетными фондами поддержки инновационной деятельности и банковскими кредитами. В настоящее время формирование учебно-научно-инновационных комплексов активно осуществляется
во многих университетах России таких, как, например, ПГТУ (Пермь), БГУ (Белгород), ДВГТУ (Владивосток), АГТУ (Барнаул), ТРТУ (Таганрог), ТУСУР (Томск), СГТУ (Саратов), НИЯУ МИФИ (Москва), УГТУ — УПИ (Екатеринбург).
Учебно-научно-производственные комплексы представляют собой форму объединения образовательного, научно-технического и производственного секторов экономики. Основной функцией УНПК является координация учебных программ для подготовки специалистов, способных работать с новыми технологиями, разрабатываемыми научно-производственным комплексом. В состав УНПК могут входить школы, профессионально-технические училища, колледжи, НИИ, ВУЗы, производственные структуры различных форм организации. В зависимости от организаций входящих в состав УНПК, его структура может выглядеть как «ВУЗ — НИИ — промышленное предприятие», «Технический ВУЗ — промышленное предприятие» и так далее. Основными задачами, стоящими перед УНПК являются научное обеспечение отраслевых структур, подготовка и повышение квалификации специалистов, интеграция высшего образования, науки и производства с целью повышения эффективности использования потенциала организаций, входящих в состав комплекса. Для решения этих задач УНПК проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разрабатывает планы научноисследовательских работ, контролирует их выполнение и решает вопросы о финансировании отдельных направлений научно-исследовательской деятельности, планирует учебный процесс в соответствии с планами подготовки специалистов по актуальным направлениям, направляет преподавателей в организации для повышения квалификации специалистов, привлекает работников промышленных предприятий в учебные заведения УНПК на повышение квалификации, способствует трудоустройству студентов и выпускников в организациях входящих в структуру УНПК. УНПК формируются на базе таких ВУЗов, как УГТУ (Орел), НГУ (Великий Новгород), МФТИ (Москва). Финансирование их инновационной деятельности происходит не только из бюджетных и фондовых средств, но также из прибыли от реализации инновационных продуктов и услуг [5].
Научный парк представляет собой объединение субъектов хозяйствования, сформированное по принципу соединения потенциалов образования, науки, производства и бизнеса путем координации инновационных проектов научного парка его участниками [1]. В состав научного парка входят подразделе-
Рис. 1. Инновационная инфраструктура ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ»
ния, кафедры и лаборатории ВУЗа, научные, технологические и учебные организации, научно-исследовательские институты, технопарки, бизнес-инкубаторы, а также малые и средние инновационные предприятия, осуществляющие кадровое, правовое, финансовое обеспечение и поддержку инновационной деятельности научного парка. В рамках деятельности научного парка осуществляется укрепление кадрового потенциала ВУЗов, совместная реализация инновационных и научно-исследовательских проектов, совершенствование образовательных методик, разработка и исполнение консалтинговых услуг, издательская деятельность, организация культурно-просветительской деятельности, разработка новых социальных проектов [6]. Наиболее известными в России являются научный парк «Измайлово» на базе МЭИ (Москва) и научный парк МГУ (Москва).
В целях развития инновационной сферы, формирования успешного взаимодействия среди образовательных учреждений и предприятий, содействия организации хозяйственных субъектов, создаваемых в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Федерального закона № 25 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [12] реализуется национальная поддержка становления инновационной инфраструктуры, в том числе содействие малому инновационному бизнесу, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Правительство Российской Федерации 9 апреля 2010 года официально одобрило постановление №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [9]. Постановлением обозначена поддержка развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений за счет бюджетных средств в 2010 г. в размере 3 млрд. рублей, в 2011 г. — 2 млрд рублей и в 2012 г. — 3 млрд рублей. Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования реализовывается на базе конкурсного отбора проектов развития инновационной инфраструктуры. На осуществление проекта развития инновационной инфраструктуры выделяются бюджетные средства на срок до 3 лет с объемом финансирования до 50 млн рублей в год.
Победителями открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства федеральных образовательных учреждений в 2010 г. стали такие вузы, как Иркутский государственный технический университет, ЮжноУральский государственный университет и Кемеровский го-
сударственный университет. Рассмотрим подробнее их цели, задачи и реализуемые проекты развития инновационной инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура ФГБОУ ВПО «Южно-Уральского государственного университета» (НИУ) [10] выглядит следующим образом (см. рис. 1).
Основными целями программы развития инновационной инфраструктуры Южно-Уральского государственного университета через создание структур управления, консалтинга и маркетинга инновационных проектов является:
• проведение маркетинговых исследований в области технологий и инновационных продуктов, разрабатываемых на базе Университета;
• расширение сотрудничества Университета с промышленными предприятиями Южного Урала;
• формирование системы трансфера результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Университету;
• привлечение финансовых и информационных ресурсов в инновационную сферу;
• расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования;
• обеспечение наличия нормативно-методических материалов по маркетинговой деятельности;
• участие в подготовке предложений по повышению квалификации студентов, аспирантов и сотрудников Университета и сотрудников Обществ в области продвижения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности РИД.
Для достижения вышеперечисленных целей были поставлены следующие задачи:
• осуществление работ, связанных с правовой охраной созданных в Университете РИД в РФ и за рубежом;
• осуществление патентно-информационных работ и исследований по обоснованию принимаемых в Университете решений в отношении РИД;
• нормативно-методическое обеспечение работы Университета и Обществ по созданию и коммерциализации РИД;
• инвентаризация и учет РИД;
• осуществление работ по коммерческому использованию принадлежащих Университету и Обществам прав на РИД;
• анализ состояния изобретательской и патентно-лицензионной работы в университете;
Рис. 2. Схема управления инновационной инфраструктурой КемГУ
Учебно-научнопроизводственные центры и лаборатории
(21 центр)
Предприятия Наукоемкого бизнеса
(19 предприятий)
Ґ N
^-Структуры
(12 центров)
ч /
Ґ \
Региональные
Инновационные
Структуры
(8 центров)
\ )
<-
<■
Рис. 3. Инновационная инфраструктура НИ ИрГТУ
• осуществление мероприятий по развитию и стимулированию научно-технического творчества;
• выполнение информационно-аналитических обзоров по приоритетным направлениям развития с целью выявления перспективных тем для реализации их в форме инновационных проектов;
• инициирование НИР и ОКР для получения результатов интеллектуальной деятельности и их последующей коммерциализации;
• осуществление мероприятий по развитию и стимулированию научно-технического творчества;
• организация и проведение круглых столов, тренингов, семинаров, школ по инновационным тематикам.
Одержав победу в открытом конкурсе по поддержке развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений КемГУ поставил перед собой цель сформировать инновационную среду в Кемеровском государственном университете за счет развития объектов инновационной инфраструктуры, создания и развития малых инновационных компаний, совершенствования системы охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки высококвалифицированных кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, освоения опыта ведущих зарубежных университетов и привлечения иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий [3]. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• развитие объектов инновационной инфраструктуры КемГУ;
• создание хозяйственных обществ в соответствии с ФЗ-217;
• укрепление материально-технической базы университетского научно-инновационного комплекса;
• совершенствование системы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;
• разработка и реализация программ повышения квалификации ППС в сфере инновационного менеджмента;
• разработка и реализация дисциплин по инновационному менеджменту для основных образовательных программ естественнонаучных факультетов;
• стажировка работников, ответственных за развитие инновационной деятельности, в иностранных университетах;
• усиление взаимодействия КемГУ с промышленными предприятиями региона по оказанию им услуг научно-инновационной направленности.
В результате осуществления программы формирования инновационной среды в Кемеровском государственном университете будет сформирована инновационная инфраструктура КемГУ представленная ниже (Рис. 2).
В настоящее время среди форм научно-производственной интеграции в мире одной из наиболее популярных является так называемая модель «тройной спирали» [13, 14], в которой ведущую роль в триаде «наука-власть-бизнес» играют университеты, разрабатывающие новые идеи и государство всеми силами стимулирует инновационную деятельность в них.
КемГУ как классический вуз в инновационной области решает в Кузбассе триединую задачу, следуя модели «тройной спирали»:
• развивает свою научно-учебно-инновационную инфраструктуру, делясь опытом с другими вузами региона;
• налаживает взаимовыгодные связи с властью и бизнесом.
Целью программы развития Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета является переход на передовые конкурентоспособные позиции по приоритетным направлениям развития в мировом научнообразовательном пространстве [11]. Для достижения этой цели в инновационную инфраструктуру НИ ИрГТУ входят:
1. Лаборатории и кафедры НИ ИрГТУ: создание и адаптация технологий и разработок по приоритетным направлениям науки и техники и по заказам предприятий.
2. Центры коллективного пользования уникальным научным оборудованием НИ ИрГТУ для научных организаций и промышленных компаний.
3. Технопарк ИрГТУ: создание и развитие инновационного бизнеса.
4. Бизнес-инкубатор ИрГТУ: предоставление помещений, консультационных услуг и офисного оборудования для молодых инновационных компаний.
5. Байкальский центр трансфера технологий ИрГТУ: поддержка инновационных проектов предприятий и организаций Иркутской области по коммерциализации интеллектуальной собственности.
6. Региональная школа инновационного менеджмента ИрГТУ: подготовка высококвалифицированных менеджеров, включая услуги коучинг-центра по венчурному предпринимательству.
Инновационная инфраструктура Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета схематически изображена на рис.3.
Ярким примером научно-производственной интеграции является сотрудничество между Дальневосточным Федеральным Университетом и открытым акционерным обществом «Приморские лесопромышленники» [8]. Основными эффектами от реализации проекта по строительству и запуску домостроительного комбината в целях рационального природопользования и энергосбережения станет:
• создание новых рабочих мест в области деревянного малоэтажного домостроения;
ОАО
«Приморские
лесопромыш-
ленники»
А
!=>
Договор на выполнение НИОКТР по проекту
План-график работ
<=■
■=>
Результаты
НТО (ТУ, ТИ)
Опытные образцы
Спец. оборудование
ДВФУ
Проектные
НИОКТР
\7
НОЦ «Деревянное инновационное домостроение» (ОКБ)
Институт архитектуры и дизайна
Институт экономики и управления
Строительный институт
Институт механики автоматики и передовых
технологий
Рис. 4. Структура кооперации исполнителен
• создание условий и инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса на рынке деревянного домостроения Приморского края;
• вывод на рынок новой наукоемкой продукции с высокими конкурентными преимуществами (комплексные проекты на основе собственной архитектурной системы, реализующие концепции «таунхаусов» и урбанизированных деревень, включая все инфраструктурные решения; готовая линейка домов разных типов и т.д.);
• создание условий для занятости студентов и аспирантов реальной работой в будущей профессиональной сфере. Повышение качества подготовки студентов, сокращение периода адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности;
• достижение нового технологического уровня в области малоэтажного домостроения и, как следствие, качественно новые услуги и продукты в этой области;
• удовлетворение потребностей Дальневосточного региона в строительстве малоэтажного жилья;
Схема взаимодействия Дальневосточного Федерального Университета и ОАО «Приморские лесопромышленники» выглядит следующим образом (рис. 4):
В первой части статьи авторами были рассмотрены основные типы научно-производственной интеграции вузов на базе инноваций. Также приведены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур высших учебных заведений. Остальные инновационные инфраструктуры, формируемые вузами-победителями открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры, а также анализ многоотраслевого характера научно-производственной интеграции в форме инновационной интегрированной структуры будут представлены авторами во второй части статьи «О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов, в Российской Федерации».
Литература
1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. — М.: Институт Научной Информации по Общественным Наукам РАН, 2005. — 148 с.
2. Атоян В.Р., Коваль А.А., Яблонская Е.Г. Учебно-научно-инновационный комплекс — как перспективная форма организации образовательной, научной и инновационной деятельности в учреждениях высшей школы России // Инновации. — 2001. — №1-2.
3. Афанасьев К.Е., Силинин А.В., Шадрин А.В. Задачи инновационного развития КемГУ [Электронный ресурс]. URL: http://science. kemsu.ru/files.aspx?id=7710 (Дата обращения: 21.12.2011).
4. Богданович Б.Ю., Голотюк О.Н., Петровский А.Н., Попов Ю.А., Тулинов Б.М., Чучкин В.И. Формирование учебно-научно-инновационного комплекса МИФИ. Научная сессия МИФИ-2001. Сб. науч. тр. — М.: Типография МИФИ. — 2001. Т.11. — С.10-15.
5. Голенков В.А., Степанов Ю.С. Управление качеством образовательно-научной деятельности на основе создания учебно-научно-производственных комплексов // Управление общественными и экономическими системами. — Орел: ОрГТУ. — 2003. — №1.
6. Демидова И.Д., Иванов С.А. и другие. Наука, образование, бизнес: векторы взаимодействия в современном обществе. Коллективная монография / Под ред. И.Д. Демидовой, В.Н. Мининой, М.В. Рубцовой. — СПб: Скифия-принт. — 2008. — 288 с.
7. Кортов В.С., Кортов С.В., Устелемов С.В Уральский государственный технический университет на пути создания учебно-научноинновационного комплекса (УНИК) / Екатеринбург // Университетское управление: практика и анализ. — 2001. — № 3. — С. 36-41.
8. Организация высокотехнологичного инновационного производства деревянных зданий и сооружений [Электронный ресурс]. URL: http://invest.primorsky.ru/invest/index.php?option=com_content&view=article&id=377:2011-04-18-22-47-07 (Дата обращения: 21.12.2011).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219, «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
10. Программа «Развитие инновационной инфраструктуры Южно-Уральского государственного университета через создание структур управления, консалтинга и маркетинга инновационных проектов» [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.susu. ru (Дата обращения: 21.12.2011).
11. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» на 2010 — 2019 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/ru/nru/about/ program.html (Дата обращения: 21.12.2011).
12. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №35. — Ст. 4135.
13. Etzkowitz, H., Leydesdorf, L. The dynamics of innovation: from National Systems and «Mode 2’» to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy, 29, 2000, 109-123 pp.
14. Universities in the Global Knowledge Economy: A Triple Helix of University-Industry-Government Relations / ed. by Etzkowitz, H., and Leydesdorff L., — London: Cassell Academic, 1997.