ВОПРОСЫ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Е. М. Барвинская,
МОУ ДОД Детская школа искусств № 1 г. Липецка
Аннотация. В статье раскрываются представления автора об оптимальном возрасте, стиле вокальной музыки и технике пения для начала занятий вокалом; описываются методы работы с детьми, имеющими голоса большой природной силы и возможностей; дается характеристика основополагающих положений вокально-педагогической работы в свете физиологических и психологических особенностей детей.
Ключевые слова: влияние пения на здоровье, целесообразность академической постановки голоса, методы работы с детскими голосами.
Summary. The article gives the author's view on optimal age, style of vocal music and vocal technique in the beginning of vocal training; it describes the methods of work with the vocally-gifted children (the voices ofgreat inborn strength and capacity); the article also gives the characteristics for the conceptual issues of vocal training within physiological and psychological peculiarities of children.
Keywords: the effects ofsingingon health, expediency ofacademic voice-training, methods of work with the children's voices.
124
Традиция работы с детскими голосами имеет многовековую историю. Однако вопрос вокально-педагогической работы с детьми и подростками до настоящего времени остаётся спорным. В то время как некоторые педагоги-вокалисты (А. С. Яковлева, В. С. Зайцева) считают невозможной работу над постановкой голоса до подросткового возраста, другие (Ф. Ф. Заседателев, Н. Тепляко-ва) утверждают, что успешное обучение возможно только после 20 лет.
Более обоснованной представляется первая из указанных позиций, согласно которой чем раньше начинать работать над постановкой голоса, тем
успешнее будет процесс обучения, выше вокально-исполнительский уровень ученика. Весомым аргументом в пользу занятий вокалом с детьми и подростками является положительное влияние, которое оказывает пение на физиологию и психологию поющего человека. Звуки окружающего мира, случайный звуковой мусор, намеренные звуковые манипуляции оказывают на нас сильное влияние. Дисгармоничные звуки разрушительно действуют на мозг и организм человека. Эффект свободного, резонансного пения имеет высокий уровень результативности в аспекте нейтрализации негативного звукового воздействия. На данных ис-
следований влияния пения на здоровье человека основан метод вокалотера-пии, обладающий высокой терапевтической эффективностью (Ф. Барраке, С. В. Шушарджан).
Пение — серьёзная аэробная деятельность (работает всё тело от макушки до пяток). Поющие люди лучше выглядят, цвет лица у них свежее, а спина — прямее. По статистике оперные артисты и хористы живут как минимум на 15 лет дольше представителей других профессий. Пение приводит в равновесие вегетативную нервную систему, помогает справляться со стрессом и нервным напряжением, активизирует деятельность головного мозга (улучшается память), активизирует кровоток в малом круге кровообращения, снижает артериальное давление, укрепляет стенки кровеносных сосудов, нормализует сердцебиение, кровообращение, благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и лимфоузлы; повышает местный иммунитет, снижает восприимчивость к простудным заболеваниям, заменяет дыхательную гимнастику, очищает дыхательные пути, способствует развитию лёгких, грудной клетки.
Микробиологические исследования подтвердили, что большинство бактерий погибает под воздействием мощного звукового резонанса [7]. Австралийские медики практикуют пение как помощь в улучшении состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов [6]. Американские врачи выдвинули гипотезу, что вокал — отличная профилактика заболеваний мозга [9, с. 12]. Йоги и физиотерапевты используют техники, связанные с пением, для того чтобы расслабить тело — в процессе пения генерируются эндорфины, что
позволяет ослабить напряжение, повысить защитные функции организма и снизить болевой порог [7]. Разработаны методики, лечащие от заикания и помогающие улучшить дикцию посредством пения [1].
Основная причина такого воздействия пения на человеческий организм — вибрация. Как известно, звук только на 15% уходит во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны передается внутренним органам, что создаёт эффект вибрационного массажа.
Кроме чисто медицинских показаний, занятия вокалом можно рекомендовать как средство для повышения успеваемости и социальной адаптации. Пение развивает активное внимание и обостряет умственную работу. Занимающиеся пением дети получают больше «пятерок» по другим учебным предметам, лучше выполняют различные школьные тесты; у них лучше развиты речь, мышление и координация, лучше иммунная система; они здоровее и эмоционально более уравновешены [12]. По данным исследования израильских ученых (Уни- 125 верситет им. Д. Бен-Гуриона), у детей, часто певших и хлопавших в ладоши, оказались лучше развиты навыки социальной адаптации и моторика; они лучше и разборчивее писали, делали в письменных заданиях гораздо меньше ошибок и опечаток; для них уменьшался риск дислексии, дисграфии и дис-калькулии (проблем с арифметикой). При этом учёные отмечают, что с точки зрения развития детей наиболее необходимо пение в возрасте с 6 до 10 лет [10]. Учитывая актуализацию внедрения в учебно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий вопрос, можно ли работать
с голосами детей и подростков, следует решить положительно.
Второй вопрос: в каком стиле вокальной музыки целесообразнее работать? Популярность эстрады среди детей и подростков оказывает значительное влияние на выбор педагогом репертуара. Однако достоверно установлено, что классическая музыка благотворно влияет на живой организм, а некоторые современные музыкальные стили оказывают разрушающее действие. Поэтому, выбирая репертуар, педагог должен анализировать произведения не только с точки зрения их актуальности, педагогической ценности, но и с точки зрения влияния, которое исполнение данных произведений может оказать на психическое и физическое здоровье ученика. Нельзя забывать, что, кроме вокально-технической направленности, произведение имеет эмоциональную, художественную, образную, психологическую, воспитывающую, развивающую грани. Задача педагога подобрать репертуарные произведения с учётом индивидуальных возмож-12В ностей, потребностей и вкуса ученика так, чтобы работа над ними позволила достичь максимального результата и всестороннего развития.
Решая вопрос, в какой технике петь, есть смысл прислушаться к мнению профессионалов, которые считают, что академическая постановка голоса даёт возможность работать и в фольклорном стиле, и на эстраде, а вот исполнители других стилей не имеют возможности использовать какие-либо ещё манеры пения. Происходит это потому, что методика академической постановки голоса является наиболее разработанной, первой научно обоснованной методикой и поло-
жена в основу более поздних методик постановки голоса для исполнения музыки эстрадного и других жанров [5].
На начальном этапе работа с голосами должна опираться на академические методы и приёмы, так как они направлены на развитие вокального слуха и навыков управления мышцами голосообразующего аппарата, что впоследствии позволяет координировать работу голоса в соответствии с заданным звучанием. Выбор исполнительского стиля возможен только после сформированности основных голосовых умений и навыков.
Любые направления вокальной подготовки должны быть основаны на методиках начального этапа академической постановки голоса. Такой подход обусловлен тем обстоятельством, что при формировании вокальных умений и навыков происходит вмешательство в физиологию, психологию и функциональную работу внутренних мышц голосообразующего аппарата (артикуляционного, голосового, дыхательного аппаратов). Приобретённые в процессе работы мышечные стереотипы имеют высокую степень устойчивости. Следовательно, академические требования к процессу и результату вокального развития на начальном этапе обучения следует выполнять неукоснительно, независимо от степени одарённости, природных голосовых данных ученика, его возраста и выбранного исполнительского стиля. Коррекция традиционных направлений постановки голоса допускается только в выборе уровня сложности приобретаемых умений и навыков. Форсирование процесса обучения за счёт изменения поэтапности, постепенности и комплексности неизменно приводит к отсутствию конечного положительного результата.
Ещё один вопрос, который встаёт перед педагогами, работающими с детьми и подростками, и который должен быть решён положительно: имеет ли смысл обучать детей с малыми природно-голосовыми данными? Помимо приобретения голосовых умений и навыков, занятия вокалом (как было сказано выше) способствуют укреплению физического здоровья, развивают память, внимание, воображение, силу воли и др. Пение, являясь функцией человеческого организма, может быть усовершенствовано при любом начальном (природном) уровне голосовых возможностей. Теория и практика постановки голоса показывает, что голос у человека, имеющего слабые вокальные данные, может быть усовершенствован, развит до уровня профессиональной работы (Л. Б. Дмитриев, Г. М. Ройзен). В зависимости от данных начинающего певца работа над развитием голоса может быть либо шлифовкой основных функций певческого аппарата, либо (при малых природных данных) нахождением, формированием и развитием новых координаций и приспособлений.
Особое значение имеет выбор методов работы с голосами большой природной силы и возможностей. Зачастую педагоги уделяют непростительно мало времени методам начального этапа постановки голоса и чисто технической работе, мотивируя это тем, что ученик и без кропотливой работы справляется с репертуарными произведениями. В данном случае нельзя забывать, что голоса учеников меняются вместе с физиологическими изменениями всего организма. Отсутствие базовых знаний, умений и навыков может отбросить ученика стар-
ших классов на несколько лет назад. Кроме того, чрезмерная эксплуатация и неверное функционирование красивого, сильного, но «необученного» голоса, как правило, приводит к непоправимым последствиям — приобретению неверных мышечно-слуховых координаций, переработке голоса и к функциональным нарушениям (а иногда и заболеваниям) голоса. В связи с этим преподаватель, работающий с детскими голосами, должен осознавать ответственность не только за успех концертно-конкурсной деятельности, но и за уровень «обученности» ученика и его здоровье.
В процессе вокально-педагогической деятельности необходимо учитывать особенности детской психологии и физиологии, которые вносят коррективы в общепринятые методики. Работа с детскими голосами требует особенного внимания и бережного отношения к их развитию, так как из-за несформированности голосового аппарата, неравномерности роста по физиологическим показателям, психологической мобильности дополнительные нагрузки, вызванные 127 занятиями по постановке голоса, концертные выступления (сопровождающиеся стрессовыми состояниями) могут оказать пагубное воздействие как на формирование и работу голо-сообразующего аппарата, так и на психику ребёнка.
Возрастной особенностью школьников является неравномерность развития организма во время роста, довольно высокое положение гортани, несформированность голосовых складок, быстрая утомляемость. Органы дыхания имеют следующие особенности: носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у детей сравнительно
128
узки и покрыты нежной слизистой оболочкой. Дети не в состоянии брать глубокий вдох, что ограничивает силу голоса. Меньшая жизненная ёмкость лёгких ребёнка требует большей частоты дыхания. Поэтому не рекомендуется отдельно и целенаправленно работать над постановкой вокального дыхания с учениками младшего и среднего школьного возраста. Свободное и естественное дыхание в сочетании с эмоционально-художественными задачами, как правило, дает хороший результат в процессе приобретения навыков певческого дыхания.
Для детских голосов в той или иной степени характерны раскоорди-нированность работы голосового и слухового аппаратов, отсутствие вибрато, малая сила голоса, использование при голосообразовании фальцет-ного механизма. Чаще всего на годы обучения в школе приходится и мутационный период. Занимаясь с такими учениками, педагог должен быть внимательным и осторожным. (Методика работы с голосами в период мутации довольно широко освещена в литературе по музыкальному образованию.) Кроме того, существуют возрастные особенности психологического характера: быстрая потеря внимания и интереса к производимым действиям, упражнениям и часто исполняемому произведению; эмоциональная подвижность; кратковременность активизации мыслительных процессов и концентрации внимания; предпочтение игры учебной деятельности; боязнь ответственности сольного выступления. Все эти объективные причины не позволяют форсировать формирование вокальных умений и навыков детей и подростков, давать полную голосовую, физическую и психологическую нагрузку растущему организму.
Подводя итоги сказанному, отметим, что специфика вокального образования позволяет говорить о том, что наряду с постановкой голоса процесс обучения оказывает положительное влияние на многие физиологические и психологические сферы, на развитие и здоровье учащихся. Однако стремление педагога неоправданно ускорить тот или иной процесс может не только затормозить профессиональный вокальный рост ученика, но и нанести вред его здоровью. Рациональное дозирование, постепенность и регулярность, посильность ставящихся задач, правильное их решение, прочное усвоение и только потом переход к более сложному материалу — условия планомерного, гармоничного и результативного вокального развития.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андронова Л. З., Арутюнян М. А, Александровская А. С. О влиянии пения на заикание // Дефектология. — 1987. — № 4.
2. Барраке Ф. Самоисцеление голосом. — М.: Столица-Принт, 2007.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 1968.
4. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса. — М.: URSS, 2011.
5. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. — М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, 2008.
6. О пользе пения (по материалам Новокузнецкого вокального семинара, 2002 г.). — Kastaliya.nard.ru, 2002.
7. Обертональное пение. — Сс^тойзгат. ucoz.ru
8. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ- стрель, Транзиткнига, 2005.
9. Пение полезно для здоровья. — Medicinform.net
10. Петь и хлопать в ладоши полезно для здоровья. — Med.israelinfo.ru
11. Ройзен Г. М. Особенности формирования певца — артиста оперетты: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1977.
12. Самбурская А. Музыка и мозг ребёнка. — Svitanokstudia.ucoz.ua
13. Шушарджан С. В. Опыт применения во-калотерапии в клинике внутренних болезней. — СПб.: Медиц. технологии, 1995.
14. Яковлева А. С. Искусство пения. — М.: Изд. дом «ИнформБюро», 2007.
129