ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УДК 78
ВОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТ «А» ДО «Я» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.И. Белоусенко1), И.Ф. Стародубцева2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры
1)е-шаИ: [email protected]
2)е-шаП: тпакигек @ yndeks .ги
Данная статья концентрирует внимание преподавательский состав, как среднеобразовательных, так и специализированных учреждений среднего профессионального и высшего образования, где изучается такой предмет, как « вокал» на возникающие проблемы и их устранение в процессе обучения.
Ключевые слова: вокал, образование, голос, диапазон, репертуар, методика, жанр, профессиональные способности.
После рождения ребенка и достижения его школьного возраста в каждой семье перед родителями возникают проблемы в выборе приоритетного направления своего чада в профессиональной ориентации. Многие родители, бросаясь из крайности в крайность и путем проб и ошибок, пытаются найти нужную нишу своему сыну или дочери. Приход ребенка в первый класс не является панацеей для определения его выбора будущей профессии. Завышенные требования к школьникам в общеобразовательном цикле, зачастую отодвигают на задний план их природные, профессиональные способности. Задача родителей - не упустить момент, когда у ребенка проявляется повышенный интерес, наклонности к тому или иному виду искусства: к пению, игре на инструментах, к танцам, к театральному творчеству, оригинальному жанру. Хотелось бы акцентировать внимание, как родителей, так и преподавательский состав, что в начальный период формирования у ребенка художественного вкуса, важно не упустить возможность привести, направить его к творческому источнику, который в будущем станет его основной направляющей его жизненной позиции. Рекомендуем особенное внимание обратить на вокальные
способности подростков, а родителям организовать встречу - консультацию своего сына или дочери с педагогами по вокалу в детской школе искусств или детской музыкальной школе. Очень часто бывает так, что природные, уникальные данные ребенка остаются незамеченными, невостребованными долгое время. Именно педагог-вокалист может правильно решить, к какому берегу такому ученику причалить. Если рассматривать отношение педагогического состава любого дошкольного учреждения не только к воспитательному процессу ребят, но и их заинтересованность, любовь к музыке и пению, здесь необходимо уделить особое внимание к детям обладающих хорошими, вокальными данными. Если педагогу удаётся найти «подходящие экземпляры», важно этих ребят влюбить в процесс пения, так как это является гарантией дальнейшего профильного обучения на протяжении долгих лет. Процедура влюблённости в вокал, сама по себе, не решаема, конечный результат полностью зависит от профессиональной подготовки самого педагога, насколько он, как мастер владеет голосом и может быть примером для подражания для своего ученика, поскольку они очень часто копируют в хорошем смысле этого слова своих кумиров.
Хотелось бы сориентировать молодых, начинающих педагогов на процедуру подбора учебного и концертного репертуара для своих учеников. Не рекомендую навязывать свою точку зрения без учёта заинтересованности самого исполнителя. Не исключаю, что у многих ребят есть любимые произведения, которые они хотели бы исполнять и если эта заинтересованность совпадает с мнением педагога, положительный результат в работе будет достигнут значительно быстрее. Если же происходит всё до «наоборот», сам процесс разучивания и усвоения материала предложенного педагогом, происходит значительно медленнее, сам интерес к произведению у ученика находится на низком уровне.
Может возникнуть вопрос: «Почему необходима помощь именно этого педагога, а не учителя музыки среднеобразовательной школы?»
Вся беда в том, что должность учителя музыки и пения в школах -отсутствует. Есть должность учителя музыки, которую зачастую занимают музыканты-инструменталисты. Такой педагог может прекрасно владеть музыкальным инструментом, но не владеть вокальной методикой. Это, во-первых, а во-вторых в школьные программы не заложено изучение основ академического вокала, который является базисом в вокальном образовании. То есть, это знакомство ребенка с такими понятиями, как звукообразование, звуковедение, вокальное дыхание, позиция, регистровое пение, дикция, артикуляция и т.п. В среднеобразовательных школах дети поют на основе своих природных данных. Не везде и не всегда «гудошников» отделяют от ребят имеющих подаренный им природой музыкальный слух. Перед такими коллективами художественной самодеятельности ставятся задачи, где на первом месте стоит массовость и очень редко - качество. С большим сожалением, но можно констатировать тот факт, что цикл эстетического воспитания, в основе которого лежит не только изобразительное искусство и музыка, но и пение, далеко не на высоком уровне в общеобразовательных школах РФ. Произошло массовое переключение на «минусовки и плюсовки» и ребята на уроках музыки и дополнительного образования перестали слушать живую музыку, знакомиться с основами отечественной и зарубежной вокальной классики. Но бывает и такое, что эти уроки используются для других целей. Если взять среднее профессиональное образование, то там тоже не все в порядке с учебными программами и стандартами. В недалеком прошлом выпускники школ после 9 класса могли поступать в музыкально-педагогические училища, и продолжать учебу можно было в музыкально-
педагогических институтах или факультетах при педагогических университетах. С развалом СССР развалилась одна из лучших образовательных систем в мире. Оптимизации, усечение, сокращение учебных нагрузок, «рождение» новых учебных стандартов, спускаемых министерством образования, не могут способствовать качественному образовательному процессу.
Ежегодно занимаясь профориетационной работой среди выпускников школ и колледжей, приходим к удручающему выводу, что с каждым годом все меньше желающих продолжать учебу на поле вокального искусства и если производим наборы, то в основном за счет выпускников детских музыкальных школ и детских школ искусств. В эти учреждения приходят и заканчивают те ребята, которые растут в семьях, где, прежде всего, родительский интерес к музыке и пению - на высоком уровне. Привитая любовь к пению, делает ребенка коммуникабельным в общении, как с детьми, так и взрослыми, формируется художественный вкус ко всему прекрасному, развивается понятие о патриотизме, любви к родине.
Что происходит в специализированных вузах министерства образования, где изучается вокал? Складывается впечатление, что новые учебные стандарты, которые поступают из министерства на факультеты музыкального творчества в вузы РФ, составляют специалисты, не имеющие никакого отношения не к музыке, не к пению. Выражаю эту точку зрения на том основании, что на кафедрах музыкального образования, которые готовят учителей музыки и пения для общеобразовательных школ и педагогических колледжей, в учебных программах отсутствует методика преподавания пения. Студенты, проходя курс обучения, довольствуются только той информацией, которую получают в устной форме от педагогов по сольному пению на индивидуальных и практических занятиях. Теоретический материал по вокалу отсутствует, что отрицательно влияет на процесс самоподготовки студента. После выпуска, приходя в школы и занимая должности учителей музыки, такие учителя занимаются в основном пением на уроках музыки, но рассказать, научить ребят как правильно петь не могут, потому что отсутствует и соответствующая литература методическая и даже конспекты по методике.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что введена оптимизация министерством просвещения во все сферы образовательного процесса, и низкая зарплата учителей дошкольного и школьного образования, отрицательно повлияла и продолжает влиять на развитие умственных, творческих индивидуальных способностей детей, во всех образовательных учреждениях РФ. В таком случае необходимо положиться на профессиональный опыт преподавательского состава профильных дисциплин, в том числе и вокал, на их профессиональную подготовку и тесное взаимодействие с родительским составом, которые, прежде всего, наиболее заинтересованы в продвинутости своих детей от «А» и до» Я».
Список литературы
1. Федоренко Е. Уроки музыки // Интернет ресурс www.pianolady.ru.
2. Быть здоровым легко // Интернет ресурс Vahe-zdorovye.ru.
3. Вокальная школа Петербургской консерватории // Страницы истории; С-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова; Вокальный факультет, 2008.
VOCAL EDUCATION FROM «A» TO «Z» IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
M.I. Belousenko1), I.F. Starodubtseva2)
^Belgorod state institute of arts and culture
1)e-mail: [email protected]
2)e-mail: irinakursk@ yandex.ru
This article focuses teaching staff as secondary, and specialized secondary vocational and higher education, where we study a subject called "vocal" on emerging issues and addressing them in the learning process.
Keywords: Vocal education, voice, range, repertoire, technique, genre, professional ability.