УДК 343 ББК 67.4
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10165 © В.А. Шестак, Н.В. Шестак, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ ТРАНСПЛАНТАЦИЮ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ
Виктор Анатольевич Шестак,
профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики,
доктор юридических наук, доцент МГИМО МИД России (119454, Москва, проспект Вернадского, д. 76)
E-mail: [email protected];
Никита Викторович Шестак, магистр 2-го года обучения кафедры биотехнологии и промышленной фармации РТУ МИРЭА (ИТХТ им. М.В. Ломоносова) (l19571, Москва, Проспект Вернадского, д. 86)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В современных условиях трансплантация является не только наиболее действенным, но и подчас единственным способом лечения многих болезней. Вместе с тем, процедуры пересадки органов и тканей в настоящее время не имеют достаточного правового регулирования, в том числе в странах Европейского союза. Авторами исследуются вопросы юридической регламентации рассматриваемой деятельности, в том числе в уголовно-правовом аспекте, на примере законодательства Королевства Испания.
Ключевые слова: правовое регулирование, уголовная ответственность, преступления, уголовный закон, Королевство Испания, медицина, трансплантация, ксенотрансплантация, трансплантология, пересадка органов и тканей, донор, реципиент, гистосов-местимость, система антигенов, биотехнология.
ISSUES OF CRIMINAL LIABILITY FOR ILLEGAL TRANSPLANTATION OF ORGANS AND TISSUES ON THE EXAMPLE OF MODERN LEGISLATION OF THE KINGDOM OF SPAIN
Victor A. Shestak,
Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology,
Doctor of Law, Associate Professor MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (119454, Moscow, prospekt Vernadskogo, d. 76);
Nikita V. Shestak,
Master of the 2 nd year of study of the Department of Biotechnology and Industrial Pharmacy RTU MIREA (ITCT named after M.V. Lomonosov) (119571, Moscow, prospekt Vernadskogo, d. 86)
Abstract. In modern conditions, transplantation is not only the most effective, but sometimes the only way to treat many diseases. However, organ and tissue transplant procedures currently do not have sufficient legal regulation, including in the countries of the European Union. The authors study the issues of legal regulation of the activity in question, including in the criminal law aspect, using the legislation of the Kingdom of Spain as an example.
Keywords: legal regulation, criminal liability, crimes, criminal law, the Kingdom of Spain, the medicine, transplantation, xenotransplantation, transplantology, organ and tissue transplantation, donor, recipient, histocompatibility, antigen system, biotechnology.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Шестак В.А., Шестак Н.В. Вопросы уголовной ответственности за незаконную трансплантацию органов и тканей на примере современного законодательства Королевства Испания. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):213-8.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (далее — ВОЗ) в 2017 г. в США было произведено 35 582 пересадки почек, сердца, легких, печени, поджелудочной железы и тонкого кишечника, в Китае — 16 687, во Франции — 6 111, а в Ис-
пании — 5 261 [14]. Однако в трансплантационной медицине существует ряд проблем, существенно ограничивающих ее возможности. Во-первых, это недостаточность количества донорского материала относительно пациентов, которым необходима
пересадка того или иного органа. Это приводит к тому, что многие пациенты умирают, так и не дождавшись требуемого им донорского органа. Во-вторых, для посмертного донорства проблемой является ограниченность промежутка времени, в течение которого возможно провести операцию по пересадке органа или ткани. Это связано с тем, что после смерти в организме донора накапливаются продукты распада отмерших клеток и органы теряют свою пригодность для трансплантации. Кроме того, надо учитывать, что донор и реципиент редко оказываются в одном лечебном учреждении, а значит, требуется изъятие и доставка донорского органа до реципиента (особенно в случае невозможности оперативного перемещения последнего). При этом, время трансплантационной пригодности изъятого органа при соблюдении специальных условий для его сохранения варьируется для различных органов и составляет от нескольких часов до нескольких суток.
Основной проблемой при трансплантации органов является проблема совместимости донорского органа и организма реципиента. Каждый организм старается уничтожить все чужеродное, что в него попадает: от небольших молекул (например, лекарственных веществ) до крупных клеточных агломератов (например, донорских органов). Идеальный вариант при трансплантации органов возможен в том случае, если иммунная система реципиента не видит разницы между своими и пересаживаемыми клетками (в частности, при изогенном (трансплантация между однояйцевыми близнецами) или сингенном (трансплантация между родственниками первой линии родства) типе аллогенной трансплантации1, или при аутогенной трансплантации тканей самого реципиента — пересадка части крупного сосуда при аортокоронарном шунтировании).
Рассмотренные варианты трансплантации доступны не всем пациентам и не для всех органов, поэтому активно применяют неродственную алло-генную трансплантацию (отсутствует генетическое родство между донором и реципиентом). Для этого донора и реципиента проверяют на гистосовмести-
1 Аллогенная трансплантация — вид трансплантации, который проводится в пределах одного биологического вида (от человека человеку, в эксперименте, между животными одного вида).
мость по эритроцитарной системе антигенов АВ0 и мультиаллельной системе антигенов главного комплекса гистосовместимости, исторически для человека называемых лейкоцитарными антигенами HLA (Human Leucocyte Antigen). По системе АВ0 оптимально полное совпадение донора и реципиента, однако допускается трансплантация органа по определенным правилам при несовпадении по системе АВ0. По комплексу антигенов HLA донор и реципиент должны совпадать не менее, чем по пяти из шести основных антигенов данной системы. Несовпадение по 2 антигенам из 6 не исключает возможность трансплантации, однако существенно повышает риск отторжения трансплантата, несовпадение по 3 и более антигенам делает трансплантацию между данной парой донор-реципиент невозможной в принципе. Кроме того, любой вид трансплантации для приживаемости пересаживаемого органа даже от идеально подходящего донора требует высокой степени иммуносупрессии организма реципиента, повышающейся при неполном антигенном совпадении донорского органа и организма реципиента.
Несомненно, достижения медицины и ее активное влияние на жизнедеятельность человека нуждаются в подробной правовой регламентации [7, с. 131]. Для развития трансплантологии необходимо наличие исчерпывающей законодательной базы. Именно данным аспектом обусловлено создание многочисленных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы трансплантации органов и тканей человека.
На международном уровне трансплантация регулируется рядом документов. Основные требования к проведению данной процедуры устанавливают Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов (далее — Руководящие принципы ВОЗ) [4]. В данном документе, во-первых, закрепляется обязательность получения согласия донора на пересадку тканей или органов. Следует отметить, что существуют «презумпция несогласия» («opting in») и «презумпция согласия» («opting (or contracting) out»). Первая нашла применение в США и Великобритании, подразумевает наличие недвусмысленно выраженного прижизненного согласия донора на изъятие его органов и тканей [5, c. 361]. Если же
донором не было выражено ни положительного, ни отрицательного отношения к проведению данной процедуры, допускается трансплантация с согласия члена семьи. Вторая применяется в Австрии, Бельгии и предполагает возможность трансплантации при отсутствии возражения донора, зафиксированного в официальном документе [8, с. 36]. Во-вторых, Руководящие принципы ВОЗ провозглашают запрет участия врачей, удостоверяющих факт смерти донора, в процедуре изъятия у него органов и тканей. Кроме того, в соответствии с положениями данного документа, предоставление донором органов и тканей должно производиться только на безвозмездной основе, запрещается рекламирование необходимости проведения пересадки органов и тканей с целью получения денежного вознаграждения.
Особое внимание в Руководящих принципах ВОЗ уделяется вопросу трансплантации органов и тканей несовершеннолетних. Несмотря на запрет проведения данной процедуры с участием лиц, не достигших совершеннолетия, существуют некоторые исключения. В частности, возможна трансплантация органов и тканей несовершеннолетнего лица для семейного донорства регенерирующих клеток при отсутствии подходящего совершеннолетнего донора, а также пересадка почки у однояйцевых близнецов.
Регулирование вопросов трансплантологии осуществляется не только международными документами, но и внутренним законодательством государств. Так, Закон Испании о трансплантации [15], являющийся составной частью Медицинского кодекса Испании [11], устанавливает определенные требования к проведению данной процедуры. Условиями проведения трансплантации органов живого человека являются: совершеннолетие и вменяемость донора; его информированность о последствиях проведения трансплантации; наличие свободного информированного согласия донора в письменной форме; документ о проведении пересадки органа, подписанный врачом; информированность реципиента о возможных последствиях и рисках пересадки органов и тканей; письменное согласие реципиента или его законных представителей на проведение трансплантации; анонимность реципиента. Также законодательство Испании за-
крепляет условие: операция по изъятию трансплантата может быть проведена не ранее, чем через 24 часа с момента получения письменного согласия донора [2, с. 88]. Кроме того, Королевским Указом 426/1980 [17] установлено: трансплантация может производиться исключительно в специализированных медицинских учреждениях, обладающих необходимым оборудованием. Медицинский персонал должен иметь соответствующую квалификацию.
Законодательством Королевства Испании отдельно закреплены требования к проведению трансплантации органов умерших. Во-первых, пересадка возможна лишь после констатации смерти, основанной на наличии необратимых повреждений мозга, несовместимых с жизнью. Во-вторых, документ, констатирующий смерть, должен быть подписан тремя врачами, ни один из которых не имеет права принимать участие в последующей пересадке органов. В-третьих, трансплантация возможна лишь при отсутствии несогласия лица на изъятие органов, выраженного им при жизни.
Вместе с тем существует проблема нелегальной трансплантологии. Понятие незаконного отбора органов вводится Конвенцией Совета Европы против торговли человеческими органами [3]. Согласно данному документу, пересадка органов и тканей признается незаконной, если: отсутствует свободное информированное согласие донора на проведение пересадки; в возмещение органа или ткани донором была получена финансовая выгода; финансовая выгода была получена третьим лицом. Согласно конвенции, при определении санкций за конкретное преступление в сфере трансплантологии должны быть учтены следующие отягчающие обстоятельства: причинение потерпевшему смерти или причинение существенного вреда его здоровью; злоупотребление должностным положением; совершение преступления в составе преступной организации; судимость за аналогичное преступление; совершение преступления против ребенка или иного особенно уязвимого лица. Каждая сторона конвенции обязана принять законодательные меры для квалификации вышеупомянутых деяний как уголовных преступлений в соответствии с внутренним законодательством.
О недопустимости извлечения материальной выгоды из процесса трансплантации также гово-
рится в Стамбульской декларации о трансплантационном туризме и торговле органами [6] (далее — Стамбульской декларации), согласно требованиям которой запрещены: торговля органами; формы рекламы с целью купли-продажи органов; любая деятельность, направленная на коммерциализацию трансплантологии. Кроме того, в Стамбульской декларации вводится понятие трансплантационного туризма — поездки с целью трансплантации, характеризующейся наличием трансплантационного коммерциализма или торговли органами, а также призывает страны признать данное явление незаконным. Исследователями выделяются четыре разновидности трансплантационного туризма: поездку донора в страну реципиента, поездку реципиента в страну донора, перемещение как донора, и реципиента в другую страну, при условии, что оба они граждане одного государства, а также перемещение донора и реципиента в другую страну при условии, что они являются гражданами разных государств [13, с. 38].
Пример трансплантационного туризма известен и в Испании. Так, в 2008 году Оскар Гарай отправился в Китай для проведения процедуры по пересадке почки с неизвестным происхождением. Важным является то, что Гарай заплатил 130 тыс. евро за трансплантацию. Однако он не понес наказания, так как на тот момент не была установлена ответственность за данное деяние. Данный случай знаменателен тем, что именно после него в Уголовный кодекс Испании была внесена статья, устанавливающая ответственность за торговлю органами [12].
Согласно ст. 156 Уголовного кодекса Испании [10], под торговлей органами понимается: незаконное изъятие органов человека; хранение, транспортировка, экспорт и импорт нелегально извлеченных органов; использование незаконно извлеченных органов человека. Под незаконным изъятием, в свою очередь, подразумевается изъятие органов без прижизненного согласия донора, выраженного в письменной форме; трансплантация органов умершего лица, противоречащая требованиям Закона о трансплантации, а также изъятие органов человека с последующим получением взятки или вознаграждения. При этом возмещение лицу расходов, связанных с проведением транс-
плантации, не противоречит закону. Квалифицирующими признаками вышеупомянутого преступления являются: угроза причинения тяжкого вреда здоровью человека; несовершеннолетие потерпевшего, а также его беспомощность в силу возраста, заболевания; совершение преступления лицом с использованием служебных полномочий; совершение преступление в составе организованной группы. Следует отметить, что субъектами уголовной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам также относится сам реципиент, согласившийся на проведение трансплантации, зная о незаконном изъятии органа у донора.
В отдельных случаях за торговлю человеческими органами может быть назначена пробация (libertad vigilada) — помещение лица под надзор представителя органа государственной власти. Она не отменяет тюремного заключения и применяется в случае, если лицо было привлечено к ответственности за торговлю органами: супруга, супруги; лица находящегося в тесных эмоциональных отношениях с осужденным; детей, родных и сводных братьев сестер, а также братьев, сестер супруга или супруги; лиц, находящихся под опекой осужденного; лиц с ограниченными возможностями, находящихся в специальных государственных центрах и учреждениях.
Несмотря на достаточно детальную регламентацию вопросов трансплантологии, в законодательстве Испании до сих пор остаются пробелы, противоречия и коллизии, создающие возможность развития незаконной трансплантологии. Во-первых, на законодательном уровне не закреплен полный перечень органов, являющихся объектами трансплантации. Во-вторых, в Уголовном кодексе Испании говорится исключительно о трансплантологии органов человека. Вместе с тем не устанавливается уголовная ответственность за торговлю тканями человека и различными физиологическими жидкостями организма. А также отсутствует уголовная ответственность за заражение различными инфекциями и заболеваниями, способными к передаче от донора реципиенту при проведении трансплантации (в частности, венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, гепатит B и С, бледная трипонема и др., в том числе несвязанные напрямую с пере-
саживаемым органом (к примеру, онкологические заболевания)), что лишает и донора, и реципиента правовых гарантий безопасности.
Вышеназванные проблемы указывают на определенные недостатки функционирования правовой системы Испании. Для оптимизации ее действия существует общественная потребность устранения ее пробелов. Это является приоритетной задачей королевства. Однако для решения проблемы нелегальной трансплантологии в Испании недостаточно устранить лакуны законодательства. Добиться полного уничтожения торговли органами можно лишь путем искоренения причин ее возникновения. Руководитель программы трансплантации ВОЗ Хосе Нуньес относит к последним нехватку донорского материала (несмотря на то, что в 2018 году было использовано рекордное количество донорских органов — 5 316) [16], а также обнищание отдельных слоев населения, для которых продажа органов порой является единственным способом выживания [9]. По его мнению, для решения проблемы нехватки органов необходимо усовершенствовать методы лечения различных заболеваний, а также увеличить их доступность широким слоям населения, что, несомненно, уменьшит количество людей, нуждающихся в донорских органах. Кроме того, существует возможность проведения процедуры трансплантации органов животных, известной как ксенотрансплантация. Выделяются несколько видов данной процедуры: пересадка органа животного происхождения; пересадка клеток и тканей животного происхождения; циркуляция крови человека через орган животного с целью создания клеток на искусственной основе; удаление человеческих клеток из организма, введение их в контакт с клетками животного с целью их дальнейшего помещения в организм человека [1]. Развиваются новые направления в данной области, например, трансфузия эритроцитов (красных кровяных телец) от генетически модифицированных свиней [18, с. 7—17].
К сожалению, последствия ксенотрансплан-тации недостаточно изучены. Основной проблемой является совместимость донорского органа с организмом реципиента. Если при пересадке органов от одного человека к другому при проверке донора и реципиента на гистосовместимость по
эритроцитарной системе антигенов АВ0 и муль-тиаллельной системе антигенов лейкоцитов HLA (антигены гистосовместимости) обнаруживается их совместимость (при отсутствии иных причин, препятствующих донорству), то шансы на успешное приживление донорского органа высоки. В то время как пересадка органа из животного запускает множественные механизмы избавления от чужеродных клеток (основанные на клеточном иммунитете и циркулирующих антителах), что приводит в лучшем случае только к отторжению трансплантата, а в худшем — к смерти реципиента. Также неизвестна возможная роль клеток ксенотрансплантата (в случае его успешного приживления) в приобретении, развитии, диагностировании и лечении разнообразных заболеваний человека, как в приживленном органе, так и в организме в целом, в том числе с позиции возможного развития онкологических заболеваний. Кроме того, существует высокая степень риска передачи зоонозов1 (в том числе, зооантропо-нозов2) различной этиологии от доноров животных человеку-рецепиенту. Именно поэтому данная процедура пока не применяется на территории Испании, однако проводятся активные исследования в данной области.
Литература
1. Всемирная организация здравоохранения. Электронный ресурс. URL: https://www. who.int/ transplantation/xeno/ru/ (дата обращения: 18.04.2019).
2. Ильяшенко А.В. Правовое регулирование органов и тканей человека в европейских странах / А.В. Ильяшенко // Труды Академии управления МВД России. Журнал. 2014. № 1 (29).
3. Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами ETS № 216 (Сантьяго-де-Компостела, 25.03.2015). Электронный ресурс. URL: https://base.garant.ru/71221344/1b93c1 34b90c6071b4dc3f495464b753/ (дата обращения: 18.04.2019).
1 Зооноз — группа инфекционных и паразитарных заболеваний, возбудители которых паразитируют в организме определенных видов животных, и для которых животные являются естественным резервуаром.
2 Зооантропонозы или антропозоонозы — группа инфекционных инвазивных болезней, общих для животных и человека различной этиологии (сибирская язва, сап, бруцеллез, туберкулез, бешенство, ящур, лептоспироз, трипаносомоз, эхинококкоз).
4. Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов 1991 г. (в ред. 2008 г.). Электронный ресурс. URL: https://www.who.int/transplantation/Guiding_ PrinciplesTransplantation_WHA63.22ru.pdf (дата обращения 18.04.2019).
5. Савощикова Е.В. Биоэтика в трансплантологии — защита права человека на жизнь / Е.В. Са-вощикова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015.
6. Стамбульская декларация о трансплантационном туризме и торговле органами. Электронный ресурс. URL: http://transpl.ru/files/npa/ stambul_ skaya_deklaraciya.pdf (дата обращения 18.04.2019).
7. Фабрика Т.А. Ответственность за незаконную трансплантацию человеческих органов и (или) тканей в зарубежном и российском законодательствах / Т.А. Фабрика // Вестник Челябинского государственного университета. 2005.
8. Чжао А.В. От истории к современным реалиям трансплантации органов в России / А.В. Чжао // Трансплантология. 2014.
9. Alberola P. El turismo de trasplantes se aprovecha de personas vulnerables que venden sus visceras para sobrevivir. Электронный ресурс. URL: https://www.laopinioncoruna.es/ contraportada/2018/04/03/trasplantar-organos-animales-cerdos-opcion/1277824.html (дата обращения 18.04.2019).
10. Código Penal y legislación complementaria. Электронный ресурс. URL: https://www.boe.es/ legislacion/codigos/codigo.php?id=038_Codigo_ Penal_y_legislacion_complementaria&modo=1 (дата обращения 18.04.2019).
11. Código Sanitario. Selección y ordenación:María José Aguado Abad. Электронный ресурс. URL: https://www.boe.es/legislacion/codigos/ codigo. php?id=084_Codigo_Sanitario&modo=1 (дата обращения 18.04.2019).
12. Echevarría B. Un hígado por 130.000 euros. Электронный ресурс. URL: https://elpais.com/ diario/2010/03/14/domingo/1268542353_850215.html (дата обращения 18.04.2019).
13. García L. Trasplantes ilegles y trasplantes criminales. / L.Garcia // Organización medica collegial de España. 2017. № 33.
14. Global Observatry on Donation and Transplantation. Электронный ресурс. URL: http:// www.transplant-observatory.org/ (дата обращения 18.04.2019).
15. Ley 30/1979, de 27 de octubre, sobre extracción y trasplante de órganos. Электронный ресурс. URL: https://www.boe.es/buscar/doc. php?id=BOE-A-1979-26445 (дата обращения 18.04.2019).
16. Quintáns J.M. En las entrañas de un trasplante. Электронный ресурс. URL: https://elpais.com/ sociedad/2019/02/04/actualidad/1549308961_373444. html (дата обращения 18.04.2019).
17. Real Decreto 426/1980, de 22 de febrero, por el que se desarrolla la Ley 30/1979, de 27 de octubre, sobre Extracción y Trasplante de Organos. Электронный ресурс. URL: https://www.boe.es/buscar/ doc.php?id=B0E-A-1980-5627 (дата обращения 18.04.2019).
18. Smood B. et al. Blood Reviews Genetically-engineered pigs as sources for clinical red blood cell transfusion: What pathobiological barriers need to be overcome ? // Blood Rev. Elsevier, 2019. Vol. 35.