2.2. ВОПРОСЫ ЦЕРКОВНОГО УСТРОЙСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.Д. ГРАДОВСКОГО И СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В РОССИИ
Данилов Н.Ф., к.и.н., профессор Курганский пограничный институт ФСБ России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. Вопросы формы и содержания государственноправовых явлений относятся к числу содержательных характеристик государствоведения и правоведения. В статье представлены взгляды одного из ведущих специалистов по истории и теории государства и права в России во второй половине Х1Х века А.Д. Гоадовского. Автор анализирует идеи А.Д. Гоадовского через призму современного понимания в юридической литературе понятий “форма государства”, форма права", “источники права". При этом источники права современной России рассматриваются с точки зрения закрепления основных прав и свобод человека и гражданина в нормативно-правовых актах Российской Федерации и их гарантированности.
Ключевые слова: Градовский, форма государства, форма права, источники права, форма правления, закон, подзаконные акты, свобода слова, свобода вероисповедания, гарантированность прав.
Религиозная жизнь проявляется не только в форме невидимых, внутренних отношений отдельного человека к Богу. Она выражается в форме общения массы людей, связанных единством веры, т.е. в общении церковном. Формы церкви как установления общественные неизбежно подчиняются законам исторического разнообразия, составляют часть форм жизни общественной вообще, находятся в связи с особенностями целых рас и даже отдельных народов.
Коренные основы церковного устройства жизни, по мнению А.Д. Градовского, неизбежно и неотразимо влияют на весь строй общественной и политической жизни. Развитие отдельных типов государства находятся в теснейшей связи с формами церковного быта по многим причинам. Как показывает опыт истории, церковное общество слагается раньше общества политического и светского, поэтому в церкви вырабатываются основные общественные идеалы каждой народности. Светское общество и государство развиваются первоначально под руководством церкви, из нее заимствуют свои верховные начала. Впоследствии светское государство эмансипируется из-под церковной опеки, но эта эмансипация более внешняя, чем внутренняя. Разбирая начала отдельного государственного строя, мы легко можем определить из какого церковного типа они вышли. Так, например, подчеркивает Градовский, мы можем назвать Францию католическим государством, не потому только, что большинство французов католики, но потому, что формы этого государства остаются верны формам католицизма. Мы можем сказать здесь нечто похожее на парадокс для людей, невольно знакомых с духом разных государственных учреждений, но совершенно понятное для людей, знающих дело. Общество и государство остаются верны церковному типу,
из которого они вышли, даже тогда, когда они впадают в неверие, т.е. отказываются от религии. (6,348)
С этой точки зрения, анализируя религиозные полемики славянофилов, А.Д.Градовский сопоставляет понятия «авторитет» и «истина». Смысл этих слов ясен: верующая совесть отдельного человека относится к церкви, и Богу, к Христу не как к авторитету, т.е. внешней, принудительной силе, а как к истине. Авторитет предписывает верования и требует себе подчинения; он выдает себя за признак истины, за такой признак, без которого истина не может быть истиною. Стало быть, авторитет предполагает не непосредственное отношение к истине и не непосредственное ее познание, а внешнее ей подчинение через повиновение установленному авторитету. Поэтому авторитет убивает свободу веры или, лучше сказать саму веру, ибо вера есть свободное движение человеческого духа, такое же свободное, как сама мысль. Христос не сказал: повинуйтесь мне, но веруйте в меня; он не сказал, подчиняйтесь моим словам, но познайте истину, и истина сделает вас свободными. (7,32). Когда ученики, еще
несовершенно проникшиеся духом нового учения, просили у него позволения низвести огонь на город, не принявший их, он сказал: «не знаете, какого вы духа» (8,55).
Церковь, по словам Градовского, верует в единого, невидимого главу своего; она верует затем, что воля этого невидимого главы выражается в согласном убеждении всех верующих, т.е. соборных постановлениях и церковном поведении. Поэтому в нашем символе веры помещены слова: «верую в соборную церковь» из этого конечно не следует, чтобы церковь не возлагала отправления разных обрядов, совершения таинства и обязанностей поучения на отдельных лиц. Но эти лица не становятся властями, т.е. их слова не становятся церковною истиною. Если церковь признает внешний авторитет (как это сделала римско-католическая церковь), каждое слово этого авторитета будет обязательно для всей церкви. Не подчиняться этому властному слову - значит отпасть от церкви, сделаться раскольником, еретиком. Так случилось с благородными людьми, не признавшими нелепого догмата папской непогрешимости (6,350). Протестантство отвергло внешнее принуждение в католической форме, но изобрело другое. Протестантская церковь, если она может называться этим именем, стала под защиту светской власти; католицизм во времена своего могущества был господствующей религией, т.е. заставлял государство служить своим целям, ставил себя выше государства. Протестантство, победившее врага при содействии светской власти, вошло в государство, усиленно создало из себя часть государственных учреждений, стало государственной церковью (6,357).
В России до 1917 года государственной являлась Русская православная церковь. Другие религии и церкви христианского и иных исповеданий (католическая, лютеранская, мусульманская, иудейская, буддийская и некоторые другие) рассматривались законом только как терпимые. Остальные, довольно многочисленные, религиозные направления, течения и толки главным образом христианского вероучения, называемые чаще всего сектами, подвергались гонениям, их приверженцы преследовались.
Для современных светских государств наиболее прогрессивной формой их взаимоотношений с церковью является отделение церкви от государства. При этом под светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государст-
Данилов Н.Ф.
Вопросы церковного устройства
венной религии и ни одного из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Религия, ее каноны и догмы, а также религиозные объединения, существующие в таком государстве, не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.
Закрепляя светский характер Российского государства, Конституция России (статья 14) раскрывает это положение следующим образом:
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви. (9,195).
Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом и является Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях».
Согласно этому закону религиозное объединение -добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное для совместного исповедания и распространения веры, в целях осуществления права граждан на свободу вероисповеданий.
Конституционное заключение светского государства отнюдь не означает умаление или ущемление свободы вероисповедания. Это право, в соответствии со статьей 28 Конституции РФ, означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением.
Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее «свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору».
С учетом этих общепризнанных положений Федеральным законом о свободе и о религиозных объединениях конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в частности, запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к религии может послужить в некоторых случаях
поводом для дискриминации со стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Гражданин РФ, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане РФ равны перед законом во всех областях жизни независимо от их религиозной принадлежности.
Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, умышленным оскорблением чувств граждан, пропагандой религиозного превосходства, повреждением имущества, преследуется в соответствии с законом. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и т.д.
В соответствии с п.п. «В» и «О» ст. 71 и ст. 76 Конституции РФ законодатель, вправе урегулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государственной регистрации, определить содержание правоспособности религиозных объединений.
При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение ст. 17(ч.1) Конституции РФ о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.
В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п.
Коренное изменение политики государства по отношению к религии, наблюдаемое в последние годы, воз-
рождает духовные силы России. Церкви возвращают храмы, религиозные ценности, восстанавливаются религиозные учебные заведения. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает конституционную норму, закрепляющий светский характер государства, особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.
В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.) Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также, в основном, не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства (4,127).
Кроме того, следует отметить, что в последнее время все чаще поднимается вопрос о проведении в школах закона Божьего или других религиозных дисциплин. С точки зрения действующего законодательства обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии.
Этот вопрос, на наш взгляд, можно решить различными способами, в том числе, путем организации в школах факультативных занятий для желающих, что не противоречит принципу свободы веры, а также путем формирования воскресных школ.
Разумеется, назначением религии всегда является выработка «смыслов» позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру (10,113).
Религиозные представления о социальном регулировании варьируются от утверждений, что все в поведении человека предопределено Божьей волей (роком, фатумом, судьбой), познание этой внешней предопределенности, следование ей - и есть цель, смысл человеческого существования, до признания, что человек, хотя и создан божественным началом, наделен свободой воли и сам выбирает свои дороги (действия, поступки), несет за них ответственность (5,294).
Но во всех религиозных системах, которые рассматриваются как основа социального регулирования, главным всегда признавалось следование нескольким важнейшим религиозным правилам (заповедям, законам, канонам, поучениям). Эти правила действительно составляли ядро всех религиозных систем, были однозначны, представляли своеобразное закрепление полезного социального опыта человечества, процессов
социализации. Речь идет о таких мудрых правилах, как «не убий», «не укради» и т.д., которые в виде запретов нашли свое закрепление и в уголовном законодательстве Российской Федерации и рассматриваются как преступления.
Таким образом, взаимодействие государства и церкви в современной России осуществляется на основе общих принципов правового государства и требований формирования гражданского общества.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. - М, 2005.
2. Международный пакт о гражданах и политических правах.
3. Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях».
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М,2005.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. -М,2000.
6. Градовский А.Д. Сочинения. Санкт-Петербург, 2001.
7. Евангелие от Иона. Новый завет. - М.1991.
8. Евангелие от Луки. Новый завет. - М.1991.
9. Козлов Е.И., Кутафий О.Е. Конституционное право России. - М,2004.
10. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. -М 1996.